МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2013 г. N 680н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 г. N 680н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ
ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
┌───────────────────┐ │ 10 │ └───────────────────┘ Регистрационный номер
I. Общие сведения
Содействие обеспечению и защите прав и законных интересов, ┌───────────┐ социальных и иных государственных гарантий детям и иным лицам │ 03.006 │ ------------------------------------------------------------- └───────────┘ (наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов│ │детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая│ │установленные в международных договорах и соглашениях с участием│ │Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Группа занятий:
3443
|
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
|
3460
|
Социальные работники
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
||
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.31
|
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
|
85.32
|
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних
|
6
|
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками
|
A/01.6
|
6
|
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних
|
A/02.6
|
||||
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних
|
A/03.6
|
||||
B
|
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
|
6
|
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов
|
B/01.6
|
6
|
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
|
B/02.6
|
||||
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации
|
B/03.6
|
||||
C
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
|
7
|
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
C/01.7
|
7
|
Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители
|
C/02.7
|
||||
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации
|
C/03.7
|
||||
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
C/04.7
|
||||
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
C/05.7
|
||||
D
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
7
|
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан
|
D/01.7
|
7
|
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан
|
D/02.7
|
||||
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
D/03.7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
|
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3443
|
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
|
3460
|
Социальные работники
|
|
ЕКС <3>
|
-
|
|
ОКСО <4>
|
030500
|
Юриспруденция
|
050701
|
Педагогика
|
|
050706
|
Педагогика и психология
|
|
050711
|
Социальная педагогика
|
|
040101
|
Социальная работа
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Составление актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, а также основанного на них заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав
|
Осуществление подготовки правовых актов, предусмотренных федеральными и региональными нормативными правовыми актами, связанных с обеспечением и защитой прав ребенка
|
|
Участие в судах в качестве представителя истца (заявителя) по искам в защиту прав, свобод и законных интересов ребенка или представителя государственного органа (органа местного самоуправления) для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика в случаях, предусмотренных законодательством
|
|
Запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях
|
|
Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством
|
|
Взаимодействие со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта или урегулирования судебных споров
|
|
Проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, подготовка заключения в суд по существу спора, связанного с воспитанием детей
|
|
Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании
|
|
Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в части своих полномочий
|
|
Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей и детей
|
|
Содействие проведению экспертиз, назначаемых судом, включая экспертизу детско-родительских отношений
|
|
Принудительное исполнение решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в части своих полномочий
|
|
Принятие мер к устранению препятствий для общения ребенка с родственниками
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Определение видов помощи и перечня услуг, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей
|
|
Разработка вариантов решений, включая судебные, для защиты прав и обеспечения наилучших интересов ребенка
|
|
Осуществление описания производимых действий по выполнению служебных обязанностей
|
|
Осуществление сбора и первичной статистической и аналитической обработки информации
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Анализировать получаемую информацию и осуществлять ее первичную статистическую обработку
|
|
Навыки делового общения
|
|
Навыки публичного выступления
|
|
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
|
|
Разрешать конфликты, содействовать их разрешению
|
|
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот
|
|
Описывать конкретные практические случаи
|
|
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением
|
|
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
|
|
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
|
Основы возрастной и социальной психологии
|
|
Технологии разрешения конфликтов (восстановительной медиации)
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Судебное делопроизводство
|
|
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подготовка материалов для дачи разрешения на изменение имени и фамилии ребенка
|
Подготовка материалов для дачи указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями
|
|
Подготовка материалов для дачи согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством
|
|
Подготовка материалов для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)
|
|
Подготовка материалов для предъявления в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста, и участие в судебном процессе
|
|
Подготовка материалов для установления обязательства родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком близких и его родственников
|
|
Подготовка материалов для дачи согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей)
|
|
Подготовка материалов для принятия решения о проведении профилактических осмотров, психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя
|
|
Подготовка материалов для дачи согласия на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения
|
|
Подготовка материалов для дачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг
|
|
Навыки делового общения
|
|
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп
|
|
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот
|
|
