МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 марта 2024 г. N 159
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОКАЗАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВАНИИ
СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
В соответствии с пунктом 8 Правил оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1931, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 г. N 536 "Об утверждении методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта".
Министр
А.КОТЯКОВ
Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 марта 2024 г. N 159
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОКАЗАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВАНИИ
СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методологической помощи при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 Правил оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1931 (далее соответственно - Правила, постановление Правительства Российской Федерации N 1931), а также при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта:
а) исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области социальной защиты, при установлении порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта;
б) органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения), принимающим решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ);
в) исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения (далее - органы занятости населения);
г) исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства;
д) исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области регулирования сельского хозяйства;
е) торгово-промышленным палатам субъектов Российской Федерации;
ж) органам местного самоуправления;
з) организациям в сфере труда и занятости;
и) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центрам "Мой бизнес";
к) организациям в сфере сельского хозяйства, в том числе центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров;
л) иным органам и организациям.
2. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:
социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;
программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
3. Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет совершения ими собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).
4. Право на государственную социальную помощь на основании социального контракта возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина, рассчитанный в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта.
5. Основными принципами реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
а) добровольность участия;
б) обязательность исполнения условий социального контракта;
в) индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации;
г) обеспечение персонального подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения.
6. Основными мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, в соответствии с частью 3 статьи 8.1 Федерального закона N 178-ФЗ (далее - основные мероприятия), а также в соответствии с Правилами являются:
а) поиск работы. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта. С другими членами семьи такого заявителя социальный контракт может быть заключен со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта с указанным заявителем;
б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью рекомендуется понимать коммерческую деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или вставшего на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (далее - самозанятый);
в) ведение личного подсобного хозяйства. Под ведением личного подсобного хозяйства в рамках реализации социального контракта рекомендуется понимать деятельность получателя социального контракта, поставленного на учет в налоговом органе в качестве самозанятого, по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;
г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Социальный контракт, направленный на реализацию указанных мероприятий, заключается с одним и тем же гражданином (с одной и той же семьей) не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта.
Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона N 178-ФЗ, в целях удовлетворения текущих потребностей семьи, одиноко проживающего гражданина в приобретении товаров и услуг в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил.
7. Государственную социальную помощь на основании социального контракта рекомендуется оказывать в приоритетном порядке гражданам, проживающим в многодетных семьях и семьях с детьми. Под приоритетностью рекомендуется понимать необходимость в первоочередном порядке заключения социальных контрактов с многодетными семьями и семьями с детьми в случае ограниченности бюджетных ассигнований на заключение новых социальных контрактов в текущем финансовом году в случае одновременного рассмотрения нескольких заявлений о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление), а также при информировании граждан о социальном контракте.
8. Орган социальной защиты населения заключает с заявителем, указанным в пункте 15 Правил, социальный контракт на следующий срок, но не менее чем на 3 месяца:
а) по основному мероприятию "поиск работы" - не более чем на 9 месяцев;
б) по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" - не более чем на 12 месяцев;
в) по основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства" - не более чем на 12 месяцев;
г) по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации" - не более чем на 6 месяцев.
Программа социальной адаптации разрабатывается на срок действия социального контракта.
9. Конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
а) по основному мероприятию "поиск работы":
заключение гражданином трудового договора (служебного контракта) в период действия социального контракта. Факт трудоустройства не может быть подтвержден заключением гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг. При принятии в качестве конечного результата заключения гражданином срочного трудового договора органам социальной защиты населения рекомендуется учитывать срок действия социального контракта и необходимость наличия доходов от трудовой деятельности, полученных в соответствии с таким договором, в период расчета среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина в рамках проведения оценки эффективности в соответствии с абзацем вторым пункта 45 Правил в целях обеспечения эффективности завершенного социального контракта. При необходимости органам социальной защиты населения рекомендуется внести изменения в социальный контракт и программу социальной адаптации в части срока действия социального контракта;
повышение среднедушевого дохода по истечении срока действия социального контракта;
б) по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности":
государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или постановка на учет в налоговом органе в качестве самозанятого (в случае отсутствия такой регистрации или такой постановки на учет на дату заключения социального контракта);
повышение среднедушевого дохода по истечении срока действия социального контракта;
в) по основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства":
постановка на учет в налоговом органе гражданина в качестве самозанятого (в случае отсутствия такой постановки на учет на дату заключения социального контракта);
повышение среднедушевого дохода по истечении срока действия социального контракта;
г) по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации":
преодоление гражданином (семьей гражданина) трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта. Под преодолением гражданином (семьей гражданина) трудной жизненной ситуации рекомендуется понимать выполнение программы социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки.
10. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации. Постоянное проживание на территории Российской Федерации рекомендуется подтверждать документами о постоянной или временной регистрации в пределах Российской Федерации.
11. Решение о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается органом социальной защиты населения.
12. Правовым актом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок и условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, с учетом положений Правил и Методических рекомендаций, в том числе утверждаются:
а) форма социального контракта, форма программы социальной адаптации;
б) перечень типовых трудных жизненных ситуаций (часто встречающихся обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, в том числе негативно влияют на уровень дохода гражданина (семьи гражданина), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) и категорий семей (одиноко проживающих граждан), которым оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации";
в) перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации. Примерный перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации приведен в приложении N 2 к Методическим рекомендациям;
г) порядок формирования и работы межведомственной комиссии, рассматривающей вопросы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия);
д) порядок рассмотрения заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта после использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований федерального бюджета;
е) порядок прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (с учетом положений пунктов 31 и 32 Правил).
