МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2001 г. N ВТ-6-04/343@
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ ЗЕМЛИ
Реформирование системы налогообложения Российской Федерации предусматривает, в частности, изменение подходов к налогообложению земли. Предусматривается переход к налогообложению земельных участков в зависимости от его кадастровой стоимости.
Переход на новые принципы налогообложения земельных участков требует проведение кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, лесного и водного фондов и других категорий земель. Это позволит ввести наиболее обоснованную систему налогообложения земельных участков в зависимости от их реальной ценности.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" обязало Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике провести в 1999 - 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения.
Приказами Росземкадастра по согласованию с другими ведомствами утверждены методики государственной кадастровой оценки земель поселений, а также земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время разрабатываются методики кадастровой оценки лесных земель, земель водного фонда, промышленности, транспорта и других.
В ряде регионов Российской Федерации территориальными органами Росземкадастра в настоящее время проводится работа по определению кадастровой стоимости земель, а в отдельных регионах она уже близка к завершению.
По данным Росземкадастра, проведена оценка земель поселений Ярославской области. Проведенные ими, по результатам государственной кадастровой оценки земли г. Ярославля, расчеты показывают, что установление ставки земельного налога на уровне 0,5% от кадастровой стоимости позволит увеличить сборы от налога за земли поселений в 1,4 раза. В случае установления земельного налога на уровне 2% налоговые поступления в бюджеты всех уровней могут возрасти в 3 - 5 раз.
Специалистами МНС России самостоятельно проведен анализ результатов кадастровой оценки земель поселений Ярославской области. При этом проанализированы и обобщены данные кадастровой оценки земель в одном из городов области, проведены расчеты показателей земельного налога с применением налоговых ставок от 0,1% до 2% и более от кадастровой стоимости земли различного целевого назначения.
Проведенный анализ выявил возможность существования отдельных недостатков при оценке земель, требующих дополнительной проработки либо корректировки данных оценки. Например, неверное определение кадастрового квартала одного из городов области привело к занижению оценки земель промышленности (в 4 - 5 раз ниже оценки земель торговли), хотя в составе земель города удельный вес земель промышленности наибольший. Такие факты несоответствия оценки земли необходимо выявлять еще на предварительной стадии приемки материалов кадастровой оценки земли органами местного самоуправления, с целью последующей их корректировки и приведения в соответствие с реальной стоимостью земельных участков.
Считаем, что предоставляемые в органы местного самоуправления на утверждение материалы кадастровой оценки земли в обязательном порядке должны содержать экономическую оценку результатов ее внедрения. Для удобства рассмотрения комиссией, как на уровне региона, так и на уровне районов и городов, предоставление результатов оценки целесообразно в табличной форме. В процессе приемки комиссией материалов оценки необходимо проводить сопоставление прогнозируемых сумм поступления земельного налога, исчисленных от кадастровой оценки земли, и сумм налога по существующей в настоящее время системе налогообложения. При отсутствии этих показателей органы местного самоуправления не имеют возможности оценить целесообразность и эффективность перехода на систему налогообложения земли на основании кадастровой стоимости земельных участков.
В случае если по результатам оценки поступление налоговых платежей за землю, в отдельных кадастровых кварталах поселений или по видам деятельности, оказывается ниже существующего в настоящее время уровня, то материалы оценки должны быть возвращены на доработку и вновь представлены на утверждение комиссии.
Необходимо отметить, что на местах налоговым органам необходимо принимать более активное участие в работе комиссий по приемке материалов кадастровой оценки земли (непосредственно участвовать в составе комиссий), а также активно взаимодействовать на местах с органами Росземкадастра.
Принимая во внимание, что Федеральная служба земельного кадастра России активно проводит государственную кадастровую оценку земель всех категорий и обязана завершить ее в 2001 году, налоговым органам необходимо быть готовыми к переходу на новые принципы налогообложения земли от ее кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, рекомендуется:
1. Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам России:
- осуществлять контроль за ходом проведения кадастровой оценки земли по субъектам Российской Федерации;
- взаимодействовать с органами Росземкадастра по вопросам создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости;
- в состав комиссий по приемке материалов кадастровой оценки земли должен быть включен представитель УМНС России не ниже заместителя руководителя, курирующего имущественные и ресурсные платежи в регионе;
- по мере проведения кадастровой оценки земли предоставлять в Управление ресурсных платежей МНС России результаты оценки по региону в виде аналитической записки с отражением особенностей ее проведения и основных результатов оценки и эффективности ее применения в данном регионе в целом, в т.ч. по видам земель и видам деятельности налогоплательщиков.
