1. Общие положения
1.1. Настоящие "Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях" (далее - Методические рекомендации) разработаны по заданию МПТР России для типографий, полиграфических комбинатов, издательско-полиграфических комплексов, а также для организаций, имеющих в своей структуре обособленные полиграфические подразделения, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности (далее - Предприятие).
1.2. Ранее действовавшая в отрасли "Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на полиграфических предприятиях", утвержденная Приказом Мининформпечати России от 4 марта 1993 г. N 31, отменена Приказом МПТР России от 23 апреля 2002 г. N 73.
1.3. Предприятие осуществляет обычную деятельность, целью которой является получение прибыли от продаж (ПБУ 10/99), по следующим основным направлениям:
- выполнение работ по договору подряда (гл. 37 ГК РФ), с передачей результатов заказчику (издающей организации);
- изготовление собственной продукции (гл. 30 ГК РФ), в т.ч. бумажно-беловых товаров, обоев, игрушек, елочных украшений и др. товаров народного потребления (ТНП);
- оказание производственных услуг сторонним организациям (гл. 39 ГК РФ), в т.ч. резки бумаги, регенерации формных пластин и т.п.
1.4. Методические рекомендации устанавливают единые методы планирования и учета затрат на производство, формируемых в процессе выполнения полиграфических работ, изготовления продукции, оказания производственных услуг, а также затрат на реализацию. При планировании и учете затрат на Предприятии должно быть обеспечено единообразие состава и классификации расходов, объектов калькулирования и методов распределения затрат по отчетным периодам и видам работ (продукции, услуг).
1.5. Себестоимость полиграфических работ (продукции, услуг) - это выраженные в денежной форме затраты Предприятия на производство и реализацию завершенных работ, изготовленной продукции, оказанных услуг. В зависимости от выбранных Предприятием методов включения затрат в себестоимость различают производственную, полную и неполную виды себестоимости. Затраты на производство образуют производственную себестоимость; производственная себестоимость и расходы на продажу образуют полную себестоимость; переменные расходы, включаемые в производственную себестоимость и в расходы на продажу, образуют неполную себестоимость.
1.6. В структурных непрофильных подразделениях Предприятия (отделах капитального строительства, транспортных подразделениях и т.д.) применяются нормативные и иные документы по планированию и учету затрат соответствующих отраслей.
1.7. В Методических рекомендациях понятия "реализация" и "продажа" используются как синонимы. Понятия "расходы" и "затраты" используются как синонимы на основании следующего:
- для целей бухгалтерского учета расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также их продажей, называются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). При формировании этих расходов обеспечивается их группировка по элементам затрат, а для целей управления организуется их учет по статьям затрат (п. 8 ПБУ 10/99);
- для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты Предприятия-налогоплательщика; под обоснованными расходами понимают экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).