13. Субъектам Российской Федерации дополнительно рекомендуется утверждать:
а) порядок взаимодействия органов социальной защиты населения и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, при реализации мероприятий социального контракта и обучения в рамках него;
б) порядок досудебного обжалования заявителем отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по основаниям, установленным пунктами 25 и 26 Правил;
в) порядок отзыва гражданином заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта до принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 24 Правил;
г) порядок возмещения работодателю расходов на прохождение получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта стажировки, с учетом положений, предусмотренных пунктом 41 Правил. При этом рекомендуется осуществлять возмещение работодателю расходов на стажировку исходя из количества отработанных дней, но не более чем за 3 месяца;
д) порядок контроля органом социальной защиты населения за выполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных программой социальной адаптации, и за целевым использованием денежных средств, выплаченных гражданину в соответствии с условиями социального контракта. Под целевым расходованием средств рекомендуется понимать соответствие приобретенных товаров, работ и услуг тем, которые содержатся в программе социальной адаптации;
е) порядок мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) по окончании срока действия социального контракта;
ж) перечень товаров первой необходимости. При утверждении перечня товаров первой необходимости рекомендуется руководствоваться положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 762-р, которым утвержден рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, и постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения";
з) перечень товаров, необходимых для получения школьного и дошкольного образования.
14. Органам социальной защиты населения с целью повышения уровня информирования малоимущих граждан о возможности заключения социального контракта рекомендуется:
а) сотрудничать, в том числе организовывать межведомственное взаимодействие, при наличии технической возможности с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью получения у них сведений о потенциальных получателях государственной социальной помощи на основании социального контракта;
б) предлагать малоимущим гражданам оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае их обращения за назначением других мер социальной поддержки, в том числе в целях трудоустройства в органы занятости населения;
в) проводить выездные семинары в муниципальных образованиях в целях разъяснения порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам;
г) распространять информацию о социальном контракте посредством печатных материалов (буклетов, листовок и т.д.);
д) организовывать подомовые обходы всех граждан, проживающих на определенной территории, с распространением печатной продукции (буклеты, листовки и т.д.);
е) организовывать встречи сотрудников органов социальной защиты населения с гражданами в медицинских учреждениях, в образовательных учреждениях;
ж) информировать граждан о возможности заключения социального контракта путем рассылки соответствующей информации, а также распространения информации через некоммерческие организации;
з) совместно с территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными медицинскими организациями проводить совместный мониторинг освобождения граждан из мест лишения свободы, а также прохождения гражданами реабилитации от наркотической и (или) алкогольной зависимости с целью их дальнейшего информирования о возможности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
и) публиковать информацию о возможности заключения социального контракта на официальных информационных ресурсах субъекта Российской Федерации (на официальных сайтах и (или) официальных аккаунтах в социальных сетях ведомств и т.д.).
II. Порядок подачи и рассмотрения заявления
о назначении государственной социальной помощи на основании
социального контракта
15. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основании поданного гражданином заявления согласно форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 1931.
16. В целях изменения способа доставки денежных средств, включая изменение реквизитов счета в кредитной организации, по которым производится начисление денежных средств в рамках социального контракта, заявитель может обратиться в орган социальной защиты населения с заявлением об изменении способа доставки государственной социальной помощи на основании социального контракта по форме, предусмотренной приложением к Правилам (далее - заявление об изменении способа доставки).
17. Заявление, а также заявление об изменении способа доставки подается в орган социальной защиты населения от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени семьи заявителя:
а) в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом социальной защиты населения и указанным многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанных соглашений на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
в) лично.
18. Решение о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается органом социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и представления при необходимости заявителем недостающих документов (сведений) в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил.
Заявления, поданные гражданами, проживающими в семьях с детьми, по основным мероприятиям "поиск работы" и "иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации" рассматриваются в приоритетном порядке.
Заявления, поданные гражданами, проживающими в многодетных семьях, рекомендуется рассматриваться в приоритетном порядке вне зависимости от основного мероприятия.
Срок вынесения решения о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта продлевается на 20 рабочих дней в случаях, установленных пунктом 28 Правил.
19. Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 1931 (далее соответственно - документы (сведения), перечень), запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.
20. Документы (сведения) компетентного органа иностранного государства, подтверждающие размер доходов, полученных заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации, а также документы (сведения) компетентного органа иностранного государства о регистрации записи акта гражданского состояния и об установлении опеки (попечительства) представляются заявителем с заверенным переводом на русский язык в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. Порядок рассмотрения заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта после использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденный в соответствии с подпунктом "д" пункта 12 Методических рекомендаций, рекомендуется применять в случае рассмотрения заявлений, поданных гражданами, по которым было вынесено решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с подпунктами "г" и "д" пункта 25 Правил.
22. Основания для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - основания для отказа) установлены пунктом 25 Правил.
В целях применения основания для отказа, указанного в подпункте "д" пункта 25 Правил, рекомендуется ежемесячно осуществлять проверку соблюдения распределения численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области социальной защиты населения, при установлении порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта рекомендуется определять предельную численность получателей социального контракта отдельно по каждому органу социальной защиты населения.
Основание для отказа, указанное в подпункте "л" пункта 25 Правил, рекомендуется применять в следующих случаях:
а) гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе иного субъекта Российской Федерации;
б) гражданин не планирует осуществлять свою предпринимательскую деятельность в качестве самозанятого в субъекте Российской Федерации, в котором подал заявление;
в) заявитель (семья заявителя) не соответствует категории семей, которым оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта по иным мероприятиям, направленным на преодоление трудной жизненной ситуации;
г) отсутствие трудной жизненной ситуации у заявителя (семьи заявителя), который подал заявление по иным мероприятиям, направленным на преодоление трудной жизненной ситуации;
д) неодобрение межведомственной комиссией социального контракта и программы социальной адаптации, с прилагаемыми к ней материалами, в том числе подготовленного бизнес-плана и (или) сметы расходов;
е) иные условия, установленные законодательством, которые делают невозможным оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
23. Дополнительные основания для отказа установлены пунктом 26 Правил.
24. Органом социальной защиты населения проверяется наличие оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в пункте 25 Правил, в том числе по социальным контрактам, ранее заключенным в другом субъекте Российской Федерации, отличном от субъекта Российской Федерации, в котором подано заявление, через государственную информационную систему "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" и (или) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Обстоятельства, указанные в подпунктах "а", "в", "д", "ж" и "з" пункта 26 Правил, являются дополнительными основаниями для отказа в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта.
