Утверждаю

Первый заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации
М.И.СУХОДОЛЬСКИЙ

Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
П.А.ПОПОВ

Заместитель Министра
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
В.С.БЕЛОВ

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
Ю.П.СЕНТЮРИН

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ,
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
ЛЮДЕЙ, А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I. Общие положения

1. Методика проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений (далее - Методика) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 12 марта 2009 г. N Пр-567 и от 3 ноября 2009 г. N Пр-3021, а также пункта 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 августа 2009 г. N 6.

2. Настоящая Методика определяет основные показатели и критерии мониторинга состояния комплексной безопасности объектов, порядок сбора и обобщения сведений о состоянии комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений (далее - Объекты).

3. Методика направлена на формирование единых подходов при разработке технического задания на создание автоматизированной системы сбора, обобщения и анализа данных о состоянии комплексной безопасности объектов.

4. Основными целями мониторинга состояния комплексной безопасности объектов являются:

сокращение времени обнаружения возгораний и оповещения людей о пожаре, в том числе граждан, отнесенных к категории маломобильных групп населения, с помощью индивидуальных технических устройств оповещения;

обеспечение автоматизированного вызова сил подразделений федеральной противопожарной службы в случае возникновения пожара, в том числе по выделенным радиоканалам МЧС России;

профилактика правонарушений на объектах с массовым пребыванием людей;

обеспечение прав и законных интересов престарелых, инвалидов и детей;

своевременное принятие мер по обеспечению комплексной безопасности руководителями объектов, а также органами административной юрисдикции;

обеспечение актуальной информацией о развитии чрезвычайной ситуации (пожара) с целью своевременного определения путей эвакуации и спасения людей, а также первоочередных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (пожара);

сбор, хранение и передача статистической информации о состоянии комплексной безопасности объектов, в том числе о состоянии систем противопожарной защиты;

оказание организационно-методического содействия органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации мер по обеспечению комплексной безопасности организаций социального обслуживания, в которых пребывают дети, инвалиды и престарелые граждане;

создание условий для прозрачности, открытости и своевременного поступления указанных сведений.

5. Непосредственное проведение мониторинга состояния комплексной безопасности объектов осуществляется Едиными дежурно-диспетчерскими службами города (муниципального района) (далее - ЕДДС), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения и соцзащиты, органами местного самоуправления.

Актуализация сведений, подлежащих мониторингу, выполняется руководителями объектов.

6. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", а также центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по федеральным округам и главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляют накопление поступающей информации о состоянии комплексной безопасности объектов.

7. Организационно-методическое содействие в осуществлении мониторинга состояния комплексной безопасности объектов осуществляется Департаментом надзорной деятельности МЧС России и Научно-техническим управлением МЧС России совместно с соответствующими структурными подразделениями МВД России, Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России.

8. Работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов проводится на объектах, расположенных в городах: Казань, Уфа, Оренбург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Ставрополь, Липецк, Смоленск, Санкт-Петербург, а также иных городах и районах субъектов Российской Федерации, в которые в установленном МЧС России порядке поставляется программно-аппаратный комплекс мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, работающий по выделенным радиоканалам МЧС России и принятый на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 (далее - ПАК "Стрелец-Мониторинг").

9. Нормативное регулирование порядка организации сбора и формирования данных о состоянии комплексной безопасности объектов, совокупность мер реагирования оперативных и коммунальных служб, а также организаций, обслуживающих системы защиты здания (корпуса), осуществляется соответствующими положениями, утверждаемыми органами власти субъектов Российской Федерации в городах, в которых проводится работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов.

Указанные положения разрабатываются территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с настоящей Методикой и вносятся на утверждение в органы власти субъектов Российской Федерации.

10. В мониторинге состояния комплексной безопасности объектов также вправе принять участие организации независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами с массовым пребыванием людей, привлекаемые в рамках автоматизации системы сбора сведений, характеризующих состояние комплексной безопасности объектов.

11. По мере осуществления мониторинга состояния комплексной безопасности объектов могут вноситься предложения о расширении возможностей, порядке и формах использования положительных результатов работы, а также совершенствовании нормативно-правового регулирования в данной области.

II. Типы учреждений, в которых осуществляется мониторинг
текущего состояния их комплексной безопасности

12. Мониторинг состояния комплексной безопасности осуществляется в следующих основных типах учреждений:

а) Учреждения социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей:

дома-интернаты для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких престарелых, комплексные центры (при наличии отделений временного (постоянного) проживания);

детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (при наличии отделений временного (постоянного) проживания), центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей (при наличии отделений временного (постоянного) проживания), социальные приюты для детей и подростков (при наличии отделений временного (постоянного) проживания);

психоневрологические интернаты;

геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры;

социальные гостиницы, центры социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства, дома ночного пребывания, центры для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

б) Учреждения здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей:

дома ребенка;

хосписы;

дома сестринского ухода;

детские санатории, в т.ч. для детей с родителями, включая оздоровительные лагеря круглогодичного действия;

диспансеры, в том числе психоневрологические, наркологические, противотуберкулезные и др.;

стационары больниц.

