МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 344
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
N 76
ПРИКАЗ
от 27 августа 2001 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПЛАНА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
С целью координации и оптимизации работ по созданию и использованию телемедицинских технологий в системе охраны здоровья населения Российской Федерации и управления здравоохранением, совершенствования обучения и повышения квалификации медицинских работников и внедрения научных достижений в практику здравоохранения приказываю:
1. Утвердить Концепцию развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (Приложение N 1).
2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (Приложение N 2).
3. Руководителям структурных подразделений Минздрава России и отделений РАМН принять план мероприятий по реализации Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации к исполнению.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И. Вялкова и Вице-президента РАМН В.И. Кулакова.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Президент
Российской академии
медицинских наук
В.И.ПОКРОВСКИЙ
Приложение N 1
Утверждена
Приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации и РАМН
от 27 августа 2001 N 344/76
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Данная Концепция разработана Координационным советом Минздрава России по телемедицине, созданным в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.12.2000 N 444.
1. Введение
Прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях создал базу для принципиально нового направления в организации и оказании медицинской помощи населению - телемедицины (ТМ). Одновременно, стратегически важной задачей в условиях реформирования здравоохранения стала организация взаимодействия лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) со специализированными учреждениями здравоохранения путем дистанционного оказания высококвалифицированной помощи населению, используя современные информационно-телекоммуникационные технологии и интеллектуальный потенциал лучших клиник в условиях сокращения коечного фонда при одновременном ускорении лечебно-диагностического процесса.
В настоящее время не все больные, нуждающиеся для решения вопросов диагностики и лечения в высококвалифицированной помощи, своевременно направляются в соответствующие медицинские центры федерального или межрегионального уровней. Это определяется многими факторами, среди которых не последнюю роль играет географическая протяженность нашей страны. В то же время, не всегда существует необходимость очной консультации и лечения в таких центрах. Иногда достаточно полноценного обсуждения клинических проявлений болезни лечащим врачом с коллегами из специализированного учреждения или с врачами областной больницы, что позволяет заменить потребность в направлении консультанта в районный центр с использованием санитарной авиации. И в этом неоценимую помощь может оказать использование ресурсосберегающих телемедицинских технологий (ТМТ).
Телемедицинские технологии - это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий ("медицина на расстоянии").
Телемедицина, будучи с формальной точки зрения прямым продолжением существовавшей ранее дистанционной диагностики, развивается на качественно иной технологической основе и предполагает возможность диалога между специалистами, включая анализ статической (рентгенограммы, ЭКГ, ЭЭГ и др.) и динамической (видео- и аудиофрагменты) информации о больном. Возможность совместного обсуждения всего комплекса медицинских данных предоставляет система видеоконференц-связи (ВКС), обеспечивающая аудио/видеообмен в реальном времени.
Основные направления применения ТМ технологий:
1. Телемедицинская консультация/теленаставничество (связь организуется по схеме "точка - точка", что обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом/методическую помощь специалиста или преподавателя врачу или студенту).
2. Телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей (связь организуется по схеме "много точек - точка", когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр).
3. Телемедицинская лекция/семинар (связь организуется по схеме "точка - много точек", при которой лектор (преподаватель) может обращаться ко всем участникам одновременно, а они, в свою очередь, могут обращаться к лектору, при отсутствии возможности общаться друг с другом).
4. Телемедицинское совещание/консилиум/симпозиум (связь организуется по схеме "многоточки" (сети), в результате чего все участники могут общаться друг с другом).
Эти направления обеспечивают, соответственно, реализацию: (1) консультаций в ходе лечебно-диагностического процесса/эвакуационных мероприятий или обучения, (2) контроля жизненно важных функций организма, (3) образовательных (в том числе популярных) лекций и семинаров, дистанционного тестирования/экзаменов, (4) обмена мнениями (отчета) при дистанционном проведении коллегий (совещаний, советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.
В зависимости от участников и используемых средств различаются следующие варианты телемедицинских консультаций:
1. Врачебная телемедицинская консультация (специалист консультирует врача с больным/врача без больного).
2. Телемедицинское функциональное/лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры).