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением
|
|
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
|
|
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Основы возрастной и социальной психологии
|
|
Судебное делопроизводство
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних детей
|
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на обмен жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в которых зарегистрированы и проживают несовершеннолетние
|
|
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на передачу в собственность несовершеннолетним в возрасте до 14 лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние
|
|
Подготовка материалов для получения разрешения на раздел имущества несовершеннолетних и на пользование денежными средствами несовершеннолетнего
|
|
Подготовка материалов для заключения договоров доверительного управления имуществом несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством
|
|
Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством случаях
|
|
Контроль над получением исполнительных документов о принудительном взыскании алиментов
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
|
|
Проводить обследование жилых помещений
|
|
Составлять и выполнять административные регламенты предоставления услуг
|
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Навыки делового общения
|
|
Общаться с разными категориями граждан, детьми разных возрастных групп
|
|
Составлять запросы, вести документацию и электронный документооборот
|
|
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением
|
|
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними
|
|
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав детей
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Основы возрастной и социальной психологии
|
|
Судебное делопроизводство
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.2. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
|
Выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3443
|
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
|
3460
|
Социальные работники
|
|
ЕКС
|
-
|
-
|
ОКСО
|
030500
|
Юриспруденция
|
050701
|
Педагогика
|
|
050706
|
Педагогика и психология
|
|
050711
|
Социальная педагогика
|
|
040101
|
Социальная работа
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Взаимодействие с гражданами, государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями, средствами массовой коммуникации, негосударственными неправительственными организациями по сообщениям о нарушении прав несовершеннолетних
|
Обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина, оценка ситуации его благополучия, установление факта нуждаемости в помощи государства и отсутствия родительского попечения
|
|
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, в том числе акт о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства
|
|
Организация отбора и взаимодействия с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства
|
|
Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством
|
|
Подготовка заявления в суд о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Проводить обследование условий жизни детей разных возрастных групп
|
|
Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка
|
|
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних
|
|
Выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей
|
|
Составлять акты проверок, запросов; вести документацию и электронный документооборот
|
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
|
|
Работать в межведомственной команде
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Вести деловые переговоры
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные нормативные акты в сфере защиты прав детей
|
Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия
|
|
Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия и пр.)
|
|
Педагогика и психология детско-родительских отношений
|
|
Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения
|
|
Основы возрастной и социальной психологии
|
|
Судебное производство
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Другие характеристики
|
Работа специалиста должна быть направлена на раннее выявление детского и семейного неблагополучия
|
Специалист не должен допускать изъятия детей из семьи без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, а также необоснованного изъятия детей из семьи
|
|
Вмешательство специалиста в жизнь семьи должно строиться на позитивном взаимодействии с родителями с целью обеспечения безопасности и развития ребенка
|
|
В практике работы специалиста инициирование вопроса об обращении в суд с иском о лишении родительских прав должно являться крайней мерой вмешательства в семью и применяться в исключительных случаях
|
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Составление и подготовка к утверждению планов по защите прав ребенка
|
Обеспечение временного устройства детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Обеспечение реализации преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственников
|
|
Подготовка к заключению договоров об осуществлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договоры о приемной семье, о патронатном воспитании, инициация решений о досрочном расторжении указанных договоров в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством
|
|
Получение согласия законного представителя ребенка и ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание
|
|
Обеспечение временного устройства ребенка, не являющегося гражданином Российской Федерации, при отсутствии родительского попечения
|
|
Оказание содействия в передаче ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации
|
|
Подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации
|
|
Организация направления сведений о ребенке-сироте, ребенке, оставшемся без попечения родителей, в случае невозможности его устройства на воспитание в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета в порядке и в сроки, установленные законодательством
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Составлять планы по защите прав несовершеннолетнего
|
|
Взаимодействовать с органами власти, составлять запросы
|
|
Составление договоров в сфере устройства ребенка
|
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп
|
|
Владение современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
|
Знание форм защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства
|
|
Основы возрастной и социальной психологии
|
|
Знание инфраструктуры социальной защиты детства
|
|
Знание основ работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Другие характеристики
|
При определении формы защиты ребенка специалист соблюдает приоритет форм семейного воспитания: сохранение ребенка в кровной семье или возврат в кровную семью, усыновление, родственная опека (попечительство), опека (попечительство) посторонними гражданами, помещение в организацию