в) Учреждения образования с круглосуточным пребыванием людей:

образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психо-педагогической и медико-социальной помощи, включая учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

кадетские школы-интернаты, школы-интернаты, созданные в помощь семье, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, детские сады с круглосуточным пребыванием детей;

специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с девиантным поведением.

г) Учреждения образования без круглосуточного пребывания людей включают:

образовательные учреждения дополнительного образования (дома пионеров, спортивные школы, дома молодежи и др.);

общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса, межшкольные учебные комбинаты и др.);

образовательные учреждения начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования;

образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья без круглосуточного пребывания людей.

13. Мониторинг состояния комплексной безопасности объектов может осуществляться и в отношении иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, сопряженных с ПАК "Стрелец-Мониторинг".

III. Основные критерии и показатели проведения мониторинга
состояния комплексной безопасности объектов

14. Мониторинг состояния комплексной безопасности объектов проводится по следующим критериям и показателям:

а) Численность граждан (пациентов) и персонала, проживающих в здании (корпусе) учреждения (организации). Для объектов образования без круглосуточного пребывания людей - численность обучающихся и персонала.

б) Автоматическая пожарная сигнализация в здании (в корпусе):

имеется;

отсутствует;

неисправна.

в) Тип автоматической пожарной сигнализации:

проводная;

беспроводная;

по радиоканалу МЧС России.

г) Охранная сигнализация в здании (в корпусе):

имеется;

отсутствует;

неисправна.

д) Кнопка (брелок) экстренного вызова милиции в здании (корпусе):

имеется;

отсутствует;

неисправна.

е) Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании (корпусе):

имеется;

отсутствует;

неисправна.

ж) Тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:

проводная;

беспроводная;

по радиоканалу МЧС России.

з) Наружное противопожарное водоснабжение здания (корпуса):

имеется;

отсутствует;

неисправно.

и) Внутреннее противопожарное водоснабжение здания (корпуса):

имеется;

отсутствует;

неисправно.

к) Вывод сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты в подразделение пожарной охраны в здании (корпусе):

имеется;

отсутствует;

неисправен.

л) Способ вывода сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты в подразделение пожарной охраны:

проводной;

беспроводной;

по радиоканалу МЧС России.

м) Количество срабатываний систем противопожарной защиты:

проводной, из них:

ложных;

беспроводной, из них:

ложных;

по радиоканалу МЧС России, из них:

ложных.

н) Прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны для здания (корпуса):

имеется;

отсутствует;

неисправна.

о) Обеспеченность персонала корпуса (здания) учреждения средствами индивидуальной защиты органов дыхания:

имеются;

отсутствуют;

обеспечены не в полном объеме.

п) Обеспеченность персонала корпуса (здания) учреждения носилками для эвакуации маломобильных пациентов:

имеются;

отсутствуют;

обеспечены не в полном объеме.

р) Текущее состояние здания (корпуса):

находится в исправном состоянии;

признано ветхим;

нуждается в реконструкции;

находится в аварийном состоянии.

с) Капитальное ограждение территории здания (каждого корпуса при размещении по разным адресам):

имеется;

отсутствует.

т) Наличие металлических входных дверей в здании (корпусе):

имеются;

отсутствуют.

у) Физическая охрана здания или каждого корпуса (частное охранное предприятие или отдел вневедомственной охраны):

имеется;

отсутствует.

ф) Видеонаблюдение территории и помещений для здания (корпуса):

имеется;

отсутствует.

х) Состояние эвакуационных путей и выходов в здании (корпусе):

соответствуют;

не соответствуют.

ц) Находится на расстоянии, не обеспечивающем своевременное прибытие ближайшего пожарного подразделения.

15. Показатели и соответствующие им критерии мониторинга состояния комплексной безопасности конкретного корпуса (здания) отражаются в паспорте комплексной безопасности учреждения.

16. Паспорт комплексной безопасности учреждения наряду с показателями и критериями мониторинга состояния комплексной безопасности объектов должен содержать следующую информацию:

а) Наименование учреждения (организации).

б) Форма собственности учреждения (организации):

федеральная собственность;

собственность субъекта Российской Федерации;

муниципальная собственность;

частная собственность;

иная форма собственности.