Обстоятельства, указанные в подпунктах "б", "г", "е", "и" и "к" пункта 26 Правил, являются дополнительными основаниями для отказа в течение 12 месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором органу социальной защиты населения стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств.
25. Состав семьи гражданина, обратившегося с заявлением, определяется в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Перечень лиц, не включаемых в состав семьи, учитываемый при определении права на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и при расчете среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), установлен пунктом 34 Правил.
26. Супруг (супруга) заявителя, несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, и дети заявителя в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения учитываются в составе семьи, независимо от факта проживания с заявителем. В случае подачи заявления студентом учебных заведений очной формы обучения в возрасте от 18 до 23 лет такого заявителя рекомендуется рассматривать как одиноко проживающего гражданина, в независимости от факта проживания такого студента с родителями.
При подаче заявления родителями студента рекомендуется такого студента включать в состав семьи заявителя и учитывать уже действующий социальный контракт студента при принятии решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
27. Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи на основании социального контракта определен Федеральным законом N 44-ФЗ.
28. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512.
29. В целях принятия решения о необходимости проведения обучения для развития предпринимательских компетенций орган социальной защиты населения в соответствии с пунктом 36 Правил обеспечивает прохождение заявителями, подавшими заявление, отметив в нем мероприятия, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 4 Правил, и указанными в статье 7 Федерального закона N 178-ФЗ, тестирования для определения уровня предпринимательских компетенций.
30. Порядок прохождения тестирования для определения уровня предпринимательских компетенций и оценки результатов такого тестирования утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2023 г. N 918.
III. Порядок составления программы социальной адаптации
31. В случае подтверждения права заявителя на государственную социальную помощь на основании социального контракта в соответствии с пунктом 3 Правил органу социальной защиты населения рекомендуется:
а) направлять заявителю уведомление о необходимости составления программы социальной адаптации с указанием даты явки заявителя в орган социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания;
б) назначить ответственного сотрудника из числа сотрудников органа социальной защиты населения (далее - куратор) с целью проведения собеседования с гражданином.
32. С целью составления программы социальной адаптации куратором проводится собеседование в дистанционной форме или лично при обращении в орган социальной защиты населения с гражданином, обратившимся с заявлением, для выяснения жизненной ситуации, объективно влияющей на низкий уровень доходов (отсутствия дохода) семьи или одиноко проживающего гражданина, в том числе:
а) отсутствие доходов от трудовой деятельности у трудоспособного члена семьи или одиноко проживающего гражданина по состоянию здоровья;
б) банкротство или ликвидация предприятия;
в) отсутствие доступных мест в организациях дошкольного образования, осуществляющих уход за малолетним ребенком;
г) отсутствие подходящих вакантных рабочих мест по месту жительства;
д) недостаточный уровень доходов от трудовой деятельности из-за низкооплачиваемой работы у трудоспособных членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
е) иные обстоятельства, обосновывающие отсутствие доходов.
При выяснении жизненной ситуации, объективно влияющей на низкий уровень доходов (отсутствия дохода) семьи или одиноко проживающего гражданина, не используется имущественный критерий, а также не проводится оценка использования трудового потенциала гражданина (правило "нулевого дохода").
33. При проведении собеседования с заявителем в рамках составления программы социальной адаптации уточняется следующая информация:
а) цель получения государственной социальной помощи на основании социального контракта;
б) предполагаемый срок заключения социального контракта;
в) уровень образования;
г) опыт работы;
д) наличие предложений от заявителя по составу мероприятий программы социальной адаптации;
е) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;
ж) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;
з) иная информация, необходимая для составления программы социальной адаптации.
При проведении собеседования куратор подтверждает указанное в заявлении основное мероприятие социального контракта (поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации).
При проведении собеседования с заявителем в рамках составления программы социальной адаптации куратор информирует заявителя о следующей информации:
а) о правах и обязанностях каждой из сторон, возникающих при заключении социального контакта;
б) об ответственности за неисполнение условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации;
в) о проведении мониторинга в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта;
г) о дополнительных основаниях для отказа в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта в заключении повторного социального контракта в случаях, предусмотренных Правилами и Методическими рекомендациями.
34. В зависимости от предполагаемого основного мероприятия социального контракта уточняются следующие обстоятельства:
По основному мероприятию "поиск работы":
а) наличие регистрации в качестве безработного или ищущего работу;
б) отрасль текущего (предыдущего) места работы;
в) причины желания сменить текущее место работы (сферу деятельности);
г) наличие регистрации на портале "Работа в России";
д) наличие образования и его уровень;
е) текущее направление (отрасль) трудовой деятельности;
ж) желаемое направление (отрасль) трудовой деятельности;
з) наличие неформальной текущей трудовой деятельности (в какой сфере);
и) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
к) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
л) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
м) потребность в получении юридической помощи;
н) наличие актуального резюме для работодателей, отражающего опыт работы заявителя и его навыки;
о) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;
п) потребность в получении психологической помощи в целях комфортной адаптации в рабочем коллективе;
р) причины нетрудоустройства до реализации социального контракта;
с) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;
т) причины получения заработной платы ниже минимального размера оплаты труда (при выявлении такого факта).
К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию "поиск работы" привлекаются: органы занятости населения, органы местного самоуправления, иные организации в сфере труда и занятости.
По основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности":
а) отрасль создаваемого объекта предпринимательской деятельности;
б) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или постановки на учет в налоговом органе в качестве самозанятого;
в) наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере;
г) наличие опыта в выбранной сфере;
д) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
е) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
ж) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
з) наличие бизнес-плана <1>;
--------------------------------
<1> Рекомендуется установить нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации единые требования к бизнес-плану, а также методику оценки бизнес-плана.
В методике оценки бизнес-плана рекомендуется отразить положения для оценки возможности получения заявленного в бизнес-плане дохода, спроса на товары и услуги, рентабельности и т.д.
