ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ НА КУРСАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
1. Введение
Неуклонный рост числа взрослых с патологией речи сосудистого и травматического генеза, а также детей с аномалиями развития, и в первую очередь речевого, ставит вопрос оказания специализированной помощи в один ряд с важнейшими проблемами здравоохранения и образования. Дети с патологией речи (задержки речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, алалии, дислалии, трудности обучения грамоте - дизграфии и дислексии), а также взрослые больные с афазией, дизартрией, логоневрозами составляют значительный процент популяции. Данные контингенты больных нуждаются, как правило, в комплексном лечении и реабилитации с широким использованием современных достижений науки и практики. Такой подход предполагает не только наличие у специалистов, принимающих участие в лечебно-реабилитационном процессе высокого профессионализма, но также достаточную их ориентацию в смежных областях знания. Между тем, существующая система их подготовки практически не способна обеспечить потребности учреждений здравоохранения и образования в квалифицированных кадрах. Дефектологи не получают в вузах достаточного объема и качества знаний по психологии, нейропсихологии, основам неврологии, психиатрии и др. Психологи, в свою очередь, мало ориентированы в вопросах специальной педагогики, врачи практически не знакомы с основами нейропсихологии и дефектологии.
Такое положение является следствием обучения специалистов в отрыве от клинической базы, дающей возможность получать знания применительно к конкретным видам патологии речи и на практике освоить методы терапии и реабилитации пациентов. Обеспеченность квалифицированными специалистами лечебно-профилактических и образовательных учреждений в стране крайне недостаточна, что также приводит к невозможности оказания своевременной и эффективной помощи указанному контингенту детей и взрослых в требуемом объеме.
Стихийное проведение разного рода курсов, семинаров, а также "институтов", дающих лишь фрагментарные знания в области патологии речи, только усложняет создавшееся положение. Подобный способ решения проблем подготовки кадров заключает в себе реальную опасность, так как зачастую ведет к дискредитации профессии.
Решением проблемы должна стать система организации процесса последипломного обучения в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу, где специалисты разного профиля получают современные сведения из разных областей знания, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне.
Полипрофессиональный подход к проблеме последипломного образования требует наличия скоординированной программы, сочетающей в себе современные достижения науки и практики с оптимальной методологией преподавания.
2. Основные принципы повышения квалификации специалистов,
работающих в области патологии речи
Система повышения квалификации в области патологии речи и нейрореабилитации сочетает в себе современные теоретические, практические, клинические и экспериментальные разделы, обеспечивающие медико-психолого-педагогическую основу для представления об общих и частных проблемах патологии речи и других высших психических функций человека.
Учебный процесс направлен на развитие творческой активности обучающихся. Форма обучения является как очной, так и очно-заочной.
Учебные программы направлены на:
- активное усвоение теоретических знаний и теоретико-методологических принципов;
- ориентацию в смежных областях знания;
- овладение навыками и приемами диагностики, коррекционной и восстановительной работы с различными контингентами детей и взрослых;
- выработку умения работать с литературой, а также способности к самостоятельному анализу материала, используя опыт собственной работы и проверяя результаты в виде контрольных работ;
- овладение принципами этики и деонтологии;
- овладение основными принципами установления контакта с детьми, взрослыми больными и их родственниками;
- освоение принципов и методов социальной работы с больными и их родственниками;
- адекватное понимание границ профессиональной компетенции, принципов профессионального взаимодействия с врачами и другими специалистами (психологами, педагогами и др.).
3. Общая структура повышения квалификации
специалистов и основные методические приемы, рекомендуемые
при обучении
Последипломная подготовка проводится в три этапа: 1) повышение квалификации специалистов по общим проблемам патологии речи и нейрореабилитации; 2) специализация дефектологов, психологов и врачей в частной речевой патологии; 3) получение дополнительной квалификации в области нейропсихологии (для дефектологов и психологов).
В процессе обучения используются лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, клинические разборы, стажировка на рабочем месте, работа с супервизором.
Учебный материал рассчитан на освещение современных отечественных и зарубежных научных достижений в области патологии речи и нейрореабилитации, а также усвоение новых методов и конкретных приемов практической работы с детьми и взрослыми.
По прохождении всего курса подготовки выдается сертификат, который необходимо подтверждать каждые три года.