в) Организационно-правовая форма.

г) Адрес места нахождения юридического лица.

д) Фактический адрес нахождения здания (корпуса) с круглосуточным пребыванием людей (с ведением образовательного процесса), его наименование, контактный телефон.

е) Должность, Фамилия, Имя, Отчество руководителя учреждения (организации), а также филиалов при их наличии, контактные телефоны.

ж) Год постройки здания (корпуса).

з) Этажность здания (корпуса).

и) Дата проведенного последнего капитального ремонта (реконструкции) здания (корпуса).

17. Паспорта комплексной безопасности учреждений для удобства последующего обобщения целесообразно выполнять в формате "Microsoft Office Excel". При этом конкретные показатели в соответствующих графах паспорта комплексной безопасности учреждения для удобства последующего обобщения информации следует отражать цифрой "1".

18. Типовая форма паспорта комплексной безопасности учреждения приведена в приложении N 1.

IV. Порядок сбора и обобщения сведений о состоянии
комплексной безопасности учреждений

19. Сбор информации о состоянии комплексной безопасности учреждений, указанной в столбцах 7, 17, 21, 23, 25, 26 паспорта комплексной безопасности учреждения, и ее передача на ЕДДС осуществляется ежедневно в телефонном режиме не позднее 10 ч. 00 мин. местного времени руководителями данных учреждений либо специально уполномоченными ими должностными лицами.

20. Информация в столбцах 18, 22, 24 подлежит актуализации вышеуказанным способом 28 числа каждого месяца.

21. Информация в столбцах 2 - 6, 8 - 16, 19, 20, 27 - 32 паспорта комплексной безопасности учреждения подлежит актуализации вышеуказанным способом по мере изменения содержащихся в них данных.

22. Сведения о работоспособности автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, предусмотренные столбцами 17, 21 и 23 паспорта комплексной безопасности учреждения, допускается формировать посредством запроса информации с пунктов связи пожарных частей, полученной на основе данных ПАК "Стрелец-Мониторинг".

23. Не подлежит заполнению столбец 30 в паспортах комплексной безопасности учреждений образования без круглосуточного пребывания людей и учреждений, не подпадающих под типы объектов.

24. ЕДДС ежедневно актуализируют паспорта комплексной безопасности конкретных учреждений согласно представленной информации, сводят их в отдельные файлы в формате "Microsoft Office Excel" по типам учреждений <1>, обобщают статистические сведения в формате "Microsoft Office Excel" за субъект Российской Федерации по формам, установленным приложениями N 2 и N 3, и направляют их в электронном виде в соответствующие Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации).

--------------------------------

<1> Каждый из упомянутых файлов должен быть выполнен в формате "Microsoft Office Excel" и содержать отдельные листы, содержащие паспорта комплексной безопасности по каждому из типов учреждений соответствующей категории на территории субъекта Российской Федерации.

Одновременно, ЕДДС по средствам информационного обмена обеспечивают доступ к указанной информации соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения и соцзащиты, а также органов местного самоуправления.

25. ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации обобщают статистические сведения в формате "Microsoft Office Excel" за субъект Российской Федерации по формам, установленным приложениями N 2 и N 3, сводят паспорта комплексной безопасности конкретных учреждений в отдельные файлы по типам учреждений <1> и направляют их в электронном виде в соответствующий Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России федерального округа (далее - ЦУКС МЧС России федерального округа).

--------------------------------

<1> Каждый из упомянутых файлов должен быть выполнен в формате "Microsoft Office Excel" и содержать отдельные листы, содержащие паспорта комплексной безопасности по каждому из типов учреждений соответствующей категории на территории субъекта Российской Федерации.

Одновременно, ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации по средствам информационного обмена обеспечивают доступ к указанной информации соответствующих ЦУКС МЧС России по федеральным округам, Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный центр управления в кризисных ситуациях".

26. Статистические сведения по учреждениям, не подпадающим под типы Объектов, обобщаются в отдельный файл в формате "Microsoft Office Excel" по форме, установленной приложением N 3, с наименованием "Сведения о состоянии комплексной безопасности иных учреждений по федеральному округу (субъекту Российской Федерации)".

Паспорта комплексной безопасности названных учреждений сводятся в отдельный файл в формате "Microsoft Office Excel".

Актуализация статистических сведений и паспортов комплексной безопасности по учреждениям, не подпадающим под типы Объектов, осуществляется в соответствии с вышеустановленным порядком.

27. Содержание информации, направляемой ЕДДС в адрес ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, схематично приведено в приложении N 4.

28. ЦУКС МЧС России по федеральным округам и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" по запросу заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представляют статистические сведения, полученные в результате мониторинга состояния комплексной безопасности объектов.