|
Любая форма защиты ребенка должна содержать методы, направленные на сохранение, укрепление и/или восстановление семейных связей, благополучия и самостоятельности семьи
|
|
В процессе подготовки передачи ребенка на воспитание в семью специалист широко использует временные формы опеки с целью не допустить помещение ребенка в организацию
|
|
При устройстве ребенка специалист должен выяснить мнение ребенка относительно его устройства
|
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Взаимодействие с государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями, средствами массовой информации, негосударственными неправительственными организациями по оказанию помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
|
Разработка и принятие мер для сохранения кровной семьи для ребенка
|
|
Подготовка к заключению договоров социального патроната в случаях и порядке, предусмотренных законодательством и рекомендации к принятию решений об их расторжении
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Составлять договоры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
|
|
Навыки делового общения
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство, международные правовые документы в сфере профилактики социального сиротства
|
Технологии и методы работы с неблагополучными семьями
|
|
Основы психологии общения, делового взаимодействия, медиации
|
|
Знание инфраструктуры социальной защиты детства
|
|
Знание специфики работы социозащитных учреждений, реабилитационной работы
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической информации
|
|
Другие характеристики
|
Результатом работы специалиста с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, является сохранение кровной семьи для ребенка
|
При организации помощи специалисты должны обеспечить работу с семьей преимущественно в домашних условиях
|
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.3. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3443
|
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
|
3460
|
Социальные работники
|
|
ЕКС
|
-
|
-
|
ОКСО
|
030500
|
Юриспруденция
|
050701
|
Педагогика
|
|
050706
|
Педагогика и психология
|
|
050711
|
Социальная педагогика
|
|
040101
|
Социальная работа
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Код
|
C/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей
|
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны
|
|
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов
|
|
Направление документированной информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации, на территории данного субъекта Российской Федерации, и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
|
|
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения, сбора, обработки и анализа статистических данных
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители
|
Код
|
C/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Информирование граждан о возможности стать усыновителями, опекунами и попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация) через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации
|
Ведение приема и консультирования граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями и/или усыновителями
|
|
Осуществление подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах и порядке
|
|
Оказание содействия гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, в выборе ребенка, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью
|
|
Ведение журнала учета граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами, попечителями в органе опеки и попечительства
|
|
Выдача кандидатам в опекуны, попечители, усыновители направления для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей)
|
|
Подготовка проекта акта о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключения о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном
|
|
Обеспечение психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия, для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью, обеспечение ознакомления граждан с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя), установленными законодательством
|
|
Организация обязательной подготовки граждан, выразивших желание стать опекуном/попечителем, за исключением категорий граждан, определенных российским законодательством, которые не могут быть опекунами и попечителями
|
|
Организация отбора и работы с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочие по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
|
|
Навыки консультирования и медиации
|
|
Навыки делового общения
|
|
Умение вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
|
|
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, некоммерческими организациями
|
|
Владение современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот
|
Основы возрастной психологии, психологии общения
|
|
Основы педагогики воспитания
|
|
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
|
|
Знания на проведение социологических опросов
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.3.3. Трудовая функция
Наименование
|
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации
|
Код
|
C/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация исполнения обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Составление и подготовка к утверждению планов по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
|
|
Подготовка материалов для установления предварительной опеки (попечительства) над несовершеннолетними
|
|
Подготовка проекта акта о назначении опекуна или попечителя
|
|
Подготовка к заключению проекта договора об осуществлении опеки или попечительства (договора о приемной семье, патронатном воспитании)
|
|
Подготовка заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка
|
|
Участие в судебных заседаниях по делам об установлении усыновления детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства
|
|
Назначение и контроль выплат единовременного пособия при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) приемной или патронатной семье, вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям и иные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
|
|
Направление в налоговые органы по месту своего нахождения сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного
|
|
Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных
|
|
Подготовка проекта правового акта о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Получение согласия законного представителя ребенка и ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания
|
|
Составлять планы по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
|
|
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
