МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 11 июня 2014 г. N 4.02-375
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 13
С наступлением весенне-летнего периода увеличивается интенсивность полетов воздушных судов АОН и, как следствие, число авиационных происшествий и нарушений порядка использования воздушного пространства воздушными судами АОН.
В течение 5 месяцев 2014 года с воздушными судами АОН произошло 9 авиационных происшествий. Три из них произошли при выполнении полетов на воздушных судах зарегистрированных, но при отсутствии сертификата летной годности. Кроме того, 9 авиационных происшествий произошло с незарегистрированными воздушными судами и, соответственно, не имеющими сертификат летной годности. Кроме того, в течение 2014 года произошло 1 авиационное происшествие с воздушным судном эксплуатанта, имеющего сертификат на право выполнения авиационных работ.
Происшедшие в течение 5 месяцев 2014 года авиационные происшествия и серьезные инциденты с воздушными судами АОН и эксплуатантов, имеющих сертификат только на выполнение авиационных работ, произошли вследствие:
- столкновения с препятствиями (ЛЭП, деревья, здания) при выполнении полетов на малой высоте;
- потери управляемости в полете (из-за нарушения ограничений РЛЭ при выполнении фигур сложного и высшего пилотажа; ошибки в пилотировании, приводившие к превышению ограничений по крену и углу атаки (скорости) при выполнении маневрирования на малой высоте);
- потери пространственной ориентировки;
- отказа двигателя.
Обстоятельства авиационных происшествий с воздушными судами АОН и воздушными судами эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения авиационных работ, приведены в Приложении к настоящей информации.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до старших авиационных начальников посадочных площадок, эксплуатантов и частных владельцев ВС АОН, руководителей авиационных учебных центров.
1.2. Обратить внимание специалистов территориального органа на необходимость постоянного взаимодействия с подразделениями полиции, прокуратуры и ФСБ России в части оперативного предоставления информации и выделения сил, необходимых для решения задач выявления и пресечения незаконных полетов воздушных судов гражданской авиации и незарегистрированных воздушных судов.
1.3. Продолжать работу по использованию местных средств массовой информации с целью пропаганды соблюдения установленных требований воздушного законодательства в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности.
1.4. Во взаимодействии с территориальными подразделениями УГАН НОТБ Ространснадзора и правоохранительными органами принимать соответствующие меры реагирования по авиационным событиям и результатам инспекционного контроля деятельности юридических и физических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.
1.5. До 01.07.2014 организовать и провести со старшими авиационными начальниками посадочных площадок, эксплуатантами и частными владельцами ВС АОН, руководителями авиационных учебных центров (занимающихся подготовкой пилотов-любителей) и центров по сертификации экземпляров ВС АОН кустовые совещания по безопасности полетов, в ходе которых рассмотреть основные ошибки и нарушения в летной и технической эксплуатации ВС, приводившие к авиационным происшествиям с ВС АОН, а также выявляемые комиссиями по расследованию недостатки при сертификации ВС АОН. Обратить внимание на условия и порядок организации выполнения полетов в воздушном пространстве класса C и G.
2. Рекомендовать эксплуатантам ВС АОН, эксплуатантам, имеющим сертификат на право выполнения авиационных работ, частным владельцам ВС АОН:
2.1. Обратить внимание на административную и уголовную ответственность пилотов за нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации при организации и выполнении полетов;
2.2. С целью обеспечения эффективности поисково-спасательных работ не пренебрегать, при выполнении полетов в воздушном пространстве класса G, возможностью уведомлять органы ОВД о маршруте полета, предполагаемых местах посадок и времени стоянки на них;
2.3. Максимально объективно оценивать собственные навыки выполнения полетов с учетом фактических и прогнозируемых погодных условий, времени суток и предполагаемых мест посадок.
3. Об исполнении доложить в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации до 07.07.0214.
