3. Планирование расходов на выполнение полиграфических работ (производство продукции, оказание услуг)
3. Планирование расходов на выполнение полиграфических
работ (производство продукции, оказание услуг)
3.1. Целью планирования расходов на выполнение полиграфических работ (производство продукции, оказание услуг) является определение прибыли от продаж как важнейшего финансового результата обычной деятельности Предприятия, ожидаемого в плановом периоде. В связи с этим планирование расходов должно обеспечить наиболее эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также способствовать принятию оптимальных управленческих решений, направленных на снижение затрат в расчете на калькуляционную единицу, повышение экономической эффективности деятельности Предприятия.
При планировании расходов на производство и реализацию определяется величина затрат, необходимых для выполнения объема работ (производства продукции, оказания услуг) на каждом процессе полиграфического производства в отношении каждой калькуляционной единицы, а также для выполнения всего объема работ (продукции, услуг) в целом по Предприятию.
3.2. Планирование расходов на выполнение полиграфических работ (производство продукции, оказание услуг) осуществляется в рамках финансового планирования Предприятия.
При планировании затрат на производство и реализацию и калькулировании плановой себестоимости работ (продукции, услуг) рекомендуется придерживаться принципов бюджетирования, обеспечивающих взаимосвязь финансового плана Предприятия в целом с системой планов для отдельных структурных подразделений, а также ответственность за формирование и исполнение бюджетов разных уровней и контроль их исполнения.
3.3. Под бюджетированием понимают процесс разработки бюджетов (смет) расходов Предприятия, в том числе расходов, возникающих в отдельных структурных подразделениях.
Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего Предприятия в целом необходимо внедрять в целях экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроле расходов, формирующих себестоимость полиграфических работ (продукции, услуг), а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).
3.4. Процесс финансового планирования рекомендуется осуществлять в два этапа:
- этап бюджетного планирования деятельности структурных подразделений Предприятия;
- этап сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.
Эти этапы включают: процессы формирования бюджетов, определения уровней ответственности за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.
3.5. В целях организации бюджетного планирования в структурных подразделениях Предприятия рекомендуется создать сквозную систему функциональных бюджетов:
- бюджет фонда оплаты труда;
- бюджет материальных затрат;
- бюджет потребления энергии;
- бюджет амортизации;
- бюджет прочих расходов;
- бюджет погашения кредитов;
- налоговый бюджет.
Эта система бюджетов составляет основу финансовых расчетов Предприятия.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи ЕСН, ОПС и ДС и отчисления налога на доходы с физических лиц. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей Предприятия. В бюджете амортизации отражаются суммы амортизационных отчислений по амортизируемому имуществу (основным средствам и нематериальным активам). Бюджет погашения кредитов и займов составляется в строгом соответствии с планом-графиком платежей.
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также ЕСН ОПС и ДС и планируется в целом по Предприятию.
Рекомендуемая система бюджетов Предприятия приведена в Приложении 7.
3.6. При разработке бюджетов структурных подразделений и служб необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются составной частью бюджета производства, а бюджеты производства включаются в сводный (комплексный) бюджет Предприятия.
Ежемесячно для каждого структурного подразделения рекомендуется разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения по форме, представленной в Приложении 8.
3.7. При формировании бюджета структурного подразделения (цеха, отдела) рекомендуется использовать метод "нулевого баланса": бюджет составляется не на основе затрат прошлого периода, а на базе запланированных мероприятий (портфеля заказов).
Исходным пунктом для бюджетирования является годовая производственная программа в натуральных единицах (тысячах учетных листов набора, тысячах учетных печатных листов-оттисков, тысячах экземпляров). На ее основе составляются так называемые базовые планы и соответствующие им виды бюджетов: производства, закупок основных и вспомогательных материалов, запасов, производственных мощностей, персонала, инвестиций.
Базовые планы и бюджеты, в свою очередь, служат основой для формирования планов по прибыли, финансам и ликвидности (погашению кредиторской задолженности).
3.8. В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим элементам затрат, с выделением отдельных элементов, имеющих существенное значение (например, потребление энергии). Рекомендуемые формы функциональных бюджетов приведены в Приложениях 9 - 13.
