МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 августа 2005 г. N 534

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ
ИНСУЛЬТА И ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ

В целях совершенствования нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы согласно приложению N 1.

1.2. Положение об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения согласно приложению N 2.

1.3. Положение об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 3.

1.4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 4.

1.5. Примерный перечень оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации согласно приложению N 5.

2. Организационно-методическое руководство по совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы возложить на Научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубова.

Министр
М.Ю.ЗУРАБОВ

Приложение N 1
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534

ПОРЯДОК
ОКАЗАНИЯ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ РАННЕЙ
НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ, ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ
ИНСУЛЬТА И ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ

1. Настоящий Порядок регламентирует основные положения оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.

2. Оказание нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы начинает осуществляться в реанимационных отделениях или в палатах интенсивной терапии.

При стабилизации жизненно важных функций и выхода из коматозного состояния пациенты переводятся из реанимационного отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое, нейрохирургическое, реабилитационное отделения, в которых при благоприятном прогнозе определяются в палаты ранней нейрореабилитации для оказания ранних нейрореабилитационных мероприятий.

Показаниями для перевода больных в палаты ранней нейрореабилитации являются: нарушения глотания, выраженные нарушения двигательных и высших психических функций, в том числе речи, с благоприятным прогнозом; ясное сознание с уровнем бодрствования, достаточным для выполнения инструкций; отсутствие выраженных психических расстройств.

3. Палаты ранней нейрореабилитации осуществляют деятельность по:

- профилактике тяжелых последствий инсульта и черепно-мозговой травмы и проведению восстановительных мероприятий больным с выраженными нарушениями двигательных и высших психических функций в максимально ранние сроки. При этом в неврологических, нейрохирургических и реабилитационных отделениях, в которых создаются палаты ранней нейрореабилитации, устанавливается дополнительная численность медицинского и другого персонала (инструктор по лечебной физкультуре, медицинский психолог и логопед);

- проведению комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических и медико-социальных мероприятий, включающих медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру и массаж, систематическую работу по стабилизации функции дыхания, восстановлению глотания, нарушенных когнитивных функций (внимания, восприятия, памяти, праксиса и гнозиса). При необходимости используются приемы растормаживания речи с помощью средств невербальной коммуникации.

4. Палаты ранней нейрореабилитации комплектуются оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.

5. При наличии реабилитационного отделения в составе лечебно-профилактического учреждения больные переводятся из неврологического, нейрохирургического отделений в палаты нейрореабилитации этого отделения.

6. Больные со стойкими нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями опорно-двигательного аппарата из вышеуказанных отделений могут быть направлены в отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации: стационар на дому, стационар с круглосуточным пребыванием, дневной стационар.

7. В амбулаторно-поликлинических условиях нейрореабилитация осуществляется по показаниям в специализированных кабинетах территориальных поликлиник, поликлиник восстановительного лечения, психоневрологических диспансерах, врачебно-физкультурных диспансерах по месту жительства.

8. Больные с хорошим восстановлением функций после проведения лечения и нейрореабилитации на других этапах заболевания для закрепления положительных результатов могут быть направлены в санаторий, далее проводится динамическое наблюдение пациентов врачом-неврологом территориальной поликлиники.

Приложение N 2
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ В СОСТАВЕ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения.

2. Отделение патологии речи и нейрореабилитации (далее - Отделение) создается на базе лечебно-профилактического учреждения: республиканской (краевой, окружной, областной) или другой многопрофильной больницы и является его структурным подразделением.

3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создано Отделение.

4. Структура и штатная численность медицинского и другого персонала Отделения утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого оно создается.

5. Отделение осуществляет следующие функции:

- проведение интенсивных комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных мероприятий в целях достижения стабилизации состояния больного и положительной динамики восстановления двигательных, высших психических функций, в том числе речи, развитию и закреплению навыков самообслуживания, профилактики тяжелых осложнений последствий инсульта и черепно-мозговой травмы;

- обеспечение курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;

- внедрение в практику современных лечебно-диагностических технологий на основе последних научно-технических достижений, а также передового опыта аналогичных учреждений, в том числе в области информатизации.

6. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации Центра патологии речи и нейрореабилитации на Отделение могут быть возложены функции указанного Центра.

7. Отделение ведет необходимую учетную и отчетную документацию и представляет отчет о деятельности в установленном порядке.

8. Отделение комплектуется оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.

Приложение N 3
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПАТОЛОГИИ
РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ

1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации.

2. Центр патологии речи и нейрореабилитации (далее - Центр) создается органом управления здравоохранением как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение или на базе республиканской (краевой, окружной, областной) больницы и является ее структурным подразделением.

3. Создание Центров, их число и мощность определяется с учетом особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации.