Исполнительным органам субъектам Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области социальной защиты, и органам социальной защиты населения рекомендовано составить типизацию бизнес-планов, а также подготовить готовые бизнес-планы.
и) потребность в помощи в составлении бизнес-плана;
к) потребность в получении юридической помощи;
л) потребность в получении лицензии для реализации проекта в выбранной сфере;
м) наличие в составе семьи иного члена семьи, который не трудоустроен и не зарегистрирован в качестве безработного или ищущего работу;
н) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;
о) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход.
К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" привлекаются: исполнительные органы субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющие полномочия в области регулирования сельского хозяйства, органы занятости населения, органы местного самоуправления, торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации.
По основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства":
а) направление личного подсобного хозяйства;
б) постановка на учет в налоговом органе в качестве самозанятого;
в) наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере;
г) наличие опыта деятельности в выбранной сфере;
д) наличие плана развития личного подсобного хозяйства <2>;
--------------------------------
<2> Рекомендуется установить нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации единые требования к плану развития личного подсобного хозяйства.
е) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
ж) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
з) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
и) наличие земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства;
к) потребность в получении юридической помощи;
л) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;
м) наличие в составе семьи иного члена семьи, который не трудоустроен и не зарегистрирован в качестве безработного или ищущего работу;
н) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход.
К разработке программы социальной адаптации по мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства" привлекаются: исполнительные органы субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области регулирования сельского хозяйства, организации в сфере сельского хозяйства, в том числе центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, органы местного самоуправления.
По основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации":
а) предполагаемая гражданином причина возникновения у гражданина трудной жизненной ситуации;
б) цель использования выплачиваемых средств (приобретение товаров первой необходимости, одежды, обуви и т.д.);
в) наличие образования и его уровень;
г) потребность в получении психологической помощи;
д) потребность в получении юридической помощи;
е) занятость трудоспособных членов семьи заявителя и (или) обоснованность причин их незанятости;
ж) наличие регистрации в центре занятости в качестве безработного или ищущего работу;
з) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;
и) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;
к) наличие в составе семьи иного члена семьи, который не трудоустроен и не зарегистрирован в качестве безработного или ищущего работу.
К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации" привлекаются органы местного самоуправления.
Все сведения, полученные в ходе собеседования с гражданином, заносятся в анкету, форму которой рекомендуется утвердить приложением к программе социальной адаптации. По итогам собеседования анкета подписывается куратором и гражданином.
35. Программа социальной адаптации составляется куратором совместно с гражданином, а также с участием органов, указанных в пункте 1 Методических рекомендаций.
В программе социальной адаптации рекомендуется указывать активные мероприятия, обязательные для выполнения получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта в зависимости от основного мероприятия.
В программе социальной адаптации по основному мероприятию "поиск работы" рекомендуется отражать необходимость проведения мониторинга процесса трудоустройства гражданина в целях проведения анализа причин нетрудоустройства гражданина по итогам реализации социального контракта, а также получения заработной платы ниже минимального размера оплаты труда.
С целью реализации основных мероприятий, за исключением осуществления иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, возможно включение мероприятия программы социальной адаптации по прохождению профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
36. Органам социальной защиты населения в целях повышения эффективности (реализации индивидуального подхода) составления программы социальной адаптации рекомендуется разработать систему профайлинга (типологизации) граждан с учетом различных трудных жизненных ситуаций. Перечень типовых трудных жизненных ситуаций приведен в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
Профайлинг (типологизация) граждан осуществляется по следующим критериям:
а) тип трудной жизненной ситуации;
б) причины, по которым среднедушевой доход гражданина (семьи гражданина) ниже прожиточного минимума;
в) глубина бедности гражданина (семьи гражданина);
г) семейное положение гражданина;
д) наличие детей в семье гражданина и их количество;
е) категория семьи (одиноко проживающего гражданина), которым оказывается государственная помощь на основании социального контракта по иным мероприятиям, направленным на преодоление трудной жизненной ситуации.
37. Исходя из условий жизни гражданина (семьи гражданина) в программу социальной адаптации могут быть включены иные виды поддержки в соответствии с пунктом 35 Правил, а также с учетом приложения N 1 к Методическим рекомендациям.
Куратором проводится анализ получаемых гражданином (семьей гражданина) мер поддержки, а также мер поддержки, которые гражданин (семья гражданина) потенциально может получать. По итогам такого анализа куратор информирует гражданина о возможных мерах социальной поддержки и оказывает содействие в оформлении необходимых документов, а также в подаче заявлений на них.
При заключении с гражданином социального контракта по основным мероприятиям "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" и "ведение личного подсобного хозяйства" органы социальной защиты населения совместно с представителями исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центры "Мой бизнес", организаций в сфере сельского хозяйства, в том числе центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров информируют гражданина о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства (в зависимости от выбранного основного мероприятия), действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также оказывают содействие в оформлении заявлений и документов на получение указанных мер.
IV. Порядок утверждения программы социальной адаптации
и заключения социального контракта
38. На базе каждого органа социальной защиты населения, указанного в подпункте "б" пункта 1 Методических рекомендаций, возможно формировать межведомственную комиссию из представителей различных органов и организаций в зависимости от рассматриваемых вопросов и созданный в целях выработки согласованного мнения об одобрении или неодобрении заключения социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней иных материалы.
39. В состав межведомственной комиссии рекомендуется включать уполномоченных представителей органов занятости населения, органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, исполнительных органов субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства и осуществляющих полномочия в области регулирования сельского хозяйства, представителей иных органов и организаций, необходимых для рассмотрения социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов в зависимости от основного мероприятия социального контракта (медицинские учреждения, торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации и т.д.).
В работе межведомственной комиссии также могут принимать участие уполномоченные представители органов и организаций городских округов, муниципальных районов и поселений, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, иных заинтересованных органов и организаций в зависимости от основных мероприятий социального контракта.
40. Социальный контракт, программа социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы одобряются на заседании межведомственной комиссии, на которой также определяются ответственные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по каждому мероприятию, входящему в нее.
