5. Методы калькулирования себестоимости издательской продукции (работ, услуг)
5.1. Калькулирование - расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) как на этапе планирования (составление плановых калькуляций и бюджетов затрат), так и после завершения работ по выпуску издания (составление отчетных калькуляций).
Плановая калькуляция составляется на издания, включенные в тематический план, на основе которого формируется производственная программа (бюджет производства). Она характеризует предельно допустимые размеры затрат на изготовление продукции в планируемом периоде. Отчетная калькуляция характеризует фактические затраты (фактическую себестоимость выпущенной продукции). Она составляется на основе данных учета затрат по тем же статьям, что и плановая.
5.2. Под методом калькулирования понимают научно обоснованную систему исчисления себестоимости учетной единицы продукции (работ, услуг). Калькулирование себестоимости издательской продукции может быть организовано по принципам позаказного метода или метода "директ-костинг". Избранный Издательством метод следует закрепить в учетной политике.
5.3. Объектом учета затрат и калькулирования при позаказном методе является каждое название (отдельный заказ). Первичную документацию на выплату авторского гонорара, оплату счетов за полиграфическое исполнение, расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы и т.д. составляют с обязательным указанием номера названия (издательского номера). Фактическую себестоимость тиража каждого названия (издательского номера) определяют после его выполнения. Все прямые расходы включают непосредственно в себестоимость заказа, к которому они относятся.
5.4. При использовании метода "директ-костинг" по отдельным объектам калькулирования обобщаются только переменные расходы, к которым относят прямые расходы, учитываемые на счете 20 "Основное производство", и редакционные расходы, учитываемые по статьям 1 - 4 номенклатуры статей к счету 25 "Редакционные расходы". Постоянные расходы учитываются при определении финансового результата от продаж за отчетный период: их можно списать в общей сумме в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж", либо в рабочем плане счетов может быть предусмотрен отдельный субсчет, например "Управленческие расходы". Точно так же могут быть выделены на отдельный субсчет расходы на продажу, осуществленные за отчетный период. Введение дополнительных субсчетов рекомендуется для целей составления отчетности по форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках", в котором для каждого из слагаемых финансового результата от обычных видов деятельности предусмотрена отдельная строка. Это относится, в основном, к общеиздательским расходам, учитываемым на счете 26, и к оставшейся части редакционных расходов. При этом в производственную себестоимость каждого объекта калькуляции эти расходы не включают.
5.5. Расчет затрат осуществляется на основе калькуляционных единиц. Под калькуляционной единицей продукции понимают объект калькулирования в натуральных измерителях. В Издательстве калькуляционные единицы группируются в зависимости от объемов и тиражей изданий.
В зависимости от объемов изданий:
- один учетно-издательский лист (40000 знаков) - для книг и брошюр, изоизданий (кроме открыток), нот, для журналов (при установленном авторском гонораре на номер - 1 номер);
- одно издание - для открыток;
- четыре полосы формата A2 - для газет.
В зависимости от тиражей изданий:
- 1000 издательских листов-оттисков - для книг и брошюр, изоизданий (кроме открыток), журналов и нот;
- 1000 экземпляров - для открыток;
- один экземпляр - для переплетных крышек и газет.
По журналам калькуляционной единицей для тиражных затрат может приниматься один номер.
5.6. По окончании каждого отчетного периода (квартала) выявляют результаты производственной деятельности Издательства и рассчитывают фактическую себестоимость выпущенной продукции.
5.7. По окончании отчетного периода при калькулировании себестоимости тиражей изданий, которые не закончены производством, в основу исчисления затрат, падающих на долю частично сданного тиража, должен быть положен калькуляционный подсчет стоимости всего тиража издания, не законченного производством.
При этом прямые затраты исчисляются в следующем порядке:
- расчет авторского гонорара к моменту калькулирования частично изготовленного тиража (за исключением потиражного) должен быть уже закончен;
- расходы на полиграфическое исполнение определяют на основании протоколов согласования договорных цен или калькуляции, составленной Издательством;
- расходы на бумагу, картон, переплетные материалы определяют по сигнальному экземпляру издания.
Получив в результате этих подсчетов сумму прямых затрат на весь тираж издания, выявляют долю, относящуюся к изготовленной части тиража (пропорционально количеству экземпляров).
Также пропорционально количеству экземпляров распределяют редакционные расходы, а в случаях, предусмотренных учетной политикой, - и общеиздательские расходы.
5.8. Суммы плановой и фактической себестоимости частично сданного тиража определяются по статьям затрат пропорционально удельному весу сданной части тиража в себестоимости издания.