4. Центр возглавляет руководитель (директор, главный врач), который назначается на должность и освобождается от должности органом управления здравоохранением или руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создается Центр.

5. Структура и штаты медицинского и другого персонала Центра устанавливаются его руководителем в соответствии со штатными нормативами.

6. При организации Центра в составе лечебно-профилактического учреждения структура и штаты медицинского и другого персонала Центра определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от конкретных условий и потребности обеспечения деятельности Центра.

7. Центр осуществляет следующие функции:

- оказание комплексной диагностической помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями высших психических функций, в том числе речи, нарушениями коммуникации и общения, с сопутствующими двигательными, соматическими, неврологическими и психическими расстройствами, возникшими в результате перенесенного инсульта и черепно-мозговой травмы, а также медицинской, медико-психологической, медико-педагогической, медико-социальной нейрореабилитационной помощи;

- определение оптимальных объемов медицинских, медико-психологических и медико-педагогических мероприятий;

- составление и обеспечение программ курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальных и групповых логопедических занятий, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;

- апробация и внедрение в практику современных методов диагностического обследования нарушенных функций больного, в том числе медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных аспектов нейрореабилитации, медицинских технологий лечения и нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры;

- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

- организация диспансерного наблюдения за больными, прошедшими нейрореабилитацию;

- обеспечение организационно-методического руководства специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической службами в регионах с целью проведения эпидемиологических исследований и обеспечения поэтапного восстановительного лечения больных;

- осуществление статистического мониторинга и анализа результатов лечения и нейрореабилитации пострадавших во время военных действий, террористических актов, катастроф, насилия;

- формирование банка данных о больных, нуждающихся в лечении и организации поэтапной нейрореабилитации;

- проведение работ по повышению профессиональной подготовки специалистов по вопросам нейрореабилитации;

- ведение учетной и отчетной медицинской документации и представление отчета о деятельности Центра в установленном порядке;

- разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм.

8. Лечение и нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре осуществляется на основании заключения комиссии по отбору больных, создаваемой в Центре и возглавляемой главным врачом. В состав комиссии входят заместители главного врача, заведующие отделений, ведущие специалисты Центра.

9. Комиссия по отбору больных оценивает состояние больного и с учетом показаний и противопоказаний направляет его в одно из отделений Центра или дает рекомендации по его нейрореабилитации в других медицинских учреждениях специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической служб (кабинеты в поликлиниках по месту жительства, врачебно-физкультурных диспансерах, психоневрологических диспансерах, поликлиниках восстановительного лечения, санаториях).

10. Центр оснащается оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.

11. Рекомендуемая структура Центра:

- консультативно-диагностическое отделение;

- отделение функциональной диагностики;

- стационар с круглосуточным пребыванием больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;

- стационар на дому для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;

- дневной стационар для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;

- дневной стационар для больных с нарушениями общения и коммуникаций (логоневроз);

- амбулаторно-стационарный комплекс для детей и подростков:

- консультативно-диагностическое отделение;

- дневной стационар;

- стационар с круглосуточным пребыванием;

- фониатрическое отделение;

- отделение ЛФК и массажа;

- отделение по восстановлению бытовых и трудовых навыков;

- отделение клинической психологии;

- физиотерапевтическое отделение;

- организационно-методический отдел.

Приложение N 4
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО И ДРУГОГО ПЕРСОНАЛА ЦЕНТРОВ (ОТДЕЛЕНИЙ)
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ

I. Врачебный персонал:

Врач-невролог                      из расчета 1 должность на 20
                                   коек
Врач-психотерапевт                 из расчета 1 должность на 15
                                   коек
Врач-физиотерапевт                 из расчета 1 должность в
                                   учреждении (отделении)
Врач-психиатр                      из расчета 1 должность на 25
                                   коек
Врач-терапевт                      из расчета 1 должность на 40
                                   коек
Врач по лечебной физкультуре       в зависимости от объема работы
Врач-рефлексотерапевт              в зависимости от объема работы
Врач функциональной диагностики    в зависимости от объема работы
Врач-отоларинголог                 в зависимости от объема работы
При наличии детского отделения:
Врач-педиатр                       из расчета 1 должность на 20
                                   коек
Заведующий отделением              в отделении на 40 коек вместо
                                   0,5 ставки врача
                                   в отделении
                                   на 40 и более коек -
                                   сверх должностей врачей

II. Средний медицинский персонал

Медицинская сестра палатная        из расчета 1 круглосуточный
                                   пост на 20 коек
Медицинская сестра процедурной     из расчета 1 должность на
                                   отделение (дневной стационар)
Инструктор по лечебной             из расчета 1 должность на 12
физкультуре                        коек
Медицинская сестра по массажу      из расчета 1 должность на 12
                                   коек
Инструктор по трудовой терапии     из расчета 1 должность на 30
                                   коек
Старшая медицинская сестра         соответственно должностям
                                   заведующих отделениями