В случае наличия замечаний у межведомственной комиссии в отношении социального контракта по составу мероприятий программы социальной адаптации и (или) прилагаемых к ней материалов, в том числе подготовленного бизнес-плана (сметы расходов), программа социальной адаптации дорабатывается органом социальной защиты населения совместно с заявителем, с привлечение иных органов и организаций (при необходимости).
После доработки социальный контракт, программа социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы заново выносятся на рассмотрение на заседание межведомственной комиссии. При этом по доработанным программам социальной адаптации межведомственная комиссия заново принимает решение об одобрении (неодобрении) социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов.
41. В социальном контракте должны быть установлены:
а) предмет социального контракта;
б) права и обязанности гражданина и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;
в) виды и размер государственной социальной помощи, предоставляемой на основании социального контракта;
г) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
д) срок действия социального контракта;
е) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
Дополнительно в социальном контракте рекомендуется отражать контрольные мероприятия в целях мониторинга исполнения социального контракта и мероприятий социальной адаптации.
Социальный контракт с прилагаемой программой социальной адаптации оформляется в двух экземплярах. После подписания социального контракта руководителем органа социальной защиты населения и гражданином один экземпляр рекомендуется в течение 1 рабочего дня передать гражданину для его реализации. Второй экземпляр социального контракта рекомендуется хранить в учетном деле гражданина.
42. В зависимости от выбранного основного мероприятия социальный контракт может содержать обязанности сторон, определенные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, Правилами, а также Методическими рекомендациями.
V. Порядок оказания государственной социальной помощи
на основании социального контракта
43. Размер денежных выплат, предоставляемых гражданину на основании социального контракта, их периодичность и срок устанавливаются исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области социальной защиты, в соответствии с Правилами.
44. В соответствии с Правилами денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществляются:
а) по основному мероприятию "поиск работы" - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 134-ФЗ, в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта дальнейшего трудоустройства получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Денежная выплата, предоставляемая в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта, осуществляется ежемесячно (в том числе со дня окончания срока действия социального контракта без его продления) при условии продолжения осуществления указанным получателем трудовой деятельности в рамках трудового договора (служебного контракта), заключенного в период действия социального контракта.
В случае прерывания получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта трудовой деятельности в период действия социального контракта (расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) - не более чем на один месяц) денежная выплата, предоставляемая с даты подтверждения факта трудоустройства, продолжает осуществляться. При этом общий период выплаты, производимой по факту трудоустройства, не может превышать 3 месяца;
б) по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" - в размере не более 350 000 рублей единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и бизнес-плана, одобренных межведомственной комиссией.
До 10 процентов денежной выплаты, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с подготовкой и оформлением разрешительной документации, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, на приобретение программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, а также на приобретение носителей электронной подписи, до 15 процентов - на принятие имущественных обязательств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, до 5 процентов - на размещение и (или) продвижение продукции (товаров, работ, услуг) на торговых площадках (сайтах), функционирующих в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в сервисах размещения объявлений и социальных сетях. Оставшаяся часть денежной выплаты (или вся ее сумма в случае отсутствия указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
К основным средствам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства".
К материально-производственным запасам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 180н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы".
Денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на реализацию одного бизнес-плана при соблюдении Правил, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;
в) по основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства" - в размере не более 200 000 рублей единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и сметы расходов, одобренных межведомственной комиссией.
Перечень товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, рекомендуется определять субъектом Российской Федерации с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства".
Денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на развитие одного личного подсобного хозяйства при соблюдении Правил, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;
г) по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации" - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения на период действия социального контракта. При этом общий период выплат в рамках данного мероприятия не может превышать 6 месяцев. Выплата может осуществляться как ежемесячно, так и единовременно за весь период действия социального контракта.
Выплата, указанная в абзаце первом настоящего подпункта, может быть направлена для удовлетворения текущих потребностей семьи получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации", обязан представлять подписанный получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта список товаров первой необходимости и лекарственных препаратов, приобретенных в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, без представления подтверждающих документов, в случае если ежемесячно предоставляется денежная выплата по указанному основному мероприятию.
Положение о предоставлении списка товаров, указанное в абзаце третьем настоящего подпункта, не распространяется на случаи предоставления выплаты по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации" единовременно, а также предоставления указанной выплаты ежемесячно для удовлетворения текущих потребностей семьи получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта в приобретении одежды, обуви, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
45. Органом социальной защиты населения в период реализации социального контракта ежемесячно рекомендуется проверять факт осуществления гражданином мероприятий программы социальной адаптации и контроль за целевым расходованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
46. В случае невыполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта по уважительным причинам условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации куратору рекомендуется вынести на заседание межведомственной комиссии в целях разработки соответствующей рекомендации предложение о:
а) продлении срока действия социального контракта (не более половины срока действующего социального контракта);
б) внесении изменений в программу социальной адаптации;
в) прекращении социального контракта.
47. В течение последнего месяца действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта, но не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.
Продление срока действия социального контракта рекомендуется оформлять дополнительным соглашением к социальному контракту.
В случае продления срока действия социального контракта общий срок реализации социального контракта может превышать 12 месяцев с даты заключения социального контракта.
48. В течение срока действия социального контракта гражданину оказывается полная информационная, методологическая и юридическая поддержка со стороны куратора, а также органов, указанных в пункте 1 Методических рекомендаций, по вопросам, касающимся выполнения мероприятий программы социальной адаптации.
49. С целью реализации основных мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и по ведению личного подсобного хозяйства гражданин (при содействии органа социальной защиты населения в случае необходимости) обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или встать на учет в качестве самозанятого.
50. Государственная социальная помощь на основании социального контракта по основным мероприятиям "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" и "ведение личного подсобного хозяйства" оказывается в том субъекте Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован (зарегистрируется) в качестве индивидуального предпринимателя или в котором гражданин осуществляет (планирует осуществлять) свою деятельность в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
51. В случае если у гражданина на момент подачи заявления имеется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого в налогом органе субъекта Российской Федерации, отличного от того субъекта Российской Федерации, в котором гражданин намерен реализовывать социальный контракт, органу социальной защиты населения рекомендуется предложить гражданину встать на учет в налогом органе субъекта Российской Федерации, где гражданин заключил социальный контракт и собирается осуществлять свою предпринимательскую деятельности или вести личное подсобное хозяйство.
