МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 октября 2022 г. N 691н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "КОМПОЗИТОР"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Композитор".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 25 октября 2022 г. N 691н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
КОМПОЗИТОР
1590
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Деятельность композиторов
|
04.017
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Реализация художественного замысла в музыкальном произведении
|
Группа занятий:
2652
|
Музыканты, певцы и композиторы
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
90.03.1
|
Деятельность композиторов
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Создание музыкальных произведений
|
6
|
Создание оригинальных вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных произведений
|
A/01.6
|
6
|
Создание оригинальных музыкальных произведений для зрелищных мероприятий
|
A/02.6
|
6
|
|||
Создание оригинальных музыкальных произведений для аудиовизуальных произведений
|
A/03.6
|
6
|
|||
Создание оригинальных музыкальных произведений с применением электронных (цифровых) технологий
|
A/04.6
|
6
|
|||
Транскрипция (аранжировка, инструментовка, переложение) музыкальных произведений
|
A/05.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Создание музыкальных произведений
|
Код
|
А
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Композитор
Композитор-аранжировщик
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование - специалитет
или
Высшее образование - магистратура
или
Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программе ассистентуры-стажировки
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2652
|
Музыканты, певцы и композиторы
|
ОКСО <3>
|
8.53.03.06
|
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
|
8.53.04.06
|
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
|
|
8.53.05.06
|
Композиция
|
|
8.53.09.03
|
Искусство композиции
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Создание оригинальных вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных произведений
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения
|
Сочинение компонентов музыкальной фактуры (мелодическое, ритмическое, гармоническое оформление) оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения
|
|
Выбор исполнительского состава, раскрывающего замысел и характер оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения
|
|
Инструментовка оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения
|
|
Корректировка (доработка) оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения
|
|
Подготовка партитуры, клавира оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения
|
|
Необходимые умения
|
Создавать оригинальные вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные произведения, представляющие собой воплощение художественного замысла композитора
|
Использовать формы и жанры вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных произведений
|
|
Оформлять партитуру, клавир вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных произведений
|
|
Необходимые знания
|
Основные композиторские стили русской и зарубежных композиторских школ
|
Специфика звукоизвлечения и темброобразования вокальных голосов и инструментов, их технические и выразительные возможности
|
|
Основные этапы эволюции оркестровых стилей и вокально-хорового письма
|
|
Основные принципы сочетания тембров в различных стилевых условиях
|
|
Фольклорные традиции народов России
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Создание оригинальных музыкальных произведений для зрелищных мероприятий
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия
|
Сочинение компонентов музыкальной фактуры (мелодическое, ритмическое, гармоническое оформление) оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия
|
|
Выбор исполнительского состава, раскрывающего замысел и характер оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия
|
|
Инструментовка оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия
|
|
Корректировка (доработка) оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия
|
|
Подготовка партитуры, клавира оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия
|
|
Необходимые умения
|
Создавать оригинальные музыкальные произведения, представляющие собой воплощение художественного замысла композитора в контексте концепции зрелищного мероприятия
|
Использовать формы и жанры музыкальных произведений
|
|
Анализировать постановку зрелищных мероприятий как целостный процесс в единстве литературно-драматического, музыкального и сценического компонентов
|
|
Необходимые знания
|
Основные композиторские стили русской и зарубежной композиторских школ
|
Принципы межвидового синтеза искусств
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Создание оригинальных музыкальных произведений для аудиовизуальных произведений
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения
|
Сочинение компонентов музыкальной фактуры (мелодическое, ритмическое, гармоническое оформление) оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения
|
|
Выбор исполнительского состава, раскрывающего замысел и характер оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения
|
|
Инструментовка оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения
|
|
Корректировка (доработка) оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения
|
|
Подготовка партитуры, клавира оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения
|
|
Необходимые умения
|
Создавать оригинальные музыкальные произведения, представляющие собой воплощение художественного замысла композитора в контексте концепции аудиовизуального произведения
|
Использовать специализированное программное обеспечение для создания оригинальных музыкальных композиций
|
|
Анализировать концепцию аудиовизуального произведения
|
|
Анализировать сочетание визуального и звукового рядов аудиовизуального произведения
|
|
Оценивать качество звукового ряда аудиовизуального произведения
|
|
Необходимые знания
|
Основные способы обработки и преобразования звука
|
Принципы работы специализированного программного обеспечения
|
|
Основные принципы сочетания тембров в различных стилевых условиях
|
|
Принципы межвидового синтеза искусств
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Создание оригинальных музыкальных произведений с применением электронных (цифровых) технологий
|
Код
|
A/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий
|
Сочинение компонентов музыкальной фактуры (мелодическое, ритмическое, гармоническое оформление) оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий
|
|
Выбор исполнительского состава, раскрывающего замысел и характер оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий
|
|
Инструментовка оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий
|
|
Корректировка (доработка) оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий
|
|
Подготовка партитуры, клавира оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий
|
|
Необходимые умения
|
Создавать музыкально-звуковые объекты, необходимые для решения конкретных художественных задач
|
Соединять звуковые объекты, синтезированные и трансформированные в едином музыкально-тематическом поле
|
|
Необходимые знания
|
Принципы строения звуковых объектов в контексте композиций электронной музыки
|
Методы цифрового представления, анализа, синтеза и трансформации звуков
|
|
Принципы работы специализированного программного обеспечения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.5. Трудовая функция
Наименование
|
Транскрипция (аранжировка, инструментовка, переложение) музыкальных произведений
|
Код
|
A/05.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Анализ оригинального музыкального произведения
|
Разработка проекта транскрипции (выбор жанра, стиля)
|
|
Выбор исполнительского состава с учетом разработанного проекта транскрипции
|
|
Инструментовка музыкального произведения, в том числе с применением электронных (цифровых) технологий
|
|
Корректировка (доработка) транскрипции музыкального произведения, в том числе с применением электронных (цифровых) технологий
|
|
Подготовка партитуры, клавира транскрипции музыкального произведения, в том числе с применением электронных (цифровых) технологий
|
|
Необходимые умения
|
Создавать транскрипции музыкальных произведений для различных составов исполнительских коллективов
|
Создавать транскрипции музыкальных произведений на основе анализа содержания, формы оригинального музыкального произведения и проекта транскрипции (композиционной структуры, гармонических, фактурных и тембровых решений)
|
|
Определять оптимальный способ транскрипции с учетом природы и особенностей оригинального музыкального произведения
|
|
Необходимые знания
|
Принципы композиционного построения музыкального материала и художественно-выразительные средства камерно-инструментальной, оркестровой, вокально-хоровой и электронной композиции
|
Теоретические основы, правила и способы переложения, аранжировки, инструментовки музыкальных произведений
|
|
Артикуляционные приемы исполнительства на различных инструментах
|
|
Методы цифрового представления, анализа, синтеза и трансформации звуков
|
|
Принципы работы специализированного программного обеспечения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях-разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Всероссийская общественная организация "Союз композиторов России", город Москва
|
|
Генеральный директор
|
Абрамян Карина Сергеевна
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
-
|
-
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.