МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 марта 2021 г. N 139н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ ДВИЖЕНИЯ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по работе с интерактивными системами движения".
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 марта 2021 г. N 139н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ ДВИЖЕНИЯ
1421
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Создание компьютерной трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
|
04.013
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оцифровка движений актеров и использование их в трехмерной анимации
|
Группа занятий:
2654
|
Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры
|
3139
|
Техники (операторы) по управлению технологическими процессами, не входящие в другие группы
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
59.11
|
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ
|
61.90
|
Деятельность в области телекоммуникаций прочая
|
62.09
|
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
|
90.03
|
Деятельность в области художественного творчества
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
|
6
|
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
|
A/01.6
|
6
|
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения
|
A/02.6
|
6
|
|||
B
|
Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
|
6
|
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
|
B/01.6
|
6
|
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения
|
B/02.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Технический специалист комплекса по захвату движения
Технический специалист по системам захвата движения в лицевой анимации
Ведущий технический специалист виртуальных съемок методом захвата движения
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
|
Требования к опыту практической работы
|
Для ведущих технических специалистов - не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3139
|
Техники (операторы) по управлению технологическими процессами, не входящие в другие группы
|
ЕКС <3>
|
-
|
Кинооператор комбинированных съемок
|
-
|
Кинооператор-постановщик
|
|
ОКПДТР <4>
|
15521
|
Оператор видеозаписи
|
ОКСО <5>
|
2.09.03.03
|
Прикладная информатика
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение постановочных технических и технологических решений для выполнения поставленных задач проекта создания трехмерной анимации
|
Настройка трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации
|
|
Тестирование трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации
|
|
Решение программных задач процесса создания анимационного контента трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
|
|
Подключение программного обеспечения и настройка беспроводной передачи данных при использовании инерциальной системы захвата движения для оцифровки движений актера
|
|
Облачение актера в костюм с гироскопическими датчиками и проведение калибровки системы
|
|
Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям
|
|
Постобработка цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать технологическую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с техническими и творческими задачами проекта
|
Находить технические решения для осуществления виртуальных съемок методом захвата движения
|
|
Подготавливать и настраивать оборудование для проведения виртуальных съемок
|
|
Эксплуатировать оборудование и аксессуары систем захвата движения
|
|
Выставлять виртуальную камеру в анимационной программе
|
|
Пользоваться навыками трехмерной анимации
|
|
Выполнять редактирование полученных цифровых данных
|
|
Проводить технологическую интеграцию в рамках технологического решения проекта
|
|
Необходимые знания
|
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента
|
Технологии интерактивных систем движения (захвата движения)
|
|
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
|
|
Программное обеспечение дополнительных смежных программ трехмерной анимации
|
|
Строение человеческого тела и его биомеханика
|
|
Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании
|
|
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Размещение на лице актера меток для более точного трекинга и съемка диапазона лицевых эмоций актера
|
Видеосъемка лица актера, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или устройств и технологий, размещенных перед лицом актера, по дублям
|
|
Контроль за правильным расположением и настройками видеокамеры перед лицом актера в процессе съемок
|
|
Производство масок (фонем) в специализированных компьютерных программах по лицевому захвату движения
|
|
Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера
|
|
Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа
|
|
Необходимые умения
|
Принимать производственные решения при определении производственной цепочки процесса
|
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера
|
|
Применять технологии компьютерной лицевой анимации
|
|
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера и процесс захвата движения тела актера
|
|
Применять технологии анимации лица трехмерных персонажей в специализированном программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино
|
|
Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели
|
|
Определять метод получения лицевой анимации посредством захвата движения, в наибольшей степени соответствующий требованиям конкретного анимационного проекта
|
|
Необходимые знания
|
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента
|
Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента
|
|
Специализированные компьютерные программы лицевой анимации с помощью захвата движения
|
|
Трехмерная анимация лица в анимационных компьютерных программах
|
|
Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели
|
|
Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера
|
|
Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени
|
|
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
|
|
Требования охраны труда
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Специалист комплекса по захвату движения
Специалист по системам захвата движения в лицевой анимации
Ведущий специалист виртуальных съемок методом захвата движения
