МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2013 г. N 683н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 г. N 683н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
┌────────────────┐ │ 13 │ └────────────────┘ Регистрационный номер
I. Общие сведения
┌─────────┐ Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям │ │ с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной │ 03.009 │ ситуации, социально опасном положении │ │ ───────────────────────────────────────────────────────────── └─────────┘ (наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с│ │детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных│ │технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и│ │семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения│ │отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической│ │обстановки в семье, повышения ответственности родителей за│ │воспитание детей │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Группа занятий:
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
||
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.30
|
Предоставление социальных услуг
|
(код ОКВЭД <1>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи
|
6
|
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия
|
A/01.6
|
6
|
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей
|
A/02.6
|
||||
Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации
|
A/03.6
|
||||
B
|
Организация и оказание адресных социально- бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности
|
7
|
Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи
|
B/01.7
|
7
|
Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации
|
B/02.7
|
||||
Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью
|
B/03.7
|
7
|
|||
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства
|
B/04.7
|
||||
Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе
|
B/05.7
|
||||
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав
|
B/06.7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
|
Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания помощи
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Специалист по работе с семьей
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
Классификатор
|
Код
|
Наименование
|
ОКЗ
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
ЕКС <1>
|
-
|
-
|
ОКСО <2>
|
040101
|
Социальная работа
|
050711
|
Социальная педагогика
|
--------------------------------
<1> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<2> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей
|
Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих)
|
|
Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - замещающих семей)
|
|
Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей
|
|
Установление контакта с родителями, лицами, их замещающими
|
|
Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми
|
|
Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства
|
|
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения
|
|
Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе
|
|
Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей
|
|
Определение возможности проведения социально- психологической реабилитации детей и семей
|
|
Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка
|
|
Проведение комплексного изучения ребенка в социуме
|
|
Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития
|
|
Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов
|
|
Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите
|
|
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации
|
|
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления
|
|
Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением
|
Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми
|
|
Проводить разные виды социального консультирования
|
|
Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
|
|
Повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции
|
|
Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека
|
|
Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми
|
|
Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка
|
Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации
|
|
Государственные стандарты оказания социальных услуг
|
|
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций
|
|
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
|
|
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды
|
|
Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации
|
|
Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации
|
|
Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска
|
|
Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений
|
|
Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия
|
|
Социальная психология (методы, малые группы, психология влияния и т.д.)
|
|
Социальная психология личности
|
|
Социальная педагогика, социология
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
|
|
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации
|
|
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными
|
|
Другие характеристики
|
Ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми
|
Готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Сбор первичных документов и информации о социальной ситуации детей в разных типах семей и социуме
|
Проверка первичных документов и информации
|
|
Организация прихода специалистов в различные типы семей с ребенком
|
|
Анализ документов, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации семьи с ребенком
|
|
Проведение развернутого интервью родителей и ребенка, первой беседы с ребенком и семьей по уточнению информации
|
|
Составление необходимой документации (акта, протокола, характеристики, сведений и т.д.)
|
|
Анализ первичных документов и собранной информации
|
|
Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
|
|
Подбор и уточнение информации о социальном окружении ребенка и семьи
|
|
Подготовка и организация запроса необходимых сведений, информации, документации из других ведомств о положении детей в семьях
|
|
Ведение учета разных типов семей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии)
|
|
Проведение систематизации различных типов семей с детьми
|
|
Разработка плана помощи детям из различных типов семей
|
|
Передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей с детьми
|
|
Ведение служебной документации и переписки
|
|
Проведение анализа государственной статистической отчетности, при необходимости проведение выборочного социологического опроса населения
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять социальное консультирование
|
Проводить индивидуальное консультирование взрослых и детей
|
|
Вести деловое общение, общаться с разными категориями семей
|
|
Общаться с детьми разного возраста
|
|
Проводить обследование социальной ситуации детей в разных типах семей
|
|
Составлять социальный паспорт семей с детьми
|
|
Обобщать информацию, определяющую трудную жизненную ситуацию и методов ее преодоления
|
|
Повышать свою профессиональную компетенцию
|
|
Составлять проекты необходимых документов (акты, отчеты, картотеки, банки данных, протоколы и т.д.) и заполнять их
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Инфраструктура социальных учреждений в муниципальном образовании и его ресурсы, социальная система защиты детства
|
Государственные стандарты социальные услуги
|
|
Семьеведение, психология и педагогика семьи для выделения типов семей
|
|
Социология, основы возрастной и социальной психологии, конфликтологии
|
|
Технологии оказания помощи семьям и детям групп социального риска и условия их применения
|
|
Технологии социальной работы и особенности их применения
|
|
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена информацией
