I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (далее соответственно - программа, СТИ), предназначена для организации теоретической, тренажерной и практической подготовки работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ.
2. Программа разработана в соответствии с требованиями статьи 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 566), а также с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 212 "Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33979).
3. Целью программы является подготовка работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств (далее соответственно - ОТИ, ТС) по видам транспорта.
4. Программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.
5. В результате изучения программы обучающийся должен знать:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;
перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;
основы информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности;
порядок категорирования ОТИ;
порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации;
порядок разработки и содержание плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, подлежащих категорированию, и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспорта ОТИ, не подлежащих категорированию, и (или) ТС (далее соответственно - план, паспорт);
требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта;
особенности реализации требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;
порядок подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;
порядок аккредитации подразделений транспортной безопасности, требования к ним, их полномочия и ответственность;
особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.
6. По результатам освоения программы обучающийся должен уметь:
разрабатывать внутренние организационно-распорядительные акты в области обеспечения транспортной безопасности;
осуществлять контроль за разработкой и представлением на утверждение в компетентный орган по обеспечению транспортной безопасности плана, паспорта;
осуществлять контроль за реализацией плана, паспорта;
осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти, об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность транспортного комплекса;
осуществлять контроль за подготовкой и аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности;
разрабатывать мероприятия по совершенствованию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС с учетом угроз совершенствования АНВ.
7. Программа определяет минимальный объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник, назначенный в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в СТИ.
В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства образовательная организация вправе:
при разработке программы увеличивать количество включенных в нее академических часов;
самостоятельно определять соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные дисциплины (модули).
8. Образовательный процесс в образовательной организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется образовательной организацией.
Срок освоения программы должен составлять не менее 40 академических часов.
Продолжительность учебной недели - 5 учебных дней в соответствии с расписанием занятий на неделю.
Продолжительность учебного дня при теоретической подготовке - 8 академических часов.
Для всех видов аудиторных занятий 1 академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
9. Формы подготовки: очная, очно-заочная, заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации программы.
10. Кандидатами на обучение по программе являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.