Приложение 5. ПРИМЕР ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОРМ ДЛЯ ЗВЕНА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕХАНИЗМОВ | § Монтаж металлического павильона-остановки для пассажирского транспорта | Указание по применению норм

Приложение 5

ПРИМЕР
ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОРМ ДЛЯ ЗВЕНА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕХАНИЗМОВ

§ Монтаж металлического павильона-остановки
для пассажирского транспорта

Указание по применению норм

Доставка автопавильона к месту установки нормируется отдельно.

Техническая характеристика автомобильного
крана КС-35716

Базовое шасси                                  ЗИЛ-433102 (4 x 2)
Грузоподъемность максимальная, т               12,5
Грузовой момент, тм                            37,5
Тип стрелы                                     телескопическая
                                               двухсекционная
Вылет стрелы, м                                3 - 14
Максимальная высота подъема по основной        15,4
стреле, м
Длина стрелы, м                                9 - 15
Скорость подъема-опускания груза, м/мин.       0,4 - 15
Скорость транспортная, км/ч                    85
Масса, кг                                      11600
Габариты в транспортном положении, мм          10600 x 2500 x 3550

Состав работы

1. Приведение автокрана в рабочее положение.

2. Разгрузка бетонной смеси.

3. Перемещение павильона.

4. Установка и выверка павильона.

5. Установка анкерных болтов.

6. Приведение автокрана в транспортное положение.

7. Бетонирование опор.

┌──────────────────────┬────────────────┬──────────┬─────┬───────┐
│  Наименование работ  │  Состав звена  │Измеритель│Нвр. │ Расц. │
├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤
│          1           │        2       │    3     │  4  │   5   │
├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤
│Монтаж металлического │Машинист крана  │1 павильон│ 0,7 │19 - 10│
│павильона-остановки   │автомобильного: │          │-----│       │
│для пассажирского     │6 разр. - 1     │          │(0,7)│       │
│транспорта            │                │          │     │       │
├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤
│                      │Монтажники по   │1 павильон│ 2,1 │37 - 39│
│                      │монтажу стальных│          │     │       │
│                      │и железобетонных│          │     │       │
│                      │конструкций:    │          │     │       │
│                      │4 разр. - 1     │          │     │       │
│                      │3 разр. - 1     │          │     │       │
│                      │2 разр. - 1     │          │     │       │
├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤
│                      │Бетонщики:      │1 павильон│ 1,4 │22 - 89│
│                      │3 разр. - 1     │          │     │       │
│                      │2 разр. - 1     │          │     │       │
├──────────────────────┼────────────────┼──────────┼─────┼───────┤
│ИТОГО:                │                │1 павильон│ 4,2 │79 - 38│
│                      │                │          │-----│       │
│                      │                │          │(0,7)│       │
└──────────────────────┴────────────────┴──────────┴─────┴───────┘