III. Младший медицинский персонал

Младшая медицинская сестра         из расчета 1 круглосуточный
по уходу за больными,              пост на 25 коек
санитарка
Санитарка (буфетчица)              из расчета 1 должность на 25
                                   коек
Санитарка (ваннщица)               в отделениях до 20 коек -
                                   1 должность,
                                   в отделениях свыше
                                   20 коек - 2 должности
Сестра-хозяйка                     из расчета 1 должность на
                                   1 отделение

IV. Другой персонал

Медицинский психолог               из расчета 1 должность на 20
                                   коек
Инструктор-методист по лечебной    в зависимости от объема работы
физкультуре
Инструктор по труду                в зависимости от объема работы
                                   для взрослых пациентов:
Логопед (дефектолог)               - при индивидуальной работе с
                                   больным - 1,5 посещения в час
                                   - при работе с больным на дому
                                   - 1 посещение в час
                                   - при проведении групповых
                                   логопедических занятий - 8 - 10
                                   посещений в 1,5 часа
                                   для детей:
                                   - при индивидуальной работе -
                                   1,5 посещения в час
                                   - при индивидуальной работе при
                                   легких нарушениях речи - 4
                                   посещения в час
                                   - при проведении групповых
                                   занятий 5 - 8 посещений в час в
                                   зависимости от тяжести нарушений
Музыкальный руководитель           из расчета 1 должность в
                                   учреждении (отделении)
Социальный работник                из расчета 1 должность на 20
                                   коек
Младший воспитатель                в зависимости от объема работы
Оператор ЭВМ                       1 должность на учреждение
                                   (отделение)

Приложение N 5
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ЦЕНТРОВ (ОТДЕЛЕНИЙ)
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
И ПАЛАТ РАННЕЙ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ

1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом специфики детского возраста)

┌─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│  N  │          Наименование оборудования           │Минимально │
│ п/п │                                              │необходимое│
│     │                                              │количество │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│     Оборудование для отделения функциональной диагностики      │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Энцефалограф многоканальный с картированием   │      2    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Электрокардиограф                             │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Аппарат для ультразвуковой диагностики        │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │Аппарат для ультразвуковой диагностики        │      1    │
│     │сосудов (допплерография, дуплексное           │           │
│     │сканирование)                                 │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Реоэнцефалограф                               │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Электромиограф с программой исследования      │      1    │
│     │вызванных потенциалов                         │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  7. │Комплекс для транскорниальной магнитной       │      1    │
│     │стимуляции                                    │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  8. │Аппараты для мониторинга артериального        │      5    │
│     │давления                                      │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  9. │Компьютерный томограф                         │      1    │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│   Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа    │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Стол для кинезотерапии и массажа              │      3    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Маты напольные                                │      3    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Гимнастические снаряды и устройства (мячи     │           │
│     │разного размера, веса, фактуры,               │           │
│     │гимнастические палки, булавы, гантели,        │           │
│     │ортезы)                                       │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │"Шведская стенка"                             │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Параллельные брусья и ступеньки для обучения  │           │
│     │ходьбе                                        │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Тренажеры для восстановления движений в       │      5    │
│     │конечностях (степперы, тредбаны,              │           │
│     │велотренажеры)                                │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  7. │Психофизиологические комплексы для тренинга   │      3    │
│     │с биологически обратной связью, в том числе   │           │
│     │компьютерная стабилометрия                    │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  8. │Программно-аппаратный комплекс анализа        │      1    │
│     │движений "Биомеханика"                        │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  9. │Рефлекторно-нагрузочные устройства типа       │     15    │
│     │"Гравистат"                                   │           │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│        Оборудование для физиотерапевтического отделения        │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Аппараты для гальванизации                    │      2    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Парафинонагреватели для озокерито-,           │      1    │
│     │парафинолечения                               │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Комплекс для гидротерапии                     │      2    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │Аппарат типа "Амплипульс"                     │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Аппарат ультразвуковой терапии                │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Аппарат для лазеротерапии                     │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  7. │Аппарат типа "Миоритм"                        │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  8. │Аппарат типа "Искра"                          │      1    │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│           Оборудование для логопедического кабинета            │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Магнитофон                                    │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Диктофон                                      │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Метроном                                      │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │Зеркала                                       │      2    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Персональные компьютеры с программами         │      1    │
│     │восстановления высших психических функций, в  │           │
│     │том числе речи                                │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Тонометр                                      │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  7. │Набор логопедических зондов и шпателей        │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  8. │Видеомагнитофон                               │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  9. │Видеокамера                                   │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 10. │Оборудование для проведения музыкальных       │           │
│     │занятий (пианелла, караоке, музыкальные       │           │
│     │инструменты и пр.)                            │           │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│                      Методические пособия                      │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Схемы нейропсихологического обследования      │           │
│     │высших психических функций, альбомы для       │           │
│     │диагностики                                   │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Наглядно-дидактический материал - наборы      │           │
│     │специальных таблиц, текстов, обучающих игр    │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Учебно-методическая литература для            │           │
│     │пациентов - сборники упражнений, книги для    │           │
│     │чтения, рабочие тетради                       │           │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│    Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой      │
│                          реабилитации                          │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Специализированные стенды для социально-      │           │
│     │бытовой реабилитации                          │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Предметы бытового обихода для больных с       │           │
│     │нарушениями двигательных функций              │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Приспособления и инструменты для выработки    │           │
│     │навыков трудовой деятельности                 │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │Специальные пособия и материалы для           │           │
│     │восстановления мелких целенаправленных        │           │
│     │движений рук                                  │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Наборы приспособлений и оборудования для      │           │
│     │проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и  │           │
│     │пр.)                                          │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Персональные компьютеры с игровыми программами│      2    │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│           Оборудование для фониатрического отделения           │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Многофункциональное рабочее место фониатра-   │      1    │
│     │отоларинголога, укомплектованное для          │   компл.  │
│     │диагностики и лечения с ларингоскопическим    │           │
│     │набором                                       │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Оборудование для аудиометрии                  │      1    │
│     │                                              │   компл.  │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Видеоларингостробоскоп                        │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │Комплекс нейромышечной электрофонопедической  │      1    │
│     │стимуляции для диагностики, лечения и         │           │
│     │профилактики нарушений глотания, речи и       │           │
│     │голоса - вокаСТИМ                             │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Персональные компьютеры с программами для     │           │
│     │восстановления голоса                         │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Магнитофон                                    │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  7. │Диктофон                                      │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  8. │Видеомагнитофон                               │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  9. │Видеокамера                                   │      1    │
└─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┘

