VII. Требования к действиям СПАСОП при тушении пожара и проведении АСР на ВС, связанных с тушением пожара
VII. Требования к действиям СПАСОП при тушении пожара
и проведении АСР на ВС, связанных с тушением пожара
106. Основная задача СПАСОП заключается в локализации пожара с целью создания условий для эвакуации пассажиров и экипажа, находящихся на борту ВС.
107. РТП должен корректировать, при необходимости, маршрут движения ПА и определять подъезд к месту авиационного события для их расстановки. При расстановке ПА на месте авиационного события РТП должен руководствоваться следующим:
приближаться к месту авиационного события, избегая езды по любым обломкам ВС и наблюдая, в том числе, за эвакуацией находящихся на борту пассажиров и экипажа, разбросом обломков, разливом топлива;
в процессе движения и приближения к аварийному ВС на ПА должны быть подготовлены к работе средства подачи ОТВ;
учитывать рельеф местности и уклоны поверхности земли, а также направление ветра перед подъездом к месту авиационного события. Размещать транспортные средства на подъемах и с наветренной стороны, чтобы избежать попадания в разливающееся топливо и газы;
запрещается блокировать зоны въезда и выезда, которые потребуется использовать транспортным средствам при тушении пожара и проведении АСР;
первоначальную расстановку транспортных средств осуществлять так, чтобы обеспечивать защиту пассажиров и экипажа от опасных факторов пожара при их эвакуации из аварийного ВС;
транспортные средства следует располагать таким образом, чтобы можно было изменить их положение в случае повторного возгорания;
расстановку ПА осуществлять так, чтобы при подаче ОТВ из лафетных стволов ПА обеспечивалось покрытие максимальной части фюзеляжа ВС;
ПА следует размещать таким образом, чтобы под воздействием ветра не происходило разрушение пенной струи.
108. При приближении (прибытии) к месту авиационного события РТП:
проводит разведку пожара и оценку обстановки (место и размеры пожара на момент прибытия, расположение основных очагов пожара относительно фюзеляжа, положение и состояние фюзеляжа, наличие в нем разломов, наличие истекающего в очаг авиатоплива, возможные пути распространения пожара и направление ветра, наличие людей в горящем ВС и возможность их немедленной эвакуации);
выбирает направление, на котором использование имеющихся сил и средств на момент принятия решения обеспечивает наиболее эффективные условия для локализации пожара с целью создания условий для эвакуации пассажиров и экипажа, находящихся на борту ВС;
определяет расстановку ПА и ставит задачу личному составу аварийно-спасательного подразделения по тушению пожара путем подачи ОТВ из лафетного(ых) ствола(ов) ПА с максимально возможной производительностью;
сообщает диспетчеру СПАСОП информацию о прибытии к месту авиационного события, обстановке на месте авиационного события и начале тушения пожара;
анализирует информацию, полученную от экипажа ВС, пассажиров и других лиц на месте авиационного события;
уточняет сведения о завершении эвакуации людей из аварийного ВС, а также о возможных местах нахождения в аварийном ВС людей и их состоянии;
сообщает диспетчеру СПАСОП информацию о предпринимаемых мерах, достаточности сил и средств на месте авиационного события, о необходимости вызова дополнительных сил и средств.
109. При определении решающего направления РТП должен руководствоваться следующим:
а) пожаром охвачена большая часть фюзеляжа, на борту ВС имеется реальная угроза жизни пассажирам и экипажу, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна. В этом случае силы и средства аварийно-спасательного подразделения направляются на тушение пожара ВС с целью создания условий, терпимых для находящихся внутри людей, а также вскрытия дверей и люков на ВС для эвакуации людей и тушения возможных очагов пожара в салонах и отсеках ВС;
б) пожаром охвачена часть фюзеляжа и часть выходов аварийного ВС, на борту ВС имеется реальная угроза жизни пассажирам и экипажу, при этом идет эвакуация через открытые выходы с использованием штатных средств эвакуации. В этом случае силы и средства направляются на тушение пожара ВС с целью, создания условий, терпимых для находящихся внутри людей, и защиты путей эвакуации, а также вскрытия дверей и люков на ВС для создания дополнительных путей эвакуации людей и тушения возможных очагов пожара в салонах и отсеках ВС;
в) пожаром охвачена часть фюзеляжа, на борту ВС имеется реальная угроза жизни пассажирам и экипажу, при этом идет эвакуация через все открытые выходы с использованием штатных средств эвакуации. В этом случае силы и средства направляются на тушение пожара ВС с целью защиты путей эвакуации и сохранения целостности фюзеляжа ВС;
г) пожаром охвачена часть ВС (в том числе пожар двигателя, пожар шасси), на борту ВС отсутствует реальная угроза жизни пассажирам и экипажу, при этом идет эвакуация через все открытые выходы с использованием штатных средств эвакуации. В этом случае силы и средства направляются на тушение пожара ВС с целью защиты путей эвакуации, предотвращения распространения пожара и ликвидации угрозы взрыва.