Форма 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА

┌───────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┬──┐
│ Строительная организация, объект, │ Дата наблюдения │N наб- │ХП│
│              бригада              │                 │людения│  │
│  Тосненское ДРСУ Лендоркомитета,  ├─────────────────┼───────┤  │
│     а/д Москва - С.-Петербург     │ 18 июля 2000 г. │   1   │  │
├───────────────────────────────────┴─────────────────┴───────┼──┤
│Наименование процесса: Монтаж автопавильона                  │  │
├────────────────────────┬──┬────┬──┬─────────────────────────┴──┤
│Время смены:            │1 │Ма- │18│Автомобильный кран КС-35716,│
│8-00 - 17-00            │  │ши- │  │лопата - 2 шт., лом - 4 шт.,│
├────────────────────────┼──┤ны, │  │гаечный ключ - 2 комплекта, │
│Температура, осадки,    │2 │инс-│  │отвес - 2 шт., ручные       │
│ветер: +19, +22 °C,     │  │тру-│  │трамбовки - 2 шт.           │
│без осадков             │  │мен-│  │                            │
├────────────────────────┼──┤ты и│  │                            │
│Состав звена (по профес-│3 │при-│  │                            │
│сиям и разрядам)        │  │спо-│  │                            │
│Маш. крана 6 р. - 1;    │  │соб-│  │                            │
│бетонщики 3 р. - 1;     │  │ле- │  │                            │
│2 р. - 1; монтажники    │  │ния │  │                            │
│4 р. - 1; 3 р. - 1;     │  │    │  │                            │
│2 р. - 1                │  │    │  │                            │
├────┬───────────────────┼──┤    │  │                            │
│Ха- │Фамилия звеньевого │4 │    │  │                            │
│рак-│(или рабочего,     │  │    │  │                            │
│те- │выполняющего про-  │  │    │  │                            │
│рис-│цесс): Савельев    │  │    │  │                            │
│тика│Н.Г.               │  │    │  │                            │
│ра- ├───────────────────┼──┤    │  │                            │
│бо- │Пол, возраст:      │5 │    │  │                            │
│чих │муж. 45 лет        │  │    │  │                            │
│    ├───────────────────┼──┤    │  │                            │
│    │Образование:       │6 │    │  │                            │
│    │среднее            │  │    │  │                            │
│    ├───────────────────┼──┤    │  │                            │
│    │Стаж работы по     │7 │    │  │                            │
│    │специальности:     │  │    │  │                            │
│    │12 лет             │  │    │  │                            │
├────┴───────────────────┼──┤    │  │                            │
│Продолжительность работы│8 │    │  │                            │
│по исследуемому процессу│  │    │  │                            │
├────────────────────────┼──┼────┼──┼────────────────────────────┤
│Система оплаты труда    │9 │Объ-│17│Три автопавильона, материал │
├────────────────────────┼──┤ект │  │- металл. Продукция первого │
│Темп работы: средний    │10│ра- │  │наблюдения - 1 автопавильон │
├────┬───────────────────┼──┤бо- │  │                            │
│Про-│Вес автопавильона -│11│ты, │  │                            │
│чие │2300 кг            │  │ма- │  │                            │
│дан-├───────────────────┼──┤те- │  │                            │
│ные │Цементобетонная    │12│риал│  │                            │
│    │смесь М-200        │  │и   │  │                            │
│    ├───────────────────┼──┤про-│  │                            │
│    │Болты анкерные -   │13│дук-│  │                            │
│    │16 шт.             │  │ция │  │                            │
│    ├───────────────────┼──┤    │  │                            │
│    │                   │14│    │  │                            │
│    ├───────────────────┼──┤    │  │                            │
│    │                   │15│    │  │                            │
│    ├───────────────────┼──┤    │  │                            │
│    │                   │16│    │  │                            │
└────┴───────────────────┴──┴────┴──┴────────────────────────────┘

обратная сторона формы 1

┌────────────────────────────┬──┬────────────────────────────────┐
│       Рабочее место        │  │ Описание организации и техники │
│                            │  │процесса (общее и по элементам) │
├────────────────────────────┼──┼────────────────────────────────┤
│             19             │  │               20               │
├────────────────────────────┼──┼──────┬───┬────────┬────────────┤
│Уширение проезжей части     │  │А/до- │            │            │
│автомобильной дороги с под- │  │рога  │   │        │            │
│готовленной площадкой для   │  │Моск- │            │            │
│монтажа автопавильона       │  │ва -  │   │        │ Ящик ц/р.  │
├────────────────────────────┼──┤С.-Пе-│            │  М-200     │
│                            │  │тер-  │   │        │ ┌────┐     │
├────────────────────────────┼──┤бург  │            │ │XXXX│     │
│                            │  │      │   │        │ └────┘     │
├────────────────────────────┼──┤      │    КС-35716└────┐       │
│                            │  │      │   │ ┌───┐ ┌───┐ │Дере-  │
├────────────────────────────┼──┤      │     │###│ │\\\│ │вянные │
│                            │  │      │   │ └┬─┬┘ └───┘ │под-   │
├────────────────────────────┼──┤      │      │ │   ┌────┘ставки │
│                            │  │      │   │  │ │   │ ┌────┐     │
├────────────────────────────┼──┤      │      │ └───┼─┤    │     │
│                            │  │      │   │  └─────┼─┤    │Авто-│
├────────────────────────────┼──┤      │            │ └────┘па-  │
│Предложения рабочих         │21│      │   │        │       виль-│
│по улучшению организации    │  │      │            │       он   │
│и технологии                │  │      │   │        │            │
│исследуемого процесса       │  │      │            │            │
└────────────────────────────┴──┴──────┴───┴────────┴────────────┘

Примечание. При значительном объеме данных характеристики процесса, не помещающихся на бланке, к нему следует подклеивать лист бумаги.