3. Советы спасателям (врач-специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов).
4. Советы населению (предоставление жителям возможности советоваться с врачом).
Развитие телемедицинских технологий основано на передовых информационных и телекоммуникационных технологиях.
Телемедицинские технологии должны функционировать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов в области охраны здоровья населения, медицинского образования, информатики и связи.
Функционирование ТМ систем осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации (в том числе, законодательства об охране здоровья, об информации, информатизации и защите информации, о связи) при обязательном наличии у телемедицинского центра (ТМЦ) сертификата (лицензии) Минздрава России.
Телемедицина несомненно может оказать значительное воздействие на систему лечебно-профилактической помощи населению, на управление системой здравоохранения и повышение эффективности функционирования в чрезвычайных ситуациях, на развитие науки, на внедрение новых медицинских технологий, на подготовку и усовершенствование кадров.
2. Цель Концепции развития телемедицинских технологий
в Российской Федерации (далее - Концепция)
1. Концепция определяет позицию Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук в вопросах использования и развития телемедицинских технологий.
2. Концепция определяет принципы функционирования телемедицинских центров на территории Российской Федерации.
3. Концепция обеспечивает методологическую поддержку в реализации телемедицинских технологий.
4. Концепция определяет основные направления использования телемедицинских технологий.
5. Концепция определяет нормативно-правовые аспекты применения телемедицинских технологий.
6. Концепция определяет роль головных научных учреждений и учреждений высшего профессионального образования в реализации телемедицинских технологий.
7. Концепция определяет взаимодействие участников телемедицинского сообщества в вопросах реализации телемедицинских технологий.
3. Развитие телемедицинских технологий на разных уровнях
Телемедицинские технологии должны занять свое место в системе оказания медицинской помощи населению на глобальном и локальном уровнях. Создание ТМ сети здравоохранения на уровне Минздрава России, федеральных округов и субъектов Российской Федерации должно стать основой существенного повышения эффективности управления отраслью. Телекоммуникационное обеспечение управленческой деятельности аппарата Минздрава России, ФОМС, окружных координационных советов по здравоохранению и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации резко повысит управляемость всем комплексом в критических ситуациях. Как технология двойного назначения ТМ предполагает активное информационное взаимодействие медицинских и спасательных служб различной ведомственной подчиненности. Опыт локальных конфликтов показал, что успех медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях во многом заключается в тесной интеграции военного и гражданского здравоохранения.
Организационной структурой телемедицины является иерархия ТМЦ, функционирующих самостоятельно или в составе ЛПУ, НИИ, ВУЗов и органов управления здравоохранением всех уровней.
3.1. Головные организации по направлениям
телеконсультативной помощи и дистанционного обучения
В области телемедицины роль головных организаций по направлениям сводится к следующим основным функциям:
- консультативная помощь по конкретным разделам медицины;
- оперативная организация консультативной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- организационно-методическое обеспечение вопросов непрерывного дистанционного повышения квалификации врачей и обучения студентов.
По мере развития телекоммуникационных сетей в разных регионах страны все более актуальной проблемой становится и интеграция возникающей сотовой структуры, что обеспечит полноценную систему телеконсилиумов и расширенных заседаний органов управления здравоохранением.
3.2. Федеральный уровень
На уровне Российской Федерации телемедицинский центр Министерства здравоохранения России должен обеспечивать:
- связь с окружными координационными советами по здравоохранению, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, с ФОМС, с ведущими научными и образовательными медицинскими учреждениями для дистанционного обсуждения проблем здравоохранения;
- информационную поддержку ситуационного управления здравоохранением на основе текущего контроля основных медико-демографических показателей состояния здоровья и эпидемиолого-экологических данных;
- оперативное управление организацией медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- информационное взаимодействие Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФОМС, медицинских служб других министерств и ведомств.
3.3. Уровень федеральных округов
На региональном уровне (федерального округа) телемедицинский центр должен обеспечивать представителю Минздрава России и окружному координационному совету по здравоохранению:
- связь с Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также с ведущими научными и образовательными медицинскими учреждениями для дистанционного обсуждения проблем здравоохранения федерального округа и управления в повседневной деятельности;
- оперативное управление организацией медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- информационно-коммуникационную поддержку в части анализа состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия управленческих решений.
