МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 апреля 2024 г. N 116

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЖИВОТНЫХ), ВВОЗИМЫХ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В КОНТЕЙНЕРАХ С ТЕРРИТОРИИ КИТАЙСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА
ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАХАЛИНО
И ПОГРАНИЧНЫЙ В ЦЕЛЯХ ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВЫВОЗА ЗА ПРЕДЕЛЫ
ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОК,
ВОСТОЧНЫЙ, ЗАРУБИНО, НАХОДКА И ПОСЬЕТ

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2017 г. N 732 "Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Приморском крае, для прибытия в Российскую Федерацию отдельной категории товаров, ввозимых с территории Китайской Народной Республики" приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Технологическую схему перемещения товаров (за исключением животных), ввозимых в Российскую Федерацию в контейнерах с территории Китайской Народной Республики через железнодорожные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации Махалино и Пограничный в целях их последующего вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза через морские пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 464 "Об утверждении Технологической схемы перемещения товаров, за исключением животных, ввозимых в Российскую Федерацию, в контейнерах с территории Китайской Народной Республики через железнодорожные пункты пропуска государственной границы Российской Федерации Махалино и Пограничный с целью их последующего вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза через морские пункты пропуска государственной границы Российской Федерации Зарубино, Посьет, Владивосток, Восточный и Находка" (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2017 г., регистрационный N 49073).

Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ

Утверждена
приказом Минтранса России
от 8 апреля 2024 г. N 116

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЖИВОТНЫХ), ВВОЗИМЫХ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В КОНТЕЙНЕРАХ С ТЕРРИТОРИИ КИТАЙСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА
ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАХАЛИНО
И ПОГРАНИЧНЫЙ В ЦЕЛЯХ ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВЫВОЗА ЗА ПРЕДЕЛЫ
ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОК,
ВОСТОЧНЫЙ, ЗАРУБИНО, НАХОДКА И ПОСЬЕТ

I. Общие положения

1. Технологическая схема перемещения товаров (за исключением животных), ввозимых в Российскую Федерацию в контейнерах с территории Китайской Народной Республики через железнодорожные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации Махалино и Пограничный в целях их последующего вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза через морские пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет (далее соответственно - Технологическая схема, пункт пропуска), применяется при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Китайской Народной Республики товаров (за исключением животных) железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе в составе контейнерного поезда (далее - грузовой поезд), в контейнерах с обязательным применением механических запорно-пломбировочных устройств с уникальными номерами и прочностью, выдерживающих динамические нагрузки при железнодорожной перевозке и обеспечивающих высокую степень сохранности товаров и контроля за отсутствием несанкционированного доступа к ним (далее - пломбы).

2. В составе грузового поезда, который следует из Китайской Народной Республики, в соответствии с Технологической схемой могут перемещаться только товары в контейнерах (за исключением животных), предназначенные для убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) через морские пункты пропуска Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет, являющиеся местами прибытия в соответствии с Технологической схемой (далее - товары).

Технологическая схема не применяется в отношении грузовых поездов, в состав которых включены грузовые вагоны без погруженных на них контейнеров с товарами, в том числе порожние грузовые вагоны, а также вагоны с порожними контейнерами.

3. Охрана товаров в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или другими организациями, за исключением обеспечиваемых грузоотправителями или грузополучателями охраны и сопровождения грузов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" либо договором <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

4. Места прибытия товаров в соответствии с Технологической схемой:

морские пункты пропуска Зарубино, Владивосток, Восточный, Находка и Посьет - для товаров, следующих из железнодорожного пункта пропуска Махалино (железнодорожная станция Камышовая);

морские пункты пропуска Владивосток, Восточный, Зарубино, Посьет и Находка - для товаров, следующих из железнодорожного пункта пропуска Пограничный (железнодорожная станция Сосновая Падь).

5. При перемещении товаров от государственной границы Российской Федерации по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования до предъявления таможенному органу Российской Федерации в месте прибытия в соответствии с Технологической схемой не допускается изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

6. Охрана вагонов с контейнерами от момента их сдачи перевозчиком в припортовой железнодорожной станции осуществляется грузополучателем (уполномоченным им лицом).

7. Формирование грузового поезда, следующего с территории Китайской Народной Республики, до полносоставного грузового поезда для перемещения товаров до мест прибытия в соответствии с Технологической схемой осуществляется перевозчиком на территории Российской Федерации согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. N 250 <2>:

--------------------------------

<2> Зарегистрирован Минюстом России 20 июля 2022 г., регистрационный N 69324. В соответствии с пунктом 3 приказа Минтранса России от 23 июня 2022 г. N 250 данный акт действует до 1 августа 2028 г.

при следовании через железнодорожный пункт пропуска Пограничный - на железнодорожной станции Гродеково или Уссурийск;

при следовании через железнодорожный пункт пропуска Махалино - на железнодорожной станции Камышовая или Гвоздево.

С момента прибытия на железнодорожную станцию назначения вагоны с контейнерами размещаются в месте прибытия в зависимости от технических и технологических особенностей железнодорожной станции и морского порта.

8. Действия по формированию (расформированию) грузового поезда, помимо указанных в пункте 7 Технологической схемы, в пути следования товаров до мест прибытия в соответствии с Технологической схемой не производятся, за исключением случаев возникновения неисправностей железнодорожного подвижного состава, угрожающих безопасности движения железнодорожного транспорта, а также случаев расформирования поезда на припортовой станции, примыкающей к морскому порту, с целью подачи вагонов на железнодорожные пути морского порта по частям.

В случае отцепки вагонов с контейнерами, указанных в передаточной ведомости, перевозчик незамедлительно информирует таможенный орган, расположенный в месте прибытия, о причинах (обстоятельствах) отцепки вагонов и о месте нахождения товаров с представлением документов, в том числе акта общей формы <3>. В указанном случае перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности перемещаемых товаров.

--------------------------------

<3> Приложение 2 к Служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г., с изменениями и дополнениями на 1 июля 2021 г. (официальный сайт Организации Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД) http://osjd.org). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 14 февраля 1992 г.); Постановлением Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" (Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 12 декабря 1991 г.).

Доставка ранее отцепленных вагонов (контейнеров), указанных в передаточной ведомости, осуществляется после устранения причин, указанных в акте общей формы, направленном перевозчиком в таможенный орган, расположенный в месте прибытия.

9. Таможенный, пограничный и иные виды государственного контроля проводятся в местах прибытия товаров, а также в железнодорожных пунктах пропуска Махалино и Пограничный при въезде в Российскую Федерацию грузового поезда.

Перевозчик обязан уведомить о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС таможенный орган, которым будут совершаться таможенные операции, связанные с прибытием товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <4>.

--------------------------------

<4> Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 12 апреля 2017 г. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, ратифицированным Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Договор вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2018 г.) (далее - Таможенный кодекс ЕАЭС).

После передачи перевозчиком вагонов с контейнерами грузополучателю, находящемуся в морском порту, перевозчик информирует таможенный орган места прибытия о дате и времени передачи товаров, наименовании и контактной информации грузополучателя.

Выполнение последующих таможенных операций осуществляется в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 88 Таможенного кодекса ЕАЭС.

II. Технологическая схема перемещения товаров
через железнодорожный пункт пропуска Пограничный в морские
пункты пропуска Владивосток, Восточный, Зарубино,
Находка и Посьет

10. С территории Китайской Народной Республики в морские пункты пропуска Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет грузовой поезд следует через государственную границу Российской Федерации на железнодорожную станцию Сосновая Падь.

11. Перевозчик представляет в таможенный орган Российской Федерации в месте прибытия предварительную информацию, состав и сроки представления которой установлены Порядком представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 апреля 2018 г. N 57 <5> (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 20 апреля 2018 г.).

--------------------------------

<5> С изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 июля 2018 г. N 124 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 3 августа 2018 г.), от 20 октября 2020 г. N 128 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 23 октября 2020 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором Евразийском экономическом союзе, ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Договор вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.).

12. При поступлении грузового поезда на железнодорожную станцию Сосновая Падь:

1) перевозчик передает должностному лицу таможенного органа транспортные (перевозочные), товаросопроводительные документы и передаточную ведомость;

2) должностные лица таможенных и пограничных органов с привлечением представителя перевозчика осуществляют осмотр (таможенный осмотр) грузового поезда (в том числе контейнеров) на сохранность пломб и соответствие грузового поезда перевозочным документам (далее - осмотр).

В ходе осмотра должностное лицо таможенного органа:

устанавливает факт наличия вагонов (контейнеров), сведения о которых указаны в передаточной ведомости;

проверяет наличие, сохранность и целостность пломб на контейнерах путем визуального осмотра.

13. В случае нарушения сохранности, целостности либо отсутствия на контейнерах пломб должностное лицо таможенного органа уведомляет об этом работника железнодорожной станции и представителя перевозчика, и перевозчик осуществляет следующие действия:

составляет акт общей формы, фиксирующий нарушение сохранности, целостности либо отсутствие пломб, с приложением материалов фотофиксации, подтверждающих нарушение сохранности, целостности либо отсутствие пломб;

производит пломбирование контейнеров, на которых выявлено нарушение сохранности, целостности либо отсутствие пломб;

вносит дополнения в передаточную ведомость и транспортную железнодорожную накладную, представляемые перевозчиком в месте въезда, в части указания номеров вновь наложенных пломб. Указанные дополнения заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа.

14. После проведения осмотра, а также завершения опломбирования контейнеров в случаях и порядке, указанных в пункте 13 Технологической схемы, должностное лицо таможенного органа:

оформляет результаты проведенного таможенного осмотра в соответствии с положениями статьи 327 Таможенного кодекса ЕАЭС;

изготавливает копию передаточной ведомости и возвращает транспортные (перевозочные), товаросопроводительные документы и передаточную ведомость с отметкой таможенного органа, предусмотренной абзацем четвертым пункта 13 Технологической схемы, работнику железнодорожной станции или перевозчику;

направляет посредством электронной почты копию передаточной ведомости с отметкой таможенного органа на таможенный пост, расположенный в месте прибытия.

Пограничный, а при необходимости санитарно-карантинный контроль в отношении членов локомотивной бригады и лиц, сопровождающих грузовой поезд, а также таможенный контроль в отношении их ручной клади осуществляется должностными лицами государственных контрольных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации <6>, <7> и технологической схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном пункте пропуска <8>.

--------------------------------

<6> Статья 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

<7> Пункт 9 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872.

<8> Пункт 15 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872.

Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием транспортных средств международной перевозки <9> (локомотивов, железнодорожных платформ), совершаются в железнодорожном пункте пропуска Пограничный при въезде в Российскую Федерацию.

--------------------------------

<9> Статья 278 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Продолжительность обработки грузового поезда, включая осмотр, время на оформление выявленных нарушений пломб, а также контроль членов локомотивной бригады и лиц, сопровождающих грузовой поезд, и следующей с ними ручной клади, должна соответствовать времени, установленному действующей Технологической схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном пункте пропуска Пограничный <10>.

--------------------------------

<10> Пункт 15 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872.

15. После завершения мероприятий, предусмотренных пунктами 12 - 14 Технологической схемы, грузовой поезд следует на железнодорожную станцию Гродеково.

При поступлении грузового поезда на железнодорожную станцию Гродеково перевозчиком выполняются маневровые работы по расформированию и (или) формированию грузовых поездов, технические операции с грузовыми поездами (при необходимости и в соответствии с пунктами 7, 8 Технологической схемы).

Также предусматривается формирование перевозчиком полносоставного грузового поезда для следования до места прибытия.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Технологической схемы при формировании полносоставного грузового поезда не допускается включение в него вагонов (контейнеров), следующих из Китайской Народной Республики, на которые Технологическая схема не распространяется.

16. После завершения мероприятий на железнодорожной станции Гродеково, предусмотренных пунктом 15 Технологической схемы, грузовой поезд следует на железнодорожные припортовые станции к местам прибытия, указанным в пункте 4 Технологической схемы, для направления контейнеров (товаров) в морские пункты пропуска для прохождения государственного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <11>.

--------------------------------

<11> Пункт 10 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872.

Общее время следования грузового поезда от государственной границы Российской Федерации к местам прибытия, указанным в пункте 4 Технологической схемы, включая время на формирование полносоставного грузового поезда на железнодорожной станции Гродеково до совершения грузовых операций по его расформированию на припортовых станциях, не должно превышать 24 часов.

III. Технологическая схема перемещения товаров
через железнодорожный пункт пропуска Махалино в морские
пункты пропуска Владивосток, Восточный, Зарубино,
Находка и Посьет

17. С территории Китайской Народной Республики в морские пункты пропуска Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет грузовой поезд следует через государственную границу Российской Федерации на железнодорожную станцию Камышовая.

18. Перевозчик представляет в таможенный орган Российской Федерации в месте прибытия предварительную информацию, состав и сроки представления которой установлены Порядком представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 апреля 2018 г. N 57.

19. При поступлении грузового поезда на железнодорожную станцию Камышовая перевозчик и должностные лица государственных контрольных органов осуществляют действия в порядке, установленном пунктами 12 - 14 Технологической схемы.

При поступлении грузового поезда на железнодорожную станцию Камышовая перевозчиком выполняются маневровые работы по расформированию и (или) формированию грузовых поездов, технические операции с грузовыми поездами (при необходимости и в соответствии с пунктами 7, 8 Технологической схемы).

Также предусматривается формирование перевозчиком полносоставного грузового поезда для следования до места прибытия.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Технологической схемы при формировании полносоставного грузового поезда не допускается включение в него вагонов (контейнеров), следующих из Китайской Народной Республики, на которые Технологическая схема не распространяется.

После завершения мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, грузовой поезд с железнодорожной станции Камышовая следует на железнодорожные припортовые станции к местам прибытия, указанным в пункте 4 Технологической схемы, для направления товаров в морские пункты пропуска для прохождения государственного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <12>.

--------------------------------

<12> Пункт 9 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872.

20. Общее время следования грузового поезда от государственной границы Российской Федерации к местам прибытия, указанным в пункте 4 Технологической схемы, включая время на формирование полносоставного грузового поезда на железнодорожной станции Махалино до совершения грузовых операций по его расформированию на припортовых станциях, не должно превышать:

12 часов в направлении морских пунктов пропуска Зарубино и Посьет;

24 часов в направлении морского пункта пропуска Владивосток;

36 часов в направлении морских пунктов пропуска Восточный и Находка.