Приложение 5. Стрессы на работе

Приложение N 5
к Рекомендациям по выбору метода
оценки уровня профессионального
риска и по снижению уровня такого
риска, утвержденным приказом
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 796

Стрессы на работе

Вопросы
Да
Нет
Требования по работе
Работают ли сотрудники (регулярно или эпизодически) в условиях напряжения (например, при быстром темпе работы, наличии жестких требований по времени выполнения работы)?
Работают ли сотрудники (регулярно или эпизодически) в режиме ненормированного рабочего дня?
Выполняется ли (регулярно или эпизодически) работниками большой объем работы?
Существует ли баланс между требованиями к физическому и умственному состоянию работников, необходимых для выполнения порученной им работы, с реальными возможностями и способностями работников к выполнению этой работы?
Присутствует ли при выполнении работы монотонность нагрузки?
Существуют ли риски иной, не связанной с человеческим фактором природы - физические, химические (напр. шум, температура, хим. вещества и т.д.)?
Ознакомлены ли работники со своими трудовыми обязанностями?
Наблюдается ли социальная изоляция сотрудников при выполнении ими работы?
Управление рабочим процессом
Оказывают ли работники влияние на способы (методы) выполнения порученной им работы?
Оказывают ли работники влияние на содержание выполняемой ими работы?
Имеют ли работники при выполнении порученной им работы возможность планировать свою работу, принимать решения и брать на себя ответственность?
Наблюдается ли при постановке задачи ее дробление на отдельные задания настолько, что работники не представляют себе конечную цель поставленной задачи?
Планируется ли заранее график (состав) рабочих смен на заданный период работы (месяц, квартал, год)?
Планируется ли график (состав) рабочих смен на заданный период работы (месяц, квартал, год) с учетом мнения работников?
Работают ли сотрудники в режиме гибкого графика рабочего дня (смены)?
Социальный климат
Наблюдается ли напряженный социальный климат на рабочих местах?
Наблюдается ли слабое взаимодействие между различными группами работников (или различными структурными подразделениями)?
Наблюдаются ли межличностные конфликты или конфликты между группами работников?
Наблюдаются ли неразрешенные противоречия и конфликты между работниками и руководителями?
Присутствует ли жесткая конкуренция между работниками внутри одного структурного подразделения?
Наблюдаются ли агрессия или сексуальные домогательства?
Существует ли риск насилия в отношении работников со стороны других лиц (оскорбления, угрозы, физическое насилие)?
Поддержка
Получают ли работники поддержку со стороны руководителей и коллег?
Получают ли сотрудники отзывы (положительные или отрицательные) на свою работу?
Отмечаются ли или поощряются сотрудники за успешно выполненную работу?
Организуется ли стажировки и наставничество на рабочем месте для вновь поступивших работников?
Получают ли работники поддержку при структурных изменениях на предприятии (или в случаях неясности относительно перспектив предприятия и т.д.) с целью снижения их беспокойства?

Примеры предупредительных мер

Требования по работе

Обеспечивать работников необходимыми ресурсами, доступными как в обычном, так и в напряженном режиме работы.

Организовывать рабочие процессы, исключающие "пиковые" перегрузки, насколько это возможно.

Заблаговременно предупреждать о производственных планах и возможных предстоящих периодах, в которые режим труда будет более напряженным.

Контролировать рабочую нагрузку, проводить систематические проверки физического и психологического состояния работников в течение периодов повышенной рабочей нагрузки.

Иметь резерв времени для минимальных и согласованных видов "временных компенсаций" работникам после периодов напряженной работы.

Обеспечивать необходимый уровень квалификации работников для выполнения работы.

Обеспечивать учет способностей и возможностей работника при установлении требований к выполнению порученной работнику работы, а также исключить случаи "недогрузки" и "перегрузки" работника.

Обеспечивать проведение регулярного обучения работников умениям управлять ходом выполнения своих заданий.

Поощрять работников, которые постоянно развивают свои навыки и умения.

Повышать разнообразие выполняемых работ, использовать метод выполнения работ или заданий "по кругу".

Проводить оценку и предотвращение рисков на рабочем месте.

Определять роли, функции и ответственность работников.

Организовывать работу таким образом, чтобы сотрудник работал как минимум с одним коллегой. Способствовать развитию форм взаимодействия сотрудников, как на работе, так и вне ее посредством неформальных встреч, проведения социальных и иных мероприятий, улучшающих взаимодействия в коллективе.

Управление рабочим процессом

Проводить консультации с работниками и их представителями относительно организации, содержания и целей работы.

Делегировать работникам ответственность и задачи поиска путей решения проблем, признавать их навыки и компетентность.

Наблюдать и оценивать, насколько работники довольны своей работой.

Повышать чувство ответственности работников за свой участок работы путем акцента на их достижения в работе, отмечать их вклад в конечный результат.

Планировать и заблаговременно информировать сотрудников о графике рабочих смен.

Проводить консультации с работниками относительно графика рабочих смен, установить, по возможности, специальное время в течение рабочего дня (смены), которое работники могут использовать для собственных нужд.

Предоставить возможность работникам с учетом особенностей организации производства самостоятельно планировать свой график.

Ввести гибкий график рабочего времени и организовать условия труда для работников, имеющих семьи.

Социальный климат

Развивать и внедрять способы разрешения конфликтов и противоречий на рабочем месте.

Организовывать собрания работников и обсуждать существующие проблемы. Содействовать работникам в самостоятельном определении источников проблем и путей их решений.

Обеспечивать наличие в группах или командах работников со сходными типами личности.

Проводить тренинги по предотвращению межличностных конфликтов с обращением внимания на развитие умений и навыков управления у руководителей.

Содействовать развитию культуры взаимного уважения.

Обеспечивать поддержку отдельных категорий работников (например, молодых работников).

Развитие и внедрение политики противодействия агрессивному поведению.

Избегать выполнения работ в одиночку.

Организовывать рабочие места так, чтобы исключить возможность насилия в отношении работников, например, путем установки специальных ограждений, системы слежения и других мер.

Сформировать и реализовывать политику предотвращения насилия в отношении работников с доведением до сведения работников о недопустимости насилия и о мерах, предпринимаемых компанией по защите своих работников от насилия.

Создать эффективную систему связи для оперативного прохождения информации об имевшихся инцидентах и возможных проблемах.

Обучать персонал приемам поведения в случае угрозы насилия (распознавание возможности насилия, возможного распространения насилия, получение помощи, другим действиям по предотвращению и нераспространению насилия).

Поддержка

Обучать руководителей вопросам изучения мнения работников, способам поощрения и поддержки деятельности своих подчиненных.

Организовывать стажировку на рабочих местах для новых работников, привлекать опытных работников для проведения инструктажа, непосредственного руководства и наблюдения за новыми работниками.

Организовывать открытое обсуждение с работниками и их представителями всех планируемых изменений (до, в течение и после изменений), связанных с работой (включая вопросы высвобождения работников).

Предоставлять работникам возможность обсуждать и оказывать влияние на возможные изменения, связанные с работой.

Организовать для работников, подлежащих сокращению, специальное обучение и консультации по вопросам их будущего трудоустройства.