|
|
Взаимодействовать с органами исполнительной власти, организациями
|
|
Составлять договоры в сфере устройства ребенка
|
|
Вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации
|
|
Общаться с разными категориями граждан
|
|
Общаться с детьми разных возрастных групп
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот
|
Знание требований к организации условий проживания и воспитания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Основы психологии депривации, привязанности
|
|
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации
|
|
Основы возрастной психологии, психологии общения
|
|
Основы педагогики, воспитания
|
|
Виды и формы материального и нематериального стимулирования, мотивации
|
|
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
|
|
Другие характеристики
|
Специалист обеспечивает выявление и учет мнения ребенка относительно решений, касающихся его жизни в соответствии с его уровнем понимания проблемы
|
При семейном устройстве специалист по мере возможности обеспечивает подбор семьи для ребенка в соответствии с его потребностями и особенностями развития
|
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.3.4. Трудовая функция
Наименование
|
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Код
|
C/04.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Принятие мер по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, в случае если это отвечает его интересам
|
|
Содействие защите личных неимущественных прав ребенка, помещенного под надзор в организацию
|
|
Принятие мер по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе подготовка проектов распорядительных актов о выдаче предварительных разрешений на совершение сделок с принадлежащим им имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством
|
|
Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных
|
|
Проверка личных дел воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Осуществление надзора за деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Подготовка материалов для дачи разрешения родителям, ограниченным в родительских правах, и иным гражданам на контакты с ребенком
|
|
Организация работы по возврату воспитанников организаций в кровную семью
|
|
Организация исполнения функций опекуна (попечителя) по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет
|
|
Выполнение функций законного представителя в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на семейные формы воспитания и под надзор в организации
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Организовывать и проводить проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Оценивать уровень развития ребенка в динамике
|
|
Проверять соблюдения прав и законных интересов воспитанников
|
|
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, детский труд и т.п.
|
|
Создавать доверительные отношения с воспитанниками (детьми)
|
|
Применять на практике нормативные правовые акты
|
|
Составлять проекты распорядительных документов, правовых актов
|
|
Вести документацию
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
|
Знание приоритетов государственной политики в сфере организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Знание правил устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видов деятельности (услуг), осуществляемых этими организациями, порядка обследования ребенка, оснований принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от видов деятельности (услуг), осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требований к условиям пребывания в указанных организациях
|
|
Основы психологии депривации, привязанности, девиантного и делинквентного поведения
|
|
Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации
|
|
Основы возрастной психологии, психологии общения
|
|
Основы педагогики воспитания
|
|
Знание показателей психического, эмоционального, физического развития ребенка в норме и в условиях институционализации
|
|
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
|
|
Знание требований к ведению личного дела воспитанника
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.3.5. Трудовая функция
Наименование
|
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Код
|
C/05.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23 лет, а также после достижения ими возраста 23-х лет в случае, если на органы опеки и попечительства законодательством возложены обязанности оказания содействия указанным гражданам в реализации ими соответствующих государственных гарантий
|
Оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов (выдача справок, ходатайств, консультации и пр.)
|
|
Осуществление мониторинга адаптации к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет
|
|
Подготовка материалов для:
|
|
- установления постинтернатного патроната над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
|
|
- заключения договоров о постинтернатном патронате;
|
|
- принятия решения об их досрочном расторжении в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Организовывать и проводить проверки
|
|
Вести учет выпускников, в том числе электронный
|
|
Составлять договоры о постинтернатном патронате в соответствии с законодательством
|
|
Устанавливать доверительные отношения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, запросы и вести документацию
|
|
Осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации
|
|
Организовывать проведение мониторинга
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
|
Социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период
|
|
Основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации)
|
|
Психология девиантного и делинквентного поведения
|
|
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов)
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.4. Обобщенная трудовая функция:
Наименование
|
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Код
|
D
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее 1 года работы в организациях социального обслуживания
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3443
|
Государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
|
3460
|
Социальные работники
|
|
ЕКС
|
-
|
-
|
ОКСО
|
030500
|
Юриспруденция
|
050701
|
Педагогика
|
|
050706
|
Педагогика и психология
|
|
050711
|
Социальная педагогика
|
|
040101
|
Социальная работа
|
3.4.1. Трудовая функция
Наименование
|
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан
|
Код
|
D/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Формирование и ведение личного дела подопечного и обеспечение конфиденциальности при хранении личных дел подопечных
|
Принятие мер по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, в случае если это отвечает его интересам
|
|
Представление законных интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных
|
|