3.4. Уровень субъектов Российской Федерации
На уровне субъекта Российской Федерации телемедицинский центр должен обеспечивать органам управления здравоохранением, органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и территориальным фондам ОМС:
- связь с Минздравом России, ФОМС, окружным координационным советом по здравоохранению, органами управления здравоохранением и органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора городского и районного уровней, ведущими научными и образовательными медицинскими учреждениями для дистанционного обсуждения проблем территориального здравоохранения и управления в повседневной деятельности;
- головные функции в отношении внутритерриториальной телемедицинской сети;
- оперативное управление медицинской помощью в чрезвычайных ситуациях;
- текущий контроль эпидемиологической ситуации, младенческой смертности и других показателей состояния здоровья детского и взрослого населения, необходимых для оперативного анализа ситуации и принятия управленческих решений;
- информационное взаимодействие с ТФОМС.
3.5. Районный уровень
Телемедицинские системы на районном уровне в субъектах Российской Федерации должны предусматривать возможность получения телеконсультаций и дистанционного повышения квалификации врачей центральных районных и участковых больниц. Внутритерриториальные телемедицинские сети должны строиться с учетом географических особенностей, часто совершенно несравнимых (к примеру, Воронежская область и Красноярский край), и особенностей инфраструктуры связи различных субъектов Российской Федерации и даже отдельных районов.
4. Консультативная помощь
Концепция развития телемедицины для обеспечения дистанционной консультативной помощи экономически целесообразна и наглядно продемонстрировала свою жизнеспособность в высокоразвитых странах. Телеконсультации особенно важны в отношении социально значимых и трудно дифференцируемых заболеваний, диагностика, лечение и прогноз которых представляют значительные трудности и зачастую сопровождаются ошибками.
Формирующаяся российская телемедицинская сеть обеспечивает доступ к специализированной помощи больным территориально удаленных ЛПУ. Ряд научных учреждений и регионов начали самостоятельно разрабатывать и реализовывать различные подходы к оказанию телемедицинских услуг. ТМЦ на федеральном уровне созданы в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, НИИ хирургии им. А.В. Вишневского РАМН, Российской военно-медицинской академии, Всероссийском научном центре хирургии РАМН, Центральной клинической бассейновой больнице Государственного медицинского центра Минздрава России и других. Внутритерриториальные ТМ системы созданы в Архангельской, Воронежской, Иркутской, Самарской областях, в Республике Карелия, в Алтайском крае. В рамках телемедицинской системы ВКС "Москва - регионы России" с федеральными институтами взаимодействуют ТМЦ в Республиках Мордовия, Якутия (Саха) и Бурятия, в Нижегородской, Смоленской, Ростовской, Тюменской, Оренбургской областях, в Ставропольском крае и других. Существуют ТМ сети, объединяющие ряд бассейновых больниц, стационары системы МПС России. Расширение сети телемедицинских центров обеспечит возможность проведения телеконсультаций по широкому спектру патологии.
Первоочередными задачами телемедицины в области обеспечения консультативной помощи в настоящее время являются:
- консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи;
- экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;
- консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза/метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.
Обеспечение телеконсультативной помощи при решении вопросов диагностики, лечения (в том числе хирургического), реабилитации больных предполагает возможность работы в режимах on-line и off-line, т.е. непосредственно в момент обращения или в виде отсроченной консультации в согласованное время, а также в форме обмена данными и мнениями по электронной почте. Необходимым условием является обеспечение консультанта полноценной исходной информацией (идентичной с имеющейся у лечащего врача) для принятия решения (выдачи заключения) по диагностике, плану дальнейшего обследования и лечению пациентов. Данный подход, при работе в режиме видеоконференции, предполагает возможность прямых консультаций в процессе оперативного вмешательства/обследования и даже дистанционное проведение операции (телехирургия) при определенном уровне технического оснащения.