52. С целью реализации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 4 Правил, в программу социальной адаптации может быть включено мероприятие по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования.
Срок прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования не может превышать 3 месяца.
В случае отсутствия в органах занятости населения возможности обеспечить прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования без взимания платы с гражданина, а также в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ орган социальной защиты населения оказывает содействие гражданину в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования за счет средств социального контракта, выделяемых дополнительно к денежным выплатам, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 10 Правил, в размере до 30 тыс. рублей, в том числе в центрах "Мой бизнес" и центрах компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров.
Органу социальной защиты населения рекомендуется осуществлять закупку соответствующих образовательных курсов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или выплачивать гражданину денежные средства на их приобретение с последующим представлением им отчетных документов, в соответствии с приложением N 3 к Методическим рекомендациям.
53. С целью реализации основных мероприятий орган социальной защиты населения исходя из условий жизни гражданина (семьи гражданина) оказывает содействие в получении гражданином иных видов поддержки, в том числе:
а) в получении мер социальной поддержки, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
б) в направлении на ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации, а также на проведение вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок при отсутствии медицинских противопоказаний;
в) в направлении несовершеннолетних членов семьи получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта в дошкольную образовательную организацию;
г) в организации ухода за нетрудоспособными членами семьи получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта;
д) в получении иных видов поддержки в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
54. Органом социальной защиты населения в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут быть внесены изменения в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации по согласованию с получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В бизнес-план, являющийся обязательным документом при реализации социального контракта по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности", могут быть внесены изменения в случае необходимости его корректировки в процессе реализации социального контракта.
Решение о внесении изменений в программу социальной адаптации, бизнес-плана или о продлении срока действия социального контракта рекомендуется принимать на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней с момента внесения органом социальной защиты населения соответствующих предложений.
Внесение изменений в программу социальной адаптации рекомендуется оформлять дополнительным соглашением к социальному контракту.
В случае внесения изменений в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации органом социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в программу социальной адаптации направляется соответствующее уведомление получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта способом, предусмотренным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
55. Решение о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается органом социальной защиты населения в случаях, указанных в пункте 31 Правил.
56. В случае прекращения социального контракта в связи с невыполнением гражданином по уважительным причинам условий социального контракта, мероприятий программы социальной адаптации повторное заявление данного гражданина может быть рассмотрено органом социальной защиты населения вне зависимости от времени, прошедшего после даты прекращения предыдущего социального контракта. В иных случаях органу социальной защиты населения рекомендуется рассматривать повторное заявление гражданина с учетом положений пункта 27 Правил.
57. При прекращении социального контракта по причинам, не являющимся уважительными, рекомендуется куратору подготовить отчет о причинах прекращения такого социального контракта (включая анализ причин нетрудоустройства гражданина по основному мероприятию "поиск работы").
58. Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в течение 30 дней со дня прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) либо со дня снятия гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве самозанятого, а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, или в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Получатель государственной социальной помощи на основании социального контракта по основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства" обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30-го дня со дня снятия гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве самозанятого (в случае снятия с такого учета в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, или в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по не являющимся уважительными причинам, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Примерный перечень документов, подтверждающих факт целевого расходования средств, приведен в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.
59. Органам социальной защиты населения с целью повышения качества оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта рекомендуется проводить:
а) дополнительное обучение сотрудников в целях унификации подходов в реализации социального контракта;
б) дополнительное обучение сотрудников в целях повышения квалификации в части оценки бизнес-планов для предпринимательства;
в) в течение последнего месяца проведения мониторинга, указанного в разделе VII Методических рекомендаций, анализ реализованных программ социальной адаптации для использования положительного опыта и уточнения формулировок включаемых мероприятий при подготовке таких программ будущим заявителям;
г) межрегиональный (межмуниципальный) обмен опытом в рамках семинаров и форумов с участием специалистов, ответственных за оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;
д) мониторинг жизненных ситуаций с использованием фокус-групп граждан, успешно реализовавших социальный контракт, в течение трех - пяти лет в целях совершенствования проработки программы социальной адаптации в зависимости от основного мероприятия социального контракта и получения обратной связи о реализации механизма социального контракта в целом;
е) ознакомление сотрудников с наиболее успешными практиками взаимодействия с заявителями в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
VI. Оценка эффективности оказания государственной социальной
помощи на основании социального контракта
60. В течение 5-ого месяца после месяца окончания срока действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает отчет об оценке эффективности реализации социального контракта, который включает в себя:
а) сведения о среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина за 3 месяца, следующие за месяцем истечения срока действия социального контракта, в сравнении со среднедушевым доходом, рассчитанным при подаче заявления;
б) оценку условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.
Орган социальной защиты населения осуществляет запрос сведений о доходе гражданина (семьи гражданина) и иных документов для проведения оценки эффективности в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
61. Социальный контракт рекомендуется считать успешно реализованным в одном и (или) нескольких следующих случаях:
а) выполнены все мероприятия программы социальной адаптации;
б) отсутствуют нарушения условий социального контракта;
в) среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 134-ФЗ;
г) среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину среднедушевого дохода гражданина (семьи) до заключения социального контракта;
д) выполнены требования к конечному результату, установленные пунктом 42 Правил.
