МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 сентября 2015 г. N 613н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 8 сентября 2015 г. N 613н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
513
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых
|
01.003
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
|
Группа занятий:
2351
|
Специалисты по методике обучения
|
2357
|
Преподаватели по программам дополнительного обучения
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.41
|
Образование дополнительное детей и взрослых
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам <3>
|
6
|
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
|
A/01.6
|
6.1
|
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
|
A/02.6
|
6.1
|
|||
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания <4>
|
A/03.6
|
6.1
|
|||
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы
|
A/04.6
|
6.1
|
|||
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
|
A/05.6
|
6.2
|
|||
B
|
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
|
6
|
Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
|
B/01.6
|
6.3
|
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования
|
B/02.6
|
6.3
|
|||
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ
|
B/03.6
|
6.3
|
|||
C
|
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
|
6
|
Организация и проведение массовых досуговых мероприятий
|
C/01.6
|
6.2
|
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
|
C/02.6
|
6.3
|
|||
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности
|
C/03.6
|
6.3
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Педагог дополнительного образования
Старший педагог дополнительного образования <5>
Тренер-преподаватель <6>
Старший тренер-преподаватель <7>
Преподаватель <8>
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
|
Требования к опыту практической работы
|
Для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности не менее двух лет
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <9>
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <10>
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности <11>
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2357
|
Преподаватели по программам дополнительного обучения
|
ЕКС <12>
|
-
|
Педагог дополнительного образования (включая старшего)
|
-
|
Тренер-преподаватель (включая старшего)
|
|
-
|
Преподаватель
|
|
ОКПДТР <13>
|
25478
|
Педагог дополнительного образования
|
27168
|
Тренер-преподаватель по спорту
|
|
ОКСО <14>
|
050710
|
Педагогика дополнительного образования
|
-
|
Направления подготовки и специальности, соответствующие по направленности (профилю) направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.1
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе
|
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии)
|
|
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях
|
|
Консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
|
|
Текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях
|
|
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования
|
Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся
|
|
Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей - и их родителей (законных представителей))
|
|
Набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
|
|
Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
|
|
Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
|
|
Проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)
|
|
Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
|
|
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
- задач и особенностей образовательной программы
- возрастных особенностей учащихся
- современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности
|
|
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы)
|
|
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования
|
|
Создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию
|
|
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся
|
|
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:
- избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы
- состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
|
|
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно)
|
|
Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы)
|
|
Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы
|
|
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях
|
|
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности)
|
|
Выполнять требования охраны труда
|
|
Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности
|
|
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики
|
|
Необходимые знания
|
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях
|
Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы
|
|
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
|
|
Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы)
|
|
Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии)
|
|
Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности
|
|
Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся
|
|
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы
|
|
Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов
|
|
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам
|
|
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности
|
|
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
|
|
Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)
|
|
Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)
|
|
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся)
|
|
Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
|
|
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся
|
|
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
|
|
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ
|
|
Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения
|
|
Требования охраны труда в избранной области деятельности
|
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)
|
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством
|
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.1
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Планирование подготовки досуговых мероприятий
|
Организация подготовки досуговых мероприятий
|
|
Проведение досуговых мероприятий
|
|
Необходимые умения
|
Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий
|
Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:
- привлекать учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся
- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей
- проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении
- использовать профориентационные возможности досуговой деятельности
|
|
Контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий
|
|
Выполнять требования охраны труда
|
|
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики
|
|
Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий
|
|
Необходимые знания
|
Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий
|
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий
|
|
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
|
|
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения
|
|
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся)
|
|
Специфика работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования)
|
|
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)
|
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством
|
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
|
|
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.1
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся
|
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся
|
|
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий
|
|
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей
|
|
Необходимые умения
|
Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы
|
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию
|
|
Выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы
|
|
Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей)
|
|
Использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
|
Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями учащихся
|
|
Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями
|
|
Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей)
|
|
Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся
|
|
Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей)
|
|
Приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы
|
Код
|
A/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.1
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)
|
Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся (для преподавания по программам в области искусств)
|
|
Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки
|
|
Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
|
|
Необходимые умения
|
Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении программ дополнительного общего образования определенной направленности
|
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися для обеспечения достоверного оценивания
|
|
Наблюдать за учащимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)
|
|
Выполнять нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в процессе публичного представления результатов оценивания
|
|
Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся
|
|
Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
|
|
Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность
|
|
Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
|
Особенности оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации
|
|
Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
|
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания
|
|
Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
|
|
Средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
|
|
Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.5. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
|
Код
|
A/05.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.2
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-методических материалов для их реализации
|
Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования)
|
|
Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий
|
|
Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
|
|
Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля))
|
|
Необходимые умения
|
Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы)
|
Выявлять интересы учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности
|
|
Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:
- задач и особенностей образовательной программы
- образовательных запросов учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы
- фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья - в зависимости от контингента учащихся)
- особенностей группы учащихся
- специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации)
- санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья учащихся
|
|
Проектировать совместно с учащимся (для детей - и их родителями (законными представителями)) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
|
|
Корректировать содержание программ, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации
|
|
Вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях
|
|
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы
|
|
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц
|
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные
|
|
Необходимые знания
|
Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания
|
Способы выявления интересов учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности
|
|
Основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью программы (занятия)
|
|
ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
|
|
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста
|
|
Особенности работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования)
|
|
Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации)
|
|
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения
|
|
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
|
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)
|
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством
|
|
Законодательство Российской Федерации об образовании и персональных данных
|
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
|
|
Возможности использования ИКТ для ведения документации
|
|
Правила и регламенты заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Методист
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Высшее педагогическое образование - магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Высшее образование - специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
|
Требования к опыту практической работы
|
При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет
При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2351
|
Специалисты по методике обучения
|
ЕКС
|
-
|
Методист
|
ОКПДТР
|
24080
|
Методист
|
24086
|
Методист внешкольного учреждения
|
|
24089
|
Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки
|
|
ОКСО
|
050710
|
Педагогика дополнительного образования
|
-
|
Любые направления подготовки и специальности
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
|
Организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
|
|
Формирование предложений по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
|
|
Необходимые умения
|
Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее - исследования), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения
|
Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования
|
|
Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования
|
|
Организовывать апробацию разработанного инструментария
|
|
Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования
|
|
Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами
|
|
Производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению
|
|
Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа
|
|
Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных
|
Теория и практика маркетинговых исследований в образовании
|
|
Методические основы маркетинговых исследований в образовании
|
|
Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых
|
|
Нормативные правовые акты, психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по программам дополнительного образования детей и (или) взрослых
|
|
Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов
|
Контроль и оценка качества программно-методической документации
|
|
Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации
|
|
Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования
|
Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога
|
|
Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие
- порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
- современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации программ дополнительного образования
- образовательным потребностям учащихся, требованию предоставления программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания
- требованиям охраны труда
|
|
Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|
Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции
|
|
Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогами
|
|
Оказывать профессиональную поддержку оформления и презентации педагогами своего опыта
|
|
Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
|
Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты
|
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных
|
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы)
|
|
Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
|
|
Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
|
|
Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире
|
|
Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области)
|
|
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности
|
|
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
|
|
Особенности построения компетентностноориентированного образовательного процесса
|
|
Возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
|
|
Стадии профессионального развития педагогов
|
|
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога
|
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)
|
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогами
|
Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса
|
|
Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников
|
|
Необходимые умения
|
Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ
|
Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогами
|
|
Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
|
|
Проводить обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ
|
|
Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогов, планировать их подготовку, переподготовку и повышение квалификации
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных
|
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы)
|
|
Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
|
|
Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
|
|
Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире
|
|
Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области)
|
|
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности
|
|
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
|
|
Особенности построения компетентностноориентированного образовательного процесса
|
|
Возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
|
|
Стадии профессионального развития педагогов
|
|
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога
|
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)
|
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Педагог-организатор
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Высшее педагогическое образование - магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Высшее образование - специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
|
Требования к опыту практической работы
|
При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет
При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2357
|
Преподаватели по программам дополнительного обучения
|
ЕКС
|
-
|
Педагог-организатор
|
ОКПДТР
|
25481
|
Педагог-организатор