Заместитель Руководителя
О.Г.СТОРЧЕВОЙ
Приложение
к письму Росавиации
от 11 июня 2014 г. N 4.02-375
АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ АОН
В ЯНВАРЕ - МАЕ 2014 ГОДА
N п/п
|
Дата события и место события
|
Тип и бортовой номер воздушного судна
|
Классификация события
|
Обстоятельства/причина события
|
Зарегистрированные воздушные суда
|
||||
1
|
26.03.2014
Калининградская область, р-н нп Тельманово
|
C-2 "СИНТАЛ"
RA-1224G
|
Катастрофа
|
По показаниям очевидцев, пилот выполнял на самолете фигуры пилотажа, похожие на "бочку", на малой высоте. В процессе выполнения фигуры пилотажа самолет столкнулся с земной поверхностью. В результате АП самолет разрушен, пилот и пассажир погибли
|
2
|
30.03.2014
Удмуртская Республика, а/д Пирогово
|
NG-4
RA-1269G
|
Катастрофа
|
По предварительной информации, КВС с пассажиром на борту выполнял 7-ой полет летной смены. При выполнении резкого правого маневра самолет сорвался в штопор, для выхода из которого не хватило высоты полета.
В результате авиационного происшествия находившиеся на борту пилот и пассажир погибли
|
3
|
30.04.2014
р-н нп Инта
|
R-44II
RA-06217
|
Катастрофа
|
Пилот вертолета не имел свидетельства пилота, полет выполнялся без уведомления и связи с органами ОВД. Вертолет был обнаружен полностью разрушенным, пилот погиб
|
4
|
03.05.2014
р-н н. Чкаловск
|
Прочие легкие ВС
RA-1360G
|
Авария
|
Выполнялся полет с целью катания пассажиров (семья из 3-х человек) на тепловом аэростате серии AT 104, модель 80TA.
По предварительной информации, в процессе выполнения посадки при столкновении гондолы аэростата с земной поверхностью произошло ее опрокидывание на бок, и возникла утечка газа. При дальнейшем движении гондолы по земле с пассажирами на борту произошло воспламенение газа. Пассажиры и пилот самостоятельно покинули гондолу.
Аэростат, вследствие подогрева воздуха в оболочке из-за продолжающегося пожара, отделился от земли и продолжил полет, через 2 км от места АП, перелетев устье реки Юг, столкнулся с проводами ЛЭП и упал на землю. Пожар, возникший при АП, полностью уничтожил аэростат
|
5
|
08.05.2014
р-н а/п Солдатская Ташла
|
DA-40 NG
RA-01726
|
Катастрофа
|
По предварительным данным, при выполнении первого ознакомительного полета в районе аэродрома на удалении 1,2 км от торца ВПП-13 самолет с углом наклона траектории 80 - 85° с опережением на левое полукрыло столкнулся с землей.