    Составил:                                     Проверил:

Форма 3

ФОТОУЧЕТ ГРАФИЧЕСКИЙ

┌─────────────────────────────────┬───────────────┬──────┬─────┬────────┬───────┬────┐
│Строительная организация и объект│  18.07.2000   │Начало│Конец│Продолж.│N набл.│ ФГ │
│ Тосненское ДРСУ Лендоркомитета, │               ├──────┼─────┼────────┼───────┤    │
│    а/д Москва - С.-Петербург    │               │ 8 ч  │ 8 ч │  - ч   │   1   │    │
│                                 │               │00 м. │43 м.│ 43 м.  │       │    │
├─────────────────────────────────┴───────────────┴──────┴─────┴────────┴───────┼────┤
│Наименование процесса: Монтаж автопавильона                                    │При-│
├────┬────────────┬───┬───────────────────────────┬───┬─────────────┬───────────┤ме- │
│N   │Наименование│час│                           │час│    Сумма    │Кол-во про-│ча- │
│эле-│ элементов  ├───┘                           └───┤             │дукции в   │ния │
│мен-│            │                                   │             │измерителях│    │
│тов │            │    10    20    30    40    50     │             │элементов  │    │
│    │            │                                   ├──────┬──────┼─────┬─────┤    │
│    │            │  5    15    25    35    45    55  │затрат│затрат│по   │по   │    │
│    │            │                                   │време-│труда │каж- │всем │    │
│    │            │                                   │ни по │по    │дому │ис-  │    │
│    │            │                                   │каждо-│всем  │ис-  │полн.│    │
│    │            │                                   │му ис-│ис-   │полн.│     │    │
│    │            │                                   │полн. │полн. │     │     │    │
│    │            │                                   │в мин.│в чел.│     │     │    │
│    │            │                                   │      │-мин. │     │     │    │
├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│ 1  │     2      │                 3                 │  4   │  5   │  6  │  7  │ 8  │
├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│1.  │Приведение  │     М1                            │  10  │  15  │ 1   │ 1   │    │
│    │автокрана в │─────────                          ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │рабочее по- │     М2                            │   3  │      │ 1   │     │    │
│    │ложение     │────                               ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │            │     М3                            │   2  │      │ 1   │     │    │
│    │            │──                                 ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │            │                                   │      │      │     │     │    │
├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│2.  │Разгрузка   │         Б2                        │  32  │  32  │ 0,15│ 0,15│    │
│    │бетонной    │─────────────────────              ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │смеси       │                                   │      │      │     │     │    │
├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│3.  │Строповка   │               М1                  │   3  │   9  │ 1   │ 1   │    │
│    │автопавильо-│          ────                     ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │на          │               М2                  │   3  │      │ 1   │     │    │
│    │            │          ────                     ├──────┤      │     │     │    │
│    │            │               М3                  │   3  │      │     │     │    │
│    │            │          ────                     ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │            │                                   │      │      │ 1   │     │    │
├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│4.  │Подъем и    │            М1                     │   2  │   2  │ 1   │ 1   │    │
│    │перемещение │               ───                 ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │автопавильо-│                                   │      │      │     │     │    │
│    │на          │                                   │      │      │     │     │    │
├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│5.  │Установка и │                  М2               │  12  │  30  │ 1   │ 1   │    │
│    │выверка ав- │                ────────────       ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │топавильона │                   М3              │  10  │      │ 1   │     │    │
│    │            │                ──────────         ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │            │                  М1               │   8  │      │     │     │    │
│    │            │                ────────           ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │            │                                   │      │      │ 1   │     │    │
├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│6.  │Установка   │                         М4        │  28  │  28  │16   │16   │    │
│    │анкерных    │                   ──────────────  ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │болтов      │                                   │      │      │     │     │    │
├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│7.  │Приведение  │                      М1           │   7  │  19  │ 1   │ 1   │    │
│    │автокрана в │                     ─────         ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │рабочее     │                      М2           │   6  │      │ 1   │     │    │
│    │положение   │                     ────          ├──────┤      ├─────┤     │    │
│    │            │                      М3           │   6  │      │ 1   │     │    │
├────┼────────────┼───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│8.  │Бетонирова- │          Б1                       │  37  │  48  │ 4   │ 4   │    │
│    │ние опор    │────────────────────────           ├──────┤      ├─────┤     ├────┤
│    │            │                       Б2          │  11  │      │ 4   │     │    │
│    │            │                  ───────────      ├──────┤      ├─────┤     ├────┤
│    │            │                                   │      │      │     │     │    │
├────┴────────────┴───────────────────────────────────┼──────┼──────┼─────┼─────┼────┤
│Наблюдал                 Проверил              Итого │      │ 183  │     │     │    │
│                                                     ├──────┤      ├─────┤     │    │
│                                                     │      │      │     │     │    │
│                                                     ├──────┤      ├─────┤     │    │
│                                                     │      │      │     │     │    │
└─────────────────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴─────┴─────┴────┘

Принятые обозначения:

М1 - машинист крана автомобильного, 6 разряд;

монтажники: М2 - 4 разряда, М3 - 3 разряда, М4 - 2 разряда;

бетонщики: Б1 - 3 разряда, Б2 - 2 разряда.

