I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология" заключается в углубленном изучении теоретических знаний и овладении практическими умениями и навыками, обеспечивающими совершенствование профессиональных компетенций врачей для самостоятельной профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Трудоемкость освоения - 144 академических часа (1 месяц).
Основными компонентами дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология" являются:
- цель программы;
- планируемые результаты обучения;
- учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология";
- требования к итоговой аттестации обучающихся;
- рабочие программы учебных модулей: "Фундаментальные дисциплины", "Специальные дисциплины", "Смежные дисциплины";
- организационно-педагогические условия реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология";
- оценочные материалы и иные компоненты.
В содержании примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология" предусмотрены необходимые знания и практические умения по социальной гигиене и организации здравоохранения. Для формирования профессиональных навыков, необходимых для оказания профильной помощи наркологическим больным, в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).
Программа ОСК состоит из двух компонентов:
1) ОСК, направленного на формирование общепрофессиональных умений и навыков;
2) ОСК, направленного на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
Содержание примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе (далее - УМК).
Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, обучающий симуляционный курс, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-психиатра-нарколога, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
В примерную дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология" включены планируемые результаты обучения. Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование профессиональных компетенций врача-психиатра-нарколога, его профессиональных знаний, умений, навыков. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами и квалификационными характеристиками должностей работников сферы здравоохранения.
В примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология" содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация по примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология" осуществляется посредством проведения экзамена и выявляет теоретическую и практическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы.
Организационно-педагогические условия реализации программы. Условия реализации примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология" включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;
б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы обучающихся;
в) материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- клинические базы в медицинских организациях, научно-исследовательских организациях Министерства здравоохранения Российской Федерации;
в) кадровое обеспечение реализации программы соответствует требованиям штатного расписания кафедры;
г) законодательство Российской Федерации.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология" может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется образовательными организациями, реализующими дополнительные образовательные программы, с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, а также содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-психиатров-наркологов по специальности "Психиатрия-наркология".