2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации (для детских отделений - с учетом специфики детского возраста)

┌─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│  N  │          Наименование оборудования           │Минимально │
│ п/п │                                              │необходимое│
│     │                                              │количество │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  1. │Функциональные кровати                        │     10    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Прикроватные функциональные кресла            │     10    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Столы для кинезотерапии, массажа              │      3    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │"Шведская стенка"                             │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Набор ступенек для обучения ходьбе            │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Ортезы                                        │      5    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  7. │Программно-аппаратный комплекс анализа        │      1    │
│     │движений "Биомеханика"                        │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  8. │Психофизиологический комплекс для тренинга с  │      1    │
│     │биологически-обратной связью                  │           │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│                Физиотерапевтическое оборудование               │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Парафинонагреватель для теплолечения          │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Приборы для гальванизации                     │      2    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Аппарат "Амплипульс"                          │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │Аппарат "Искра"                               │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Аппарат ультразвуковой терапии                │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Аппарат типа "Миоритм"                        │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  7. │Аппараты для лазерной терапии                 │      1    │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│     Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой     │
│                          реабилитации                          │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Специализированные стенды для социально-      │           │
│     │бытовой реабилитации                          │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Предметы бытового обихода для больных с       │           │
│     │нарушениями двигательных функций              │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Приспособления и инструменты для выработки    │           │
│     │навыков трудовой деятельности                 │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │Специальные пособия и материалы для           │           │
│     │восстановления мелких целенаправленных        │           │
│     │движений рук                                  │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Наборы приспособлений и оборудования для      │           │
│     │проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и  │           │
│     │пр.)                                          │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Персональные компьютеры с игровыми программами│      2    │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│          Оборудование для логопедического кабинета             │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Магнитофон кассетный                          │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Диктофон                                      │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Метроном                                      │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  4. │Зеркала                                       │      2    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  5. │Персональные компьютеры с программами         │      1    │
│     │восстановления высших психических функций,    │           │
│     │в том числе речи                              │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  6. │Тонометр                                      │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  7. │Набор логопедических зондов и шпателей        │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  8. │Видеомагнитофон                               │      1    │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  9. │Оборудование для проведения музыкальных       │           │
│     │занятий (пианелла, караоке, музыкальные       │           │
│     │инструменты и пр.)                            │           │
├─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┤
│                     Методические пособия                       │
├─────┬──────────────────────────────────────────────┬───────────┤
│  1. │Схемы нейропсихологического обследования      │           │
│     │высших психических функций, альбомы           │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  2. │Наглядно-дидактический материал - наборы      │           │
│     │специальных таблиц, текстов, обучающих игр    │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│  3. │Учебно-методическая литература для пациентов  │           │
│     │- сборники упражнений, книги для чтения,      │           │
│     │рабочие тетради                               │           │
└─────┴──────────────────────────────────────────────┴───────────┘