Форма 6

ОБРАБОТКА НЕЦИКЛИЧНАЯ ПЕРВОГО НАБЛЮДЕНИЯ

┌─────────────────────────┬──────┬─────┬────────┬────────┬───────┐
│Строительная организация,│Начало│Конец│Продолж.│N набл. │  ОН   │
│        объект           ├──────┼─────┼────────┼────────┤       │
│                         │ 8 ч  │ 8 ч │  - ч   │   1    │       │
│                         │00 м. │43 м.│ 43 м.  │        │       │
├─────────────────────────┴──────┴─────┴────────┴────────┤       │
│Наименование процесса: Монтаж автопавильона             │       │
├────┬────────────────────┬────────────┬────────┬────────┼───────┤
│N   │    Наименование    │Сумма затрат│Наимено-│Выполне-│Кол-во │
│эле-│     элементов      │времени или │вание   │но про- │про-   │
│мен-│                    │   труда    │измери- │дукции в│дукции │
│тов │                    ├─────┬──────┤телей   │измери- │за 60  │
│    │                    │в    │ в %  │элемен- │телях   │чел.-  │
│    │                    │чел.-│      │тов     │элемен- │мин.   │
│    │                    │мин. │      │        │тов     │гр. 6 /│
│    │                    │     │      │        │        │гр. 3 x│
│    │                    │     │      │        │        │60     │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│ 1  │         2          │  3  │  4   │   5    │   6    │   7   │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│1.  │Приведение автокрана│ 15  │  6,0 │1 прив. │  1     │  4    │
│    │в рабочее положение │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│2.  │Разгрузка бетонной  │ 32  │ 12,7 │1 куб. м│  0,15  │  0,28 │
│    │смеси               │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│3.  │Строповка автопа-   │  9  │  3,6 │1 стр.  │  1     │  6,67 │
│    │вильона             │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│4.  │Подъем и перемещение│  2  │  0,8 │1 а/пав.│  1     │ 30    │
│    │автопавильона       │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│5.  │Установка и выверка │ 30  │ 11,9 │1 а/пав.│  1     │  2    │
│    │автопавильона       │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│6.  │Установка анкерных  │ 28  │ 11,1 │1 болт  │ 16     │ 34,29 │
│    │болтов              │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│7.  │Приведение автокрана│ 19  │  7,5 │1 а/пав.│  1     │  3,16 │
│    │в транспортное поло-│     │      │        │        │       │
│    │жение               │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│8.  │Бетонирование опор  │ 48  │ 19,0 │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│    │                    │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│    │Итого оперативной   │183,0│ 72,6 │        │        │       │
│    │работы:             │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│9.  │Подготовительно-    │ 10  │  4,0 │        │        │       │
│    │заключительные      │     │      │        │        │       │
│    │работы              │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│    │Итого работы по     │193,0│ 76,6 │        │        │       │
│    │заданию:            │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│10. │Технологические     │ 36,0│ 14,3 │        │        │       │
│    │перерывы            │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│11. │Отдых               │ 23,0│  9,1 │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│    │Итого нормируемых   │252,0│100   │        │        │       │
│    │затрат:             │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│12. │Непредвиденные      │  -  │   -  │        │        │       │
│    │работы              │     │      │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
│    │Итого:              │252,0│100   │        │        │       │
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
├────┼────────────────────┼─────┼──────┼────────┼────────┼───────┤
└────┴────────────────────┴─────┴──────┴────────┴────────┴───────┘

    Составил:                                     Проверил:

В необходимых случаях следует дать пояснения к обработке нецикличной.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту параграфа норм на "Монтаж павильона-остановки
для пассажирского транспорта"

1. Вводная часть

Место исследования - Тосненское ДРСУ Дорожного комитета Ленинградской области.

Время исследования - июль 2000 года. Всего проведено три наблюдения общей продолжительностью 6 часов 10 мин.

Метод наблюдения - фотоучет графический с точностью записи времени 0,5 мин.

Метеорологические условия - работа выполнялась на открытой площадке, температура воздуха от +19 до +22 °C, без осадков.

Главный измеритель процесса - 1 автопавильон.

Общий объем выполненной продукции - за время наблюдения было установлено три павильона.

Исполнитель - исследование и проектирование норм производила инженер Тосненского ДРСУ Леденева О.В.

2. Установление нормали процесса

Общая характеристика исследованного процесса

Материалы:

а) павильон весом 2300 кг;

б) цементобетонная смесь М-200.

Механизмы, инструменты, приспособления

Для производства работ применяли:

а) лопаты, ломы, ручные трамбовки, гаечные ключи, отвес;

б) кран КС-35716.

Рабочее место - автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург.

Организация и техника процесса

Монтаж павильона производился автокраном КС-35716 на предварительно подготовленной площади с выкопанными ямами для опор. Павильон перед установкой находился в радиусе действия крана. Монтаж павильона производился в следующей последовательности: автокран устанавливался на краю проезжей части и приводился в рабочее положение. Павильон строповался за монтажные петли, расположенные на нем, 4-ветвевым стропом. Далее осуществлялся подъем и транспортировка павильона к месту установки поворотом стрелы автокрана. Павильон после выверки устанавливался на четыре деревянные подставки. Затем в опорные части павильона вставлялись 16 анкерных болтов и закреплялись гайками. Бетонирование ям с вставленными в них анкерными болтами производилось одновременно с приведением автокрана в транспортное положение. После окончания монтажа рабочие собирали инструменты и приспособления и переезжали на другую площадку для монтажа следующего павильона.

Исследуемый процесс состоит из следующих разновидностей и элементов:

1. Приведение автокрана в рабочее положение.

2. Разгрузка бетонной смеси.

3. Перемещение павильона:

а) строповка;

б) подъем и перемещение.

4. Установка и выверка павильона.

5. Установка анкерных болтов.

6. Приведение автокрана в транспортное положение.

7. Бетонирование опор.

3. Анализ и проектирование затрат по элементам
и разновидностям процесса

1. Приведение автокрана в рабочее положение

Измеритель - 1 приведение

┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐
│       Наименование показателей       │    N замеров    │ Итого │
│                                      ├─────┬─────┬─────┤       │
│                                      │  1  │  2  │  3  │       │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Затраты времени в чел.-мин.           │15   │17   │16   │ 48    │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Объем выполненной продукции           │ 1   │ 1   │ 1   │  3    │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Количество продукции, приходящейся на │ 4,0 │ 3,53│ 3,75│ 11,28 │
│60 чел.-мин.                          │     │     │     │       │
└──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘

Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:

                       (4,0 - 3,53)
                       ------------ = 0,13.
                           3,53

    Размер отклонений  в  ряду  значений  допустимый,  поэтому ряд
принимается для расчета нормы.
    Средние затраты на одно приведение:

                 (60 x 3) : 11,28 = 16 чел.-мин.

    Коэффициент перехода на главный измеритель равен:

                            3 : 3 = 1.

Средние затраты на 1 павильон соответственно равны 16 чел.-мин.

2. Разгрузка бетонной смеси

Измеритель - 1 куб. м

┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐
│       Наименование показателей       │    N замеров    │ Итого │
│                                      ├─────┬─────┬─────┤       │
│                                      │  1  │  2  │  3  │       │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Затраты времени в чел.-мин.           │32   │28   │32   │92     │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Объем выполненной продукции           │ 0,15│ 0,15│ 0,15│ 0,45  │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Количество продукции, приходящейся на │ 0,28│ 0,32│ 0,28│ 0,88  │
│60 чел.-мин.                          │     │     │     │       │
└──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘

Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:

                      (0,32 - 0,28)
                      ------------- = 0,14.
                           0,28

    Размер отклонений в  ряду  значений  допустимый,  поэтому  ряд
принимается для расчета нормы.
    Средние затраты на куб. м:

                (60 x 3) : 0,88 = 204,5 чел.-мин.

    Коэффициент перехода на главный измеритель равен:

                         0,45 : 3 = 0,15.

    Тогда средние затраты времени на главный измеритель равны:

                  204,5 x 0,15 = 30,7 чел.-мин.

3. Перемещение павильона

Элемент "а". Строповка

Измеритель - 1 строповка

┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐
│       Наименование показателей       │    N замеров    │ Итого │
│                                      ├─────┬─────┬─────┤       │
│                                      │  1  │  2  │  3  │       │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Затраты времени в чел.-мин.           │9    │7    │7    │23     │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Объем выполненной продукции           │1    │1    │1    │ 3     │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Количество продукции, приходящейся на │6,67 │8,57 │8,57 │23,81  │
│60 чел.-мин.                          │     │     │     │       │
└──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘

Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:

                      (8,57 - 6,67)
                      ------------- = 0,28.
                           6,67

    Размер отклонений  в  ряду  значений  допустимый,  поэтому ряд
принимается для расчета нормы.
    Средние затраты на одну строповку:

                (60 x 3) : 23,81 = 7,56 чел.-мин.

