Утверждена
Приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383

ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ НА КУРСАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ

1. Введение

Неуклонный рост числа взрослых с патологией речи сосудистого и травматического генеза, а также детей с аномалиями развития, и в первую очередь речевого, ставит вопрос оказания специализированной помощи в один ряд с важнейшими проблемами здравоохранения и образования. Дети с патологией речи (задержки речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, алалии, дислалии, трудности обучения грамоте - дизграфии и дислексии), а также взрослые больные с афазией, дизартрией, логоневрозами составляют значительный процент популяции. Данные контингенты больных нуждаются, как правило, в комплексном лечении и реабилитации с широким использованием современных достижений науки и практики. Такой подход предполагает не только наличие у специалистов, принимающих участие в лечебно-реабилитационном процессе высокого профессионализма, но также достаточную их ориентацию в смежных областях знания. Между тем, существующая система их подготовки практически не способна обеспечить потребности учреждений здравоохранения и образования в квалифицированных кадрах. Дефектологи не получают в вузах достаточного объема и качества знаний по психологии, нейропсихологии, основам неврологии, психиатрии и др. Психологи, в свою очередь, мало ориентированы в вопросах специальной педагогики, врачи практически не знакомы с основами нейропсихологии и дефектологии.

Такое положение является следствием обучения специалистов в отрыве от клинической базы, дающей возможность получать знания применительно к конкретным видам патологии речи и на практике освоить методы терапии и реабилитации пациентов. Обеспеченность квалифицированными специалистами лечебно-профилактических и образовательных учреждений в стране крайне недостаточна, что также приводит к невозможности оказания своевременной и эффективной помощи указанному контингенту детей и взрослых в требуемом объеме.

Стихийное проведение разного рода курсов, семинаров, а также "институтов", дающих лишь фрагментарные знания в области патологии речи, только усложняет создавшееся положение. Подобный способ решения проблем подготовки кадров заключает в себе реальную опасность, так как зачастую ведет к дискредитации профессии.

Решением проблемы должна стать система организации процесса последипломного обучения в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу, где специалисты разного профиля получают современные сведения из разных областей знания, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне.

Полипрофессиональный подход к проблеме последипломного образования требует наличия скоординированной программы, сочетающей в себе современные достижения науки и практики с оптимальной методологией преподавания.

2. Основные принципы повышения квалификации специалистов,
работающих в области патологии речи

Система повышения квалификации в области патологии речи и нейрореабилитации сочетает в себе современные теоретические, практические, клинические и экспериментальные разделы, обеспечивающие медико-психолого-педагогическую основу для представления об общих и частных проблемах патологии речи и других высших психических функций человека.

Учебный процесс направлен на развитие творческой активности обучающихся. Форма обучения является как очной, так и очно-заочной.

Учебные программы направлены на:

- активное усвоение теоретических знаний и теоретико-методологических принципов;

- ориентацию в смежных областях знания;

- овладение навыками и приемами диагностики, коррекционной и восстановительной работы с различными контингентами детей и взрослых;

- выработку умения работать с литературой, а также способности к самостоятельному анализу материала, используя опыт собственной работы и проверяя результаты в виде контрольных работ;

- овладение принципами этики и деонтологии;

- овладение основными принципами установления контакта с детьми, взрослыми больными и их родственниками;

- освоение принципов и методов социальной работы с больными и их родственниками;

- адекватное понимание границ профессиональной компетенции, принципов профессионального взаимодействия с врачами и другими специалистами (психологами, педагогами и др.).

3. Общая структура повышения квалификации
специалистов и основные методические приемы, рекомендуемые
при обучении

Последипломная подготовка проводится в три этапа: 1) повышение квалификации специалистов по общим проблемам патологии речи и нейрореабилитации; 2) специализация дефектологов, психологов и врачей в частной речевой патологии; 3) получение дополнительной квалификации в области нейропсихологии (для дефектологов и психологов).

В процессе обучения используются лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, клинические разборы, стажировка на рабочем месте, работа с супервизором.

Учебный материал рассчитан на освещение современных отечественных и зарубежных научных достижений в области патологии речи и нейрореабилитации, а также усвоение новых методов и конкретных приемов практической работы с детьми и взрослыми.

По прохождении всего курса подготовки выдается сертификат, который необходимо подтверждать каждые три года.

4. Образовательный минимум последипломной
подготовки специалистов

Общая продолжительность обучения, включая стажировку, 590 часов (440 часов аудиторного курса и 150 часов на рабочем месте).