3.9. В целях организации процесса бюджетирования рекомендуется выделять следующие центры ответственности (центры принятия управленческих решений), далее - ЦО:
- ЦО по доходам. Включает управление реализацией полиграфических работ (производства продукции, оказания услуг);
- ЦО по расходам. Включает управление производством и управление техническим обеспечением и ремонтом;
- ЦО по прибыли. Включает управление финансами и экономикой;
- ЦО по инвестициям. Включает управление техническим развитием и работой с персоналом.
Четкое определение состава ЦО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на Предприятии.
3.10. Рекомендуемая структура сводного бюджета, обобщающего работы по финансовому прогнозированию и планированию, представлена в Приложении 14.
Составляющими сводного бюджета являются:
- исходные прогнозные данные;
- производственная программа;
- баланс прибылей и убытков;
- баланс Предприятия;
- отчет о движении денежных средств.
Сводный бюджет Предприятия состоит из доходной и расходной частей. Основные статьи сводного бюджета представлены в Приложении 15.
3.11. Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной части.
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах Предприятия. На основе всех этих данных рекомендуется составлять сводный план финансовых поступлений на контрольный период (месяц, квартал, год).
Сводный план финансовых поступлений позволяет сформировать расходную часть бюджета.
Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных:
- плана-графика налоговых выплат;
- бюджета фонда оплаты труда;
- плана-графика платежей ЕСН, ОПС, ДС;
- бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу;
- бюджета потребления электроэнергии;
- плана-графика погашения кредитов;
- бюджета прочих расходов.
3.12. В рамках разработки сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям расходов; процесс их формирования представлен в Приложении 16.
3.13. Рекомендуется использовать систему бюджетного планирования в базе компьютерной сети, что позволит при необходимости максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами Предприятия.
3.14. При планировании (бюджетировании) расходов определяют их плановую себестоимость на основе принятого метода калькулирования.
Расчет плановой себестоимости составляется для определения:
- общей суммы затрат в целом и по отдельным их видам продукции (работ) в планируемом году;
- себестоимости полиграфических работ (продукции, услуг) по отдельным процессам (калькулируемым группам) по статьям затрат;
- резервов снижения затрат, связанных с выполнением и реализацией работ, продукции, услуг.
Кроме того, расчет плановой себестоимости позволяет осуществлять контроль использования материальных и денежных средств.
3.15. Расчетные калькуляции необходимо составлять на каждую калькулируемую группу (см. раздел 5). Смету (бюджет) затрат и плановые калькуляции составляют на основе применяемых норм расхода материалов, топлива, энергии, норм выработки и обслуживания рабочих мест, расчетов трудоемкости полиграфических работ.
3.16. Расчет затрат на материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, технологическое топливо и энергию составляют исходя из планируемых объемов заказов (полиграфических работ) в учетных единицах на отдельных процессах полиграфического производства и применяемых норм расхода материальных ресурсов на учетную единицу (калькулируемую группу, заказ) с учетом предусмотренных изменений в технике, технологии и организации производства.
На основе норм расхода и цен на потребляемые материальные ресурсы определяют затраты в расчете на учетную единицу (за вычетом возвратных отходов).
Расчет общей суммы затрат отражается в бюджете во взаимоувязке с себестоимостью по статьям "Расходы на материалы" и "Расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций".
Если расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы включаются в затраты на производство, их рассчитывают исходя из потребности в них в натуральном выражении в соответствии с нормами расхода на учетную единицу. Количество бумаги планируют в весовых единицах (тоннах), картона - в весовых единицах (тоннах), переплетных и других материалов - в метрических или весовых единицах.
Потребность в бумаге, картоне, переплетных и других материалах в натуральном выражении планируют по видам печати, изданиям или сериям, по сортам и номерам в следующем порядке:
- бумаги для печати текста, вклеек, вкладок, накидок - в учетных печатных листах-оттисках, с применением укрупненных норм расхода конкретного номера бумаги с учетом отходов на технологические нужды производства по действующим нормам;
- бумаги для обложек, составных и цельнобумажных переплетных крышек, форзацев и суперобложек - исходя из их количества, формата, массы 1 кв. м бумаги и норм расхода на 1000 экземпляров с учетом отходов на технологические нужды производства по действующим нормам;
- картона - исходя из количества твердых переплетных крышек, их форматов и норм расхода на 1000 экземпляров с учетом отходов на технологические нужды производства по действующим нормам;
- переплетных и других материалов - исходя из количества и форматов переплетных крышек и норм расхода на 1000 экземпляров с учетом отходов на технологические нужды производства по действующим нормам.
Расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы рассчитывают по ценам, установленным договорами с поставщиками с включением транспортно-заготовительных расходов.
3.17. Расчет расходов на оплату труда ведется в соответствии с действующим трудовым законодательством в следующем порядке:
- суммы основной заработной платы производственных рабочих рассчитываются раздельно для рабочих, находящихся на сдельной и повременной оплате труда, а также на окладах;
- суммы основной заработной платы рабочих-сдельщиков определяют исходя из объема полиграфических работ в учетных единицах, установленной нормативной трудоемкости их выполнения (норм выработки) и средней часовой (дневной) тарифной ставки с учетом доплат по сдельным системам оплаты труда и стимулирующих выплат;
- суммы основной заработной платы производственных рабочих-повременщиков определяют исходя из их плановой численности и среднечасовой тарифной ставки с учетом доплат и стимулирующих выплат;
- суммы дополнительной заработной платы рассчитываются в соответствии с коллективным договором исходя из плана производства и финансовых возможностей Предприятия;
- ЕСН, ОПС и ДС рассчитываются на основе включенной в сметы суммы заработной платы - основной и дополнительной - и установленных процентов отчислений на эти цели.
3.18. Расчет смет (бюджетов) затрат на производство для цехов вспомогательного производства ведется на основании объемов работ (услуг) по программе каждого цеха по следующим направлениям:
- обслуживание производства основных цехов;
- выполнение работ, оказание услуг вспомогательным цехам и общехозяйственным службам;
- выполнение работ, оказание услуг на сторону.
Расходы на выполнение работ цехами вспомогательного производства отражаются в сметах общепроизводственных и общехозяйственных расходов. На основе производственной программы и принятых для расчета норм и нормативов рассчитывается план себестоимости работ вспомогательных цехов. При этом составляют:
- калькуляцию себестоимости работ (услуг);
- смету затрат по каждому цеху;
- сводную смету затрат по всем цехам вспомогательного производства;
- баланс (бюджет) распределения затрат по структурным подразделениям и направлениям деятельности Предприятия.
3.19. Расчеты смет (бюджетов) расходов на обслуживание производства и управление ведутся раздельно по основным и вспомогательным цехам. Сводная смета общепроизводственных расходов включает соответствующие расходы только основных цехов.
Основанием для разработки бюджетов расходов на обслуживание производства и управление являются:
- принятая для начисления амортизационных отчислений оценка основных производственных средств по каждому подразделению и по видам основных средств;
- нормы амортизационных отчислений по соответствующим видам основных средств;
- смета расходов на проведение отдельных видов ремонта основных производственных средств;
- сведения о персонале для отнесения расходов на оплату труда на соответствующее подразделение;
- плановые нормы расхода вспомогательных материалов, топлива, энергии на технологические цели, на освещение и отопление производственных помещений;
- расчет потребности в инструментах и инвентаре;
- сметы расходов на охрану труда и технику безопасности, рационализацию и изобретательство (некапитального характера), содержание охраны, подготовку кадров и другие расходы, включаемые в сметы.
3.20. Расходы на все виды энергии для хозяйственных и бытовых нужд рассчитывают исходя из применяемых норм на единицу площади, одного работающего или другую применяемую единицу (климатических норм и норм освещения), установленной стоимости единицы энергии и количества единиц планируемого потребления энергии.
3.21. Расходы на охрану труда планируют путем составления смет расходов по отдельным мероприятиям:
- предупреждение несчастных случаев;
- предупреждение профессиональных заболеваний;
- улучшение условий труда.
Расходы на спецодежду, спецобувь и т.п. определяют исходя из утвержденных норм на одного рабочего (работающего), списочной численности работающих, имеющих право на их получение, и стоимости единицы соответствующих защитных средств.
