8. Рекомендации по организации проведения независимой технической экспертизы
8.1. В общем случае организация работ по проведению независимой технической экспертизы предусматривает выполнение следующих действий:
- подача заказчиком заявления исполнителю услуг по экспертизе (эксперту-технику или экспертной организации) о проведении независимой технической экспертизы;
- заключение договора о проведении независимой технической экспертизы между исполнителем и заказчиком услуги;
- проведение независимой технической экспертизы;
- составление экспертного заключения.
8.2. Для проведения независимой технической экспертизы страховщик или потерпевший обращается к эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора о проведении независимой технической экспертизы обязательно указываются:
- полное фирменное наименование и место нахождения страховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жительства потерпевшего - физического лица или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;
- вопросы, требующие разрешения в процессе проведения независимой технической экспертизы.
Рекомендуемая форма заявления на проведение работ по независимой технической экспертизе приведена в Приложении 7.
8.3. Проведение работ по независимой технической экспертизе осуществляется на основе договора между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком или потерпевшим. Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком или потерпевшим с учетом требований ст. 12 и 13 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Экспертная организация (эксперт-техник) обязана вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении независимой технической экспертизы. Рекомендуемая форма договора на проведение работ по независимой технической экспертизе приведена в Приложении 8. По каждому заключенному договору о проведении независимой технической экспертизы руководитель экспертной организации назначает эксперта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы.
8.4. Первым этапом независимой технической экспертизы является осмотр поврежденного транспортного средства, который проводится по месту нахождения страховщика или экспертной организации (эксперта-техника). Если характер повреждений или особенности поврежденного транспортного средства исключают его представление для осмотра в рамках проведения независимой технической экспертизы по месту нахождения страховщика или экспертной организации (эксперта-техника) (например, наличие повреждений транспортного средства, исключающих его участие в дорожном движении), осмотр проводится по месту нахождения поврежденного транспортного средства. Страховщик вправе организовать представление на осмотр также транспортного средства страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред.
Рекомендуется проводить осмотр с использованием подъемника или на смотровой канаве, что позволяет полнее обнаружить повреждения транспортного средства и точнее определить их характер.
При осмотре:
- проводится визуальная идентификация транспортного средства (транспортных средств) и его (их) конструктивных элементов;
- устанавливается марка (модель, модификация) и индивидуальные признаки транспортного средства (транспортных средств);
- оценивается внешнее состояние транспортного средства (транспортных средств);
- устанавливаются следы перекраски или ремонтной подкраски;
- устанавливаются повреждения, имеющиеся на транспортном средстве (транспортных средствах);
- проводится проверка технического состояния транспортного средства (транспортных средств);
- проводится проверка функциональных характеристик транспортного средства (транспортных средств), его (их) агрегатов, узлов и систем.
8.4.1. Идентификация транспортного средства проводится путем проверки регистрационных знаков, идентификационных номеров номерных агрегатов (номер двигателя, номер кузова, номера шасси). Установление фактических идентификационных данных проводится с проверкой их соответствия данным, указанным в документах на транспортное средство. Поскольку идентификационные номера не имеют единого места расположения на транспортных средствах как отечественных, так и иностранного производства, то рекомендуется перед началом осмотра найти место расположения VIN с помощью справочников по месторасположению идентификационных номеров на автомобилях. Рекомендации по расшифровке VIN приведены также в Приложении 4.
8.4.2. Для установления марки (модели, модификации) объекта независимой технической экспертизы используются руководства (инструкции) по эксплуатации транспортных средств, издаваемые предприятиями-изготовителями, а также справочники транспортных средств с фотографиями. Дополнительными признаками транспортного средства являются особенности его конструкции, функциональные и эксплуатационные характеристики, которые также подтверждают соответствие объекта экспертизы определенной марке (модели, модификации).
В качестве индивидуальных признаков устанавливаются особенности конструкции объекта независимой технической экспертизы, обусловленные внесением изменений в конструкцию транспортного средства конкретной марки (модели, модификации), заменой базовых агрегатов, отсутствием отдельных базовых агрегатов и элементов (разукомплектация).