|
|
Принципы работы банка данных учета семей
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения
|
|
Другие характеристики
|
Аналитические способности, соблюдение этических норм и правил, профессиональной этики
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации
|
Код
|
А/03.6
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подбор методов обследования социальных условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих
|
Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях
|
|
Выявление отклонений в функционировании семей
|
|
Оценка рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей
|
|
Определение возможностей активизации потенциала семей
|
|
Организация и проведение социально-психологической реабилитации семей с детьми
|
|
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми
|
|
Проведение оценки эффективности мер по разрешению проблем детей разного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации
|
|
Организация встреч специалистов с родителями
|
|
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей
|
|
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в различных типах семей
|
|
Вынесение объективной оценки условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих
|
|
Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам
|
|
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей
|
|
Разработка программ оказания помощи семьям с детьми
|
|
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста
|
|
Выявлять случаи и использовать технологию работы со случаем
|
|
Проводить оценку результативности работы со случаем на основе сбора экспертных оценок и мнений специалистов, полученных результатов и показателей
|
|
Обосновывать и осуществлять закрытие случая при положительном результате работы с разными типами семей с детьми
|
|
Осуществлять передачу случая другим службам при необходимости продолжения работы с семьей и детьми
|
|
Составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком
|
|
Проводить профилактику негативных явлений в детской среде
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать и проводить программы профилактики девиантного поведения детей
|
Применять разнообразные формы, методы, технологии работы по профилактике детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции
|
|
Осуществлять разные виды социального консультирования
|
|
Работать в команде, организовывать деятельность специалистов
|
|
Проводить оценку качества работы
|
|
Консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики
|
|
Составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком
|
|
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми
|
|
Проводить мониторинговые исследования
|
|
Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов
|
|
Разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований
|
|
Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Российский и зарубежный опыт практической работы с семьями группы риска и детьми
|
Основы профилактики нарушений социализации семей и детей
|
|
Социальная психология, проблемы социализации
|
|
Методы социальной работы, инструментария для проведения мониторингов и диагностики функционирования разных типов семей
|
|
Основы возрастной психологии и психологии личности
|
|
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия
|
|
Проведение тренингов командообразования, сотрудничества
|
|
Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения семей с детьми
|
|
Типы семей и их характеристики для проведения социально-психологической реабилитации
|
|
Основы самообразования специалистов по работе с семьей
|
|
Основы социальной реабилитации
|
|
Психология семьи, психология малых групп
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.2. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
|
Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Специалист по работе с семьей
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование (за исключением программ бакалавриата) по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
Классификатор
|
Код
|
Наименование
|
ОКЗ
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
ЕКС
|
-
|
-
|
ОКСО
|
040101
|
Социальная работа
|
050711
|
Социальная педагогика
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|||
Код
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение сбора информации о необходимости оказания адресных услуг различным типам семей с детьми
|
Анализ информации о видах помощи семье с детьми или детям и систематизирование полученной информации
|
|
Определение видов социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми
|
|
Разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми
|
|
Создание межведомственной команды для оказания различных видов помощи
|
|
Координирование действия различных ведомств и учреждений по реализации индивидуальной программы помощи семье и детям
|
|
Подбор инновационной технологии для проведения комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи
|
|
Организация оказания различных видов помощи семьям с детьми другими специалистами
|
|
Использование современных технологий поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме
|
|
Организация встреч с семьей и детьми для обсуждения проблем
|
|
Выявление уровня социализации семьи, видов нарушений ее социализации
|
|
Отслеживание изменений в семье и их фиксирование
|
|
Использование технологий профилактики социального сиротства с целью сохранения семьи для ребенка
|
|
Осуществление профилактики социального сиротства
|
|
Использование возможностей оставления ребенка в кровной семье
|
|
Оказание влияния на мотивацию семей к изменению в положительную сторону
|
|
Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям
|
|
Обеспечение посредничества между семьей и детьми и различными специалистами (учреждениями, организациями) с целью решения ряда проблем
|
|
Необходимые умения
|
Определять потребность в помощи разных типов семьи и детей и подбирать виды помощи, направленные на решение проблем семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
|
Находить контакт с разными типами семей и детьми разных возрастов
|
|
Выявлять потенциал и ресурс разных типов семей с детьми
|
|
Находить поддержку семей в социальном окружении
|
|
Создавать межведомственную команду по оказанию помощи семье с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
|
|
Разрабатывать индивидуальные программы оказания разных видов помощи
|
|
Работать в команде, вносить и оценивать свой вклад в ее деятельность
|
|
Адаптировать зарубежный опыт технологий оказания помощи семье и детям
|
|
Оформлять документы, необходимые для оказания разных видов помощи семьям и детям
|
|
Направлять семьи с детьми в специализированные учреждения или к профильным специалистам
|
|
Влиять на мотивацию семей к изменению в положительную сторону
|
|
Выбирать наиболее эффективные технологии работы с семьей в ее жизненной ситуации
|
|
Обеспечивать интеграцию деятельности разных ведомств для решения проблем семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
|
|
Выявлять степень достоверности полученной информации
|
|
Повышать свою профессиональную квалификацию
|
|
Устанавливать контакты с другими специалистами, родительской общественностью
|
|
Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты прав детей и оказания помощи семьям с детьми
|
Основы возрастной и социальной психологии
|
|
Технологии разрешения семейных конфликтов
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения
|
|
Социальные риски и рискология, кризисные состояния
|
|
Цели, принципы и основы посредничества между семьями с детьми и различными институтами социализации
|
|
Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.)
