МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 июля 2024 г. N 227
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, а также на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 3 июня 2024 г. N 198 "О структуре центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте правового обеспечения и законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 марта 2021 г. N 91 "Об утверждении Положения о Департаменте правового обеспечения и законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации".
Министр
Р.В.СТАРОВОЙТ
Утверждено
приказом Минтранса России
от 4 июля 2024 г. N 227
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает нормативно-правовую деятельность в сфере транспорта, в том числе координирует деятельность структурных подразделений Министерства по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, осуществляет их правовую и антикоррупционную экспертизы (за исключением актов в сферах имущественных и земельных отношений, а также государственно-частного партнерства и корпоративного управления) и мониторинг хода их разработки, правовое обеспечение международной деятельности Министерства, защиту прав и законных интересов Министерства и Правительства Российской Федерации в судебных органах, рассмотрение нормативных актов, издаваемых Министерством, и иных проектов документов, проведение правовой экспертизы которых предусмотрено актами Министерства и (или) по поручению Министра транспорта Российской Федерации (далее - Министр), статс-секретаря - заместителя Министра (далее - статс-секретарь).
1.2. Координация деятельности Департамента и контроль за его деятельностью осуществляются статс-секретарем.
1.3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.
1.4. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству федеральной службой и федеральными агентствами, организациями, со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.
II. Задачи Департамента
2.1. Основными задачами Департамента являются:
2.1.1. Организация, координация и правовое обеспечение законотворческой и иной нормотворческой деятельности Министерства в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации.
2.1.2. Правовое обеспечение международной деятельности Министерства.
2.1.3. Организация правового обеспечения и координация правовой деятельности Министерства.
III. Функции Департамента
3.1. В соответствии с возложенными основными задачами Департамент осуществляет следующие функции:
3.1.1. В целях организации, координации и правового обеспечения законотворческой и иной нормотворческой деятельности Министерства в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации:
3.1.1.1. Осуществляет регламентацию законотворческой и иной нормотворческой деятельности в Министерстве.
3.1.1.2. Осуществляет правовую экспертизу проектов федеральных законов и иных проектов нормативных правовых актов, проектов актов Правительства Российской Федерации, Министерства, не имеющих нормативного характера, проектов иных документов (за исключением актов в сферах имущественных и земельных отношений, а также государственно-частного партнерства и корпоративного управления).
3.1.1.3. Осуществляет антикоррупционную экспертизу федеральных законов, иных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (за исключением актов в сферах имущественных и земельных отношений, а также государственно-частного партнерства и корпоративного управления).
3.1.1.4. Координирует работу по мониторингу правоприменения в Российской Федерации в соответствии с планом мониторинга, включая предложения о необходимости принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
3.1.1.5. Принимает участие в подготовке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, проектов актов Правительства Российской Федерации, не имеющих нормативного характера (за исключением актов в сферах имущественных и земельных отношений, а также государственно-частного партнерства и корпоративного управления), разъясняет структурным подразделениям Министерства порядок подготовки указанных проектов и осуществляет контроль за соблюдением регламентных процедур и проверку их соблюдения при рассмотрении проектов актов при их внесении в Правительство Российской Федерации.
3.1.1.6. Принимает участие в подготовке проектов ведомственных нормативных правовых актов (за исключением актов в сферах имущественных и земельных отношений, а также государственно-частного партнерства и корпоративного управления), разъясняет структурным подразделениям Министерства порядок подготовки указанных проектов и осуществляет контроль за соблюдением регламентных процедур и проверку их соблюдения при рассмотрении проектов актов при их направлении на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3.1.1.7. Принимает участие в подготовке проектов ведомственных актов, не имеющих нормативного характера, разъясняет структурным подразделениям Министерства порядок подготовки указанных проектов (за исключением актов в сферах имущественных и земельных отношений, а также государственно-частного партнерства и корпоративного управления).
3.1.1.8. Осуществляет рассмотрение проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, а также их подготовку по поручению Министра, статс-секретаря, заместителей Министра (за исключением проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов в сферах имущественных и земельных отношений, а также государственно-частного партнерства и корпоративного управления).
3.1.1.9. Взаимодействует по вопросам законопроектной и иной нормотворческой деятельности с подведомственными Министерству федеральной службой и федеральными агентствами, другими федеральными органами исполнительной власти и организациями, полномочными представителями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации.
3.1.1.10. Обобщает предложения структурных подразделений Министерства в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и обеспечивает их направление в Министерство юстиции Российской Федерации, координирует взаимодействие с Аппаратом Правительства Российской Федерации при подготовке указанного плана.
