МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 1 ноября 2004 г. N 05-0-09/32@
ОБ УТОЧНЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ СООТНОШЕНИЙ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАСЧЕТОВ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ
ДЛЯ ЛИЦ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ВЫПЛАТЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с обращениями налоговых органов уточняет порядок контроля за правильностью применения налогового вычета при исчислении единого социального налога в федеральный бюджет и направляет изменения 2, уточняющие версию контрольных соотношений N 1 показателей расчета по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-05/722 (далее - расчет по авансовым платежам по ЕСН).
Судебная арбитражная практика подтверждает, что налоговый вычет при исчислении единого социального налога в федеральный бюджет должен применяться в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что следует из содержания нормы абзаца второго пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Данные изменения и дополнения следует применять при проведении текущих камеральных налоговых проверок отчетности по единому социальному налогу.
Решения по камеральным налоговым проверкам, которые на дату подписания настоящего письма уже вынесены с использованием ранее применявшихся контрольных соотношений в редакции изменений и дополнений 1, пересмотру не подлежат.
Одновременно по вопросу применения контрольных соотношений проверки правильности заполнения раздела 2.1 расчета по авансовым платежам по ЕСН организациями, имеющими обособленные подразделения, сообщаем следующее.
Для организаций, имеющих обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению отчетности по налогу по месту своего нахождения, и работников, которые в течение отчетного периода переходили из одного такого обособленного подразделения организации в другое, необходимо учитывать следующее.
В целях обеспечения права на применение регрессивных ставок налога к налоговой базе указанных работников, накопленной ими за время работы в организации с начала налогового периода, и одновременного исключения двойного счета налоговой базы каждое обособленное подразделение организации, в котором работник работал в течение отчетного периода, в разделах 2 и 2.1 расчета по авансовым платежам по ЕСН отражает по сумме только ту налоговую базу, которая работником накоплена в данном подразделении, но при этом в разделе 2.1 отражает ее по строке, соответствующей величине налоговой базы, фактически накопленной работником за время работы в организации, нарастающим итогом с начала года.
Пример.
Работник организации с мая перешел на работу из одного обособленного подразделения этой организации в другое.
За время работы в 1-м подразделении (с января по апрель) ему было начислено 250 тыс. руб.
За время работы во 2-м подразделении (с мая по июнь) ему было начислено 135 тыс. руб.
Налоговая база за налоговый период составила 385 тыс. рублей.
Предположим, что по данному работнику отсутствовали выплаты, не подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 238 Кодекса, и налоговая база для исчисления долей налога в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды одинакова.
В расчете по авансовым платежам по ЕСН за первое полугодие, представленном 2-м подразделением, на основании абзаца второго пункта 8 статьи 243 Кодекса в разделе 2 по строке 0100 налоговая база отражается в сумме 135 тыс. рублей.
В разделе 2.1 указанным подразделением налоговая база работника в сумме 135 тыс. рублей отражается в интервале от 300 001 рубля до 600 000 рублей, исходя из размера налоговой базы, накопленной данным работником за весь налоговый период (385 тыс. рублей, в т.ч. свыше 300 тыс. руб. - 85 тыс. рублей), в следующем порядке:
по строке 030 - 135
по строке 031 - 50 (135 - 85)
по строке 032 - 85.
Из примера следует, что в отношении такого работника и в целом обособленного подразделения не будут выполняться внутридокументные контрольные соотношения пп. 1.116 - 1.121.
В зависимости от интервала, в который должна быть отнесена налоговая база работника, в аналогичных ситуациях также не будут выполняться контрольные соотношения пп. 1.108 - 1.113 и 1.124 - 1.129.
Изложенная причина является единственно известной на сегодняшний день объективной причиной несоблюдения указанных контрольных соотношений, которая должна выявляться в ходе истребования и получения от налогоплательщиков объяснений.
Изменение знака в данных контрольных соотношениях, по нашему мнению, приведет к тому, что не будут выявляться различные другие ошибки налогоплательщиков, носящие субъективный или технический характер.
Имеющиеся предложения по решению данной ситуации просим направлять по адресу электронной почты Управления единого социального налога: mns105@fm1.nalog.ru.
Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящие разъяснения и изменения контрольных соотношений для применения в работе нижестоящими налоговыми органами.
Б.М.КОРОЛЬ