5. Направления деятельности ИТ-службы
Деятельность типовой ИТ-службы МО целесообразно разделить на шесть направлений:
1. Системное обслуживание автоматизированных информационных систем АИС и ресурсов МО, которое включает в себя:
1.1. Системное сопровождение серверного оборудования.
1.2. Системное сопровождение автоматизированных рабочих мест.
1.3. Системное сопровождение активного оборудования вычислительных сетей.
1.4. Системное сопровождение средств защиты информации.
1.5. Системное сопровождение сетевых приложений и систем.
2. Техническое обслуживание аппаратного обеспечения информационных систем и ресурсов:
2.1. Сопровождение пользователя по техническим вопросам.
2.2. Регламентные, профилактические работы, серверного и коммутационного оборудования, АРМ, периферийных устройств, других СВТ.
2.3. Комплексное техническое сопровождение серверного и коммутационного оборудовании, рабочих станций, периферийных устройств, других СВТ.
2.4. Ремонт серверного и коммутационного оборудовании, АРМ, периферийных устройств, других СВТ.
2.5. Техническое сопровождение ЛВС.
2.6. Организации нового АРМ в составе ЛВС.
2.7. Модернизация, улучшение технических параметров АРМ.
2.8. Техническая настройка нового оборудования и восстановленного после ремонта.
2.9. Техническое сопровождение принтеров и многофункциональных устройств.
3. Сервисное сопровождение прикладных систем:
3.1. Установка обновленных версий прикладных систем.
3.2. Резервное копирование БД прикладных систем.
3.3. Консультирование пользователей по различным вопросам, связанных с эксплуатацией прикладных систем.
4. Обеспечение ИБ АИС.
4.1. Разработка и проведение организационных и технических мероприятий по комплексной защите информации на предприятии.
4.2. Проведение работ по организации защиты информации.
4.3. Проведение работ по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры ЗО КИИ.
4.4. Проведение работ, связанных с использованием ЭП в МО.
5. Техническое обеспечение ВКС и телемедицинских консультаций.
6. Разработка прикладного ПО для нужд собственной МО.
В зависимости от специфики МО, ИТ-служба может иметь дополнительные направления. Часть направлений могут отсутствовать или быть переданы на аутсорсинг полностью или частично.
6. Структура ИТ-службы и рекомендуемое количество ставок.
Основные функциональные обязанности и штатные нормативы для специалистов ИТ-службы, необходимо устанавливать опираясь на данные методические рекомендации. Трудовые действия и необходимые квалификационные требования отражены в соответствующих профессиональных стандартах.
В зависимости от размера компьютерного парка, уровня развития ИТ в МО, особенностей структуры (в том числе - территориального расположения) МО отдельные направления деятельности могут быть объединены в одну службу или, наоборот, одно направление может быть разбито на несколько служб.
Один и тот же ИТ-специалист может принимать участие в нескольких направлениях работы ИТ-службы при наличии должной компетенции.
Если количестве ставок ИТ-специалистов в МО 2 и более, то одного из работников назначают руководителем группы ИТ.
При наличии в МО 4 и более штатных единиц специалистов по ИТ целесообразно объединение этих специалистов в рамках отдела, а в случае более 10 штатных единиц таких специалистов целесообразно создание центра цифровых технологий (вычислительного центра) с созданием внутри него отделов или групп, соответствующих направлениям деятельности ИТ-службы.
Основанием для составления штатного расписания по численности работников является среднесписочная численность (Чсп), которая рассчитывается по формуле:
Чсп = Чн x Кн,
где Чн - рассчитанная численность ИТ-службы, исходя из трудозатрат.
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:
где % планируемых невыходов на работу устанавливается по данным бухгалтерского учета МО.
6.1. Руководитель ИТ-службы.
Профессиональные стандарты:
1. Врач-кибернетик, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 610н от 4 августа 2017 г.
2. Менеджер по информационным технологиям, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 716н от 13 октября 2014 г.
Стандарты определяют трудовые функции руководителя отдела цифровых технологий (управления инфраструктурой), начальника центра цифровых технологий (вычислительного центра), специалиста по внедрению и сопровождению информационных систем в сфере здравоохранения, связанных с организацией и оказанием медицинской помощи.
Требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и трудовым функциям определяется согласно указанным профессиональным стандартам и обобщенным трудовым функциям. При этом обязательно должен учитываться опыт практической работы в системе здравоохранения, обязательного медицинского страхования или социального обеспечения не менее одного года.
