МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
15 марта 1999 г. N ГБ-6-04/181

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 1999 г. N БВ-428

ПИСЬМО

О ПОВЫШЕНИИ СОБИРАЕМОСТИ ПЛАТЫ
ЗА ЗЕМЛЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В 1999 ГОДУ

Платежи за землю в 1998 году взимались в соответствии с Федеральным законом "О плате за землю", другими законодательными и нормативными актами. В отличие от всех предыдущих лет в прошедшем году индексация ставок земельного налога не проводилась, нормы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет оставались на уровне 1995 - 1997 годов.

В 1998 году в консолидированный бюджет поступило 11028 миллионов рублей земельного налога и арендной платы за землю, или бюджетные назначения выполнены на 103%. По сравнению с 1997 годом рост поступлений составил 16,9%.

Основная доля средств, перечисленных в консолидированный бюджет, приходится на земли городов и поселков и составляет 80,7% к общему объему поступлений, в то время как за земли сельскохозяйственного назначения удельный вес этих поступлений составляет 8,4%.

Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" было предусмотрено поступление в федеральный бюджет средств от земельного налога и арендной платы в сумме около 2600,0 миллионов рублей.

В федеральный бюджет в 1998 году направлено 1465,8 миллионов рублей платы за землю, или на 342 миллиона рублей больше, чем в 1997 году. По сравнению с 1997 годом поступления земельных платежей в федеральный бюджет увеличились на 30,4%. При этом 51% всех поступлений в федеральный бюджет обеспечили 12 субъектов Российской Федерации: г. Москва, Московская, Липецкая, Самарская, Ростовская, Свердловская, Челябинская области, Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Приморский края, Ханты - Мансийский АО.

Начиная с 30 июля 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 25.07.98 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" перечисление в доход бюджетов соответствующего уровня платы за землю производится самим "плательщиком".

В результате введения в действие этого Закона за последние четыре месяца 1998 года в федеральный бюджет поступило 914 миллионов рублей платы за землю, в том числе за сентябрь - 261 миллион рублей, октябрь - 219 миллионов рублей, ноябрь - 254 миллиона рублей, а в декабре, несмотря на большую задолженность федеральному бюджету, поступления уменьшились и составили 180 миллионов рублей.

Таким образом, за этот период в федеральный бюджет поступило 62% средств, или в 1,6 раза больше, чем в январе - августе 1998 года. Однако задолженность федеральному бюджету остается.

Наибольшее увеличение сборов средств по сравнению с предыдущим годом было в следующих субъектах Российской Федерации: Мурманская, Ленинградская, Тверская, Кировская, Белгородская, Курская, Свердловская, Челябинская, Новосибирская области, Краснодарский и Красноярский края, Ямало - Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия) и г. Москва.

Уменьшился общий сбор средств в Астраханской, Самарской, Омской областях, Республиках Адыгея и Дагестан.

Следует обратить особое внимание на исполнение федерального бюджета субъектами России.

Прогноз Госналогслужбы России и Минфина России поступлений средств в федеральный бюджет выполнили 15 субъектов Российской Федерации, среди них перевыполнение на 20 и более процентов имеют: Архангельская, Тверская, Тюменская области, Красноярский край, Республика Алтай.

Вместе с тем 73 субъекта Российской Федерации не обеспечили выполнение прогнозных показателей поступлений средств от взимания земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет. Республики Татарстан и Башкортостан вообще не перечисляют в последние годы плату за землю в федеральный бюджет. Размер задолженности федеральному бюджету по Кемеровской, Московской, Омской областям, Алтайскому краю, Республике Адыгея, Кабардино - Балкарской Республике составляет более 70% от бюджетных назначений на 1998 год. По Республике Хакасия, г. Санкт - Петербургу выполнение составило всего 10 - 15% от бюджетных назначений. В г. Москве бюджетные назначения по перечислению выполнены лишь на 62%. Следует обратить внимание на такую особенность в сборе и перечислении платежей в федеральный бюджет в 1998 году: при снижении общих сборов платежей в ряде субъектов Российской Федерации зафиксировано увеличение доли отчислений в федеральный бюджет. Это наблюдалось в Республиках Дагестан и Бурятия, Эвенкийском АО, Омской области. Видимо, начинает сказываться изменение порядка перечисления средств в соответствии с вышеупомянутым Законом от 25.07.98.

Большие резервы увеличения сборов платежей за землю заложены в такой форме землепользования, как аренда. В связи с тем, что механизм установления уровня арендных платежей является более гибким, чем земельного налога, здесь большое поле деятельности для органов местного самоуправления и земельных комитетов.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 1998 году поступило 4,06 млрд. руб. арендной платы, что составляет 37% от всех земельных платежей, или на 1,1 млрд. руб. больше, чем в 1997 году.

Наиболее существенное увеличение сборов арендной платы в 1998 году было в г. Москве, Московской, Смоленской, Кировской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Иркутской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.

Обращаем внимание на то, что Федеральный закон от 25.07.98 N 132-ФЗ, предусматривающий новый порядок перечисления платы за землю в соответствующие уровни бюджетов, не исключает направление самим плательщиком и арендных платежей в федеральный бюджет. Кроме того, в соответствии с Приложением N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" и ежегодными законами о федеральном бюджете предусматриваются доли средств, направляемых в федеральный бюджет в процентах к сумме земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья и за земли городов и поселков. Налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по арендной плате за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду, и оперативно - бухгалтерский учет ведется по арендной плате за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения согласно Инструкции Госналогслужбы России N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей". Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.98 N 1217 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 749 "Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю" отменен прежний порядок перечисления финансовыми органами земельного налога и арендной платы за землю в федеральный бюджет. В связи с этим земельным комитетам и налоговым органам необходимо усилить контроль за перечислением плательщиками в федеральный бюджет арендной платы.

В соответствии с Национальным планом контрольных проверок на 1996 - 1998 г. госналогинспекции по субъектам Российской Федерации совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проводили несколько проверок полноты учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю. Однако, несмотря на работу, проведенную налоговыми инспекциями по организации контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, существует масса объектов, не охваченных платежами за землю, особенно за земли промышленности. Так, например, проверки правильности начисления и своевременности уплаты земельного налога, проведенные в 1998 году сотрудниками центрального аппарата Госналогслужбы России, показали, что в Кемеровской и Оренбургской областях, Удмуртской Республике имелись не охваченные земельным налогом земли под теплотрассами, наземными трубопроводами.

Так, в ходе документальной проверки ЖКХ поселка Промышленная Кемеровской области выявлены факты нарушения налогового законодательства по плате за землю. За теплотрассу протяженностью 7 км в течение 1996 - 1997 г. расчеты налога не представлялись и налог не уплачивался. В связи с этим доначислен земельный налог со штрафными санкциями на сумму 5,6 тыс. рублей. Аналогичное нарушение имело место в Оренбургской области.

В ходе проверок выявлены ЖКХ, ЖКО, РЭУ, которые в налоговые инспекции представляли только укрупненные сводные расчеты земельного налога без разработочных таблиц формы N 1-4 к сводному расчету. В результате ряд объектов, в том числе гостиницы, конторы, здания бытового обслуживания, производственные здания и сооружения для обслуживания жилищного фонда облагались по льготной ставке, составляющей 3 процента от городских ставок. Такие примеры имели место в Промышленном районе Кемеровской области, Соль - Илецком районе Оренбургской области.

Частью четвертой статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду. Неоднократно Госналогслужба России обращала внимание налоговых органов на необходимость усилить работу по выявлению объектов обложения, освобожденных от уплаты земельного налога и передававших свои земельные участки или здания и сооружения в аренду. Однако налоговые инспекции ряда регионов формально отнеслись к проведению проверок таких организаций. Так, например, объединение "Облкиновидео" в г. Оренбурге часть площадей своих кинотеатров сдавала в аренду под торговые точки, но расчеты земельного налога не представляло и уплату налога не производило.

Несмотря на напоминания Госналогслужбы России о необходимости проведения документальных проверок спортивных комплексов "Лужники" и "Динамо", которые используют свои земли не по целевому назначению, сдавая их в аренду торговым организациям, Государственная налоговая инспекция по г. Москве не представила акты документальных проверок по указанным выше спортивным комплексам.

Специализированные предприятия крупных городов организуют на землях близлежащих сельских районов свалки городского мусора, но трактуют их как "земли общего пользования", уклоняются от уплаты земельного налога. Так, например, МП "Спецавтохозяйство" г. Ижевска Удмуртской Республики имеет на территории Завьяловского района две городские свалки площадью 71,2 га, но земельного налога не уплачивало. В связи с этим на данное предприятие составлен акт документальной проверки с применением к нему штрафных санкций за неуплату земельного налога за 1995 - 1997 г.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 29.12.98 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", внесшим изменения в Закон Российской Федерации "О плате за землю", начиная с 31 декабря 1998 года (с момента опубликования указанного Федерального закона в "Российской газете"), предусмотрено взимание земельного налога в двукратном размере за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению.

Порядок отнесения земельных участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению должны будут определять городские, районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству и направлять информацию о таких земельных участках в государственные налоговые инспекции.

Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая неудовлетворительное поступление по отдельным регионам в 1998 году платы за землю в федеральный бюджет, необходимо усилить работу государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству для привлечения этих поступлений в текущем году в федеральный бюджет в размерах, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". Примите действенные меры по обеспечению в первом квартале 1999 года в федеральный бюджет непоступившей доли земельного налога и арендной платы за землю за 1998 год.

Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.В.БООС

Председатель
Государственного земельного комитета
Российской Федерации
Б.С.ВАРЕНОВ