3.1.1.11. Формирует во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства План законопроектной деятельности Министерства и План нормотворческой деятельности Министерства, обеспечивает их утверждение, контроль за ходом их исполнения, а также их актуализацию.
3.1.1.12. Осуществляет организацию систематизации информации во взаимодействии с департаментами-разработчиками о ходе подготовки актов, разрабатываемых во исполнение Планов, указанных в пункте 3.1.1.11 настоящего Положения, в том числе на этапах рассмотрения в Аппарате Правительства Российской Федерации, комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания Российской Федерации, Министерстве экономического развития Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, и ежедневно представляет указанную информацию руководству Министерства.
3.1.1.13. Еженедельно осуществляет подготовку информации к оперативному совещанию для руководства Министерства о статусе работы над актами, контрольный срок внесения в Правительство Российской Федерации и направления на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации которых установлен в информационной системе мониторинга реализации ключевых задач Аппарата Правительства Российской Федерации и ведомств (дашборд).
3.1.1.14. Осуществляет координацию подготовки материалов к еженедельным заседаниям Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
3.1.1.15. Осуществляет правовой анализ актов, издаваемых федеральной службой и федеральными агентствами, находящимися в ведении Министерства, при необходимости направляет доклад о результатах статс-секретарю или Министру.
3.1.1.16. Координирует работу по разработке общеотраслевых нормативных правовых актов, в том числе в сфере контрольной (надзорной), разрешительной деятельности в области транспорта, в сфере государственных закупок, антимонопольного законодательства.
3.1.1.17. Участвует в проведении согласительных совещаний по проектам нормативных правовых актов, поправок Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, по поручению Министра, статс-секретаря, заместителей Министра.
3.1.1.18. Осуществляет обеспечение деятельности Координационного совета по законотворческой деятельности Министерства.
3.1.1.19. Систематизирует нормативные правовые и локальные нормативные акты Министерства, обеспечивает поддержание в актуализированном состоянии информационно-правовых баз данных в соответствии с заключенными договорами об информационно-правовом сотрудничестве.
3.1.1.20. Осуществляет координацию деятельности в Министерстве по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР.
3.1.2. В целях правового обеспечения международной деятельности Министерства:
3.1.2.1. Осуществляет правовую экспертизу международных договоров, проектов международных договоров и проектов международных актов, не являющихся международными договорами.
3.1.2.2. Совместно со структурными подразделениями Министерства, подведомственными федеральной службой и федеральными агентствами осуществляет разработку проектов международных договоров и международных актов, не являющихся международными договорами, в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.2.3. Осуществляет правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов по вопросам о заключении, присоединении к международным договорам, внесении в них изменений, приостановлении или прекращении действия международных договоров.
3.1.2.4. Осуществляет правовую экспертизу проектов соглашений о внешнеэкономическом сотрудничестве субъектов Российской Федерации.
3.1.2.5. Осуществляет правовую экспертизу проектов полномочий должностных лиц на подписание в установленных случаях международных документов в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.2.6. Осуществляет правовую экспертизу проектов документов международных организаций по вопросам транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.2.7. Принимает участие в установленном порядке в работе международных организаций и созданных ими органов, а также в переговорах по вопросам международного сотрудничества в сфере транспортного комплекса и обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.3. В целях организации правового обеспечения и координации правовой деятельности Министерства:
3.1.3.1. Осуществляет регламентацию порядка выдачи доверенностей на представление интересов Министерства в судебных органах и иных организациях и порядка организации судебной работы.
3.1.3.2. Осуществляет правовую экспертизу проектов доверенностей на представление интересов Министерства в судебных органах и иных организациях, а также регистрацию, учет и хранение выданных Министерством доверенностей.
3.1.3.3. Осуществляет правовую экспертизу локальных нормативных и организационно-распорядительных актов Министерства (за исключением актов в сферах имущественных и земельных отношений, а также государственно-частного партнерства и корпоративного управления).
3.1.3.4. Осуществляет правовую экспертизу гражданско-правовых договоров и соглашений, заключаемых Министерством.
3.1.3.5. Осуществляет рассмотрение направляемых в Департамент материалов к заседаниям наблюдательных советов, председателями которых являются Министр или заместители Министра, в части вопросов соблюдения законодательства о закупках.
3.1.3.6. Осуществляет рассмотрение направляемых в Департамент материалов в целях согласования крупных сделок, совершаемых подведомственными Министерству организациями.
3.1.3.7. Представляет во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства интересы и обеспечивает защиту прав и законных интересов Министерства и Правительства Российской Федерации (на основании соответствующего поручения) при рассмотрении в судебных и иных органах государственной власти дел по вопросам транспортного комплекса, обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.3.8. Участвует в обеспечении защиты прав и законных интересов Министерства в ходе исполнения судебных решений.