4. Образовательный минимум последипломной
подготовки специалистов
Общая продолжительность обучения, включая стажировку, 590 часов (440 часов аудиторного курса и 150 часов на рабочем месте).
Аудиторный курс обучения состоит из 6 циклов (продолжительностью 72 часа каждый):
1. Современные проблемы патологии речи и нейрореабилитации.
2. Патология речи у детей.
3. Афазии и дизартрии.
4. Заикание.
5. Дизграфии и дислексии.
6. Основы нейропсихологии и нейролингвистики.
Первый цикл является базовым, необходимым для овладения знаниями на других специальных циклах.
5. Обоснование содержание циклов повышения квалификации
Тема первого цикла "Современные проблемы в области патологии речи и нейрореабилитации" обусловлена необходимостью повышения знаний специалистов в концептуальных, методологических, методических и организационных вопросах.
Патология речи у детей выделяется в отдельный цикл, что связано не только с ее спецификой, но и постоянно растущей численностью страдающих ею детей с задержкой психического развития.
В цикле "Афазии и дизартрии" особое внимание уделяется тем видам речевой патологии, которые проявляются в рамках тяжелых заболеваний центральной нервной системы. Этот цикл рассчитан в основном на специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения. Рассматриваются неврологический, нейропсихологический, нейролингвистический аспекты речевой деятельности и ее нарушений. Подробно освещаются вопросы мозговой реализации речевой функции и патогенетические механизмы ее нарушения при разных формах афазии и дизартрии.
Распространенностью такого вида речевой патологии как логоневрозы, и прежде всего заикание, обусловлено включение в программу повышения квалификации цикла "Заикание". В нем значительная роль отводится не только изучению вопросов этиологии, клиники и патогенеза речевого дефекта, но и психиатрическому и психотерапевтическому аспекту проблемы.
Выделение дизграфий и дислексий в отдельный цикл связано с тем, что обучение грамоте является одной из главный социальных задач. Педагоги, включая дефектологов, часто пытаются решить этот вопрос своими силами, без использования современных достижений в области неврологии, психиатрии, нейропсихологии, нейролингвистики, возрастной психологии и других дисциплин. Кроме того, изменение возрастных порогов речевого развития, а именно готовность все большего числа детей 4 - 5-летнего возраста к обучению грамоте, и вместе с тем отсутствие этой готовности у части нормально развивающихся детей, требует специфических методов диагностики и педагогической работы, учитывающей психологию раннего детского возраста.
Наконец, цикл "Основы нейропсихологии и нейролингвистики" включен в программу в связи с целесообразностью расширения профессиональной компетенции специалиста, который, овладев методикой нейропсихологической и нейролингвистической диагностики, проводил бы наблюдение за восстановлением больного в динамике. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствие необходимого числа нейропсихологов приводит к неточности в диагностике при нарушении речевой и других высших психических функций и не дает возможности объективизировать результаты реабилитации. В связи с этим ознакомление дефектологов и врачей с методами и приемами нейропсихологической диагностики является необходимым звеном в системе повышения квалификации специалистов.
6. Циклы повышения квалификации
Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации, заключается в том, что они обеспечивают специализированную помощь населению как в области здравоохранения, так и образования. Это требует наличия высококвалифицированного преподавательского состава, всецело владеющего проблемой.
Необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм речевых расстройств, а также нарушений других высших психических функций. В связи с этим в программе подготовки отражены новые взгляды и методы, получившие признание в отечественной и международной практике патологии речи и нейрореабилитации.
