МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2022 г. N 16-4/10/В-13610
Правительством Российской Федерации принято постановление от 3 октября 2022 г. N 1751 "Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности" (далее соответственно - постановление N 1751, допустимая доля).
Постановлением N 1751 установлены допустимые доли, аналогичные установленным на 2022 год, а именно: выращивание овощей (код 01.13.1) - в размере 50%, лесоводство и лесозаготовки (код 02) - в размере 50%, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16) - в размере 50%, строительство (раздел F) - в размере 80%, торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) - в размере 50%, торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) - в размере 50%, торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) - в размере 15%, торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) - в размере 15%, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) - в размере 0%, торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) - в размере 0%, торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) - в размере 0%, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) - в размере 24%, деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) - в размере 24%, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32) - в размере 70%, деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81) - в размере 70%, деятельность в области спорта прочая (код 93.19) - в размере 25%.
Также постановлением N 1751 предусматриваются исключения по установлению допустимой доли в сфере строительства (раздел F) для Амурской области, Республики Бурятия и г. Москвы, а для Республики Дагестан и Краснодарского края, наоборот, - устанавливается в размере 50%.
Кроме того, постановлением N 1751 предусматриваются исключения по установлению допустимой доли в сфере выращивания овощей (код 01.13.1) для Астраханской области и Волгоградской области.
На 2023 год, постановлением N 1751 установлены региональные допустимые доли.
На территории Удмуртской Республики:
выращивание овощей (код 01.13.1) - в размере 0%;
деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (код 49.31) - в размере 0%;
деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем (код 49.32) - в размере 0%.
На территории Краснодарского края:
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) - в размере 0%;
деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) - в размере 0%.
На территории Приморского края:
выращивание овощей (код 01.13.1) - в размере 40%;
лесоводство и лесозаготовки (код 02) - в размере 20%;
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) - в размере 15%;
деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) - в размере 10%.
На территории Рязанской области в сфере обрабатывающего производства (раздел C) в размере 90%.
Действие постановления N 1751 распространяется на всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях, и не содержит норм, дающих право для выделения по каким-либо признакам части иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, на которых действие постановления N 1751 не будет распространяться.
В соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленная Правительством Российской Федерации, не распространяется на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
Пунктом 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором о ЕАЭС и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.
В этой связи, действие постановления N 1751 не распространяется на иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации (имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство), являющихся гражданами государств - членов Евразийского экономического союза (граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии), а также на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
Согласно пункту 6 постановления N 1751 хозяйствующим субъектам необходимо до 1 января 2023 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с постановлением N 1751, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
Основания прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, в целях соблюдения требований, установленных постановлением N 1751, предусмотрены пунктом 9 части 1 статьи 327.6 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае, если работодатель заявил при государственной регистрации вид деятельности, указанный в постановлении N 1751, в том числе в качестве дополнительного вида деятельности, то действие постановления N 1751 распространяется на такого работодателя.
В этой связи просим довести до сведения хозяйствующих субъектов, привлекающих иностранных работников, положения постановления N 1751, а также провести среди них соответствующую разъяснительную работу о возможности удовлетворения потребности в иностранных работниках за счет привлечения граждан Российской Федерации и государств - членов Евразийского экономического союза.
Дополнительно напоминаем, что во исполнение пункта 1.3 протокола заседания Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики от 18 марта 2022 года N 2 и пункта 3 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 4 апреля 2022 года N ТГ-П45-5365 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ранее направило в субъекты Российской Федерации Методические рекомендации по определению и установлению допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности (письмо от 6 сентября 2022 года N 16-6/10/В-12001).
Е.В.МУХТИЯРОВА