Действующие ТМЦ отличаются методическими подходами, уровнем технологии, принципами организации работы. Учитывая важность обсуждения видеоданных в сочетании с речевым контактом врачей в процессе их анализа, должны поддерживаться технические решения, обеспечивающие такую возможность на основе общепринятых стандартов представления и передачи информации.
При чрезвычайных ситуациях, наряду с использованием ТМЦ ЛПУ, должно предусматриваться применение мобильных систем для экстренной телеконсультативной поддержки врачей специализированных бригад Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России: 1) по поводу уточнения диагноза и/или тактики ведения на различных этапах; 2) в отношении целесообразности транспортировки пострадавших в специализированное учреждение; 3) при оказании помощи (в том числе в процессе оперативного вмешательства). Одной из важных задач экстремальной телемедицины является консультация спасателей (ЦЕНТРОСПАС МЧС и др.) по первичной медицинской помощи пострадавшим.
При взаимодействии с медицинскими службами силовых ведомств в мирное и военное время предполагается проведение телеконсультаций окружными и полевыми госпиталями МВД России, Минобороны России с центральными госпиталями этих ведомств и со специализированными учреждениями здравоохранения Минздрава России и РАМН.
5. "Интернет-медицина"
"Интернет-медицина" в настоящее время включает:
- информационную поддержку клинической медицины в вопросах консультирования больных;
- справочную службу в области охраны здоровья;
- медико-статистическую информацию;
- обеспечение доступа к базам данных библиотек;
- информацию административного характера;
- информацию в области телемедицины;
- планы проведения конференций, выставок и информационные сообщения по их завершении.
Web-серверы клинических институтов и ЛПУ могут использоваться для размещения деперсонифицированной информации о трудных для диагностики и лечения случаях в целях получения рекомендаций от профильных специалистов. Наиболее активно работа в этом направлении ведется в Уральском НИИ травматологии и ортопедии.
Информационные базы данных по направлениям медицины - о новых методах диагностики и лечения, по вопросам организации лечебно-профилактической помощи (включая сведения о предоставляемых телемедицинскими центрами услугах) целесообразно помещать на Web-серверах профильных институтов, где могут быть размещены и так называемые "зеркальные" серверы Международных и европейских медицинских организаций (на языке оригинала и/или в переводе на русский язык).
Справочно-консультативные системы обеспечивают совершенствование медицинского обслуживания населения, информируя его о предоставляемых услугах (включая высокие технологии) и обеспечивая осознанный выбор учреждения для последующего лечения.
Организация справочно-информационных Web-сайтов различного уровня (окружных координационных советов по здравоохранению, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и др.) должна быть скоординирована с системой аналогичной Федеральной службы, где обеспечивается функционирование совместного Интернет-портала Минздрава России и РАМН.
Библиотечные Web-серверы должны обеспечивать доступ к каталогам библиотек и содержать библиографическую информацию, реферативные подборки, методические материалы, учебные пособия. При возможности должен обеспечиваться дистанционный доступ к первоисточникам (журналам, трудам конференций и т.п.).
Web-серверы учреждений, занимающихся вопросами повышения квалификации, должны содержать научно-методическую литературу и тестирующие программы, обеспечивающие подготовку врачей к сертификации.
Интернет-медицина в перспективе должна получить новый импульс в своем развитии как компонент Интернета нового поколения, объединяющего, с помощью высокоскоростных телекоммуникационных каналов связи, суперкомпьютерные вычислительные и информационные ресурсы.
6. Обучение и повышение квалификации
Дистанционное образование включает:
- обучение студентов;
- повышение квалификации и переподготовку врачей/медицинских сестер;
- теленаставничество (за рубежом - телементорство), т.е. непосредственная помощь учителя своему ученику (например бывшему ординатору, аспиранту и т.п.) или преподавателя студенту (слушателю);
- работа с заочными аспирантами и докторантами;
- научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения;
- тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и информационных технологий.
7. Организационно-методические вопросы
Сравнительно высокая стоимость создания телемедицинской сети России предполагает на начальных этапах организацию ТМЦ в ЛПУ административных центров субъектов Российской Федерации. На их базе должна быть обеспечена доступность контакта с любым специализированным учреждением здравоохранения федерального или межрегионального уровня. Общую координацию создания телемедицинской сети осуществляют Минздрав России и РАМН (а также медицинские управления соответствующих министерств и ведомств), непосредственное руководство организацией ТМЦ обеспечивают окружные советы здравоохранения и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в контакте с ТФОМС.