3.22. Общехозяйственные расходы рекомендуется планировать в полном объеме, без отнесения их на себестоимость отдельных калькулируемых групп, так как при учете их фактического уровня предпочтение отдается учетной политике их списания непосредственно на счет продаж, минуя счет основного производства.
Смету общехозяйственных расходов составляют по статьям.
Расходы на служебные командировки управленческого персонала и специалистов функциональных подразделений рассчитывают исходя из планируемого количества, продолжительности и тарифов на проезд, норм расходов на проживание и оплаты суточных.
Канцелярские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы рассчитывают по их видам следующим образом:
- расходы на канцелярские принадлежности - по сложившимся фактическим данным, с учетом предполагаемых объемов работ;
- типографские расходы для собственных нужд (изготовление фирменных бланков, служебных документов и т.п.) - исходя из объема работ и плановой себестоимости калькуляционной единицы;
- телеграфные и почтовые расходы - по отчетным данным с соответствующей корректировкой на объем выпуска и уровень цен по этим услугам в планируемом году;
- расходы на абонирование телефонных номеров городской телефонной сети - исходя из их количества и тарифов оплаты.
Расходы на служебные разъезды по городу рассчитывают исходя из количества работников, в должностные обязанности которых входят разъезды по городу (курьеры), цены на проездные билеты и разовых поездок на городском транспорте. Расходы на поездки в краткосрочные (однодневные) командировки планируют исходя из тарифов на проезд в соответствующем транспорте и планируемого количества командировок.
Расходы на содержание принадлежащих Предприятию служебных легковых автомобилей рассчитывают исходя из затрат на оплату труда водителей и другого персонала с ЕСН, ОПС и ДС; расходов на горюче-смазочные и другие материалы, в зависимости от планируемого пробега автотранспорта и норм расхода материалов по видам транспортных средств; расходов на ремонт и замену автомобильной резины, эксплуатационный ремонт и техническое обслуживание, расходов на содержание гаражей (энергоснабжение, водоснабжение, канализация, текущий ремонт и т.п.), арендной платы за гаражи и места стоянки автомобилей и др.
Расходы на аренду помещений планируют исходя из заключаемых договоров.
Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, в том числе и арендованных, сооружений, помещений рассчитывают исходя из действующих тарифов, норм и нормативов или отчетных данных, скорректированных на рост объемов выполняемых работ.
Расходы на ремонт зданий, в том числе и арендованных, помещений, основных средств общехозяйственного назначения планируют исходя из анализа отчетных данных и на основании планов капитального ремонта и заключаемых договоров на выполнение ремонтных работ.
Расходы на аудиторские и консультационные услуги, а также на пользование информационными базами данных, предоставляемых другими организациями, планируют исходя из заключаемых договоров.
Расходы на подписку на газеты и журналы, приобретение справочной и другой специальной литературы планируют исходя из анализа отчетных данных и потребности на планируемый период, с учетом сложившихся подписных цен.
Затраты на содержание всех видов охраны рассчитывают исходя из договоров, заключенных с вневедомственной охраной при органах внутренних дел и пожарной охраной МВД России, а также оплаты охраны, предоставляемой Предприятию в порядке оказания услуг другими организациями. В тех случаях, когда Предприятие в установленном порядке использует ведомственную охрану, расходы на ее содержание определяют исходя из затрат на оплату труда персонала охраны с ЕСН, ОПС и ДС, затрат на содержание и ремонт противопожарного оборудования, охранной сигнализации, приспособлений и спецодежды персонала охраны.
Расходы на охрану труда рассчитывают исходя из плана мероприятий по охране труда на предстоящий период.
Расходы на подготовку кадров (оплата обучения, отпусков на период сдачи зачетов, экзаменов, защиты дипломных проектов и другие затраты согласно действующим положениям) планируют исходя из плана мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
3.23. Расходы на продажу планируют по видам расходов.
Затраты на рекламу рассчитывают в соответствии с заключаемыми договорами.
На основании планов реализации рассчитывают затраты на упаковку, транспортировку, погрузку, разгрузку продукции в соответствии с договорами на оказание транспортных услуг заказчикам.
Расходы на ведение торговой деятельности, в том числе торговлю книгами, на содержание магазинов и киосков включают в расходы на продажу по соответствующим сметам.