По свидетельству очевидцев, в наборе высоты с курсом взлета (в районе первого разворота) произошло сваливание самолета на крыло с последующей энергичной потерей высоты. По словам одного из очевидцев, звук работающего двигателя прекратился, и через небольшой промежуток времени раздался звук удара. Пилот-инструктор и курсант погибли
|
6
|
13.05.2014
р-н нп Рахья
|
EC-120B
RA-07232
|
Катастрофа
|
Выполнялся полет без заявки на ИВП и связи с ЗЦ ЕС ОрВД. В намеченное время вертолет на площадку назначения не прибыл. Организованными поисками вертолет был обнаружен на удалении 27 км от места взлета. Согласно крокам места АП, первое столкновение вертолета с верхушками деревьев высотой 25 - 30 м произошло на удалении 110 м от места падения вертолета. После столкновения с деревьями началось разрушение воздушного судна: сначала разрушилось остекление кабины экипажа, затем начали разрушаться лопасти НВ и конструкция фюзеляжа. Пилот и пассажир погибли
|
Незарегистрированные воздушные суда
|
||||
1
|
09.02.2014
Бердский залив, г. Новосибирск
|
Легкомоторный самолет
|
Авария
|
На льду Бердского залива находился легкомоторный самолет со сломанным шасси. Эвакуирован
|
2
|
23.02.2014
нп Олон, Приморский край
|
Ми-2
RF-00503
|
Катастрофа
|
В процессе запуска двигателей вертолета Ми-2 произошло опрокидывание вертолета на бок
|
3
|
25.03.2014
Красноярский край
|
Легкомоторный самолет
|
Авария
|
По наблюдению очевидца, в Нижнеудинске наблюдал полет самолета со стороны Красноярска над Саянами. Самолет резко снизился, развернулся в сторону Красноярска, скрылся за горами. Очевидец наблюдал черный дым
|
4
|
19.04.2014
р-н Дубовский, Ростовская область
|
Бекас
|
Катастрофа
|
Падение ВС, летчик погиб
|
5
|
14.05.2014
р-н Кузнецкий, Пензенская область
|
Легкомоторный самолет
|
Авария
|
При выполнении полета ВС зацепило линию электропередач и пилот произвел вынужденную посадку. Пилот жив
|
6
|
22.05.2014
р-н Солнечногорский, Московская область
|
Сверхлегкое ВС
|
Катастрофа
|
По сообщению очевидца на площадке Шевлино при выполнении взлета в районе первого разворота воздушное судно сорвалось в вираж и упало на землю. ВС разрушилось, пилот погиб
|
7
|
28.05.2014
р-н Архаринский, Амурская область
|
мотодельтаплан
|
Катастрофа
|
Произошло столкновение ВС с линией электропередач. Пилот погиб
|
8
|
07.06.2014
а/д Рыбинск, Ярославская область
|
легкий самолет
|
Катастрофа
|
В 11:40 с аэродрома был произведен несанкционированный взлет ВС. Самолет упал в лесополосу в 1 км южнее аэродрома и сгорел. Обнаружены два обгоревших тела
|
9
|
09.06.2014
Ростовская область
|
легкий самолет
|
Авария
|
При выполнении несанкционированного полета в районе нп Шолоховское произошло падение воздушного судна самодельного производства (конструкции). КВС сломал обе ноги, отправлен в больницу г. Белая Калитва. На земле жертв и разрушений нет
|
Воздушные суда, не имевшие сертификата летной годности
|
||||
10
|
05.02.2014
Омская область, нп Тевриз
|
Кречет
RA-1434G
|
Авария
|
Причиной аварии вертолета ЕЭВС "Кречет" RA-1434G явилось выполнение висения с нарушением установленных ограничений по расстоянию до препятствия (не менее 10 м), что привело к столкновению лопастями рулевого винта с нежилым строением и, в дальнейшем, с земной поверхностью с возникновением пожара.
Комиссия отмечает, что зарегистрированный вертолет ЕЭВС "Кречет" RA-1434G и вертолет, потерпевший авиационное происшествие, наиболее вероятно, разные воздушные суда
|
11
|
30.04.2014
|
Скай Мастер
RA-0862G
|
Катастрофа
|
Выполнялись учебно-тренировочные полеты. На борту ВС находились пилот и курсант.
При выполнении учебно-тренировочных полетов с выполнением последовательных взлетов и посадок (полеты с "конвейера"), при уходе на очередной круг произошел отказ двигателя. Самолет столкнулся с землей в районе ВПП, обучаемый пилот (курсант) погиб. По предварительным результатам расследования обнаружено загрязнение бензинового фильтра двигателя
|
12
|
02.06.2014
|
АЭРОПРАКТ 22L2
RA-0080A
|
Катастрофа
|
Полет выполнялся без уведомления органа УВД, в установленное время пилот не вышел на связь. При выполнении контрольного полета по предполагаемому маршруту самолет был обнаружен на земле. КВС и пассажир погибли
|