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа
|
Требования к опыту практической работы
|
Для ведущих специалистов - не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2654
|
Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры
|
ЕКС
|
-
|
Кинооператор комбинированных съемок
|
-
|
Кинооператор-постановщик
|
|
-
|
Художник-постановщик анимационных фильмов
|
|
ОКПДТР
|
15521
|
Оператор видеозаписи
|
ОКСО
|
2.09.03.03
|
Прикладная информатика
|
8.55.05.01
|
Режиссура кино и телевидения
|
|
8.55.05.03
|
Кинооператорство
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Оценка качества подготовительного материала по созданию трехмерной анимации методом захвата движения
|
Уточнение технического задания на производство анимационного кино в части, касающейся создания трехмерной анимации
|
|
Определение постановочных решений по созданию трехмерной анимации для выполнения поставленных задач и подбор актеров
|
|
Настройка и тестирование трехмерных моделей в программах персонажной анимации и обработки данных для визуализации результата работ в режиме реального времени
|
|
Решение программных задач по совершенствованию процесса создания анимационного контента
|
|
Расстановка и настройка камер для проведения виртуальной съемки по захвату движения (мокапу) с учетом их технических спецификаций
|
|
Калибровка площадки, на которой проводится виртуальная съемка по захвату движения и маркировка костюма актера и предметов реквизита
|
|
Инициализация диапазона лицевых эмоций актера (ROM) на площадке с построением скелетона в компьютерной программе оптической системы
|
|
Подключение программного обеспечения, используемого в трехмерной анимации, и настройка беспроводной передачи данных
|
|
Проведение калибровки актера в программном обеспечении, используемом в трехмерной анимации
|
|
Инициализация и построение виртуального актера в программах персонажной анимации и обработки данных
|
|
Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям
|
|
Постобработка в программах персонажной анимации цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать творческую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с творческим замыслом режиссера
|
Находить творческие и технические решения для осуществления виртуальных съемок
|
|
Адаптировать режиссерские задачи для актеров с учетом специфики применения метода захвата движения
|
|
Подготавливать и настраивать оборудование для виртуальных съемок
|
|
Использовать оборудование и аксессуары систем захвата движения
|
|
Выставлять виртуальную камеру в специализированной анимационной программе
|
|
Создавать трехмерную анимацию
|
|
Редактировать цифровые данные, полученные в процессе создания трехмерной анимации
|
|
Необходимые знания
|
Принципы создания анимационного кино
|
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при создании анимационного контента
|
|
Технологии интерактивных систем движения (захвата движения)
|
|
Основы режиссуры анимационного кино и актерского мастерства
|
|
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
|
|
Принципы и стили анимации
|
|
Строение человеческого тела и его биомеханика
|
|
Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании
|
|
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выбор метода захвата движения для создания лицевой анимации
|
Определение пайплайна (производственной цепочки) создания трехмерной анимации лица с учетом выбранного метода
|
|
Размещение на лице актера меток для съемки диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино
|
|
Видеосъемка лица актера анимационного кино, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или технологий, используемых для создания трехмерной анимации лица персонажа
|
|
Производство масок (фонем) диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино в специализированных компьютерных системах
|
|
Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера анимационного кино
|
|
Построение лицевых масок, аналогичных маскам (фонемам) диапазона лицевых эмоций актера (ROM), на трехмерной модели с помощью лицевого рига (оснастки) в специализированных анимационных программах
|
|
Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа
|
|
Редактирование полученной лицевой анимации персонажа в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино
|
|
Соединение лицевой анимации и захвата движения (мокап-анимации) тела персонажа и ее синхронизация со звуком
|
|
Необходимые умения
|
Принимать решения по определению производственной цепочки процесса создания трехмерной анимации
|
Выбирать и обосновывать применение метода получения лицевой анимации посредством захвата движения в соответствии с особенностями конкретного проекта создания трехмерной анимации
|
|
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино
|
|
Применять технологии компьютерной лицевой анимации
|
|
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино и процесс захвата движения тела актера
|
|
Анимировать трехмерных персонажей в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного контента методом захвата движения
|
|
Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели анимационного кино
|
|
Определять подходящий метод получения лицевой анимации посредством захвата движения в каждом конкретном случае
|
|
Необходимые знания
|
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента
|
Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента
|
|
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения)
|
|
Строение лицевых мышц лица и их работа
|
|
Диапазон лицевых эмоциональных выражений
|
|
Принципы создания мимики и произношения артикуляционных звуков
|
|
Трехмерная анимация лица в специализированных компьютерных программах
|
|
Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели
|
|
Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера
|
|
Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени
|
|
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики)
|
|
Требования охраны труда
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва
|
|
Исполнительный директор
|
Ирина Геннадьевна Мастусова
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России", город Москва
|
2
|
ФГУП "ТПО "Киностудия "Союзмультфильм", город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.