Так как коэффициент перехода на главный измеритель равен 1, то средние затраты на строповку 1 павильона соответственно равны 7,56 чел.-мин.

Элемент "б". Подъем и перемещение павильона

Измеритель - 1 павильон

┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐
│       Наименование показателей       │    N замеров    │ Итого │
│                                      ├─────┬─────┬─────┤       │
│                                      │  1  │  2  │  3  │       │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Затраты времени в чел.-мин.           │  2  │  2  │  2  │   6   │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Объем выполненной продукции           │  1  │  1  │  1  │   3   │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Количество продукции, приходящейся на │ 30  │ 30  │ 30  │  90   │
│60 чел.-мин.                          │     │     │     │       │
└──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘

Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., отсутствует, поэтому ряд принимается для расчета нормы.

Средние затраты на один павильон:

                  (60 x 3) : 90 = 2,0 чел.-мин.

Так как коэффициент перехода на главный измеритель равен 1, то средние затраты на 1 павильон соответственно равны 2,0 чел.-мин.

4. Установка и выверка павильона

Измеритель - 1 павильон

┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐
│       Наименование показателей       │    N замеров    │ Итого │
│                                      ├─────┬─────┬─────┤       │
│                                      │  1  │  2  │  3  │       │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Затраты времени в чел.-мин.           │30   │36   │36   │102    │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Объем выполненной продукции           │ 1   │ 1   │ 1   │  3    │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Количество продукции, приходящейся на │ 2,0 │ 1,67│ 1,67│  5,34 │
│60 чел.-мин.                          │     │     │     │       │
└──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘

Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:

                       (2,0 - 1,67)
                       ------------ = 0,2.
                           1,67

    Размер отклонений  в  ряду  значений  допустимый,  поэтому ряд
принимается для расчета нормы.
    Средние затраты на один павильон:

                 (60 x 3) : 5,34 = 33,7 чел.-мин.

Так как коэффициент перехода на главный измеритель равен 1, то средние затраты на установку и выверку 1 павильона соответственно равны 33,7 чел.-мин.

5. Установка анкерных болтов

Измеритель - 1 болт

┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐
│       Наименование показателей       │    N замеров    │ Итого │
│                                      ├─────┬─────┬─────┤       │
│                                      │  1  │  2  │  3  │       │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Затраты времени в чел.-мин.           │28   │32   │28   │ 88    │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Объем выполненной продукции           │16   │16   │16   │ 48    │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Количество продукции, приходящейся на │34,28│30,0 │34,28│ 98,56 │
│60 чел.-мин.                          │     │     │     │       │
└──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘

Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:

                      (34,28 - 30,0)
                      -------------- = 0,14.
                           30,0

    Размер отклонений  в  ряду  значений  допустимый,  поэтому ряд
принимается для расчета нормы.
    Средние затраты на один болт равны:

                (60 x 3) : 98,56 = 1,83 чел.-мин.

    Коэффициент перехода   на   главный  измеритель  разновидности
равен:

                           48 : 3 = 16.

    Тогда средние затраты на главный измеритель равны:

                    1,83 x 16 = 29,3 чел.-мин.

6. Приведение автокрана в транспортное положение

Измеритель - 1 автокран

┌──────────────────────────────────────┬─────────────────┬───────┐
│       Наименование показателей       │    N замеров    │ Итого │
│                                      ├─────┬─────┬─────┤       │
│                                      │  1  │  2  │  3  │       │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Затраты времени в чел.-мин.           │19   │17   │17   │ 53    │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Объем выполненной продукции           │ 1   │ 1   │ 1   │  3    │
├──────────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼───────┤
│Количество продукции, приходящейся на │ 3,16│ 3,53│ 3,53│ 10,22 │
│60 чел.-мин.                          │     │     │     │       │
└──────────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴───────┘

Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:

                      (3,53 - 3,16)
                      ------------- = 0,12.
                          3,16

    Размер отклонений в  ряду  значений  допустимый,  поэтому  ряд
принимается для расчета нормы.
    Средние затраты на один автокран:

                (60 x 3) : 10,22 = 17,6 чел.-мин.

Так как коэффициент перехода на главный измеритель равен 1, то средние затраты на 1 автокран соответственно равны 17,6 чел.-мин.