Подготовка материалов для дачи согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания
|
|
Подготовка материалов для дачи согласия на отчисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 15 лет, из образовательного учреждения и на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в другое образовательное учреждение
|
|
Проверка обеспечения опекунами и попечителями сохранности имущества подопечного
|
|
Подготовка обращения от имени подопечного в суд с требованием о расторжении договора, заключенного от имени подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства на заключение такого договора
|
|
Подготовка материалов для выдачи предварительного разрешения на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе сумм алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно
|
|
Подготовка материалов дня выдачи предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей)
|
|
Подбор кандидатов для доверительного управления имуществом подопечных, заключает договоры доверительного управления имуществом подопечных
|
|
Незамедлительное отбирание ребенка у опекуна в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации
|
|
Подготовка материалов для принятия решения об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях отмены решения о передаче ребенка в семью
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты
|
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений
|
|
Формировать личное дело подопечного, вести и хранить его
|
|
Представлять интересы несовершеннолетнего
|
|
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, запросы и вести документацию
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
|
Требования к ведению личного дела подопечного
|
|
Основы возрастной и социальной психологии
|
|
Основы разрешения конфликтов
|
|
Судебное делопроизводство
|
|
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.4.2. Трудовая функция
Наименование
|
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан
|
Код
|
D/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение оценки соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей
|
Осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка в течение первых трех лет после установления усыновления, а также в течение более продолжительного периода времени в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
|
|
Организация проверки при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного
|
|
Составление акта проверки (плановой и внеплановой) условий жизни подопечного
|
|
Подготовка материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством
|
|
Подготовка заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством
|
|
Осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей)
|
|
Осуществление мониторинга соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), исполнения обязанностей законными представителями ребенка
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Умение проводить оценку уровня содержания, воспитания и образования подопечного в динамике, привлекать профильных специалистов
|
Умение организовывать и проводить проверки
|
|
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, запросы и вести документацию
|
|
Применять на практике нормативные правовые акты
|
|
Организовывать и проводить мониторинговые исследования
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей
|
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
|
|
Знания требований к проведению проверок и оформлению их результатов
|
|
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисление выплат материальной помощи и пр.).
|
|
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия и пр.)
|
|
Основы возрастной и социальной психологии
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
3.4.3. Трудовая функция
Наименование
|
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Код
|
D/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Оказание методической, консультативной, правовой помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных
|
Осуществление сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
|
|
Взаимодействие с различными образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
|
|
Подготовка материалов для заключения и расторжения договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
|
|
Выявление проблем, возникающих в семье, и направление родителей (законных представителей) детей, а в случае необходимости самих детей и их иных родственников, в соответствующие учреждения для получения помощи
|
|
Ведение документации и служебной переписки
|
|
Необходимые умения
|
Применять на практике нормативные правовые акты
|
Консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
Выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению
|
|
Составлять проекты распорядительных документов, правовые акты, составлять и направлять запросы, вести документацию
|
|
Работать в межведомственной команде
|
|
Взаимодействовать с различными специалистами, образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства
|
|
Принципы организации профессионального сопровождения семей
|
|
Знания инфраструктуры помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями
|
|
Основы педагогики и психологии воспитания
|
|
Основы медиации
|
|
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начислении выплат материальной помощи и пр.)
|
|
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия и пр.)
|
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение профессиональной этики
|
IV. Сведения об организациях-разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет"
|
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1.
|
Московский городской психолого-педагогический университет, город Москва
|
2.
|
Московский педагогический государственный университет, город Москва
|
3.
|
Московский государственный областной университет, город Москва
|
4.
|
НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия", город Москва
|
5.
|
Институт труда и социального страхования, город Москва
|
6.
|
Аппарат Уполномоченного по правам ребенка города Санкт-Петербурга
|
7.
|
Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края
|
8.
|
Министерство образования Московской области
|
9.
|
Департамент образования Вологодской области
|
10.
|
Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы
|
11.
|
БО РОО "Соучастие в судьбе", город Москва
|
12.
|
СПБОБФО "Родительский мост" города Санкт-Петербурга
|
13.
|
БО РОО "Право ребенка", город Москва
|
14.
|
Благотворительный детский фонд "Виктория", город Москва
|
15.
|
Детский дом N 59 города Москвы
|
16.
|
Детский дом N 2 города Вологды
|
17.
|
Центр содействия семейному воспитанию N 1 города Москвы
|
18.
|
Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей Калужской области
|
19.
|
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.