|
|
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне
|
|
Особенности применения технологий оказания помощи семьям и детям в России и за рубежом
|
|
Теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования
|
|
Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
|
|
Регламенты ведения документации
|
|
Система социальных служб на территории
|
|
Правовые основы оказания разных видов помощи семьям и детям
|
|
Инфраструктура социальной защиты детства
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение потенциала и ресурса различных типов семей с детьми
|
Владение в работе с разными типами семей с детьми современными технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи
|
|
Привлечение внешних систем поддержки семей с детьми для активизации их ресурсов
|
|
Применение инновационных технологий оказания помощи при выявлении семейного неблагополучия
|
|
Включение семьи в социум с целью исключения эксклюзии
|
|
Применение технологий помощи семье для возможности оставления ребенка в кровной семье
|
|
Организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства в ближайшем окружении семей с детьми
|
|
Сбор информации о семейных взаимоотношениях с детьми
|
|
Организация социально-психологической реабилитации детей и различных типов семей
|
|
Разработка коррекционных программ, направленных на изменение семейных взаимоотношений, умений услышать ребенка, понять его потребности
|
|
Подготовка договора о совместной деятельности семьи с детьми и организации
|
|
Обеспечение комплексного подхода различных ведомств к выводу семьи с детьми из трудной жизненной ситуации
|
|
Обеспечение координации деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач семьи с детьми
|
|
Проведение профилактической работы по предупреждению появления трудной жизненной ситуации семей с детьми
|
|
Содействие активизации собственных ресурсов семьи с детьми и потенциала социального окружения для выхода из трудной жизненной ситуации
|
|
Проведение консультирования семей с детьми по взаимодействию с разными ведомствами
|
|
Оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье
|
|
Повышение своей профессиональной квалификации
|
|
Участие в межведомственной работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства
|
|
Необходимые умения
|
Выбирать эффективные способы решения проблем семьи с детьми
|
Мотивировать семью с детьми на использование собственного потенциала и ресурса для выхода из трудной жизненной ситуации
|
|
Использовать правовые знания в оказании адресной помощи семье и детям
|
|
Видеть перспективы и ориентироваться на положительный результат семьи
|
|
Передавать ответственность семье за принятие решений и их выполнение, а также отдельным членам семьи
|
|
Организовать команду специалистов и работать в команде
|
|
Использовать сочетание различных форм и видов оказания помощи в профилактической деятельности
|
|
Интегрировать деятельность специалистов разных ведомств в реализации оказания помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
|
|
Обеспечить представление интересов семьи с детьми в разных учреждениях
|
|
Создавать условия для установления контактов семьи с ребенком со специалистами или учреждениями, организациями
|
|
Быть открытым к получению помощи от специалистов
|
|
Прислушиваться к мнению других специалистов
|
|
Адаптировать положительный зарубежный опыт
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты семьи и детей, основные направления государственной семейной политики
|
Современный российский и зарубежный опыт по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях
|
|
Общая психология и основы социальной психологии
|
|
Технологии разрешения семейных конфликтов
|
|
Основы профилактики асоциальных явлений в обществе
|
|
Методы и технологии управления современными рисками
|
|
Социально-психологическая технология оказания помощи семьям и детям групп социального риска
|
|
Методика и технология социальной работы, специфики их использования
|
|
Основы семейного консультирования
|
|
Сферы профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.)