Аудиторный курс обучения состоит из 6 циклов (продолжительностью 72 часа каждый):

1. Современные проблемы патологии речи и нейрореабилитации.

2. Патология речи у детей.

3. Афазии и дизартрии.

4. Заикание.

5. Дизграфии и дислексии.

6. Основы нейропсихологии и нейролингвистики.

Первый цикл является базовым, необходимым для овладения знаниями на других специальных циклах.

5. Обоснование содержание циклов повышения квалификации

Тема первого цикла "Современные проблемы в области патологии речи и нейрореабилитации" обусловлена необходимостью повышения знаний специалистов в концептуальных, методологических, методических и организационных вопросах.

Патология речи у детей выделяется в отдельный цикл, что связано не только с ее спецификой, но и постоянно растущей численностью страдающих ею детей с задержкой психического развития.

В цикле "Афазии и дизартрии" особое внимание уделяется тем видам речевой патологии, которые проявляются в рамках тяжелых заболеваний центральной нервной системы. Этот цикл рассчитан в основном на специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения. Рассматриваются неврологический, нейропсихологический, нейролингвистический аспекты речевой деятельности и ее нарушений. Подробно освещаются вопросы мозговой реализации речевой функции и патогенетические механизмы ее нарушения при разных формах афазии и дизартрии.

Распространенностью такого вида речевой патологии как логоневрозы, и прежде всего заикание, обусловлено включение в программу повышения квалификации цикла "Заикание". В нем значительная роль отводится не только изучению вопросов этиологии, клиники и патогенеза речевого дефекта, но и психиатрическому и психотерапевтическому аспекту проблемы.

Выделение дизграфий и дислексий в отдельный цикл связано с тем, что обучение грамоте является одной из главный социальных задач. Педагоги, включая дефектологов, часто пытаются решить этот вопрос своими силами, без использования современных достижений в области неврологии, психиатрии, нейропсихологии, нейролингвистики, возрастной психологии и других дисциплин. Кроме того, изменение возрастных порогов речевого развития, а именно готовность все большего числа детей 4 - 5-летнего возраста к обучению грамоте, и вместе с тем отсутствие этой готовности у части нормально развивающихся детей, требует специфических методов диагностики и педагогической работы, учитывающей психологию раннего детского возраста.

Наконец, цикл "Основы нейропсихологии и нейролингвистики" включен в программу в связи с целесообразностью расширения профессиональной компетенции специалиста, который, овладев методикой нейропсихологической и нейролингвистической диагностики, проводил бы наблюдение за восстановлением больного в динамике. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствие необходимого числа нейропсихологов приводит к неточности в диагностике при нарушении речевой и других высших психических функций и не дает возможности объективизировать результаты реабилитации. В связи с этим ознакомление дефектологов и врачей с методами и приемами нейропсихологической диагностики является необходимым звеном в системе повышения квалификации специалистов.

6. Циклы повышения квалификации

Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации, заключается в том, что они обеспечивают специализированную помощь населению как в области здравоохранения, так и образования. Это требует наличия высококвалифицированного преподавательского состава, всецело владеющего проблемой.

Необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм речевых расстройств, а также нарушений других высших психических функций. В связи с этим в программе подготовки отражены новые взгляды и методы, получившие признание в отечественной и международной практике патологии речи и нейрореабилитации.

1. ТЕМА: "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ"

┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│   │          Содержание курса             │    Учебные часы    │
│   │                                       ├──────┬───────┬─────┤
│   │                                       │лекции│практи-│всего│
│   │                                       │      │ческие │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 1.│Современное состояние          проблемы│   6  │       │   6 │
│   │патологии речи и нейрореабилитации:    │      │       │     │
│   │* отечественные и зарубежные достижения│      │       │     │
│   │науки и практики;                      │      │       │     │
│   │* эпидемиология  речевых  расстройств у│      │       │     │
│   │детей и взрослых                       │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 2.│Речевая функциональная система:        │  12  │   2   │  14 │
│   │* неврологический аспект;              │      │       │     │
│   │* нейролингвистический аспект          │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 3.│Основные этапы  созревания  речевой   и│   4  │       │   4 │
│   │других высших психических функций      │      │       │     │
│   │(ВПФ); дифференциальные критерии       │      │       │     │
│   │нормального и патологического развития │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 4.│Патология речи:                        │  16  │   2   │  18 │
│   │* нарушения речи  у  детей  и  взрослых│      │       │     │
│   │органического и функционального генеза:│      │       │     │
│   │клиника, этиология, патогенез;         │      │       │     │
│   │* локальные  поражения  мозга различной│      │       │     │
│   │этиологии;                             │      │       │     │
│   │* классификация нарушений речи;        │      │       │     │
│   │* нарушения неречевых  ВПФ  -  гнозиса,│      │       │     │
│   │праксиса, мышления, памяти, внимания;  │      │       │     │
│   │* диагностика   нарушений   речевой   и│      │       │     │
│   │других ВПФ                             │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 5.│Терапия нарушений речи:                │  20  │   2   │  22 │
│   │1. Основные    принципы     комплексной│      │       │     │
│   │системы лечения   и   нейрореабилитации│      │       │     │
│   │речевых расстройств     (биологические,│      │       │     │
│   │психологические, социальные разделы):  │      │       │     │
│   │* медикаментозное лечение, включая ЛФК,│      │       │     │
│   │массаж;                                │      │       │     │
│   │* восстановительное  обучение:  понятие│      │       │     │
│   │компенсации нарушений   речи  и  других│      │       │     │
│   │ВПФ; основные                  принципы│      │       │     │
│   │восстановительного обучения  больных  с│      │       │     │
│   │афазией и дизартрией;                  │      │       │     │
│   │* психокоррекция;                      │      │       │     │
│   │* социально-психологическое направление│      │       │     │
│   │работы                                 │      │       │     │
│   │2. Коррекционное обучение:             │      │       │     │
│   │* специфика коррекционного обучения при│      │       │     │
│   │разных формах патологии речи у детей;  │      │       │     │
│   │* предупреждение школьной              │      │       │     │
│   │неуспеваемости                         │      │       │     │
│   │3. Комплексная     система      терапии│      │       │     │
│   │заикания:                              │      │       │     │
│   │* медико-педагогическое     направление│      │       │     │
│   │работы;                                │      │       │     │
│   │* психолого-педагогическое  направление│      │       │     │
│   │работы                                 │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 6.│Компьютерные методы    диагностики    и│      │   4   │   4 │
│   │восстановительного обучения            │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 7.│Организационно-правовые вопросы        │   2  │   2   │   4 │
└───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘

Всего 72 часа

2. ТЕМА: "ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ"

┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│   │          Содержание курса             │    Учебные часы    │
│   │                                       ├──────┬───────┬─────┤
│   │                                       │лекции│практи-│всего│
│   │                                       │      │ческие │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 1.│Речевая функция в норме:               │  10  │   2   │ 12  │
│   │* неврологический   аспект:  возрастные│      │       │     │
│   │пороги созревания структур мозга;      │      │       │     │
│   │* нейропсихологический                и│      │       │     │
│   │нейролингвистический аспекты   речевого│      │       │     │
│   │развития                               │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 2.│Патология речевой функции:             │  18  │   6   │ 24  │
│   │* этиология   речевых   расстройств   у│      │       │     │
│   │детей;                                 │      │       │     │
│   │* классификация речевых расстройств;   │      │       │     │
│   │* виды   речевых  нарушений:  дислалия,│      │       │     │
│   │задержки речевого    развития,    общее│      │       │     │
│   │недоразвитие речи   (ОНР),   дизграфия,│      │       │     │
│   │дислексия, алалия,  дизартрия, афазия у│      │       │     │
│   │детей;                                 │      │       │     │
│   │* дифференциальная          диагностика│      │       │     │
│   │нарушений речи у детей                 │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 3.│Психопатология у  детей  с  нарушениями│   6  │   4   │ 10  │
│   │речи: клиника и терапия                │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 4.│Комплексная терапия нарушений речи:    │  12  │  14   │ 26  │
│   │* медикаментозное направление;         │      │       │     │
│   │* психолого-педагогическое направление;│      │       │     │
│   │* коррекционное   обучение  при  разных│      │       │     │
│   │формах патологии речи                  │      │       │     │
└───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘

Всего 72 часа

3. ТЕМА: "АФАЗИЯ И ДИЗАРТРИЯ"

┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│   │            Содержание курса           │    Учебные часы    │
│   │                                       ├──────┬───────┬─────┤
│   │                                       │лекции│практи-│всего│
│   │                                       │      │ческие │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 1.│Современные концепции          проблемы│   4  │       │4    │
│   │патологии речи у взрослых              │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 2.│Нарушения речи при локальных поражениях│  30  │  22   │  52 │
│   │мозга:                                 │      │       │     │
│   │1. Афазии:                             │      │       │     │
│   │* этиология;                           │      │       │     │
│   │* патогенез;                           │      │       │     │
│   │* классификация афазий:                │      │       │     │
│   │нейропсихологическая,                  │      │       │     │
│   │нейролингвистическая;                  │      │       │     │
│   │* клиника   различных  форм  афазии  по│      │       │     │
│   │нейропсихологической                  и│      │       │     │
│   │нейролингвистической классификации;    │      │       │     │
│   │2. Дизартрии:                          │      │       │     │
│   │* этиология;                           │      │       │     │
│   │* патогенез;                           │      │       │     │
│   │* клиника различных видов              │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 3.│Комплексная нейрореабилитация:         │   6  │  10   │  16 │
│   │* принципы                  комплексной│      │       │     │
│   │нейрореабилитации;                     │      │       │     │
│   │* восстановительное обучение;          │      │       │     │
│   │* медико-психологическое направление;  │      │       │     │
│   │* модели специализированных учреждений │      │       │     │
└───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘

Всего 72 часа

4. ТЕМА: "ЗАИКАНИЕ"

┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│   │           Содержание курса            │    Учебные часы    │
│   │                                       ├──────┬───────┬─────┤
│   │                                       │лекции│практи-│всего│
│   │                                       │      │ческие │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 1.│Современное состояние         проблемы:│   4  │       │   4 │
│   │отечественные и   зарубежные  концепции│      │       │     │
│   │заикания                               │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 2.│Этиология и патогенез заикания:        │   4  │   2   │   6 │
│   │* физиологический                     и│      │       │     │
│   │психофизиологический аспекты;          │      │       │     │
│   │* неврологический аспект;              │      │       │     │
│   │* психологический аспект               │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 3.│Клиника заикания:                      │  14  │   6   │  20 │
│   │* виды заикания;                       │      │       │     │
│   │* типы судорог при заикании;           │      │       │     │
│   │* возрастные     особенности    клиники│      │       │     │
│   │заикания;                              │      │       │     │
│   │* критерии дифференциальной диагностики│      │       │     │
│   │разных видов заикания                  │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 4.│Логоневрозы:                           │   6  │   2   │   8 │
│   │* виды логоневрозов:  заикание,  афония│      │       │     │
│   │(дисфония), мутизм,  их   этиология   и│      │       │     │
│   │патогенез;                             │      │       │     │
│   │* психиатрический,     неврологический,│      │       │     │
│   │патопсихологический             аспекты│      │       │     │
│   │логоневрозов                           │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 5.│Межполушарная асимметрия    мозга     и│   4  │       │   4 │
│   │проблема заикания                      │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 6.│Лечение заикания:                      │  14  │  12   │  26 │
│   │1. Медицинское направление.            │      │       │     │
│   │2. Психологическое направление.        │      │       │     │
│   │3. Логопедическое направление.         │      │       │     │
│   │4. Комплексная система лечения заикания│      │       │     │
│   │* логопедическая работа;               │      │       │     │
│   │* психотерапия:           рациональная,│      │       │     │
│   │суггестивные методы,          групповая│      │       │     │
│   │психотерапия;                          │      │       │     │
│   │* социально-психологическая работа;    │      │       │     │
│   │* экспертная оценка результатов работы │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 7.│Организация логопедической помощи      │   2  │   2   │   4 │
└───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘

Всего 72 часа

5. ТЕМА: "ДИЗГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ"

┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│   │           Содержание курса            │     Учебные часы   │
│   │                                       ├──────┬───────┬─────┤
│   │                                       │лекции│практи-│всего│
│   │                                       │      │ческие │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 1.│Специфика грамотной                речи│  10  │       │  10 │
│   │(лингвистический и нейролингвистический│      │       │     │
│   │аспекты):                              │      │       │     │
│   │* психологическая  структура  письма  и│      │       │     │
│   │чтения;                                │      │       │     │
│   │* виды письменности;                   │      │       │     │
│   │* роль  различных  по  иерархии уровней│      │       │     │
│   │мозга в организации письменной речи    │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 2.│Проблема обучения грамоте:             │  12  │   4   │  16 │
│   │* возрастные параметры усвоения грамоты│      │       │     │
│   │* критерии готовности к обучению чтению│      │       │     │
│   │и письму;                              │      │       │     │
│   │* трудности обучения  грамоте  детей  с│      │       │     │
│   │патологией речи    и    других   высших│      │       │     │
│   │психических функций                    │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 3.│Нарушения письменной речи:             │  10  │  14   │  24 │
│   │дизграфии и   дислексии   (первичные  и│      │       │     │
│   │системные нарушения письма и чтения);  │      │       │     │
│   │* виды дисграфий и дислексий;          │      │       │     │
│   │* нарушения письменной речи у  детей  с│      │       │     │
│   │врожденными дефектами   ЦНС   (глухота,│      │       │     │
│   │слепота, умственная отсталость);       │      │       │     │
│   │* дифференциальная          диагностика│      │       │     │
│   │дизграфий и дислексий;                 │      │       │     │
│   │методы обследования    и   качественный│      │       │     │
│   │анализ результатов;                    │      │       │     │
│   │* лингвистический   анализ    структуры│      │       │     │
│   │дефекта письменной речи;               │      │       │     │
│   │патогенетические  механизмы различных  │      │       │     │
│   │форм дислексии и дизграфии             │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 4.│Коррекционная работа   по   преодолению│  12  │  10   │  22 │
│   │дизграфии и дислексии:                 │      │       │     │
│   │* методы    работы    при    оптической│      │       │     │
│   │дизграфии и дислексии;                 │      │       │     │
│   │* методы  работы   при   фонологической│      │       │     │
│   │дизграфии и дислексии;                 │      │       │     │
│   │* методы работы  при  "орфографической"│      │       │     │
│   │дизграфии и дислексии;                 │      │       │     │
│   │* методы коррекция почерка             │      │       │     │
└───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘

Всего 72 часа

6. ТЕМА: "ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ"

┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│   │          Содержание курса             │     Учебные часы   │
│   │                                       ├──────┬───────┬─────┤
│   │                                       │лекции│практи-│всего│
│   │                                       │      │ческие │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 1.│Современное состояние нейропсихологии  │   4  │       │  4  │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 2.│Учение А.Р. Лурии о  высших психических│   4  │   4   │  8  │
│   │функциях (ВПФ):                        │      │       │     │
│   │* различные     виды     ВПФ    и    их│      │       │     │
│   │психологическая структура;             │      │       │     │
│   │* динамическая локализация ВПФ         │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 3.│Диагностика нарушений  речевой и других│  10  │   8   │ 18  │
│   │ВПФ:                                   │      │       │     │
│   │* принципы факторного анализа структуры│      │       │     │
│   │дефекта;                               │      │       │     │
│   │* методы диагностики;                  │      │       │     │
│   │* топическая диагностика;              │      │       │     │
│   │* дифференциальные критерии диагностики│      │       │     │
│   │нарушений речевой и других ВПФ у  детей│      │       │     │
│   │и взрослых                             │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 4.│Межполушарная асимметрия мозга:        │   8  │   2   │ 10  │
│   │* понятие        доминантности        и│      │       │     │
│   │субдоминантности полушарий;            │      │       │     │
│   │* компенсация нарушений ВПФ и  проблема│      │       │     │
│   │леворукости (амбидекстрии);            │      │       │     │
│   │* варианты    речевого    развития    в│      │       │     │
│   │зависимости от  индивидуальных различий│      │       │     │
│   │мозговой организации ВПФ               │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 5.│Нейропсихологический                  и│  18  │  10   │ 28  │
│   │нейролингвистический            аспекты│      │       │     │
│   │восстановительного обучения:           │      │       │     │
│   │* принципы системного анализа структуры│      │       │     │
│   │дефекта;                               │      │       │     │
│   │* патогенетический подход к составлению│      │       │     │
│   │программы восстановительного обучения; │      │       │     │
│   │* индивидуальные            особенности│      │       │     │
│   │восстановления ВПФ;                    │      │       │     │
│   │* принципы и методы логотерапии        │      │       │     │
├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤
│ 6.│Организация работы   нейропсихологов  в│   2  │   2   │  4  │
│   │системе комплексной  специализированной│      │       │     │
│   │помощи больных с нарушениями ВПФ       │      │       │     │
└───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘

Всего 72 часа

Руководитель Департамента
научных и образовательных
медицинских учреждений
В.И.СЕРГИЕНКО