VII. Мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина)
со дня окончания срока действия социального контракта
62. Органом социальной защиты населения проводится мониторинг условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) со дня окончания срока действия социального контракта (далее - мониторинг). По результатам, полученным в ходе мониторинга, орган социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта или оказания ему (его семье) иных мер социальной поддержки или услуг. Мониторинг проводится в том числе:
а) по основному мероприятию "поиск работы":
в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт наличия действующего трудового договора (служебного контракта);
в течение 12 месяцев ежеквартально рассчитывается средний доход гражданина от трудовой деятельности за 4, 5, 6-й месяцы, 7, 8, 9-й месяцы и 10, 11, 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта;
б) по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности":
в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в течение 12 месяцев ежеквартально рассчитывается средний доход гражданина от предпринимательской деятельности за 4, 5, 6-й месяцы, 7, 8, 9-й месяцы и 10, 11, 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта;
в) по основному мероприятию "ведение личного подсобного хозяйства":
в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт постановки гражданина на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в течение 12 месяцев ежеквартально рассчитывается средний доход гражданина от ведения личного подсобного хозяйства за 4, 5, 6-й месяцы, 7, 8, 9-й месяцы и 10, 11, 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта;
г) по основному мероприятию "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации" - в течение 12 месяцев ежеквартально проверяется факт ухудшения материально-бытового состояния семьи (одиноко проживающего гражданина).
Под ухудшением материально-бытового состояния семьи (одиноко проживающего гражданина) рекомендуется понимать снижение уровня дохода семьи (одиноко проживающего гражданина), и (или) ухудшение жилищных условий, и (или) наступление стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций бытового, природного или техногенного характера в месте жительства (проживания) семьи (одиноко проживающего гражданина), и (или) наступление жизненных событий, приведших к получения льготного статуса членами семьи гражданина.
63. Необходимость заключения с гражданином следующего социального контракта, в том числе по другому направлению, рекомендуется определять органом социальной защиты населения самостоятельно в зависимости от достижения (не достижения) предусмотренного пунктом 9 Методических рекомендаций конечного результата предыдущего социального контракта.
64. Орган социальной защиты населения для проведения мониторинга осуществляет запрос документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
В случае невозможности получения сведений посредством межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, такие сведения (подтверждающие документы) предоставляются заявителем самостоятельно.
65. Орган социальной защиты населения передает в Федеральную налоговую службу сведения в отношении реализованных социальных контрактов по основным мероприятиям "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" и "ведение личного подсобного хозяйства" в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по оказанию государственной
социальной помощи на основании
социального контракта, утвержденным
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от ________ 2024 г. N ___
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОЗМОЖНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Основные мероприятия
|
Возможные мероприятия программы социальной адаптации в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта
|
1. Поиск работы
|
а) Организация профессиональной ориентации (выявление подходящих видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих выполнять работу по конкретным профессиям (специальностям) с учетом возможностей и потребностей, положения на рынке труда для трудоустройства).
|
б) Разработка куратором и представление гражданину перечня вакансий, имеющихся в банке вакансий центра занятости.
|
|
в) Осуществление выплат гражданину в соответствии с условиями социального контракта.
|
|
г) Постановка гражданина на учет в центре занятости населения в качестве безработного с целью получения пособия по безработице и дальнейшего трудоустройства или в качестве ищущего работу.
|
|
д) Заключение договора гражданином на получение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и его прохождение.
|
|
е) Прохождение гражданином собеседований у потенциальных работодателей с целью дальнейшего трудоустройства.
|
|
ж) Регистрация гражданина на портале Работа в России с целью поиска работы.
|
|
з) Организация куратором временного трудоустройства гражданина на период поиска постоянного места работы.
|
|
и) Прохождение гражданином стажировки с целью будущего трудоустройства.
|
|
к) Заключение гражданином трудового договора (служебного контракта).
|
|
л) Ежемесячное информирование гражданином органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.
|
|
м) Анализ причины нетрудоустройства до заключения социального контракта и после реализации социального контракта.
|
|
н) Прохождение гражданином диспансеризации.
|
|
о) Получение гражданином психологический помощи.
|
|
п) Получение гражданином юридической помощи.
|
|
р) Анализ получаемой гражданином государственной социальной помощи иных видов (выплаты, пособия на детей и т.д.) и помощь в ее оформлении при необходимости.
|
|
с) Организация получения дошкольного образования детьми гражданина.
|
|
т) Организация ухода за нетрудоспособными гражданами в семье гражданина.
|
|
у) Иные мероприятия.
|
|
2. Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности
|
а) Корректировка бизнес-плана.
|
б) Осуществление выплат гражданину в соответствии с условиями социального контракта.
|
|
в) Заключение договора с гражданином на обучение навыкам предпринимательской деятельности с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и его прохождение.
|
|
г) Получение консультации гражданином по вопросам осуществления предпринимательской деятельности с привлечением профильных органов (организаций).
|
|
д) Получение свидетельства гражданином о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
|
|
е) Постановка гражданина на учет в качестве самозанятого.
|
|
ж) Осуществление поиска и аренды гражданином помещения.
|
|
з) Приобретение гражданином основных средств с целью ведения предпринимательской деятельности.
|
|
и) Приобретение гражданином материально-производственных запасов с целью ведения предпринимательской деятельности.
|
|
к) Ежемесячное информирование гражданином органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.
|
|
л) Прохождение гражданином диспансеризации.
|
|
м) Получение гражданином психологический помощи.
|
|
н) Получение гражданином юридической помощи.
|
|
о) Анализ получаемой гражданином государственной социальной помощи иных видов (выплаты, пособия на детей и т.д.) и помощь в ее оформлении при необходимости.
|
|
п) Организация получения дошкольного образования детьми гражданина.
|
|
р) Организация ухода за нетрудоспособными гражданами в семье гражданина.
|
|
с) Иные мероприятия.
|
|
3. Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
|
а) Осуществление выплат гражданину в соответствии с условиями социального контракта.
|
б) Заключение договора с гражданином на обучение навыкам предпринимательской деятельности с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и его прохождение.
|
|
в) Получение консультации гражданином по вопросам ведения личного подсобного хозяйства.
|
|
г) Приобретение гражданином необходимых средств (животных, птиц и т.д.), посадочного материала для ведения личного подсобного хозяйства.
|
|
д) Приобретение гражданином сельскохозяйственного инвентаря и (или) техники.
|
|
е) Оборудование гражданином мест для содержания животных, птиц.
