I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

- огневые работы - производственные операции, связанные с применением открытого огня, искрообразованием или нагреванием деталей (элементов конструкций) до температур, способных вызвать воспламенение веществ, материалов и конструкций (сварка, резка, пайка с использованием энергии электрической дуги, газового пламени и плазменной дуги, нагрев конструкций, оборудования и коммуникаций электронагревателями, паяльными лампами, газовыми и жидкостными горелками, механическая обработка металла с образованием искр);

- пожарная безопасность - состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;

- негорючий материал - материал, который при нагревании до 750 °С не горит и не выделяет горючих газов в количестве, достаточном для их самовоспламенения;

- горючий материал - любой материал, не являющийся негорючим;

- смежные помещения - помещения, имеющие с данным общую ограничивающую поверхность (переборки, палубы, днища);

- грузовая зона - часть судна, в которой находятся грузовые трюмы, сливные цистерны и грузовые насосные отделения, включая: насосные отделения, коффердамы, помещения для балласта и пустые пространства, примыкающие к грузовым танкам, а также участки палубы по всей длине и ширине судна над указанными помещениями;

- нижний предел воспламенения (НПВ) - концентрация углеводородного газа в воздухе, ниже которой невозможно поддержание и распространение процесса горения (для газовых смесей, образующихся от выделения углеводородного газа нефтепродуктами в воздушную атмосферу судовых помещений, принимается равной 1% от содержания в воздухе по объему);

- инертный газ - газ или смесь газов, содержащая кислород в количестве, недостаточном для поддержания горения углеводородов;

- инертное состояние - состояние, при котором содержание кислорода в атмосфере танка не превышает 8% по объему;

- дегазация - подача в помещение достаточного количества свежего воздуха для снижения уровня содержания воспламеняющегося, токсичного или инертного газа и создания условий для входа в помещение и производства в нем работ в соответствии с санитарными нормами и правилами охраны труда.

2. На судах, стоящих у причалов, огневые работы должны выполняться силами береговых предприятий на основе договоров (контрактов) с судовладельцами на выполнение ремонта судов.

Огневые работы на судах, стоящих у причалов, находящихся в зоне ответственности капитанов портов и их ведении, огневые работы могут выполняться только после получения судоремонтным предприятием письменного разрешения капитана порта на их проведение в объеме, предусмотренном контрактом предприятия и судовладельца на выполнение ремонтных работ.

На судах, стоящих у причалов порта, в тех случаях, когда объем и характер ремонтных (в т.ч. огневых) работ не требует привлечения береговых судоремонтных предприятий, огневые работы могут выполняться силами экипажа под руководством старшего механика судна по наряду-допуску, утвержденному капитаном судна и согласованному представителем пожарной охраны, уполномоченным капитаном порта.

3. При определении места проведения огневых работ необходимо предусмотреть их перенос из опасных в пожарном отношении мест судна на берег в специально оборудованные для этих целей постоянные места (участки цехов, мастерских и открытые площадки, специальные судовые помещения для электрогазосварочных работ) или открытую палубу судна, где образованы выносные сварочные посты, оборудованные по технической документации, согласованной инспекцией Российского морского регистра судоходства и утвержденной в установленном порядке.

Все остальные места проведения огневых работ на судне относятся к категории временных и для реализации мер по обеспечению пожарной безопасности при организации их подготовки к проведению работ сопровождаются указанием расположения и ограничивающего пространства помещений (шпангоутов, переборок, палуб и др.) согласно схеме (плану) противопожарной защиты ремонтируемого судна.

4. На наливных судах (нефтеналивные, газовозы, химовозы, комбинированные суда при перевозке нефти наливом) огневые работы на временных местах допускается проводить только после зачистки и дегазации всех грузовых танков, трубопроводов, коффердамов, насосных и других помещений судна, связанных с обращением груза, и контроля и обеспечения безопасного состояния газовой среды в них.

На недегазированных наливных судах огневые работы допускается проводить только в специальных помещениях для электрогазосварочных работ.

5. Организационные мероприятия для проведения огневых работ, выполняемые руководителем судоремонтного предприятия и капитаном судна и издаваемые ими распорядительные документы, должны предусматривать:

- назначение лиц, ответственных за подготовку и проведение огневых работ, выполнение мер пожарной безопасности, оформление и выдачу наряда-допуска на проведение этих работ;

- квалификационные требования к лицам, допускаемым к производству огневых работ, и наличию у них соответствующих документов;

- санитарное и метрологическое обеспечение выполнения работ в соответствии с требованиями стандартов и правил по охране труда;

- прохождение пожарно-технического минимума лицами, ответственными за проведение огневых работ и исполнителями работ.

6. При организации выносных постов для проведения огневых работ на причалах и береговых открытых площадках должны быть выполнены требования безопасности, устанавливаемые капитанами морских портов и органами Государственной противопожарной службы МЧС России.

7. Возможность использования судовых энергетических установок для производства огневых работ судоремонтным предприятием и работы, требующие совместного участия и взаимодействия судового экипажа и судоремонтного предприятия при их подготовке и проведении с использованием судовых технических средств, должны устанавливаться договорами (контрактами).