|
|
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне
|
|
Другие характеристики
|
Демонстрировать профессиональную позицию, оптимизм, коммуникабельность, доброжелательность по отношению к разным типам семей и социальным группам, соблюдать профессиональную этику
|
Предпринимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью
|
Код
|
B/03.7
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей
|
Оценка результативности работы с расширенной семьей и возможности возвращения ребенка
|
|
Установление контакта ребенка с расширенной семьей
|
|
Выявление уровня готовности ребенка к переходу в семью
|
|
Оценка готовности кровной семьи к возвращению ребенка
|
|
Организация встречи ребенка с кровной семьей, их общения
|
|
Разработка программ подготовки ребенка к возвращению в кровную семью
|
|
Сопровождение различных типов семей с детьми
|
|
Проведение мероприятий по привлечению кандидатов в замещающие семьи
|
|
Вынесение объективной оценки результатам готовности ребенка и семьи к приему ребенка
|
|
Разработка программ устройства детей в замещающие семьи в зависимости от возраста, проблем
|
|
Разработка программ сопровождения различных видов семей
|
|
Организация сопровождения замещающей семьи
|
|
Организовать взаимодействие ребенка с семьей
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать контакты с ребенком и семьей, общаться
|
Организовать взаимодействие разных специалистов в восстановлении связей семьи и ребенка
|
|
Оценивать ресурсы и риски при устройстве детей в семьи граждан
|
|
Проводить оценку готовности семьи к приему ребенка и ребенка к переходу в семью
|
|
Оценивать качество работы специалистов с семьей и ребенком, не нарушая этических норм
|
|
Сопровождать разные типы семей, в том числе и замещающие семьи
|
|
Консультировать, получать информацию и обобщать ее
|
|
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных проблем и запросов семей
|
|
Поддерживать положительные результаты в работе с семьей, полученные разными специалистами
|
|
Современные технологии работы с разными типами семей
|
|
Социальная психология, проблемы социализации
|
|
Необходимые знания
|
Психология зависимости, аддикций, девиантологии
|
Теория воспитания трудных детей и подростков
|
|
Методики работы социального работника с семьей
|
|
Инфраструктура социальных служб на муниципальном уровне
|
|
Виды замещающих семей и законодательные основы передачи в них детей, условий их создания
|
|
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства
|
Код
|
B/04.7
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Обобщение полученных результатов мониторинга
|
Описание особенностей социальных условий жизни семьи с детьми и ее окружения
|
|
Предоставление объективной оценки результатов отношений в семьях с детьми
|
|
Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации семей с детьми по месту жительства
|
|
Предоставление рекомендаций по изменениям социокультурного окружения и условий жизни семей с детьми для обсуждения со специалистами муниципального объединения
|
|
Организация взаимодействия социального окружения с различными типами семей
|
|
Способствование созданию условий для успешной адаптации ребенка и семьи в социуме
|
|
Разработка программ изменения социокультурного окружения различных типов семей с детьми
|
|
Разработка программ оказания помощи семьям с детьми
|
|
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста
|
|
Проведение профилактики негативных явлений в детской среде
|
|
Разработка и проведение программ профилактики девиантного поведения детей
|
|
Разработка программ оказания различных видов помощи и поддержки семей с детьми с целью преодоления риска социального неравенства
|
|
Привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми
|
|
Повышение профессиональной квалификации в области реализации трудовой функции
|
|
Необходимые умения
|
Проводить мониторинговые исследования и обобщать результаты полученных данных
Осуществлять все виды социального консультирования
Обеспечивать проверку поступившей информации
|
Вносить полученную информацию в соответствующие базы данных
|
|
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации семей с детьми
|
|
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
|
|
Устанавливать контакты с разными типами семей и детей
|
|
Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов по оказанию помощи семье и детям
|
|
Разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований
|
|
Проводить оценку качества работы специалистов, не нарушая этических норм
|
|
Консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики
|
|
Составлять отчеты по итогам выполнения деятельности
|
|
Вести необходимую документацию в соответствии с требованиями
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Инструментария для проведения мониторинга социокультурного окружения
|
|
Типологии проблем семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
|
|
Необходимые знания
|
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народные традиции
|
Социокультурные и социально-психологические основы межличностного взаимодействия семей и детей в социокультурном окружении
|
|
Социальная психология, методы социальной психологии
|
|
Проблемы социализации, социальная педагогика
|
|
Формы защиты прав детей на федеральном и региональном уровнях
|
|
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия
|
|
Готовность отстаивать свою точку зрения, саморегуляция и толерантность
|
|
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия
|
|
Другие характеристики
|
Способность разрабатывать социальные проекты и внедрять их в работу с разными типами семей с привлечением специалистов на межведомственной основе
|
3.2.5. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе
|
Код
|
B/05.7
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|||
Код
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях
|
