5.7. Разливочные ковши
5.7.1. Конструкция разливочных ковшей должна исключать возможность самопроизвольного их опрокидывания.
5.7.2. Приспособления для подвешивания ковшей должны быть защищены от лучистого нагрева.
5.7.3. Кольца, цапфы и другие несущие детали ковшей после их изготовления должны быть проверены с использованием методов неразрушающего контроля.
5.7.4. Цапфы разливочных ковшей должны быть кованными из стойких к старению сортов сталей и иметь не менее восьмикратного запаса прочности. Запрещается приваривать отдельные части колец и цапф.
5.7.5. Износ цапф ковша не должен превышать 10% от их первоначальных размеров. Проверка цапф на износ требует демонтажа приспособления для подвешивания и, при необходимости, передачи.
За состоянием цапф должен осуществляться постоянный надзор. Состояние цапф должно проверяться не реже одного раза в год по методике, утвержденной главным инженером (техническим директором) организации. Результаты проверки должны оформляться актом.
5.7.6. Футеровка ковша должна состоять не менее чем из двух рядов кирпича - арматурного и рабочего.
Швы арматурного и рабочего рядов не должны совпадать. Не допускается совпадение между собой вертикальных швов рабочего ряда. Порядок кладки футеровки днища и стенки ковша должен исключать наличие сквозных швов. Швы должны быть плотными и иметь толщину не более 2 мм. Кожух ковша с внутренней стороны должен быть облицован листовым асбестом или другим аналогичным материалом.
5.7.7. Ковши со стопором должны отвечать следующим требованиям:
механизм для закрывания стопора должен иметь регулировочный винт;
рукоятка запора ковша должна быть поворотной;
зазоры между отдельными трубками стопора должны быть тщательно заделаны;
для выпускного отверстия ковша должны применяться стаканы, изготовленные из магнезита, графита или высококачественного шамотного кирпича;
пробка должна быть надежно прикреплена к стопору и тщательно притерта к стакану;
смена стакана и стопора должны производиться лишь после охлаждения ковша;
установка стопора в ковш, находящийся под желобом печи, запрещается;
перед установкой стопора должна быть проверена исправность футеровки ковша и достаточность ее просушки.
Отдельные ковши в зависимости от облицовки должны иметь вытяжные гасители пара для обеспечения просушки.
5.7.8. Стопоры после изготовления и перед установкой в ковш должны быть тщательно просушены. Температура и продолжительность сушки стопоров должны регламентироваться инструкцией организации.
5.7.9. Разливочный стакан должен устанавливаться в гнездо ковша строго вертикально. Предварительно стакан должен быть хорошо притерт к коробке стопора. Зазор между стаканом и стенкой гнезда должен забиваться огнеупорной массой или стакан должен быть тщательно обмазан глиной.
5.7.10. Установка стопора должна производиться после полной просушки стакана и выполняться с особой тщательностью.
5.7.11. Для предохранения от температурных воздействий жидкого металла и шлака верхняя часть стопора между шамотной трубкой и вилкой должна обмазываться глиной или формовочной смесью на жидком стекле.
5.7.12. Ковши, перемещаемые краном, после изготовления должны быть подвергнуты техническому освидетельствованию в организации-изготовителе, а после ремонта - в организации, где производился ремонт.
Освидетельствование ковшей при эксплуатации должно производиться ежемесячно с соответствующей записью в специальном журнале, который заводится на каждый ковш.
После ремонта ковша делается соответствующая запись в паспорте на ковш.
5.7.13. Поворотные ковши емкостью от 0,5 т и более, перемещаемые подъемными кранами, по монорельсам или на тележках, должны иметь поворотные механизмы с самотормозящейся передачей и с ограничителями поворота, защищенными кожухами от брызг металла и шлака. Исправность поворотного механизма должна проверяться каждый раз перед наполнением ковша металлом.
5.7.14. Поворотные ковши емкостью менее 0,5 т, перемещаемые кранами или другими грузоподъемными устройствами, а также по монорельсам, должны быть оборудованы приспособлениями от раскачивания при транспортировке и устройствами защиты от опрокидывания.
5.7.15. Поворотные ковши емкостью более 15 т должны оборудоваться поворотным механизмом с приводом от электродвигателя и с дистанционным управлением.
5.7.16. Тележка для перевозки жидкого металла должна быть оборудована сигнальным устройством. Скаты тележки должны быть оборудованы отбойными щитками, не доходящими на 10 мм до головки рельса.
5.7.17. Гибкий кабель, питающий привод тележки, должен иметь огнестойкую оболочку или быть защищен от брызг металла и шлака, а также от возможных механических повреждений.