|
ОКСО
|
050710
|
Педагогика дополнительного образования
|
-
|
Любые направления подготовки и специальности
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация и проведение массовых досуговых мероприятий
|
Код
|
C/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.2
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Планирование массовых досуговых мероприятий
|
Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок
|
|
Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий
|
|
Планирование подготовки мероприятий
|
|
Организация подготовки мероприятий
|
|
Проведение массовых досуговых мероприятий
|
|
Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий
|
|
Необходимые умения
|
Планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей, особенностей объединения/группы и отдельных учащихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе:
- привлекать педагогов и учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) к планированию и разработке содержания мероприятий
- поддерживать социально значимые инициативы учащихся
- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся (в том числе ИКТ, электронные информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей учащихся
- организовывать репетиции
- координировать деятельность педагогов, объединений детей и школьников при подготовке мероприятий
- выполнять роль ведущего досуговых мероприятий
- привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении
- использовать профориентационные возможности досуговой деятельности
|
Контролировать соблюдение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски жизни и здоровью учащихся при проведении массовых досуговых мероприятий
|
|
Выполнять требования охраны труда
|
|
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики
|
|
Производить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий
|
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные
|
|
Необходимые знания
|
Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий
|
Способы выявления интересов учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) в области досуговой деятельности
|
|
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий
|
|
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы
|
|
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
|
|
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения
|
|
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся)
|
|
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)
|
|
Меры ответственности за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под руководством педагогического работника
|
|
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
|
|
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)
|
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
|
|
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
|
Код
|
C/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента учащихся различного возраста
|
Организация набора и комплектования групп учащихся
|
|
Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий
|
|
Необходимые умения
|
Планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента учащихся различного возраста
|
Организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению программ
|
|
Проводить презентации организации и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связи с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями
|
|
Организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик учащихся
|
|
Находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними
|
|
Эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами
|
|
Создавать условия для поддержания интереса учащихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации
|
|
Необходимые знания
|
Перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ
|
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях
|
|
Основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента учащихся по дополнительным общеобразовательным программам
|
|
Заинтересованные организации, мотивы их взаимодействия с организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы, формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с социальными партнерами
|
|
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников
|
|
Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней
|
|
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся
|
|
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
|
|
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)
|
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.3. Трудовая функция
Наименование
|
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности
|
Код
|
C/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6.3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации
|
|
Координация и контроль работы педагогов и объединений детей и школьников в организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|
Планирование и организация совместно с методистом методической работы и повышения квалификации педагогов организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|
Анализ процесса и результатов реализации программ дополнительного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность
|
|
Необходимые умения
|
Ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых, в тенденциях его развития
|
Производить изучение рынка дополнительных образовательных услуг под руководством специалиста
|
|
Определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, реализующей программы дополнительного образования детей и (или) взрослых, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента, методическое и кадровое обеспечение
|
|
Разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, реализующей программы дополнительного образования, перечню и содержанию программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения
|
|
Создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития и деятельности детских и молодежных общественных организаций
|
|
Контролировать и организовывать работу педагогов, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий
|
|
Взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и повышения квалификации педагогов
|
|
Анализировать процесс и результаты деятельности организации по реализации программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты образовательной организации
|
Методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
|
|
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых
|
|
Особенности построения компетентностноориентированного образовательного процесса
|
|
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации программ дополнительного образования детей и (или) взрослых в частности
|
|
Внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность
|
|
Возрастные особенности учащихся, особенности реализации образовательных программ дополнительного образования одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
|
|
Стадии профессионального развития педагогов
|
|
Правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу
|
|
Меры ответственности за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под руководством педагогического работника
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГАУ "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО"), город Москва
|
|
Директор
|
Асмолов Александр Григорьевич
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва
|
2
|
АНО "Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум", город Челябинск
|
3
|
ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск
|
4
|
ФГБОУ ДПО "Институт развития дополнительного профессионального образования", город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> К дополнительным общеобразовательным программам относятся программы различной направленности: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
<4> Трудовая функция A/03.6 "Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) при решении задач обучения и воспитания детей" необходима в рамках реализации программ дополнительного образования детей.
<5> Старший педагог дополнительно выполняет функции, обеспечивающие координацию деятельности педагогов дополнительного образования, оказывает им методическую помощь, описанные в обобщенных трудовых функциях B "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и C "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.
<6> Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
<7> Старший тренер-преподаватель дополнительно выполняет функции, обеспечивающие координацию деятельности тренеров-преподавателей, оказывает им методическую помощь, описанные в обобщенных трудовых функциях B "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и C "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.
<8> Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств.
<9> Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).
<10> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986).
<11> Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
<12> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
<13> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<14> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.