В МО рекомендовано принимать обобщенную трудовую функцию "Управление ресурсами ИТ", с возможным наименованием должностей "Руководитель отдела управления инфраструктурой"/"Руководитель отдела информационных технологий" и "Начальник вычислительного центра"/"Начальник центра цифровых технологий" соответственно.
Требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и трудовым функциям определяется согласно профессиональному стандарту и обобщенной трудовой функции.
6.2. Служба системного обслуживания автоматизированных информационных систем и ресурсов.
Профессиональный стандарт - системный администратор информационно-коммуникационных систем, приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 680н от 29 сентября 2020 г.
В зависимости от квалификации работника, выполняемых должностных обязанностей, объема парка СВТ, специфики работы выбирается соответствующая трудовая функция.
Ориентировочно количество ставок можно определить, исходя из количества АРМ, в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Количество ставок службы системного обслуживания
автоматизированных информационных систем и ресурсов
N
|
Количество АРМ
|
Количество ставок при отсутствии серверного оборудования, ЛВС, МИС
|
Количество ставок при отсутствии серверов хранения данных, при наличии ЛВС, МИС
|
Количество ставок при наличии серверного оборудования, ЛВС, МИС
|
1.
|
до 10
|
<*>
|
0,25
|
0,5
|
2.
|
от 11 до 25
|
0,25
|
0,5
|
1,0
|
3.
|
от 26 до 50
|
0,75
|
1,0
|
1,5
|
4.
|
от 51 до 75
|
1
|
1,0
|
2,0
|
5.
|
от 76 до 100
|
1,5
|
2,0
|
3,0
|
6.
|
свыше 100
|
1,5 + 0,01 (N - 100),
где N - количество АРМ
|
2 + 0,015 (N - 100),
где N - количество АРМ
|
3 + 0,015 (N - 100),
где N - количество АРМ
|
--------------------------------
<*> Целесообразно либо отдавать на аутсорсинг, либо выделять 0,5 ставки на все направления деятельности ИТ-службы за исключением обеспечения ИБ АИС.
6.3. Служба технического обслуживания аппаратного обеспечения информационных систем и ресурсов.
Профессиональный стандарт - системный администратор информационно-коммуникационных систем, приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 680н от 29 сентября 2020 г.
В зависимости от квалификации работника, выполняемых должностных обязанностей, объема парка СВТ, специфики работы выбирается соответствующая трудовая функция.
Требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и трудовым функциям определяется согласно профессиональному стандарту и обобщенной трудовой функции.
Ориентировочно количество ставок можно определить, исходя из количества АРМ, в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Количество ставок службы технического обслуживания
аппаратного обеспечения информационных систем и ресурсов
N
|
Количество АРМ
|
Количество ставок при отсутствии серверного оборудования, ЛВС, МИС
|
Количество ставок при отсутствии серверов хранения данных, при наличии ЛВС, МИС
|
Количество ставок при наличии серверного оборудования, ЛВС, МИС
|
1.
|
до 10
|
<*>
|
0,25
|
0,25
|
2.
|
от 11 до 25
|
0,25
|
0,5
|
0,5
|
3.
|
от 26 до 50
|
0,75
|
1
|
1
|
4.
|
от 51 до 75
|
1
|
1,5
|
1,5
|
5.
|
от 76 до 100
|
1,5
|
2
|
2
|
6.
|
свыше 100
|
1,5 + 0,01 (N - 100),
где N - количество АРМ
|
2 + 0,015 (N - 100),
где N - количество АРМ
|
2 + 0,015 (N - 100),
где N - количество АРМ
|
--------------------------------
<*> Целесообразно либо отдавать на аутсорсинг, либо выделять 0,5 ставки на все направления деятельности ИТ-службы за исключением обеспечения ИБ АИС.
6.4. Служба сервисного сопровождения прикладных систем.
Профессиональный стандарт - специалист по технической поддержке информационно-коммуникационных систем, приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 675н от 29 сентября 2020 г.
В зависимости от квалификации работника, выполняемых должностных обязанностей, количества АРМ, на которых установлено прикладное ПО, специфики работы выбирается соответствующая трудовая функция.
Требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и трудовым функциям определяется согласно профессиональному стандарту и обобщенной трудовой функции.
