МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2023 г. N 849
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА
ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ,
РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СТАРШЕЕ
ПОКОЛЕНИЕ" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"
В целях оценки эффективности реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в субъектах Российской Федерации в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по расчету показателей эффективности пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации О.Ю. Баталину.
Министр
А.КОТЯКОВ
Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30 ноября 2023 г. N 849
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА
ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ,
РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СТАРШЕЕ
ПОКОЛЕНИЕ" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"
1. Методические рекомендации по расчету показателей эффективности пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" (далее соответственно - методические рекомендации, пилотный проект, система долговременного ухода), разработаны с целью оценки результативности и эффективности реализации пилотного проекта.
2. Методические рекомендации предназначены для исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченные органы).
3. В целях оценки результативности и эффективности реализации пилотного проекта определены следующие целевые результаты:
а) медицинские целевые результаты:
снижение уровня (частоты) госпитализаций граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в медицинские организации;
снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода;
снижение частоты обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода;
б) социально-экономические целевые результаты:
рост численности занятых за счет создания новых рабочих мест помощников по уходу в системе долговременного ухода в организациях социального обслуживания субъектов Российской Федерации;
рост численности родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания субъектов Российской Федерации;
доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода;
рост дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов;
снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на создание новых и расширение действующих мощностей стационарных организаций социального обслуживания и их содержание;
снижение платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования из бюджетов субъектов Российской Федерации.
в) дополнительный целевой результат: рост коэффициента стабильности кадров.
Измерение достижения данных целевых результатов реализации пилотного проекта осуществляется на основе расчета показателей эффективности реализации пилотного проекта согласно приложению к методическим рекомендациям (далее - показатели эффективности).
4. Сведения по показателям эффективности представляются уполномоченными органами в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации со следующей периодичностью:
ежегодно для 34 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта с 2018 г. до 1 сентября 2023 г. <1> (далее - 34 субъекта Российской Федерации);
--------------------------------
<1> Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
раз в полгода для 55 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта с 1 сентября 2023 г. <2> (далее - 55 субъектов Российской Федерации);
--------------------------------
<2> Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 августа 2023 г. N 681 "О реализации в 2023 году в Российской Федерации Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, и внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
ежегодно для всех субъектов Российской Федерации, начиная с 2025 г.
5. Отчетными периодами в целях методических рекомендаций являются:
для 34 субъектов Российской Федерации - текущий год;
для 55 субъектов Российской Федерации - текущее полугодие.
6. Периодами, предшествующими отчетному, в целях методических рекомендаций являются:
для 34 субъектов Российской Федерации - предыдущий год;
для 55 субъектов Российской Федерации - предыдущее полугодие.
7. Сведения, представляемые ежегодно, направляются уполномоченными органами в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 квартала года, следующего за отчетным, а сведения, представляемые раз в полгода, - не позднее одного месяца, следующего за отчетным периодом.
8. При расчете показателей эффективности, предусмотренных пунктами 1 - 3 приложения к методическим рекомендациям, учитываются все граждане, получающие и получившие в отчетном периоде услуги по уходу, вне зависимости от причины выбытия из состава лиц, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода.
9. При расчете показателя эффективности "Численность граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в организациях социального обслуживания, в том числе в государственных и негосударственных организациях социального обслуживания" в численность работников, занятых на должностях помощников по уходу, включаются все работники, отработавшие не менее 1 месяца по срочному трудовому договору, а также не отработавшие полный год по причине расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия.
При расчете данного показателя эффективности учитываются работники, осуществляющие трудовую деятельность как по основному месту работы, так и по совместительству.
10. При расчете показателей эффективности "Численность родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания", "Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода" следует учитывать, что к родственникам и другим лицам, осуществляющим уход за гражданами, нуждающимися в уходе, которые приняты на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания, относятся лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей (далее - лица, осуществляющие уход).
11. При определении численности лиц, осуществляющих уход, в рамках показателя эффективности "Численность родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания" социальные работники, помощники по уходу или какие-либо иные лица, осуществляющие предоставление социальных услуг в соответствии с Федеральным законом 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в расчет не включаются.
12. При расчете показателя эффективности "Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода" учитываются граждане, имевшие на начало и конец отчетного периода статус занятых.
