V. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОГНЕВЫХ РАБОТ ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ, ТОПЛИВНЫХ И МАСЛЯНЫХ ЦИСТЕРН, ТРУБОПРОВОДОВ И АРМАТУРЫ
V. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОГНЕВЫХ РАБОТ ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ,
ТОПЛИВНЫХ И МАСЛЯНЫХ ЦИСТЕРН, ТРУБОПРОВОДОВ И АРМАТУРЫ
30. Грузовые танки, трубопроводы к ним, коффердамы и другие помещения грузовой зоны нефтеналивных судов, а также емкости из-под нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и менее, независимо от места проведения и характера огневых работ, другие цистерны, внутри которых будут проводиться огневые работы, должны быть зачищены с удалением твердых остатков и дегазированы в соответствии с действующими технологическими инструкциями.
31. Смежные цистерны и цистерны, на которых огневые работы будут проводиться только на наружных поверхностях, могут быть зачищены и дегазированы либо заполнены инертными газами до снижения концентрации кислорода в объеме ниже 8% при инертизации двуокисью углерода и до 6,5% - при инертизации азотом и дымовыми газами, либо заполнены водой при условии, что ее уровень в цистерне будет выше места проведения огневых работ на 0,8 м.
32. Все прочие (неремонтируемые) топливные и масляные цистерны должны быть закрыты таким образом, чтобы не допустить их случайного открывания или задействования. Трубопроводы, связанные с топливными и масляными цистернами, должны быть изолированы закрытыми клапанами и заглушками.
33. Подготовку топливной арматуры и трубопроводов необходимо осуществлять в комплексе с их цистернами зачисткой и дегазацией при открытых клапанах и заглушках или путем заполнения инертным газом до норм, указанных в п. 31, или водой.
Участки топливных и масляных трубопроводов, на которых планируется проведение огневых работ, необходимо отсоединить от остальных частей трубопровода, демонтировать и по всей длине полностью очистить от остатков горючих жидкостей и нефтепродуктов.
34. Инертный газ, используемый для инертизации топливных цистерн и трубопроводов, должен содержать кислорода не более 5% по объему и иметь температуру не более 65 °С.
Для инертизации должны применяться специальные станции, позволяющие подавать требуемое количество инертного газа и оборудованные приборами газового контроля. Использование для целей инертизации судовой системы углекислотного тушения пожара не допускается.
Возможность использования для целей инертизации судовых систем инертных газов при производстве огневых работ судоремонтным предприятием должна устанавливаться договором (контрактом).
35. Контроль за пожаровзрывоопасным состоянием атмосферы зачищенных и дегазированных танков и цистерн должен осуществляться по концентрации углеводородных газов, в инертизированных цистернах - по концентрации кислорода, в цистернах, заполненных водой - по уровню воды.
36. Результаты контроля зачистки, дегазации и инертизации должны быть занесены в справку-заявку (Приложение 2) и заверены подписью уполномоченного должностного лица (химического подразделения) судоремонтного предприятия.
Заполнение цистерн водой удостоверяется подписью капитана судна или уполномоченного им лица из числа командного состава судна.
37. Подготовка огневых работ на наружной стороне корпуса нефтяного танкера (в том числе с постановкой в док), когда характер повреждения не требует зачистки остатков нефтепродуктов, производится заполнением инертными газами:
- на судах с остатками нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и менее - всех грузовых, балластных и сухих отсеков, коффердамов и систем трубопроводов;
- на судах с остатками нефтепродуктов с температурой вспышки выше 60 °С - грузовых отсеков и смежных с ними, в районе которых намечено проведение огневых работ.
При инертизации судна с остатками нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и менее при заполнении его отсеков инертными газами до требуемой нормы запрещается принимать на него детали и материалы, а также переносить трубопроводы, шланги и инструмент, при ударах которых может произойти искрообразование.
38. Подготовка огневых работ на корпусе нефтяного танкера, получившего повреждения с попаданием нефтепродуктов в междудонное и межбортовое пространство, устанавливается в каждом конкретном случае отдельным технологическим проектом, согласованным с судовладельцем.
39. Справка-заявка с отметками, удостоверяющими выполнение подготовительных работ, служит основанием для выдачи наряда-допуска на производство огневых работ на судне.