3.1.3.9. Обеспечивает проведение анализа правоприменительной практики подведомственными Министерству федеральной службой и федеральными агентствами, формирует предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере транспортного комплекса, обустройства государственной границы Российской Федерации.
3.1.3.10. Представляет статс-секретарю обобщенные сведения о судебных делах с участием представителей Министерства.
3.1.3.11. Обеспечивает подготовку ответов на запросы судебных и иных органов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, и принимает участие в подготовке проектов указанных документов, осуществляемой структурными подразделениями Министерства.
3.1.3.12. Осуществляет подготовку и направление в Министерство финансов Российской Федерации информации о функциях (полномочиях) Министерства в реестре функций (полномочий) федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении этих федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в порядке, установленном организационно-распорядительным актом Министерства.
3.1.3.13. Участвует в деятельности контрактной службы Министерства.
3.1.3.14. Готовит совместно со структурными подразделениями Министерства предложения о совершенствовании законодательства в сфере закупок по результатам проведенного анализа практики применения законодательства в указанной сфере и участвует в разработке проектов нормативных правовых и локальных нормативных актов Министерства.
3.1.3.15. Готовит запросы в Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство и Федеральную антимонопольную службу о разъяснении положений законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок, антимонопольного законодательства.
3.1.3.16. Участвует в рассмотрении запросов и обращений по вопросам, связанным с соблюдением законодательства в сфере закупок, антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса, в пределах установленной компетенции.
3.1.3.17. Осуществляет рассмотрение направляемых в Департамент банковских гарантий, предоставляемых в обеспечение обязательств, по государственным контрактам, заключаемым Министерством.
3.1.3.18. Участвует в проведении служебных проверок, а также ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.
3.1.3.19. Осуществляет функции уполномоченного подразделения по ведению и контролю за исполнением в Министерстве системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
3.1.3.20. Осуществляет мероприятия по исполнению комплекса мер антимонопольного комплаенса в порядке, установленном нормативным актом Министерства.
3.1.4. Принимает участие в совещаниях, отдельных заседаниях рабочих групп, и иных мероприятиях, в повестку которых включены правовые вопросы, отнесенные к компетенции Департамента, в том числе по поручению Министра или заместителей Министра.
3.1.5. Организовывает проведение совещаний по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
3.1.6. Готовит справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, совещаниях, семинарах и в иных мероприятиях.
3.1.7. Осуществляет по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, своевременное рассмотрение обращений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации, комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, граждан и организаций.
3.1.8. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
3.1.9. Принимает участие в пределах компетенции Департамента в мобилизационной подготовке Министерства.
3.1.10. Запрашивает в установленном порядке информацию, справки и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент функций, у структурных подразделений Министерства, подведомственных ему организаций, федеральной службы и федеральных агентств, а также у органов и организаций, подведомственных указанным федеральной службе и федеральным агентствам.
3.1.11. Обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра и заместителей Министра.
3.1.12. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и заместителей Министра.
IV. Руководство Департамента
4.1. Руководство деятельностью Департамента осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства, подписанным Министром или лицом, исполняющим его обязанности.
4.2. Директор Департамента:
4.2.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, а также за состояние исполнительской дисциплины.
4.2.2. Представляет Министру и заместителям Министра предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.3. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности Департамента, служебном распорядке, административных и должностных регламентах.
4.2.4. Участвует в проводимых Министром и заместителями Министра совещаниях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.5. Участвует в деятельности межведомственных рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.6. Участвует в заседаниях коллегиальных органов, в состав которых входит Министерство.
4.2.7. Направляет работников Департамента для участия в деятельности межведомственных рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
4.2.8. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, визирует указанные проекты и заключения на них.
4.2.9. Визирует и подписывает проекты служебных документов.
4.2.10. Распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение.
4.2.11. Утверждает положения об отделах Департамента.
4.2.12. Представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности работников Департамента, графике их отпусков, о повышении квалификации, переподготовке и стажировке, поощрении работников и наложении на них взысканий, об установлении надбавок отдельным категориям работников Департамента.
4.2.13. Представляет в случае проведения аттестации мотивированный отзыв об исполнении работником должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов.
4.2.14. Требует от работника Департамента представления объяснений в письменной форме, в том числе для решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания.
4.2.15. Дает поручения работникам Департамента.
4.2.16. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и статс-секретаря, осуществляющего координацию деятельности Департамента и контроль за деятельностью Департамента.
4.3. Заместители директора Департамента подписывают документы (письма и служебные записки) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по решению Министра.