Оценка эффективности мер по разрешению проблем детей различного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации
|
|
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми
|
|
Организация встреч специалистов с родителями
|
|
Разработка социальных проектов по профилактике социального сиротства и оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
|
|
Внедрение социальных проектов в работе с разными типами семей с детьми
|
|
Создание конпедиума эффективных социальных проектов
|
|
Создание банка инновационных технологий работы с разными семьями и детьми
|
|
Привлечение общественных организаций и добровольцев для оказания помощи семьям и группам населения
|
|
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей
|
|
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в разных типах семей для осуществления эпизодического контроля
|
|
Создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
|
|
Организация клубов для родителей по разным проблемам, востребованным в социальном окружении
|
|
Организация взаимодействия общественных организаций с разными типами семей для их социализации
|
|
Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам
|
|
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении разных типов семей
|
|
Договариваться, общаться с разными общественными организациями
|
|
Организовать взаимопомощь специалистов при работе с разными типами семей
|
|
Необходимые умения
|
Проводить диагностику, оценку эффективности применяемых мер
|
Обобщать результаты эффективных мер
|
|
Организовать использование оригинальных, авторских приемов оказания помощи при нарушении социальных условий воспитания в семьях
|
|
Проводить оценку качества социальных проектов, не нарушая этических норм, прав человека
|
|
Консультироваться у специалистов
|
|
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с разными типами семей
|
|
Владеть инновационными технологиями оказания помощи семьям
|
|
Привлекать группы родителей, оценивать их ресурс, видеть возможности для оказания взаимопомощи
|
|
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Социальная психология, проблемы социализации
|
|
Современные технологии работы с разными типами семей с детьми
|
|
Необходимые знания
|
Основы и принципы развития институтов современного гражданского общества
|
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования
|
|
Технологии проведения мониторинга социальных проектов
|
|
Консультирование семьи по проблемам поведения детей и подростков
|
|
Особенности адаптации детей в разных социальных условиях
|
|
Методы и технологии управления социальными рисками
|
|
Способность оказывать помощь начинающим специалистам по работе с семьей
|
|
Методы и технологии управления социальными рисками
|
|
Другие характеристики
|
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав
|
3.2.6. Трудовая функция
Наименование
|
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав
|
Код
|
B/06.7
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
|||
Код
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Привлечение общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних
|
Осуществление функций представителя при устранении препятствий для общения ребенка с близкими родственниками
|
|
Проведение тренингов и осуществление действий по правовой грамотности несовершеннолетних
|
|
Обеспечение приоритета интересов ребенка в образовании
|
|
Обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей
|
|
Осуществление правовой информированности и грамотности детей разных возрастов и типов семей
|
|
Проведение тренингов на знание прав, обязанностей несовершеннолетних
|
|
Представление интересов детей и грамотная защита их прав в различных организациях
|
|
Ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями
|
|
Оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать контакты, вести переговоры, договариваться
|
Оформлять документацию, деловые бумаги, запросы, в том числе в электронном виде, сохранять их в соответствии с требованиями
|
|
Создавать команду взаимопомощи и защиты несовершеннолетних
|
|
Сплачивать группу, находить общие интересы
|
|
Разрабатывать регламент взаимодействия
|
|
Устанавливать взаимоотношения с общественными и иными организациями, с гражданами, государственными и муниципальными органами, со средствами массовой информации по вопросам социализации разных типов семей, выявление нарушений прав несовершеннолетних, а также оказание помощи по защите прав несовершеннолетних
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Повышать профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции
|
|
Умение отстаивать интересы несовершеннолетних в разных инстанциях
|
|
Психология малых групп, делового общения
|
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства в области защиты прав человека, международные нормативные документы
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения
|
|
Специфика работы социозащитных организаций по защите прав несовершеннолетних
|
|
Основы реабилитационной работы (подходы, виды, организация)
|
|
Методики работы социального работника и ее специфики
|
|
Другие
характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего │ │ профессионального образования города Москвы "Московский городской │ │ психолого-педагогический университет" │ │ │ │ Ректор Рубцов Виталий Владимирович │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.2. Наименования организаций-разработчиков:
1.
|
ГОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" города Волгограда
|
2.
|
НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия" города Москвы
|
3.
|
ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
|
4.
|
ГОУ ВПО "Московский государственный областной университет" города Москвы
|
5.
|
Администрация г. Ступино Московской области
|
6.
|
НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет" города Москвы
|
7.
|
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области
|
8.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы
|