1. ТЕМА: "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ"
┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ │ Содержание курса │ Учебные часы │ │ │ ├──────┬───────┬─────┤ │ │ │лекции│практи-│всего│ │ │ │ │ческие │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 1.│Современное состояние проблемы│ 6 │ │ 6 │ │ │патологии речи и нейрореабилитации: │ │ │ │ │ │* отечественные и зарубежные достижения│ │ │ │ │ │науки и практики; │ │ │ │ │ │* эпидемиология речевых расстройств у│ │ │ │ │ │детей и взрослых │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 2.│Речевая функциональная система: │ 12 │ 2 │ 14 │ │ │* неврологический аспект; │ │ │ │ │ │* нейролингвистический аспект │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 3.│Основные этапы созревания речевой и│ 4 │ │ 4 │ │ │других высших психических функций │ │ │ │ │ │(ВПФ); дифференциальные критерии │ │ │ │ │ │нормального и патологического развития │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 4.│Патология речи: │ 16 │ 2 │ 18 │ │ │* нарушения речи у детей и взрослых│ │ │ │ │ │органического и функционального генеза:│ │ │ │ │ │клиника, этиология, патогенез; │ │ │ │ │ │* локальные поражения мозга различной│ │ │ │ │ │этиологии; │ │ │ │ │ │* классификация нарушений речи; │ │ │ │ │ │* нарушения неречевых ВПФ - гнозиса,│ │ │ │ │ │праксиса, мышления, памяти, внимания; │ │ │ │ │ │* диагностика нарушений речевой и│ │ │ │ │ │других ВПФ │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 5.│Терапия нарушений речи: │ 20 │ 2 │ 22 │ │ │1. Основные принципы комплексной│ │ │ │ │ │системы лечения и нейрореабилитации│ │ │ │ │ │речевых расстройств (биологические,│ │ │ │ │ │психологические, социальные разделы): │ │ │ │ │ │* медикаментозное лечение, включая ЛФК,│ │ │ │ │ │массаж; │ │ │ │ │ │* восстановительное обучение: понятие│ │ │ │ │ │компенсации нарушений речи и других│ │ │ │ │ │ВПФ; основные принципы│ │ │ │ │ │восстановительного обучения больных с│ │ │ │ │ │афазией и дизартрией; │ │ │ │ │ │* психокоррекция; │ │ │ │ │ │* социально-психологическое направление│ │ │ │ │ │работы │ │ │ │ │ │2. Коррекционное обучение: │ │ │ │ │ │* специфика коррекционного обучения при│ │ │ │ │ │разных формах патологии речи у детей; │ │ │ │ │ │* предупреждение школьной │ │ │ │ │ │неуспеваемости │ │ │ │ │ │3. Комплексная система терапии│ │ │ │ │ │заикания: │ │ │ │ │ │* медико-педагогическое направление│ │ │ │ │ │работы; │ │ │ │ │ │* психолого-педагогическое направление│ │ │ │ │ │работы │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 6.│Компьютерные методы диагностики и│ │ 4 │ 4 │ │ │восстановительного обучения │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 7.│Организационно-правовые вопросы │ 2 │ 2 │ 4 │ └───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘
Всего 72 часа
2. ТЕМА: "ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ"
┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ │ Содержание курса │ Учебные часы │ │ │ ├──────┬───────┬─────┤ │ │ │лекции│практи-│всего│ │ │ │ │ческие │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 1.│Речевая функция в норме: │ 10 │ 2 │ 12 │ │ │* неврологический аспект: возрастные│ │ │ │ │ │пороги созревания структур мозга; │ │ │ │ │ │* нейропсихологический и│ │ │ │ │ │нейролингвистический аспекты речевого│ │ │ │ │ │развития │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 2.│Патология речевой функции: │ 18 │ 6 │ 24 │ │ │* этиология речевых расстройств у│ │ │ │ │ │детей; │ │ │ │ │ │* классификация речевых расстройств; │ │ │ │ │ │* виды речевых нарушений: дислалия,│ │ │ │ │ │задержки речевого развития, общее│ │ │ │ │ │недоразвитие речи (ОНР), дизграфия,│ │ │ │ │ │дислексия, алалия, дизартрия, афазия у│ │ │ │ │ │детей; │ │ │ │ │ │* дифференциальная диагностика│ │ │ │ │ │нарушений речи у детей │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 3.│Психопатология у детей с нарушениями│ 6 │ 4 │ 10 │ │ │речи: клиника и терапия │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 4.│Комплексная терапия нарушений речи: │ 12 │ 14 │ 26 │ │ │* медикаментозное направление; │ │ │ │ │ │* психолого-педагогическое направление;│ │ │ │ │ │* коррекционное обучение при разных│ │ │ │ │ │формах патологии речи │ │ │ │ └───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘
Всего 72 часа
3. ТЕМА: "АФАЗИЯ И ДИЗАРТРИЯ"
┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ │ Содержание курса │ Учебные часы │ │ │ ├──────┬───────┬─────┤ │ │ │лекции│практи-│всего│ │ │ │ │ческие │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 1.│Современные концепции проблемы│ 4 │ │4 │ │ │патологии речи у взрослых │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 2.│Нарушения речи при локальных поражениях│ 30 │ 22 │ 52 │ │ │мозга: │ │ │ │ │ │1. Афазии: │ │ │ │ │ │* этиология; │ │ │ │ │ │* патогенез; │ │ │ │ │ │* классификация афазий: │ │ │ │ │ │нейропсихологическая, │ │ │ │ │ │нейролингвистическая; │ │ │ │ │ │* клиника различных форм афазии по│ │ │ │ │ │нейропсихологической и│ │ │ │ │ │нейролингвистической классификации; │ │ │ │ │ │2. Дизартрии: │ │ │ │ │ │* этиология; │ │ │ │ │ │* патогенез; │ │ │ │ │ │* клиника различных видов │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 3.│Комплексная нейрореабилитация: │ 6 │ 10 │ 16 │ │ │* принципы комплексной│ │ │ │ │ │нейрореабилитации; │ │ │ │ │ │* восстановительное обучение; │ │ │ │ │ │* медико-психологическое направление; │ │ │ │ │ │* модели специализированных учреждений │ │ │ │ └───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘
Всего 72 часа
4. ТЕМА: "ЗАИКАНИЕ"
┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ │ Содержание курса │ Учебные часы │ │ │ ├──────┬───────┬─────┤ │ │ │лекции│практи-│всего│ │ │ │ │ческие │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 1.│Современное состояние проблемы:│ 4 │ │ 4 │ │ │отечественные и зарубежные концепции│ │ │ │ │ │заикания │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 2.│Этиология и патогенез заикания: │ 4 │ 2 │ 6 │ │ │* физиологический и│ │ │ │ │ │психофизиологический аспекты; │ │ │ │ │ │* неврологический аспект; │ │ │ │ │ │* психологический аспект │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 3.│Клиника заикания: │ 14 │ 6 │ 20 │ │ │* виды заикания; │ │ │ │ │ │* типы судорог при заикании; │ │ │ │ │ │* возрастные особенности клиники│ │ │ │ │ │заикания; │ │ │ │ │ │* критерии дифференциальной диагностики│ │ │ │ │ │разных видов заикания │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 4.│Логоневрозы: │ 6 │ 2 │ 8 │ │ │* виды логоневрозов: заикание, афония│ │ │ │ │ │(дисфония), мутизм, их этиология и│ │ │ │ │ │патогенез; │ │ │ │ │ │* психиатрический, неврологический,│ │ │ │ │ │патопсихологический аспекты│ │ │ │ │ │логоневрозов │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 5.│Межполушарная асимметрия мозга и│ 4 │ │ 4 │ │ │проблема заикания │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 6.│Лечение заикания: │ 14 │ 12 │ 26 │ │ │1. Медицинское направление. │ │ │ │ │ │2. Психологическое направление. │ │ │ │ │ │3. Логопедическое направление. │ │ │ │ │ │4. Комплексная система лечения заикания│ │ │ │ │ │* логопедическая работа; │ │ │ │ │ │* психотерапия: рациональная,│ │ │ │ │ │суггестивные методы, групповая│ │ │ │ │ │психотерапия; │ │ │ │ │ │* социально-психологическая работа; │ │ │ │ │ │* экспертная оценка результатов работы │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 7.│Организация логопедической помощи │ 2 │ 2 │ 4 │ └───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘
Всего 72 часа
5. ТЕМА: "ДИЗГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ"
┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ │ Содержание курса │ Учебные часы │ │ │ ├──────┬───────┬─────┤ │ │ │лекции│практи-│всего│ │ │ │ │ческие │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 1.│Специфика грамотной речи│ 10 │ │ 10 │ │ │(лингвистический и нейролингвистический│ │ │ │ │ │аспекты): │ │ │ │ │ │* психологическая структура письма и│ │ │ │ │ │чтения; │ │ │ │ │ │* виды письменности; │ │ │ │ │ │* роль различных по иерархии уровней│ │ │ │ │ │мозга в организации письменной речи │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 2.│Проблема обучения грамоте: │ 12 │ 4 │ 16 │ │ │* возрастные параметры усвоения грамоты│ │ │ │ │ │* критерии готовности к обучению чтению│ │ │ │ │ │и письму; │ │ │ │ │ │* трудности обучения грамоте детей с│ │ │ │ │ │патологией речи и других высших│ │ │ │ │ │психических функций │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 3.│Нарушения письменной речи: │ 10 │ 14 │ 24 │ │ │дизграфии и дислексии (первичные и│ │ │ │ │ │системные нарушения письма и чтения); │ │ │ │ │ │* виды дисграфий и дислексий; │ │ │ │ │ │* нарушения письменной речи у детей с│ │ │ │ │ │врожденными дефектами ЦНС (глухота,│ │ │ │ │ │слепота, умственная отсталость); │ │ │ │ │ │* дифференциальная диагностика│ │ │ │ │ │дизграфий и дислексий; │ │ │ │ │ │методы обследования и качественный│ │ │ │ │ │анализ результатов; │ │ │ │ │ │* лингвистический анализ структуры│ │ │ │ │ │дефекта письменной речи; │ │ │ │ │ │патогенетические механизмы различных │ │ │ │ │ │форм дислексии и дизграфии │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 4.│Коррекционная работа по преодолению│ 12 │ 10 │ 22 │ │ │дизграфии и дислексии: │ │ │ │ │ │* методы работы при оптической│ │ │ │ │ │дизграфии и дислексии; │ │ │ │ │ │* методы работы при фонологической│ │ │ │ │ │дизграфии и дислексии; │ │ │ │ │ │* методы работы при "орфографической"│ │ │ │ │ │дизграфии и дислексии; │ │ │ │ │ │* методы коррекция почерка │ │ │ │ └───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘
Всего 72 часа
6. ТЕМА: "ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ"
┌───┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ │ Содержание курса │ Учебные часы │ │ │ ├──────┬───────┬─────┤ │ │ │лекции│практи-│всего│ │ │ │ │ческие │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 1.│Современное состояние нейропсихологии │ 4 │ │ 4 │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 2.│Учение А.Р. Лурии о высших психических│ 4 │ 4 │ 8 │ │ │функциях (ВПФ): │ │ │ │ │ │* различные виды ВПФ и их│ │ │ │ │ │психологическая структура; │ │ │ │ │ │* динамическая локализация ВПФ │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 3.│Диагностика нарушений речевой и других│ 10 │ 8 │ 18 │ │ │ВПФ: │ │ │ │ │ │* принципы факторного анализа структуры│ │ │ │ │ │дефекта; │ │ │ │ │ │* методы диагностики; │ │ │ │ │ │* топическая диагностика; │ │ │ │ │ │* дифференциальные критерии диагностики│ │ │ │ │ │нарушений речевой и других ВПФ у детей│ │ │ │ │ │и взрослых │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 4.│Межполушарная асимметрия мозга: │ 8 │ 2 │ 10 │ │ │* понятие доминантности и│ │ │ │ │ │субдоминантности полушарий; │ │ │ │ │ │* компенсация нарушений ВПФ и проблема│ │ │ │ │ │леворукости (амбидекстрии); │ │ │ │ │ │* варианты речевого развития в│ │ │ │ │ │зависимости от индивидуальных различий│ │ │ │ │ │мозговой организации ВПФ │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 5.│Нейропсихологический и│ 18 │ 10 │ 28 │ │ │нейролингвистический аспекты│ │ │ │ │ │восстановительного обучения: │ │ │ │ │ │* принципы системного анализа структуры│ │ │ │ │ │дефекта; │ │ │ │ │ │* патогенетический подход к составлению│ │ │ │ │ │программы восстановительного обучения; │ │ │ │ │ │* индивидуальные особенности│ │ │ │ │ │восстановления ВПФ; │ │ │ │ │ │* принципы и методы логотерапии │ │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────────┼──────┼───────┼─────┤ │ 6.│Организация работы нейропсихологов в│ 2 │ 2 │ 4 │ │ │системе комплексной специализированной│ │ │ │ │ │помощи больных с нарушениями ВПФ │ │ │ │ └───┴───────────────────────────────────────┴──────┴───────┴─────┘
Всего 72 часа
Руководитель Департамента
научных и образовательных
медицинских учреждений
В.И.СЕРГИЕНКО