7. Бетонирование опорных частей павильона

Измеритель - 1 бетонирование

┌────────────────────────────────────┬───────────────────┬───────┐
│      Наименование показателей      │     N замеров     │ Итого │
│                                    ├──────┬─────┬──────┤       │
│                                    │  1   │  2  │  3   │       │
├────────────────────────────────────┼──────┼─────┼──────┼───────┤
│Затраты времени в чел.-мин.         │48    │44   │48    │140    │
├────────────────────────────────────┼──────┼─────┼──────┼───────┤
│Объем выполненной продукции         │ 0,15 │ 0,15│ 0,15 │  0,45 │
├────────────────────────────────────┼──────┼─────┼──────┼───────┤
│Количество продукции, приходящейся  │ 0,187│ 0,20│ 0,187│  0,574│
│на 60 чел.-мин.                     │      │     │      │       │
└────────────────────────────────────┴──────┴─────┴──────┴───────┘

Расхождение значений количества продукции, приходящейся на 60 чел.-мин., равно:

                      (0,20 - 0,187)
                      -------------- = 0,07.
                          0,187

    Размер отклонений  в  ряду  значений  допустимый,  поэтому ряд
принимается для расчета нормы.
    Средние затраты на одно бетонирование равны:

                (60 x 3) : 0,574 = 313,6 чел.-мин.

    Коэффициент перехода на главный измеритель равен:

                         0,45 : 3 = 0,15.

    Средние затраты на 1 павильон соответственно равны:

                   313,6 x 0,15 = 47 чел.-мин.

Синтез норм

Главный измеритель процесса - 1 павильон

┌───┬──────────────────────┬──────────┬────────┬────────┬────────┐
│ N │     Наименование     │Измеритель│Элемент-│Коэффи- │Проекти-│
│п/п│      элементов       │ элемента │ные за- │циент   │руемые  │
│   │                      │          │траты на│перехода│затраты │
│   │                      │          │измери- │к глав- │времени │
│   │                      │          │тель    │ному из-│на глав-│
│   │                      │          │элемента│мерителю│ный из- │
│   │                      │          │        │        │меритель│
├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 1 │          2           │    3     │   4    │   5    │   6    │
├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│1. │Приведение автокрана в│1 приведе-│  16    │   1    │  16    │
│   │рабочее положение     │ние       │        │        │        │
├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│2. │Разгрузка бетонной    │1 куб. м  │ 204,5  │   0,15 │  30,7  │
│   │смеси                 │          │        │        │        │
├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│3. │Перемещение павильона:│          │        │        │        │
│   │а) строповка          │1 стропов-│   7,6  │   1    │   7,6  │
│   │                      │ка        │        │        │        │
│   │б) подъем и перемеще- │1 павильон│   2    │   1    │   2    │
│   │ние                   │          │        │        │        │
├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│4. │Установка и выверка   │1 павильон│  33,7  │   1    │  33,7  │
│   │павильона             │          │        │        │        │
├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│5. │Установка анкерных    │1 болт    │   1,83 │  16    │  29,3  │
│   │болтов                │          │        │        │        │
├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│6. │Приведение автокрана в│1 приведе-│  17,6  │   1    │  17,6  │
│   │транспортное положение│ние       │        │        │        │
├───┼──────────────────────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│7. │Бетонирование опор    │1 бетони- │  47    │   1    │  47    │
│   │                      │рование   │        │        │        │
├───┼──────────────────────┴──────────┴────────┴────────┼────────┤
│   │Итого оперативной работы                           │ 183,9  │
└───┴───────────────────────────────────────────────────┴────────┘

Проектирование затрат времени
на подготовительно-заключительную работу

По данным нормативных наблюдений фактические затраты времени на подготовительно-заключительную работу составили 13,09% от нормируемых затрат. Проектную величину ПЗР принимаем равной 4% в соответствии с "Нормативами на подготовительно-заключительную работу и отдых при проектировании норм труда в строительстве".

Проектирование затрат на технологические перерывы: по данным нормативных наблюдений фактические затраты времени на технологические перерывы составили 17,45% от нормируемых затрат. Технологические перерывы возникают при выполнении операции подъема и перемещения павильона к месту установки. В этой операции не участвуют все рабочие, кроме машиниста автокрана. Технологические перерывы возникают у машиниста автокрана во время выполнения операции бетонирования опор, так как привести автокран в транспортное положение он успел в течение предыдущей операции по установке анкерных болтов, выполняемой монтажниками конструкций.