13. При расчете показателя эффективности "Сумма дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов" учитываются работники, осуществляющие трудовую деятельность в должности "помощник по уходу" как по основному месту работы, так и по совместительству.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по расчету показателей эффективности
пилотного проекта по созданию системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе, реализуемого
в рамках федерального проекта "Старшее
поколение" национального проекта
"Демография", утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 30 ноября 2023 г. N 849
РАСЧЕТ
ЦЕЛЕВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ
СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, РЕАЛИЗУЕМОГО
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"
N п/п
|
Наименование целевого результата
|
Наименование показателя достижения целевого результата
|
Единица измерения
|
Формула расчета
|
Источник информации для расчета
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Медицинские целевые результаты
|
|||||
1
|
Снижение уровня (частоты) госпитализаций граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, в медицинские организации
|
Частота госпитализаций граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
|
Случаев на 100 человек, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
|
|
Автоматизированная система мониторинга медицинской статистики Министерства здравоохранения Российской Федерации (АСММС)
|
где
|
|||||
|
|||||
где
|
|||||
|
|||||
где
Среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, рассчитывается по формуле:
|
|||||
|
|||||
где
|
|||||
2.
|
Снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
|
Частота выездов скорой медицинской помощи к гражданам, получающим социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
|
Случаев на 100 чел., получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
|
|
Автоматизированная система мониторинга медицинской статистики Министерства здравоохранения Российской Федерации (АСММС)
|
где
|
|||||
|
|||||
где
|
|||||
|
|||||
где
Среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 1 настоящего приложения.
|
|||||
3.
|
Снижение частоты обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
|
Частота обращений за первичной медико-санитарной помощью граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
|
Случаев на 100 чел., получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода
|
|
Автоматизированная система мониторинга медицинской статистики Министерства здравоохранения Российской Федерации (АСММС)
|
где
|
|||||
|
|||||
где
|
|||||
|
|||||
где
Среднегодовая численность граждан, получающих социальные услуги в рамках системы долговременного ухода, рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 1 настоящего приложения.
|
|||||
Социально-экономические целевые результаты
|
|||||
4.
|
Рост численности занятых за счет создания новых рабочих мест помощников по уходу в системе долговременного ухода в организациях социального обслуживания субъектов Российской Федерации
|
Численность граждан, трудоустроенных помощниками по уходу на новых рабочих местах в организациях социального обслуживания, в том числе в государственных и негосударственных организациях социального обслуживания
|
Человек
|
|
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
|
где
|
|||||
|
|||||
где
|
|||||
|
|||||
где
|
|||||
5.
|
Рост численности родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания субъектов Российской Федерации
|
Численность родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, принятых на работу помощниками по уходу в организации социального обслуживания
|
Человек
|
|
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
|
где
|
|||||
6.
|
Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода
|
Доля родственников, других лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в уходе, сохранивших статус занятых в связи с внедрением системы долговременного ухода на рабочих местах, не связанных с предоставлением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода
|
%
|
|
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
|
где
|
|||||
7.
|
Рост дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов
|
Сумма дополнительных налоговых поступлений и страховых взносов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов
|
Рубль
|
|
Государственная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации
|
где
|
|||||
|
|||||
где
|
|||||
|
|||||
где
|
|||||
8.
|
Снижение платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования из бюджетов субъектов Российской Федерации
|
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации, перечисляемые в систему обязательного медицинского страхования для покрытия расходов на предоставление медицинской помощи безработным гражданам
|
Рубль
|
|
Государственная информационная система обязательного медицинского страхования
|
где
Томс - тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленный Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
|
|||||
9.
|
Снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на создание новых и расширение действующих мощностей стационарных организаций социального обслуживания и их содержание
|
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на создание новых и расширение действующих мощностей стационарных организаций социального обслуживания и их содержание
|
Рубль
|
|
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
|
где
Сстр - средние расходы на создание или расширение мощности стационарной организации социального обслуживания (количества койко-мест);
Ссод - средние расходы на содержание одной койки в стационарной организации социального обслуживания.
|
|||||
Дополнительный целевой результат
|
|||||
10.
|
Рост коэффициента стабильности кадров
|
Доля помощников по уходу, организаторов ухода, экспертов по оценке нуждаемости, отработавших год и более, в общей численности работников, работающих на данных должностях
|
%
|
|
Ведомственная информационная система исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания
|
где
|
|||||
|
|||||
где
Чо - общая численность работников из числа помощников по уходу, организаторов ухода, экспертов по оценке нуждаемости, отработавших год и более в отчетном году;
|
|||||
|
|||||
где
Чп - общая численность работников из числа помощников по уходу, организаторов ухода, экспертов по оценке нуждаемости, отработавших год и более в году, предшествующем отчетному.
|
--------------------------------
<1> Потребность в коечном фонде определяется как доля от численности граждан, которые приняты на долговременный уход и которым установлен 3 уровень нуждаемости в уходе, с учетом среднего оборота койки в год и рассчитывается по формуле: