МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 апреля 2024 г. N 148

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ДВИЖЕНИЯ И СТОЯНКИ СУДОВ В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ БАССЕЙНЕ
ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, абзацем первым пункта 1 и подпунктом 5.2.11(9) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила движения и стоянки судов в Беломорско-Онежском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.

Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ

Утверждены
приказом Минтранса России
от 27 апреля 2024 г. N 148

ПРАВИЛА
ДВИЖЕНИЯ И СТОЯНКИ СУДОВ В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ БАССЕЙНЕ
ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Толкаемые и буксируемые составы судов должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, допускается при наличии плана обеспечения безопасности плавания состава в рейсе <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 36 Правил буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 (зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2021 г., регистрационный N 64328). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 данный акт действует до 1 января 2027 г.

В типовых схемах формирования составов, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, перегрузочные механизмы приравниваются:

плавкран грузоподъемностью 25 тонн - к барже грузоподъемностью 3000 тонн;

плавкран грузоподъемностью 16 тонн - к барже грузоподъемностью 2800 тонн;

плавкран грузоподъемностью 5 тонн - к барже грузоподъемностью 1000 тонн.

2. Ограничения по движению судов на отдельных участках Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Беломорско-Онежского бассейна) приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.

3. Судоводители, следующие по Онежскому озеру, должны вести предварительную и исполнительную прокладку курса судна с использованием актуальных навигационных карт и атласов.

4. Суда, следующие по Беломорско-Балтийскому каналу, должны иметь на борту исправно действующую установку ультракоротковолновой радиосвязи (далее - УКВ-радиосвязь), позволяющей установить радиосвязь с диспетчерами шлюзов и судами на участках с односторонним движением.

5. На ВВП Беломорско-Онежского бассейна установлены участки обязательного диспетчерского регулирования движения судов в следующих границах:

1) Онежское озеро с впадающей рекой Водла (0 - 28 км);

2) Беломорско-Балтийский канал (1114 - 1334,4 км).

6. На Онежском озере, за исключением Кижских шхер, проливов, бухт и подходов к причалам, действует кардинальная система навигационного оборудования, на остальной части ВВП Беломорско-Онежского бассейна действует латеральная система навигационного оборудования.

На участках с латеральной системой ограждения направление условного течения считается:

1) в Кижских шхерах, в Никольском проливе - с севера на юг;

2) в проливах и бухтах - от меньшего бассейна к большему;

3) у причалов - от причала в сторону транзитного судового хода;

4) в Беломорско-Балтийском канале, включая главный судовой ход Выгозера, - из Онежского озера в Белое море (от шлюза N 1 к шлюзу N 19).

7. На Беломорско-Балтийском канале не допускается самостоятельное шлюзование судов и плавучих объектов, использующих в качестве движителей паруса и весла.

Прохождение шлюзов судами и плавучими объектами, использующими в качестве движителей паруса и весла, допускается в сопровождении буксирующего судна (судов) посредством одного из методов буксировки (на тросе, методом толкания, под бортом либо комбинацией данных методов). Экипажи буксируемых маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов, не задействованные в швартовных операциях, во время шлюзования должны находиться на борту буксирующего судна (судов).

8. Не допускается шлюзование судов и плавучих объектов, имеющих надувные конструкции корпуса вне зависимости от количества и типа установленных на них движителей.

9. В случае совместного шлюзования маломерных судов с иными судами (составами) маломерные суда должны ожидать разрешения диспетчера на заход в камеру шлюза за пределами границ шлюза, не создавая помех для движения судов (составов), следующих на шлюзование <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 24 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.

10. В южной части Онежского озера на участке судового хода от буя "Куликовский" (942,2 км) до буя "Вытегорский" (895,0 км) судоходство должно осуществляться по системе разделения движения <3> (далее - СРД), состоящей из трех частей:

--------------------------------

<3> Пункт 102 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 19 (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2018 г., регистрационный N 50283), с изменением, внесенным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. N 50 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2019 г., регистрационный N 54757).

1) часть I СРД включает в себя две полосы движения, разделенные зонами, ось которых соединяет точки 938,4 км и 935,3 км, 930,3 км и 902,5 км (ширина зон разделения - 926 м, ширина полос движения по обе стороны зон разделения - 1111 м каждая, ось направления движения - 54,3° - 234,3°);

2) часть II СРД включает район кругового движения против часовой стрелки вокруг зоны диаметром 2037 м с центром в точке 901,0 км на оси судового хода (ширина полосы кругового движения - 3148 м). В центре района кругового движения должен быть выставлен светящийся буй;

3) часть III СРД включает две полосы движения, разделенные зоной, ось которой соединяет точки 899,5 км и 895,0 км (ширина полос движения по обе стороны зоны разделения 240 - 759 м, направление движения - 114° и 314°).

11. К районам повышенной опасности для судоходства относятся места схождения судовых ходов на участках 941,3 - 938,4 км и 935,3 - 930,3 км.

12. Заявка на разводку однопролетного железнодорожного моста, высота которого в наведенном положении - 12,2 м от проектного уровня и ширина судового хода в пролете - 36 м, на 1330,6 км Беломорско-Балтийского канала должна подаваться судоводителем посредством УКВ-радиосвязи диспетчеру администрации бассейна внутренних водных путей (далее - АБВВП) не менее чем за 24 часа до прохода судна и уточняться судоводителем посредством УКВ-радиосвязи за 12 часов до подхода судна.

Разводка наплавных мостов в областных, краевых и республиканских центрах осуществляется в соответствии с расписанием, а при его отсутствии - по запросу судоводителя в диспетчерский пункт собственника наплавного моста по УКВ-радиосвязи.

13. В ожидании разводки железнодорожного моста на 1330,6 км Беломорско-Балтийского канала при следовании вниз по разрешению диспетчера шлюза <4> допускается стоянка одного судна у причалов в нижнем подходном канале шлюза N 18, одного судна у нижних пал шлюза N 18 и одного судна в камере шлюза N 18.

--------------------------------

<4> Пункт 17 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.

14. При движении вверх в разводку железнодорожного моста на 1330,6 км Беломорско-Балтийского канала разрешается пропуск не более двух судов водоизмещением 2000 тонн и более, при котором одно судно заходит в шлюз N 18, второе судно швартуется у причалов в нижнем подходном канале шлюза N 18.

15. Допускается транзитный пропуск судов через шлюзы Беломорско-Балтийского канала со следующими габаритами: длина - не более 135 м, ширина - не более 14,1 м, осадка - не более 3,75 м.

16. Суда, имеющие габаритные размеры, превышающие по ширине 13,5 м, длине 128 м и максимальной осадкой 3,6 м и не превышающие габариты, указанные в пункте 15 настоящих Правил, допускаются к транзитному пропуску через шлюзы Беломорско-Балтийского канала по согласованию с АБВВП <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 39 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.

17. Суда и плавучие объекты, осуществляющие движение по Беломорско-Балтийскому каналу, должны становиться на якорь при обеспечении возможности безопасного прохода других судов и составов, следующих в пределах судового хода, учитывая силу ветра и течение водного объекта.

Приложение N 1
к Правилам движения и стоянки судов
в Беломорско-Онежском бассейне
внутренних водных путей
Российской Федерации, утвержденных
приказом Министерства транспорта
Российской Федерации
от 27 апреля 2024 г. N 148

ТИПОВЫЕ СХЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВОВ

N
Участок
Минимально допустимая мощность буксира (толкача),
кВт
Максимальная грузоподъемность буксируемых судов и плавучих объектов, тонн
Типовые схемы формирования состава
Применяемые обозначения:
- буксир (толкач)
- плавкран
- буксируемый (толкаемый) объект
1
Открытая часть Онежского озера
440
2500
588
4500
1029
5000
220
Плавкран
грузоподъемностью до 25 тонн
1031
5100
2
Уя губа - Петрозаводск
165
1440
165
720, плавкран грузоподъемностью до 25 тонн
3
Беломорско-Балтийский канал
588
2500
Носовой буксир - 165
Кормовой буксир - 110
1000
Носовой буксир - 330
Кормовой буксир - 100
Плавкран грузоподъемностью до 5 тонн
4
Выгозеро
588
2500
330
720, плавкран грузоподъемностью до 5 тонн
2000
330
5
Река Водла
440
2500
440
2500
165
1000
165
Плавкран грузоподъемностью до 5 тонн
440
Плавкран грузоподъемностью до 5 тонн
6
Заход с озера в реку Водла до рейда Шалы и обратно
588
3000
588
2500
588
2500
7
Выгозеро - шлюз N 9
588
2000

Приложение N 2
к Правилам движения и стоянки судов
в Беломорско-Онежском бассейне
внутренних водных путей
Российской Федерации, утвержденных
приказом Министерства транспорта
Российской Федерации
от 27 апреля 2024 г. N 148

ОГРАНИЧЕНИЯ
ПО ДВИЖЕНИЮ СУДОВ НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО
БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N
Участок водного пути (км)
Ограничения
Нижняя граница
Верхняя граница
Беломорско-Балтийский канал
1.
Шлюз N 1
1114,5
Расхождение и обгон судов запрещены
2.
Шлюз N 7
Шлюз N 1
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч
3.
Шлюз N 4
Шлюз N 1
При ветрах силой более 8 м/с запрещено расхождение трехпалубных и более пассажирских теплоходов с судами и составами, за исключением маломерных судов
Судам с осадкой более 3 м запрещено приближаться к берегу на расстоянии менее 15 м
4.
1121,4
1120,1
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
5.
1126,5
1125,0
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
6.
1140,0
1138,6
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
7.
1146,9
1140,3
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч, обгон запрещен, расстояние между судами и составами должно составлять не менее 1 км
8.
1146,3
1140,6
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
9.
1147,3
1147,0
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
10.
1148,4
1147,8
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
11.
1157,2
1155,3
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
12.
1159,2
1158,4
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
13.
1160,6
1159,6
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
14.
1180,0
1179,0
Судам водоизмещением 2000 т и более в районе острова Шовик необходимо следовать малым ходом
15.
Шлюз N 10
1243,5
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч, расхождение и обгон составов и судов водоизмещением 2000 т и более запрещены
16.
1247,1
Шлюз N 10
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
17.
1253,1
1251,6
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
18.
1263,2
1256,6
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
19.
Шлюз N 12
1288,0
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
20.
Шлюз N 13
Шлюз N 12
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч, обгон судов и составов запрещены, судам с осадкой более 3 м приближаться к берегу на расстояние менее 15 м запрещено
21.
Шлюз N 13
1292,3
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
22.
1296,2
Шлюз N 13
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
23.
Шлюз N 15
Шлюз N 14
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч, расхождение и обгон судов и составов запрещены
24.
Шлюз N 16
1324,8
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
25.
1328,7
Шлюз N 16
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
26.
Шлюз N 17
Шлюз N 16
При ветрах силой более 8 м/с запрещено расхождение трехпалубных и более пассажирских теплоходов с судами и составами, за исключением маломерных судов
27.
Шлюз N 18
1329,3
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
28.
1332,4
Шлюз N 18
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
29.
Шлюз N 19
1333,7
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
30.
Шлюз N 19
Шлюз N 18
Разрешается движение со скоростью, не превышающей 8 км/ч
31.
Шлюз N 1
Шлюз N 19
Суда, следующие под парусом, не должны затруднять движение судов, следующих в пределах судового хода
Онежское озеро
32.
Кижские шхеры
Движение судов под парусом запрещено, скорость движения туристических судов не должна превышать 16 км/ч, на участке Лонгасский пролив - северная оконечность острова Ковыльник скорость всех водоизмещающих судов не должна превышать 14 км/ч
33.
Бар реки Водла
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
34.
Заход в Пиндуши и Пергубу
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
35.
В проливах Липовско-Заячий, Лонгасский и Челмужский
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
35.1
На створе Лонгасский между островами Карельский и Ковыльник
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
35.2
На створе Котнаволокский между буями красным N 4 и белым N 3
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
35.3
На створе Коневский между островами Ям и Орож
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
река Водла
36.
28,0
27,0
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
37.
28,0
18,3
Разрешается движение со скоростью не превышающей 10 км/ч,
запрещается обгон и расхождение судов и составов
38.
23,3
22,8
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
39.
18,3
16,9
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
40.
15,6
15,1
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
41.
13,9
12,8
Обгон и расхождение судов, за исключением маломерных судов, запрещены
42.
9,0
0
Разрешается движение судов со скоростью, не превышающей 10 км/ч
43.
10,0
9,5
Расхождение и обгон судов и составов запрещены
44.
1,0
0
В устьевой части и далее на протяжении 600 м по створу Шальский расхождение и обгон судов и составов запрещены