Телемедицинские центры в первую очередь целесообразно создавать на базе многопрофильных стационаров, являющихся клиническими базами образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования, что позволит одновременно использовать их также в системе телеобучения. В качестве временной меры могут использоваться (на договорной основе) телекоммуникационные центры местных провайдеров связи или других организаций.
Актуально объединение научных институтов и образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования в крупных медицинских центрах (Москва, С-Петербург, Новосибирск, Томск и др.), примером может служить объединение 44 учреждений здравоохранения в г. Москве в единую корпоративную сеть. Такой подход создает новые возможности для проведения консилиумов в случаях сочетанной патологии, нередко представляющей серьезные диагностические трудности. Одновременно это соответствует проекту Всемирной организации здравоохранения о создании единой сети научных медицинских ресурсов на базе Интернета.
Построение телемедицинских сетей городского и территориального уровней, отдельных служб должно предусматривать возможности их наращивания (при подключении новых учреждений и территорий) без коренной модернизации.
8. Технологические решения
Телемедицинская сеть России строится как децентрализованная система на основе принципов функциональной стандартизации по типу открытых систем. Технологические решения для обеспечения ТМ систем в России должны ориентироваться на стандартные протоколы передачи и структуры сообщений при обмене медицинскими данными, в том числе в гетерогенных сетях. Это тем более важно, что используются системы разных фирм и разнообразные каналы связи, что выдвигает задачу анализа совместимости ТМ оборудования и интеграции различных коммуникационных систем. Однотипные решения необходимы при построении городских/территориальных/региональных медицинских сетей и их связи с межрегиональными и федеральными научными и образовательными медицинскими учреждениями. Телемедицинские сети должны соответствовать рекомендациям по стандартизации Р 50.1.022-2000 "Информационные технологии. Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России" (утверждены Постановлением Госстандарта РФ N 15-СТ от 26.01.2000).
Важным аспектом является защита информации в сетях, определение оборудования и программного обеспечения для реализации этой задачи в полном объеме. Должны предусматриваться также совместимые системы оцифровки, анализа и передачи медицинских изображений независимо от используемого медицинского оборудования.
При организации ВКС предпочтение должно отдаваться цифровым каналам и корпоративным сетям, обеспечивающим в настоящее время гарантированную полосу пропускания. Перспективным направлением является техническая возможность осуществлять видеоконференции путем перенаправления данных, поступающих по междугородним цифровым ISDN линиям, в корпоративные IP-сети, что открывает более широкие возможности для участников телемедицинских проектов. Регулярный анализ коммуникационной поддержки телемедицины обеспечит последующую своевременную коррекцию технических решений.
9. Правовые аспекты
Нормативно-правовые аспекты телемедицинских технологий предполагают решение вопросов ответственности медицинского и технического персонала за организацию, проведение и конфиденциальность телеконсультаций и дистанционного обучения, включая:
- показания к проведению телемедицинских консультаций и "телемедицинской помощи" (советы) населению;
- добровольное информированное согласие пациента (родственника, уполномоченного лица) на проведение телеконсультации с учетом ограничений, существующих при использовании телемедицинских технологий;
- ответственность консультанта за сделанное заключение при условии предоставления ему всего комплекса необходимой информации о состоянии больного и правильной трактовке (выполнении) лечащим врачом полученных при телемедицинской консультации рекомендаций;
- аутентичность обсуждаемых медицинских документов (процедура подтверждения одинакового качества передаваемых/получаемых материалов);
- авторизацию материалов, получаемых при использовании ТМТ;
- конфиденциальность телеконсультации и последующую защиту персональных данных пациентов;
- протоколизацию (документирование) телемедицинской консультации (сеанса) и последующее архивирование данных телеконсультации;
- аутентификацию консультанта и его подписи;
- техническое обеспечение своевременного проведения телемедицинского сеанса;
- ответственность за достоверность информации, публикуемой на Web-серверах;
- обеспечение авторских и имущественных прав на материалы, используемые в процессе телеконсультации (лекции);
- предоставление платных телемедицинских услуг.