2. Налоговым инспекциям городов и районов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам:
- принимать активное участие в работе комиссии по приемке материалов кадастровой оценки земли; в состав комиссии должен быть включен представитель от инспекции не ниже заместителя руководителя, курирующего имущественные и ресурсные платежи;
- ставить перед комиссией по приемке материалов кадастровой оценки земли задачу о предоставлении органами, проводящими оценку земли, материалов экономической оценки результатов ее внедрения и добиваться ее решения;
- предоставлять на рассмотрение комиссии свои заключения по эффективности перехода на новую систему налогообложения на данной территории;
- при определении эффективности перехода к исчислению земельного налога от кадастровой оценки земли на уровне района, района города и города без районного деления использовать прилагаемую форму таблицы N 1;
- в тех городах и районах, где уже проведена и утверждена органами местного самоуправления кадастровая оценка земли, целесообразно списки налогоплательщиков земельного налога на следующий налоговый период формировать в электронном виде по единому согласованному формату с указанием кадастровой стоимости земельного участка по видам их использования и кадастровым кварталам.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.В.ТИХОМИРОВ
Приложение
Таблица N 1
ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ
В ____________ РАЙОНЕ (ГОРОДЕ)
┌─────────────────────────┬───────────────┬────────────────────────────┬──────────────────┐ │ Показатели │ По состоянию │Возможная начисленная сумма │ Рост (снижение) │ │ │на ___ 2001 г. │ земельного налога (включая │ суммы земельного │ │ │ │ льготируемые организации и │ налога на │ │ │ │ земли), тыс. руб. │перспективу в % к │ │ │ │ │ 2000 году при │ │ │ │ │ ставке │ │ ├────┬──────────┼───────┬────────────────────┼────┬──────┬──────┤ │ │ га │в % к всей│в 2000 │ через кадастровые │0,5%│ 1% │ 2% │ │ │ │ площади │ году │ цены по ставкам: │ │ │ │ │ │ │ │ ├──────┬───────┬─────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ 0,5% │ 1% │ 2% │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │1. Земли района, имеющие│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │кадастровую оценку: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │- населенные пункты │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │- сельскохозяйственные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │угодья │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │- лесной фонд │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │- водный фонд │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │- промышленность и другие│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │вне населенных пунктов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │- прочие (согласно │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │методике) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │2. Площадь районного │ │ 100% │ │ │ │ │ │ │ │ │центра (города ______) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │в пределах черты │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │поселений, ВСЕГО │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │из них: возможная │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │налогооблагаемая площадь │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(включая льготируемые │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │земли), ВСЕГО: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │- у юридических лиц │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │- у физических лиц │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │2.1. Налогооблагаемая │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │площадь юридических лиц │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │по видам их использования│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(согласно методике), │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ВСЕГО: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │в т.ч. по землям │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(согласно методике): │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │- многоэтажной жилой │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │застройки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │- под гаражами │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │- под объектами торговли │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │и т.д. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │- под объектами │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │образования, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │здравоохранения, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │культуры, спорта и т.д. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │- промышленности │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │- под административными, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │банковскими объектами и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │т.д. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │- прочие │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────┼────┼──────┼──────┤ │2.2. Кроме того, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │кадастровые кварталы и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │виды деятельности, где │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │сумма налога меньше факта│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │при 1% ставке: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │- квартал N - ВСЕГО │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ в т.ч. вид │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ деятельности _________ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ квартал N - ВСЕГО │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ в т.ч. вид │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ деятельности _________ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─────────────────────────┴────┴──────────┴───────┴──────┴───────┴─────┴────┴──────┴──────┘
Примечание к порядку заполнения таблицы:
Данная таблица состоит из двух частей.
В первой части (пункт 1) указывается состояние и анализ проводимой кадастровой оценки земли в целом по территории района, по составу земель в соответствии с их основным целевым назначением. При расчетах возможных начисленных сумм земельного налога применяются усредненные кадастровые цены единицы площади этих земель. Также определяется удельный вес уже оцененных земель района на определенную дату.
Во второй части (пункт 2) дается более подробная информация по главному объекту территории - городу либо районному центру или городу, не имеющему прилегающих территорий в сельской местности. В строке - величина возможной налогооблагаемой площади указывается сумма земельной площади, находящейся в собственности, владении или пользовании юридических и физических лиц (включая льготируемые земли), за исключением земель, находящихся в земельном запасе и переданных в аренду.
Могут иметь место случаи, когда в целом по городу, а также в целом по видам деятельности рост суммы земельного налога, по отдельным кварталам, а также отдельным видам деятельности внутри одного квартала, будут ниже, чем сумма налога в настоящее время. В таком случае надо выделить эти участки в таблице в подпункте 2.2.
Считали бы целесообразным материал по данной форме представлять налоговыми органами районов и городов в УМНС по субъектам Российской Федерации регулярно, например, по состоянию на 1 сентября 2001 года и 1 января 2002 года. После обобщения материалов кадастровой оценки земли на уровне УМНС региона в соответствии с п. 1 данного письма направлять их в Управление ресурсных платежей МНС России в виде аналитических записок.