|
|
ж) Осуществление ухода гражданином за животными, птицами и т.д.
|
|
з) Оборудование гражданином мест для содержания животных, птиц и т.д.
|
|
и) Проведение гражданином ремонта объектов содержания сельскохозяйственных животных, птиц пчел.
|
|
к) Обеспечение гражданина (семьи гражданина) продукцией ЛПХ.
|
|
л) Реализация гражданином продукции ЛПХ.
|
|
м) Постановка гражданина на учет в качестве самозанятого.
|
|
н) Содействие гражданину в создании сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
|
|
о) Проведение гражданином ветеринарного осмотра.
|
|
п) Ежемесячное информирование гражданином органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.
|
|
р) Прохождение гражданином диспансеризации.
|
|
с) Получение гражданином психологический помощи.
|
|
т) Получение гражданином юридической помощи.
|
|
у) Анализ получаемой гражданином государственной социальной помощи иных видов (выплаты, пособия на детей и т.д.) и помощь в ее оформлении при необходимости.
|
|
ф) Организация получения дошкольного образования детьми гражданина.
|
|
х) Организация ухода за нетрудоспособными гражданами в семье гражданина.
|
|
ц) Иные мероприятия.
|
|
4. Осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации
|
а) Приобретение гражданином товаров первой необходимости.
|
б) Приобретение гражданином одежды и обуви.
|
|
в) Приобретение гражданином лекарственных препаратов.
|
|
г) Приобретение гражданином товаров для ведения личного подсобного хозяйства.
|
|
д) Приобретение гражданином товаров с целью обеспечения возможности получения дошкольного и школьного образования.
|
|
е) Прохождение гражданином курса реабилитации от наркологической или алкогольной зависимости.
|
|
ж) Приобретение гражданином товаров, работ, услуг в целях стимулирования ведения здорового образа жизни.
|
|
з) Ежемесячное информирование гражданином органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.
|
|
и) Прохождение гражданином диспансеризации.
|
|
к) Получение гражданином психологический помощи.
|
|
л) Получение гражданином юридической помощи.
|
|
м) Анализ получаемой гражданином государственной социальной помощи иных видов (выплаты, пособия на детей и т.д.) и помощь в ее оформлении при необходимости.
|
|
н) Организация получения дошкольного образования детьми гражданина.
|
|
о) Организация ухода за нетрудоспособными гражданами в семье гражданина.
|
|
п) Иные мероприятия.
|
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по оказанию государственной
социальной помощи на основании
социального контракта, утвержденным
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 марта 2024 г. N 159
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
УВАЖИТЕЛЬНЫХ ПРИЧИН НЕВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1. Обстоятельства непреодолимой силы природного характера (наводнения, землетрясения и иные природные катаклизмы).
2. Государственная регистрация смерти (объявление умершим, признание безвестно отсутствующим) гражданина (члена семьи гражданина).
3. События, связанные с производственной деятельностью людей (пожары, техногенные аварии и т.д.).
4. Болезнь гражданина с госпитализацией (члена семьи гражданина, за которым требуется уход).
5. Призыв гражданина (члена семьи) на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" от 21 сентября 2022 г. N 647.
6. Заключение гражданином (членом семьи) контракта о прохождении военной службы в соответствии с статьей 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для участия в специальной военной операции.
Приложение N 3
к методическим рекомендациям
по оказанию государственной
социальной помощи на основании
социального контракта, утвержденным
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 марта 2024 г. N 159
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ,
ВЫПЛАЧЕННЫХ ГРАЖДАНИНУ В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ
СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
I. Для подтверждения использования средств на приобретение товаров в сфере розничной торговли (кроме продовольственных товаров) <1> представляются следующие документы:
--------------------------------
<1> При приобретении продовольственных товаров в рамках основного мероприятия "осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации" подтверждающие документы не истребуются.
товарный чек с указанием наименования товара;
кассовый чек с указанием наименования товара;
договор купли-продажи;
акт о передаче денежных средств между гражданином и организацией;
платежное поручение с пометкой исполнено;
выписка из счета гражданина в кредитной организации заверенная подписью уполномоченного лица и печатью.
II. Для подтверждения использования средств на приобретение товаров, работ, услуг с целью ведения предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства представляются следующие документы:
товарный чек с указанием наименования товара;
кассовый чек с указанием наименования товара;
приходный ордер;
выписка из счета гражданина в кредитной организации, заверенная подписью уполномоченного лица и печатью;
договор купли-продажи;
документ, подтверждающий процедуры выполнения операции оплаты товаров, работ или услуг (например, бланк банка, в котором указано, что погашение задолженности состоялось);
договор аренды.
III. Для подтверждения использования средств на осуществление профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования представляются договор возмездного оказания услуг с приложением документа, подтверждающего оплату услуги, а также один из следующих документов:
сертификат о прохождении курса (о повышении квалификации);
диплом о профессиональной переподготовке;
свидетельство о получении профессии;
иной документ об окончании образования (профессиональной переподготовке).
Приложение N 4
к методическим рекомендациям
по оказанию государственной
социальной помощи на основании
социального контракта, утвержденным
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 марта 2024 г. N 159
ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
1. Наличие инвалидности у гражданина и (или) члена его семьи.
2. Осуществление гражданином и (или) членом его семьи ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
3. Осуществление гражданином и (или) членом его семьи ухода за инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".
4. Утрата (повреждение) жилого помещения гражданина (его семьи) в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций бытового, природного или техногенного характера в течение 6 месяцев до даты подачи заявления.
5. Гражданин более 6 месяцев имел статус безработного, ищущего работу.
6. Смерть близких родственников гражданина (родителей, супруга (супруги), детей) в течение 6 месяцев до даты подачи заявления.
7. Необходимость ухода за близкими родственниками (родителями, супругой (супругом), детьми) вследствие потери дееспособности в течение 6 месяцев до даты подачи заявления.
8. Гражданин и (или) члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев в течение 6 месяцев до даты подачи заявления.
9. Гражданин являлся единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей).