МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
За шесть лет (2012 - 2017 годы) в Российской Федерации родились 11,2 млн детей (2017 год - по предварительной оценке Росстата). Это на 1,1 млн. родившихся (или на 11%) больше, чем за предшествующие шесть лет (2006 - 2011 годы).
По оценке Росстата, ожидаемая продолжительность жизни в 2017 году составит 72,6 года. За 2007 - 2017 годы продолжительность жизни увеличилась на 5,9 лет.
Ежемесячная денежная выплата на третьих или последующих детей
В 2013 году была введена ежемесячная денежная выплата на третьих или последующих детей в субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.
В 2017 году ежемесячная денежная выплата установлена в 67 регионах. Из них 50 регионов получают софинансирование из федерального бюджета, 17 регионов производят выплаты за счет собственных средств.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2017 года N 2565-р (http://static.government.ru/media/files/tMTPxZGNlp4n1L9lQoEMb7dMVSRRINIl.pdf) утвержден перечень регионов, которые будут получать в 2018 году софинансирование из федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты на третьих или последующих детей.
С целью повышения рождаемости изменен критерий участия регионов в программе софинансирования из федерального бюджета. Если в 2013 - 2017 годах в программе участвовали регионы, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации (в 2016 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,762), то с 2018 года в программе смогут участвовать регионы, в которых значение этого показателя не превышает 2.
В соответствии с новым критерием в перечень на 2018 год включены 60 регионов (в 2017 году софинансирование осуществлялось в отношении 50 регионов, в 2015 - 2016 годах - 53 регионов, в 2014 году - 51 региона, в 2013 году - 50 регионов).
Применение нового критерия позволило продолжить софинансировать из федерального бюджета указанной выплаты в 4 регионах (Республика Марий Эл, Чувашская Республика-Чувашия, Камчатский край и Хабаровский край), а так же дополнительно включить в перечень 2018 года на софинансирование еще 10 регионов: Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия-Алания, Удмуртская Республика, Пермский край, Астраханская область, Иркутская область, Омская область, Свердловская область, Челябинская область.
Новые пособия семьям с детьми
Приняты законы "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/333958-7) и "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/333971-7).
Закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/333958-7) устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
В случае рождения (усыновления) первого ребенка семья будет иметь право на получение ежемесячной выплаты в размере регионального прожиточного минимума ребенка, установленного за второй квартал года, предшествующего году подачи заявления на ее получение.
В случае рождения (усыновления) второго ребенка семья будет иметь право на получение ежемесячной выплаты в размере прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году подачи заявления на ее получение, из средств материнского капитала.
В обоих случаях должны быть соблюдены следующие требования:
ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 года и является гражданином Российской Федерации;
размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/333971-7) снимает возрастное ограничение по использованию средств материнского капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования. Сейчас действует ограничение - ребенок, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал, должен достичь возраста трех лет. После вступления в силу закона семья сможет в любое время после рождения второго ребенка направить средства маткапитала на дошкольное образование детей.
Законом также продлено действие программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года.
Индексация пособий семьям, имеющим детей
Виды пособий
|
Размер выплаты в 2017 году, рублей
|
Размер выплаты в 2018 году, рублей
|
Для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию
|
||
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
|
613,14
|
С 2016 года индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, проходит с 1 февраля с учетом фактического уровня инфляции за предыдущий год. Точная величина инфляции будет определена Росстатом в январе 2018 года по итогам предыдущего года.
|
Единовременное пособие при рождении ребенка
|
16 350,33
|
|
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
|
25892,45
|
|
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
|
11 096,77
|
|
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
|
3 065,69 (на первого ребенка)
6 131,37 (на второго ребенка и последующих детей)
|
|
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных граждан
|
24 503
|
Рост связан с изменением установленного двухгодичного расчетного периода (http://rosmintrud.ru/social/insurance/66).
|
Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей
(в 2017 году 50 регионов получают софинансирование из федерального бюджета;
В 2018 году - 60 регионов будут получать софинансирование из федерального бюджета)
|
Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе.
В 2017 г. средний размер составляет 10 230,56 рубля в регионах-получателях субсидий из федерального бюджета
|
|
Новые пособия семьям с детьми с 2018 года (законопроект "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей")
|
||
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
|
Будет равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением этой выплаты.
В 2018 г. средний размер выплаты составит 10,5 тысячи рублей в месяц
|
|
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского (семейного) капитала
|
Будет равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением этой выплаты.
В 2018 г. средний размер выплаты составит 10,5 тыс. рублей в месяц
|
Минтруд России в настоящее время разрабатывает проекты подзаконных нормативных актов, в том числе порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения.
Независимая оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги
Создана независимая системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования), которая призвана быть важным элементом системы экономического и материального стимулирования бюджетных организаций.
В 2017 году независимая оценка качества проходит в отношении 67,3 тыс. организаций, которые включены в перечни организаций для проведения такой оценки.
Ранее, в 2015 - 2016 годах независимая оценка качества была проведена в отношении 77 тыс. организаций, что составило 56,4% организаций от общего числа организаций социальной сферы, учитываемых Росстатом.
Перечни организаций размещены на сайте bus.gov.ru.
В регионах сложилась практика учета результатов независимой оценки качества для улучшения деятельности организаций социальной сферы. Прежде всего, это обеспечение доступности социальных учреждений для инвалидов и других маломобильных групп населения. Также внедряются новые формы работы библиотек, музеев, улучшается работа регистратур в поликлиниках, внедряются программы индивидуальной работы с учащимися в образовательных учреждениях.
В 2017 году с целью повышения значимости результатов независимой оценки качества принят новый закон, направленный на совершенствование порядка проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы. Документ вступит в силу в 2018 году.
Согласно новому закону общественные советы, которые занимаются независимой оценкой, будут формироваться не органами власти, как это сейчас предусмотрено, а соответствующими общественными палатами.
Результаты независимой оценки качества оказания социальных услуг будут учитываться при оценке эффективности деятельности органов власти и руководителей организаций. Глава региона будет обязан ежегодно представлять публичный отчет об итогах проделанной работы перед региональным органом законодательной власти.
Законом уточняется статус оператора по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями социальной сферы. Операторами не смогут являться государственные и муниципальные организации, а также негосударственные организации, в отношении которых проводится независимая оценка качества.
Законом предусматривается включение в независимую оценку качества услуг, предоставляемых в бюро медико-социальной экспертизы.
Для повышения уровня информированности населения о независимой оценке качества в законе содержатся нормы по улучшению работы официальных сайтов. Предусмотрена возможность для граждан оставлять отзывы о работе организаций, обязательные к рассмотрению уполномоченными должностными лицами.
Национальная стратегия действий в интересах женщин
Распоряжением N 410-р от 8 марта 2017 года утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы.
Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Стратегия подготовлена Минтрудом России при активном участии различных заинтересованных сторон. Так, при разработке проекта Стратегии учтены предложения, поступившие от комитетов Госдумы России, федеральных органов исполнительной власти, научных институтов, общественных организаций, в том числе Союза женщин России, межрегиональной общественной организации инвалидов "Пилигрим", Консорциума женских неправительственных организаций, объединяющего более ста женских организаций.
Реализация стратегии запланирована в два этапа.
На I этапе (2017 - 2018 годы) предусматривается разработка механизмов реализации Стратегии; информационно-аналитического, правового и кадрового обеспечения государственной политики в интересах женщин.
На II этапе (2019 - 2022 годы) предусматривается реализация мер по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
К 2022 году в результате реализации Стратегии будут созданы условия для:
увеличения выявляемости злокачественных новообразований у женщин на I - II стадии и повышения доступности квалифицированной медицинской помощи;
усиления профилактики профессиональных заболеваний у женщин и увеличения их выявляемости на ранних этапах;
снижения уровня материнской смертности до уровня экономически развитых стран;
дальнейшего снижения числа абортов;
сокращения разницы в оплате труда мужчин и женщин;
увеличения числа женщин, являющихся учредителями или руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства, и самозанятых женщин;
сокращения числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых работают женщины;
сокращения числа случаев насилия в отношении женщин;
увеличения доли женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также доли женщин среди членов политических партий и организаций;
более полного отражения в системе статистического наблюдения данных, характеризующих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
Реализация Стратегии будет финансироваться в рамках действующих государственных программ.