Количество ставок определяется, исходя из количества АРМ, на которых установлено прикладное ПО, в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Количество ставок службы сервисного сопровождения
прикладных систем
N
|
Количество АРМ
|
Количество ставок при отсутствии серверного оборудования, ЛВС, МИС, других прикладных систем
|
Количество ставок при наличии или отсутствии серверов хранения данных, при наличии ЛВС, МИС, других прикладных систем
|
1.
|
до 10
|
<*>
|
0,25
|
2.
|
от 11 до 25
|
0,25
|
0,5
|
3.
|
от 26 до 50
|
0,5
|
1
|
4.
|
от 51 до 75
|
1
|
1,5
|
5.
|
от 76 до 100
|
1,5
|
2
|
6.
|
свыше 100
|
1,5 + 0,01 (N - 100),
где N - количество АРМ
|
2 + 0,015 (N - 100),
где N - количество АРМ
|
--------------------------------
<*> Целесообразно либо отдавать на аутсорсинг, либо выделять 0,5 ставки на все направления деятельности ИТ-службы за исключением обеспечения ИБ АИС.
6.5. Служба обеспечения информационной безопасности автоматизированных информационных систем.
Профессиональный стандарт - специалист по технической защите информации, приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 599н от 01 ноября 2016 г.
В зависимости от квалификации работника, выполняемых должностных обязанностей, количества Пользователей и АРМ, на которых установлены СЗИ и используется ЭП, количества АИС, в которых обрабатывается КИ, в том числе ПДн, специфики работы выбирается соответствующая трудовая функция.
Требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и трудовым функциям определяется согласно профессиональному стандарту и обобщенной трудовой функции.
Количество ставок определяется, исходя из количества Пользователей и наличия или отсутствия DLP-системы в МО в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
Количество ставок службы информационной безопасности
автоматизированных информационных систем
N
|
Количество пользователей
|
Количество ставок при отсутствии DLP-системы
|
Количество ставок при наличии DLP-системы
|
1.
|
до 10
|
0,25
|
0,5
|
2.
|
от 11 до 25
|
0,5
|
1
|
3.
|
от 26 до 50
|
1
|
1,5
|
4.
|
от 51 до 75
|
1,5
|
2
|
5.
|
от 76 до 100
|
2
|
3
|
6.
|
свыше 100
|
2 + 0,015 (N - 100),
где N - количество пользователей
|
3 + 0,02 (N - 100),
где N - количество пользователей
|
При наличии в МО защищаемых объектов КИИ дополнительное количество ставок определяется, исходя из количества значимых объектов критической информационной инфраструктуры в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
Дополнительное количество ставок службы информационной
безопасности автоматизированных информационных систем
при наличии в МО ЗО КИИ
N
|
Количество ЗО КИИ
|
Количество ставок
|
1.
|
до 2
|
1
|
2.
|
от 2 до 6
|
2
|
3.
|
свыше 6
|
1 + N - 5, где N - количество ЗОКИИ
|
Не допускается возложение на специалиста по информационной безопасности ЗО КИИ функций, не связанных с обеспечением безопасности ЗО КИИ или обеспечением информационной безопасности организации в целом.
6.6. Служба обеспечения видеоконференцсвязи, телемедицинских консультаций и телекоммуникационных технологий.
Профессиональный стандарт - специалист по организации и поддержке среды формирования и распространения медиаконтента, приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 672н от 29 сентября 2020 г.
В зависимости от квалификации работника, выполняемых должностных обязанностей, специфики работы выбирается соответствующая трудовая функция.
Требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и трудовым функциям определяется согласно профессиональному стандарту и обобщенной трудовой функции.
Количество ставок определяется в каждой МО индивидуально в зависимости от интенсивности использования ВКС, телемедицинских консультаций и консилиумов, телекоммуникационных технологий, наличия серверов видеоконференцсвязи, количества абонентских пунктов ВКС и т.п.
6.7. Служба разработки прикладного программного обеспечения для нужд собственной МО.
Служба создается в МО, ведущих разработку прикладного ПО для решения собственных медицинских и организационно-управленческих задач.
Профессиональный стандарт - программист, приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 679н от 18 ноября 2013 г.
В зависимости от квалификации работника, выполняемых должностных обязанностей, сложности создаваемого ПО, специфики работы выбирается соответствующая трудовая функция.
Требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и трудовым функциям определяется согласно профессиональному стандарту и обобщенной трудовой функции.
Количество ставок определяется в каждой МО индивидуально в зависимости от сложности и объема разрабатываемого ПО и АИС, использования клиент-серверных технологий, БД и т.п.
В приложении 1 приведены типовые нормы времени на техническое и сервисное обслуживание информационных ресурсов в государственных (муниципальных) учреждениях, на основе которых осуществлялись расчеты.
В приложении 2 - примеры расчета численности ИТ-службы МО.