Проектирование затрат на отдых и личные надобности

В наблюдаемом процессе затрат времени на отдых и личные надобности не было, поэтому нормативную величину принимаем в соответствии с "Нормативами на подготовительно-заключительную работу и отдых при проектировании норм труда в строительстве" равной 10% от нормируемых затрат. Но при наличии технологических перерывов, которые рабочие могли бы частично использовать для отдыха, эту величину уменьшаем на половину величины технологических перерывов, но так, чтобы затраты на отдых и личные надобности не оказались менее 5%.

В результате принимаем на этот вид затрат величину равной 5% от нормируемых затрат.

Полная норма времени на главный измеритель (1 павильон) с учетом времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности и технологические перерывы составляет:

                       183,9 x 100
        Нвр. = ---------------------------- = 4,16 чел.-ч.
               [100 - (4 + 17,45 + 5)] x 60

Округляем до 4,2 чел.-ч.

Проектирование состава звена рабочих

Рациональный количественный состав звена определяем по наблюдениям и принимаем равным 6 рабочим. Для определения квалификации рабочих запроектированные затраты времени оперативной работы группируем по исполнителям с учетом разрядов работ по действующему "Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах".

┌───┬──────────────────────┬───────────────────────────────┬─────┐
│ N │Наименование элементов│Сумма затрат времени на единицу│Итого│
│п/п│      процесса        │ главного измерителя процесса, │за-  │
│   │                      │приходящаяся на соответствующий│трат │
│   │                      │     разряд работ по ТКС:      │     │
│   │                      ├─────┬────┬─────┬────┬────┬────┤     │
│   │                      │  I  │ II │ III │ IV │ V  │ VI │     │
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│ 1 │          2           │  3  │ 4  │  5  │ 6  │ 7  │ 8  │  9  │
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│1. │Приведение автокрана в│     │ 3  │     │ 3  │    │ 10 │ 16  │
│   │рабочее положение     │     │    │     │    │    │    │     │
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│2. │Разгрузка бетонной    │     │30,7│     │    │    │    │ 30,7│
│   │смеси                 │     │    │     │    │    │    │     │
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│3. │Строповка             │     │ 7,6│     │    │    │    │  7,6│
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│4. │Подъем и перемещение  │     │    │     │ 2  │    │    │  2  │
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│5. │Установка и выверка   │     │ 5,6│16,8 │11,3│    │    │ 33,7│
│   │павильона             │     │    │     │    │    │    │     │
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│6. │Установка анкерных    │     │    │29,3 │    │    │    │ 29,3│
│   │болтов                │     │    │     │    │    │    │     │
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│7. │Приведение автокрана в│     │ 4,3│     │ 4,3│    │ 9  │ 17,6│
│   │транспортное положение│     │    │     │    │    │    │     │
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│8. │Бетонирование опор    │     │    │47   │    │    │    │ 47  │
├───┼──────────────────────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│   │Итого оперативной     │     │51,2│93,1 │20,6│    │ 19 │183,9│
│   │работы, чел.-мин./%   │     │----│---- │----│    │----│-----│
│   │                      │     │27,9│50,6 │11,2│    │10,3│ 100 │
└───┴──────────────────────┴─────┴────┴─────┴────┴────┴────┴─────┘

Таким образом, проектируем следующий состав звена рабочих:

    Машинист крана автомобильного              6 разр. - 1
    Бетонщики                                  3 разр. - 1
                                               2 разр. - 1
    Монтажники по монтажу стальных             4 разр. - 1
    и железобетонных конструкций               3 разр. - 1
                                               2 разр. - 1.

Часовые тарифные ставки на год проведения нормативного исследования составили:

6 разр. - (4524,0 x 12) : 1992 = 27,25 руб.;

4 разр. - (3438,24 x 12) : 1992 = 20,71 руб.;

3 разр. - (3076,32 x 12) : 1992 = 18,53 руб.;

2 разр. - (2352,48 x 12) : 1992 = 14,17 руб., где:

4524, 3438,24, 3076,32, 2352,48 - месячные тарифные ставки соответствующих разрядов в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству на 2002 - 2004 годы;

12 - число месяцев в году;

1992 - годовой баланс рабочего времени (в часах) при 40-часовой рабочей неделе, установленный на 2003 год.

Средняя часовая ставка будет равна:

    1 x 27,25 + 1 x 20,71 + 2 x 18,53 + 2 x 14,17
    --------------------------------------------- = 18,90 руб.
                          6

    Расценка на монтаж одного павильона составит:

                     18,90 x 4,2 = 79,38 руб.

Заключение

Монтаж павильона является не охваченным действующими нормами, едиными и временными нормами, поэтому запроектированные нормы приняты без сравнения.

    Составил:                                     Проверил: