МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 апреля 2013 г. N 148н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УРОВНЕЙ
КВАЛИФИКАЦИИ В ЦЕЛЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утверждены
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 12 апреля 2013 г. N 148н
УРОВНИ
КВАЛИФИКАЦИИ В ЦЕЛЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
I. Общие положения
1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее - Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.
1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
1.3. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации".
Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
II. Описание уровней квалификации
┌────┬────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────┐ │Уро-│ Показатели уровней квалификации │ Основные пути │ │вень├─────────────────┬───────────────────┬──────────────────┤ достижения │ │ │ Полномочия и │ Характер умений │ Характер │ уровня │ │ │ ответственность │ │ знаний │ квалификации │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │1 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Краткосрочное │ │уро-│руководством │стандартных │элементарных │обучение или │ │вень│ │заданий (обычно │фактических знаний│инструктаж │ │ │Индивидуальная │физический труд) │и (или) │ │ │ │ответственность │ │ограниченного │Практический опыт │ │ │ │ │круга специальных │ │ │ │ │ │знаний │ │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │2 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Основные программы│ │уро-│руководством с │стандартных │специальных знаний│профессионального │ │вень│элементами │заданий │ │обучения программы│ │ │самостоятельности│ │ │профессиональной │ │ │при выполнении │Выбор способа │ │подготовки по │ │ │знакомых заданий │действия по │ │профессиям │ │ │ │инструкции │ │рабочих, │ │ │Индивидуальная │ │ │должностям │ │ │ответственность │Корректировка │ │служащих, │ │ │ │действий с учетом │ │программы │ │ │ │условий их │ │переподготовки │ │ │ │выполнения │ │рабочих, служащих │ │ │ │ │ │(как правило, не │ │ │ │ │ │менее 2 месяцев) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │3 │Деятельность под │Решение типовых │Понимание │Основные программы│ │уро-│руководством с │практических задач │технологических │профессионального │ │вень│проявлением │ │или методических │обучения - │ │ │самостоятельности│Выбор способа │основ решения │программы │ │ │при решении │действия на основе │типовых │профессиональной │ │ │типовых │знаний и │практических задач│подготовки по │ │ │практических │практического │ │профессиям │ │ │задач │опыта │Применение │рабочих, │ │ │ │ │специальных знаний│должностям │ │ │Планирование │Корректировка │ │служащих, │ │ │собственной │действий с учетом │ │программы │ │ │деятельности │условий их │ │переподготовки │ │ │исходя из │выполнения │ │рабочих, служащих,│ │ │поставленной │ │ │программы │ │ │руководителем │ │ │повышения │ │ │задачи │ │ │квалификации │ │ │ │ │ │рабочих, служащих │ │ │Индивидуальная │ │ │(до одного года) │ │ │ответственность │ │ │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │4 │Деятельность под │Решение различных │Понимание научно- │Образовательные │ │уро-│руководством с │типов практических │технических или │программы среднего│ │вень│проявлением │задач │методических основ│профессионального │ │ │самостоятельности│ │решения │образования - │ │ │при решении │Выбор способа │практических задач│программы │ │ │практических │действия из │ │подготовки │ │ │задач, требующих │известных на │Применение │квалифицированных │ │ │анализа ситуации │основе знаний и │специальных знаний│рабочих (служащих)│ │ │и ее изменений │практического │ │ │ │ │ │опыта │Самостоятельная │Основные программы│ │ │Планирование │ │работа с │профессионального │ │ │собственной │Текущий и итоговый │информацией │обучения - │ │ │деятельности │контроль, оценка и │ │программы │ │ │и/или │коррекция │ │профессиональной │ │ │деятельности │деятельности │ │подготовки по │ │ │группы │ │ │профессиям │ │ │работников │ │ │рабочих, │ │ │исходя из │ │ │должностям │ │ │поставленных │ │ │служащих, │ │ │задач │ │ │программы │ │ │ │ │ │переподготовки │ │ │Ответственность │ │ │рабочих, служащих,│ │ │за решение │ │ │программы │ │ │поставленных │ │ │повышения │ │ │задач или │ │ │квалификации │ │ │результат │ │ │рабочих, служащих │ │ │деятельности │ │ │ │ │ │группы работников│ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │5 │Самостоятельная │Решение различных │Применение │Образовательные │ │уро-│деятельность по │типов практических │профессиональных │программы среднего│ │вень│решению │задач с элементами │знаний │профессионального │ │ │практических │проектирования │технологического │образования - │ │ │задач, требующих │ │или методического │программы │ │ │самостоятельного │Выбор способов │характера │подготовки │ │ │анализа ситуации │решения в │ │специалистов │ │ │и ее изменений │изменяющихся │Самостоятельный │среднего звена, │ │ │ │(различных) │поиск информации, │программы │ │ │Участие в │условиях рабочей │необходимой для │подготовки │ │ │управлении │ситуации │решения │квалифицированных │ │ │решением │ │поставленных │рабочих │ │ │поставленных │Текущий и итоговый │профессиональных │(служащих). │ │ │задач в рамках │контроль, оценка и │задач │ │ │ │подразделения │коррекция │ │Основные программы│ │ │ │деятельности │ │профессионального │ │ │Ответственность │ │ │обучения - │ │ │за решение │ │ │программы │ │ │поставленных │ │ │профессиональной │ │ │задач или │ │ │подготовки по │ │ │результат │ │ │профессиям │ │ │деятельности │ │ │рабочих, │ │ │группы работников│ │ │должностям │ │ │или подразделения│ │ │служащих, │ │ │ │ │ │программы │ │ │ │ │ │переподготовки │ │ │ │ │ │рабочих, служащих,│ │ │ │ │ │программы │ │ │ │ │ │повышения │ │ │ │ │ │квалификации │ │ │ │ │ │рабочих, служащих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Дополнительные │ │ │ │ │ │профессиональные │ │ │ │ │ │программы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │6 │Самостоятельная │Разработка, │Применение │Образовательные │ │уро-│деятельность, │внедрение, │профессиональных │программы высшего │ │вень│предполагающая │контроль, оценка и │знаний │образования - │ │ │определение задач│корректировка │технологического │программы │ │ │собственной │направлений │или методического │бакалавриата │ │ │работы и/или │профессиональной │характера, в том │ │ │ │подчиненных по │деятельности, │числе, │Образовательные │ │ │достижению цели │технологических │инновационных │программы среднего│ │ │ │или методических │ │профессионального │ │ │Обеспечение │решений │Самостоятельный │образования - │ │ │взаимодействия │ │поиск, анализ и │программы │ │ │сотрудников и │ │оценка │подготовки │ │ │смежных │ │профессиональной │специалистов │ │ │подразделений │ │информации │среднего звена │ │ │ │ │ │ │ │ │Ответственность │ │ │Дополнительные │ │ │за результат │ │ │профессиональные │ │ │выполнения работ │ │ │программы │ │ │на уровне │ │ │ │ │ │подразделения или│ │ │Практический опыт │ │ │организации │ │ │ │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │7 │Определение │Решение задач │Понимание │Образовательные │ │уро-│стратегии, │развития области │методологических │программы высшего │ │вень│управление │профессиональной │основ │образования - │ │ │процессами и │деятельности и │профессиональной │программы │ │ │деятельностью, в │(или) организации │деятельности │магистратуры или │ │ │том числе, │с использованием │ │специалитета │ │ │инновационной, с │разнообразных │Создание новых │ │ │ │принятием решения│методов и │знаний прикладного│Дополнительные │ │ │на уровне крупных│технологий, в том │характера в │профессиональные │ │ │организаций или │числе, │определенной │программы │ │ │подразделений │инновационных │области │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ │ │Ответственность │Разработка новых │Определение │ │ │ │за результаты │методов, │источников и поиск│ │ │ │деятельности │технологий │информации, │ │ │ │крупных │ │необходимой для │ │ │ │организаций или │ │развития области │ │ │ │подразделений │ │профессиональной │ │ │ │ │ │деятельности и/или│ │ │ │ │ │организации │ │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │8 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │ │уро-│стратегии, │исследовательского │знаний │подготовки научно-│ │вень│управление │и проектного │междисциплинарного│педагогических │ │ │процессами и │характера, │и межотраслевого │кадров в │ │ │деятельностью (в │связанных с │характера │аспирантуре │ │ │том числе, │повышением │ │(адъюнктуре), │ │ │инновационной) с │эффективности │Оценка и отбор │программы │ │ │принятием решения│процессов │информации, │ординатуры, │ │ │на уровне крупных│ │необходимой для │программы │ │ │организаций │ │развития области │ассистентуры- │ │ │ │ │деятельности │стажировки │ │ │Ответственность │ │ │ │ │ │за результаты │ │ │Образовательные │ │ │деятельности │ │ │программы высшего │ │ │крупных │ │ │образования - │ │ │организаций и │ │ │программы │ │ │(или) отрасли │ │ │магистратуры или │ │ │ │ │ │специалитета │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Дополнительные │ │ │ │ │ │профессиональные │ │ │ │ │ │программы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Практический опыт │ ├────┼─────────────────┼───────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │9 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │ │уро-│стратегии, │методологического, │фундаментальных │подготовки научно-│ │вень│управление │исследовательского │знаний │педагогических │ │ │большими │и проектного │междисциплинарного│кадров в │ │ │техническими │характера, │и межотраслевого │аспирантуре │ │ │системами, │связанных с │характера │(адъюнктуре), │ │ │социальными и │развитием и │ │программы │ │ │экономическими │повышением │ │ординатуры, │ │ │процессами │эффективности │ │программы │ │ │ │процессов │ │ассистентуры- │ │ │Значительный │ │ │стажировки │ │ │вклад в │ │ │ │ │ │определенную │ │ │Дополнительные │ │ │область │ │ │профессиональные │ │ │деятельности │ │ │программы │ │ │ │ │ │ │ │ │Ответственность │ │ │Практический опыт │ │ │за результаты │ │ │ │ │ │деятельности на │ │ │ │ │ │национальном или │ │ │ │ │ │международном │ │ │ │ │ │уровнях │ │ │ │ └────┴─────────────────┴───────────────────┴──────────────────┴──────────────────┘