110. При ликвидации горения аварийно-спасательным подразделением СПАСОП должны проводиться действия, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов при пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара ОТВ.
Для ограничения развития пожара на ВС и его ликвидации должны проводится своевременное сосредоточение и ввод в действие требуемого количества сил и средств, а также организация бесперебойной подачи ОТВ.
При пожаре на ВС способами прекращения горения являются охлаждение зоны горения ОТВ или посредством перемешивания горючего, разбавление горючего или окислителя (воздуха) ОТВ, изоляция горючего от зоны горения огнетушащими веществами.
Выбор подаваемого ОТВ определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной задачей, применяемым способом прекращения горения.
Количество и расход (суммарная производительность подачи) подаваемых ОТВ, необходимых для выполнения основной задачи, обусловливаются особенностями развития пожара и организации его тушения, тактическими возможностями аварийно-спасательного подразделения СПАСОП, тактико-техническими характеристиками используемых техники и оборудования.
При работе с пожарными стволами осуществляется первоочередная подача ОТВ на решающем направлении, обеспечивается подача ОТВ непосредственно в очаг пожара с соблюдением правил охраны труда, осуществляется охлаждение конструкции ВС с целью сохранения целостности фюзеляжа, создания условий, терпимых для находящихся на борту ВС пассажиров и экипажа, защиты путей эвакуации и ограничения развития горения.
Запрещается прекращать подачу ОТВ и оставлять позицию без соответствующего разрешения РТП.
111. Тушение пожаров на ВС должно проводиться в соответствии с Оперативным планом тушения пожаров на ВС, требования к содержанию которого указаны в приложении N 4 к настоящим Правилам.
Оперативный план должен быть согласован с дополнительными силами, привлекаемыми к тушению пожаров и проведению АСР, и утвержден оператором аэродрома.
112. При тушении пожара на ВС в условиях недостатка основных ОТВ предпринимаются меры по использованию дополнительных ОТВ, организации подачи ОТВ только на решающем направлении, подвозу воды, проведению организованной заправки ПА ОТВ.
113. При тушении пожара на ВС в условиях низких температур воздуха (-10 °C и ниже) должны осуществляться следующие меры:
предотвращение образования наледей на путях эвакуации людей и движения личного состава аварийно-спасательного подразделения;
исключение случаев излишнего пролива ОТВ;
ограничение использования перекрывных стволов и стволов-распылителей;
защита соединительных головок рукавных линий подручными средствами, в том числе снегом;
прокладка сухих резервных рукавных линий;
исключение случаев выключения пожарных насосов ПА.
114. При тушении пожара на ВС в условиях ветра, скорость которого свыше 10,8 м/с, должны предусматриваться следующие меры:
тушение мощными струями;
создание резерва сил и средств для тушения новых очагов пожара;
наблюдение за развитием пожара с подветренной стороны;
обеспечение возможности маневра (передислокации, отступления) силами и средствами в случае внезапного изменения обстановки, при изменении направления ветра.
115. Пожар на ВС считается локализованным, если одновременно выполнены следующие условия: отсутствует или предотвращена угроза пассажирам и экипажу, предотвращена возможность дальнейшего распространения горения, созданы условия для ликвидации пожара имеющимися силами и средствами.
Открытое горение считается ликвидированным, если одновременно выполнены следующие условия: в очаге (очагах) пожара визуально не наблюдается диффузионный факел пламени, пожар характеризуется догоранием (тлением) горючих материалов.
Пожар на ВС считается ликвидированным, если одновременно выполнены следующие условия: прекращено горение, исключены условия для самопроизвольного возникновения горения.
116. После локализации основного очага пожара и создания условий для эвакуации пассажиров и экипажа, находящихся на борту ВС, аварийно-спасательным подразделением СПАСОП выполняются следующие задачи:
а) вход звеньев ГДЗС внутрь ВС;
б) передача на борт ВС противопожарного оборудования, способного тушить или охлаждать материалы отделки и кабинного оборудования, которые могут загореться;
в) передача на борт ВС осветительного оборудования.
117. Проникновение на борт ВС личным составом аварийно-спасательного подразделения осуществляется:
а) через открытые выходы ВС после прекращения эвакуации людей;
б) путем вскрытия закрытых выходов, к которым обеспечен безопасный доступ;
в) через разломы в фюзеляже ВС;
г) через проемы, специально проделанные в обшивке фюзеляжа.
Проникновение на борт аварийного ВС, на котором имеются признаки пожара или задымления в салоне или существует риск возникновения пожара внутри фюзеляжа, должно проводится вместе с подачей ручных пожарных стволов с рукавами, подключенными для немедленной подачи ОТВ.
118. Личный состав аварийно-спасательного подразделения, поднимающийся на борт аварийного ВС при проведении АСР, не зависимо от наличия пожара или задымления, должен иметь пригодные к немедленному использованию СИЗОД и включенное связное оборудование.
119. Тушение пожара и проведение АСР в СИЗОД осуществляются в соответствии Правилами проведения АСР при тушении пожаров с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.