10. Сотрудничество с российскими, зарубежными
и международными организациями
В целях координации совместных усилий в становлении телемедицинских технологий в России и развития сотрудничества в этой области, Координационный совет Министерства здравоохранения Российской Федерации по телемедицине в системе здравоохранения Российской Федерации устанавливает и поддерживает контакты и сотрудничество с международными и национальными организациями, союзами, ассоциациями, фондами, выставочными центрами.
Координационный совет рассматривает вопросы участия в программе ЮНЕСКО "Открытый мир", в мероприятиях ВОЗ, Европейской комиссии (13-й директорат - Информационные технологии) и других организаций в области телемедицины.
Контакты с зарубежными партнерами, при условии соответствия используемых ТМТ международным стандартам представления и передачи информации, являются необходимым условием эффективного сотрудничества в оказании медицинской помощи при спасении пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
11. Пути реализации Концепции развития телемедицинских
технологий в Российской Федерации
Реализация Концепции развития телемедицинских технологий в России должна предусматривать разработку нормативных правовых и методических документов, а также организационные мероприятия, обеспечивающие единые принципы и технологические решения функционирования децентрализованной телемедицинской сети Российской Федерации.
В соответствии с этим должны быть подготовлены следующие документы:
- Принципы построения и использования телемедицинской сети.
- Этапы развития телемедицины в Российской Федерации.
- Требования к сертификации телемедицинских центров в системе здравоохранения Российской Федерации.
- Разработка профилей ТМ технологий ("Стандартизация протоколов обмена и структур сообщений при обмене медицинскими данными", "Стандартизация передачи медицинских изображений и мультимедийных данных") с использованием опыта международных и европейских организаций ISO/TC 215 и CEN/TC 251.
- Определение статуса телемедицины как высокой технологии в системе специализированной медицинской помощи населению.
- Правовые аспекты применения телемедицинских технологий в системе оказания медицинской помощи населению.
- Этические аспекты применения телемедицинских технологий в консультировании и лечении больных.
- Положение об организации дистанционного повышения квалификации врачей/обучения с использованием телемедицинских технологий.
- Классификатор (перечень) телемедицинских услуг (ТМУ), расчет их стоимости (структура цены и тарифы на ТМУ) и механизмы оплаты.
12. Заключение
Важнейшей задачей здравоохранения цивилизованного государства, способствующей стабильности общества, является обеспечение права гражданина на медицинское обслуживание, независимо от его социального положения и места жительства. Для реализации этого права в России необходимо проведение целого ряда комплексных мероприятий. Однако если вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений полноценным финансированием, оснащения новейшим оборудованием и другими ресурсами можно решить хотя бы теоретически, то обеспечить каждую районную больницу специалистами мирового класса невозможно даже в теории. Решение подобной задачи возможно только при внедрении телемедицинских технологий в практику работы учреждений здравоохранения. Это особенно актуально для России с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения и концентрацией ведущих специалистов-медиков в крупных городах.
Телемедицина предоставит новые возможности для реорганизации и интенсификации системы управления здравоохранением на всех уровнях.
Дистанционное повышение квалификации и обучение позволит ускорить внедрение новых медицинских технологий и даст возможность привлечь высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности без отрыва от основной работы.
Финансирование телемедицинских проектов должно осуществляться из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников и др.
Приложение N 2
Утвержден
Приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации и РАМН
от 27 августа 2001 N 344/76
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
┌───┬────────────────────────┬───────────────────┬──────────┬─────────────┐ │ N │ Содержание мероприятий │ Наименование │ Срок │ Исполнители │ │п/п│ │ документа │исполнения│ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │ 1 │Разработать требования к│Временное положение│2001 │Минздрав │ │ │проведению │по организации │ │России │ │ │дистанционного повышения│дистанционного │ │ │ │ │квалификации врачей │повышения │ │ │ │ │ │квалификации врачей│ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │2 │Обобщить и │Приказ по │2002 │Минздрав │ │ │проанализировать │утверждению этапов │ │России, │ │ │принципы построения и │развития │ │РАМН │ │ │использования │телемедицины в │ │ │ │ │телемедицинской сети │России │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │3 │Проанализировать │Инструктивные │2002 │Минздрав │ │ │варианты коммуника- │материалы │ │России, │ │ │ционной поддержки │ │ │РАМН, │ │ │телемедицины в России │ │ │ФОМС │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │4 │Разработать перечень │Приказ Минздрава │2002 - │ФОМС, │ │ │телемедицинских услуг, │России и ФОМС │2003 │Минздрав │ │ │методику расчета тарифов│ │ │России, │ │ │и механизмы оплаты │ │ │РАМН │ │ │телемедицинских услуг │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │5 │Разработать программу │Программа │2002 - │Минздрав │ │ │организации │организации │2003 │России │ │ │телемедицинской помощи │телемедицинской │ │ │ │ │при чрезвычайных │помощи при чрезвы- │ │ │ │ │ситуациях │чайных ситуациях │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │6 │Провести совещание │Указание Минздрава │2002 │Минздрав │ │ │руководителей │России │ │России, │ │ │телемедицинских центров │ │ │РАМН, ФОМС │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │7 │Провести │Указание Минздрава │2004 │Минздрав │ │ │научно-практическую │России │ │России, │ │ │конференцию по проблемам│ │ │РАМН, ФОМС │ │ │телемедицины в России │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │8 │Подготовить предложения │Приказ Минздрава РФ│2002 │Минздрав │ │ │по включению в программы│Учебные Программы │ │России, │ │ │обучения студентов │ │ │РАМН │ │ │образовательных │ │ │ │ │ │медицинских учреждений │ │ │ │ │ │вопросов (разделов) по │ │ │ │ │ │использованию теле- │ │ │ │ │ │медицинских технологий │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │9 │Подготовить предложения │Программа │2003 │Минздрав │ │ │в Правительство РФ по │государственных │ │России, │ │ │включению телемедицин- │гарантий │ │ФОМС │ │ │ских услуг в Программу │обеспечения │ │ │ │ │государственных гарантий│населения │ │ │ │ │обеспечения населения │бесплатной │ │ │ │ │бесплатной медицинской │медицинской помощью│ │ │ │ │помощью │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │10 │Внести дополнения в │Программа развития │2002 │Минздрав │ │ │Программу развития │стандартизации в │ │России, │ │ │стандартизации в │здравоохранении │ │ФОМС │ │ │здравоохранении в части │ │ │ │ │ │включения в перечень │ │ │ │ │ │разрабатываемых │ │ │ │ │ │нормативных документов │ │ │ │ │ │по стандартизации теле- │ │ │ │ │ │медицинских технологий │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │11 │Разработать типовые │Нормативные │2002 - │Минздрав │ │ │профили телемедицинских │документы по │2005 │России, │ │ │технологий │стандартизации │ │ФОМС │ │ │ │(типовые профили │ │ │ │ │ │телемедицинских │ │ │ │ │ │технологий) │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │12 │Разработать перечень │Перечень │2002 - │Минздрав │ │ │нормативных правовых │нормативных │2004 │России, │ │ │документов, необходимых │правовых документов│ │РАМН, ФОМС │ │ │для развития │ │ │ │ │ │телемедицины │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │13 │Организовать регулярную │Структура сайта │2001 │Минздрав │ │ │публикацию материалов │ │ │России │ │ │Координационного совета │ │ │ │ │ │по телемедицине на сайте│ │ │ │ │ │Минздрава России │ │ │ │ │ │(www.minzdrav-rf.ru) │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼───────────────────┼──────────┼─────────────┤ │14 │Провести │Указание Минздрава │2003 │Минздрав │ │ │выставку-семинар по │России │ │России, │ │ │телемедицине │ │ │РАМН, ФОМС, │ │ │ │ │ │Всероссийский│ │ │ │ │ │Выставочный │ │ │ │ │ │Центр │ └───┴────────────────────────┴───────────────────┴──────────┴─────────────┘