8.4.3. Внешнее состояние транспортного средства (транспортных средств) оценивается по наличию следов ранее полученных повреждений, состоянием лакокрасочного покрытия, наличием следов коррозии.
8.4.4. В процессе осмотра транспортного средства эксперт-техник фиксирует все повреждения и при этом руководствуется справкой ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии, извещением о дорожно-транспортном происшествии по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и обстоятельствами дорожно-транспортного происшествия, изложенными письменно самими участниками дорожно-транспортного происшествия. Перечисленные документы эксперт-техник имеет право затребовать у страховой компании.
Наименование поврежденных элементов транспортного средства должно соответствовать полному русскому наименованию детали, указанному в каталоге завода-изготовителя данной марки (модели, модификации) транспортного средства. При отсутствии каталога допускается использовать другую техническую литературу с обязательной ссылкой на нее. Выявление и описание отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов при осмотре транспортного средства целесообразно проводить в соответствии с Единым классификатором неисправностей изделий автомобилестроения (РТМ 37.031.004-78).
8.4.5. Техническое состояние транспортного средства характеризуется его соответствием требованиям инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей, правил технической эксплуатации, государственных стандартов и других нормативных документов. Отклонения технического состояния от показателей, установленных перечисленными документами, квалифицируется как неисправность или отказ. Проверка технического состояния транспортного средства (транспортных средств) проводится органолептическими методами с применением простейших инструментов и приспособлений. Если имеется возможность, проводится разборка агрегатов, узлов, их дефектовка для выявления скрытых повреждений.
8.4.6. В общем случае осмотр предусматривает исследование технического состояния основных агрегатов, узлов и систем транспортного средства.
8.4.6.1. Независимо от состояния транспортного средства исследование тормозной системы начинается с внешнего осмотра. При этом нужно соблюдать определенную последовательность. Сначала осматривают детали привода: механическую часть (педаль, тяги и их соединения, тросы ручного тормоза и их соединения), усилитель, бачок главного тормозного цилиндра, главный тормозной цилиндр, трубопроводы, шланги и их соединения. Одновременно фиксируют наличие (отсутствие) течи или подтекание тормозной жидкости в элементах тормозной системы и соединениях.
Затем исследуют техническое состояние рабочей тормозной системы (ножного тормоза), уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, величину рабочего и полного хода педали тормоза, герметичность всех элементов тормозной системы. Для определения величины рабочего хода педали тормоза при ее перемещении до упора используют специальную линейку. Одним концом ее упирают в полик кузова перпендикулярно к площадке, боковой стороной прижимают к середине края площадки педали, после чего при нажатии на педаль до упора замеряют рабочий ход педали. Для проверки герметичности уплотнительных манжет и резьбовых соединений элементов системы необходимо нажать на педаль тормоза с максимальным усилием (при отсутствии воздуха в системе) и, удерживая ее в течение 2 - 3 мин., убедиться в отсутствии течи. Поэлементная диагностика и углубленные исследования тормозной системы проводятся в соответствии с технологической картой диагностики технического состояния тормозной системы автомобилей.
8.4.6.2. Исследование рулевого управления начинается с внешнего осмотра, в процессе которого фиксируются состояние шарниров рулевого управления и передней подвески, подшипников ступиц, управляемых колес (наличие или отсутствие люфтов), крепеж всех соединений, люфты в рулевом механизме, наличие масла в картере рулевого механизма, наличие или отсутствие течи масла из картера рулевого механизма. Рекомендуется проводить исследование рулевого управления в следующей последовательности:
- проверка рулевого механизма в сборе на стенде (если в этом имеется необходимость), для чего следует снять рулевой механизм с транспортного средства, произвести очистку и наружную мойку рулевого механизма, установить и закрепить рулевой механизм на стенде или верстаке;
- исследование деталей рулевого механизма, для чего следует слить масло из картера рулевого механизма через сетчатый фильтр, осмотреть осадок, замерить количество масла, разобрать рулевой механизм, проверить наличие инородных твердых частиц в полости картера рулевого механизма, произвести мойку деталей. Провести внешний осмотр деталей, обращая внимание на состояние рабочих поверхностей. При наличии признаков повышенного износа деталей проводится их микрометраж.
8.4.6.3. В процессе исследования систем освещения и сигнализации фиксируются:
- наличие или отсутствие изменений в конструкции внешних световых приборов;
- наличие или отсутствие предусмотренных заводом-изготовителем рассеивателей на световых приборах;
- работа внешних приборов освещения, включая фары, габаритные фонари, фонари указателей поворотов, фонари сигнала торможения, заднего хода, аварийной сигнализации и др.;
- работоспособность источников питания, аккумуляторных батарей и генератора (при необходимости);
- уровень и плотность электролита в элементах аккумуляторных батарей;
- наличие или отсутствие зарядки генератором аккумуляторных батарей.
8.4.6.4. При внешнем осмотре трансмиссии, как и других систем, фиксируются состояние крепежа карданных валов, наличие течи масла через уплотнения коробки передач и заднего моста, наличие масла в поддоне сцепления, возможные повреждения элементов трансмиссии. Если транспортное средство на ходу, проверяется работа трансмиссии в движении - легкость переключения передач, работа сцепления, наличие вибраций, стуков в трансмиссии на различных режимах движения. При выявлении каких-либо неисправностей в работе отдельных агрегатов трансмиссии проводится поэлементная диагностика и углубленные исследования со снятием и разборкой этих агрегатов.
Экспертное углубленное исследование трансмиссии транспортного средства проводится в следующей последовательности:
а) первым этапом является исследование сцепления. Для этого необходимо снять с транспортного средства нажимной диск сцепления и ведомый диск сцепления и провести визуальный осмотр. Обратить внимание на наличие масла в механизме, состояние рабочей поверхности нажимного диска и других деталей, замерить толщину накладок ведомого диска. Снять с транспортного средства главный и рабочий цилиндры, очистить их от грязи и разобрать, провести визуальный осмотр деталей, обратить внимание на наличие грязи в цилиндрах, состояние уплотнительных манжет и рабочих поверхностей цилиндров и поршней (наличие рисок и задиров). При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж деталей;
б) вторым этапом является исследование коробки передач. Для этого следует снять коробку передач с транспортного средства, очистить от грязи, слить масло, разобрать коробку передач, провести визуальный осмотр деталей, обратив внимание на наличие посторонних включений в масле, состояние зубьев, шестерен, деталей механизма переключения передач. При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж соответствующих деталей;
в) третьим этапом является исследование карданного вала. Для этого следует снять карданный вал с автомобиля, очистить от грязи, обратить внимание на наличие люфтов в карданных шарнирах. При необходимости установить карданный вал на стенд и проверить величину дисбаланса. Разобрать карданные шарниры, провести визуальный осмотр деталей шарниров, обратив внимание на наличие или отсутствие смазки, наличие повреждений деталей. При наличии признаков повышенного износа произвести микрометраж деталей карданных шарниров;
г) четвертым этапом является исследование заднего моста. Для этого следует снять задний мост с автомобиля, установить его в сборе на стенд, слить масло, обратить внимание на наличие инородных частиц, замерить осевой люфт ведущей шестерни. Разобрать задний мост, выпрессовать полуоси, снять редуктор и при необходимости его разобрать, провести визуальный осмотр деталей. При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж деталей.
8.4.6.5. При внешнем осмотре кузова следует обратить внимание на повреждения (трещины) и нарушение сварных швов в подмоторной раме и лонжеронах основания кузова.
В передней и задней подвесках фиксируются наличие и состояние деталей, состояние крепления рычагов, рессор, амортизаторов, шарнирных соединений.
При внешнем осмотре колес фиксируется состояние шин (наличие повреждений, характер и степень износа протектора) и дисков колес (наличие деформаций и трещин в местах крепления). Проверяется легкость вращения управляемых колес, фиксируется наличие стуков в ступицах и нагрев ступиц управляемых колес при проверке транспортного средства в движении. Проверяется давление в шинах колес шинным манометром.
При необходимости исследования передней подвески проверке подлежат углы установки передних колес, являющиеся основными диагностическими параметрами.
При необходимости следует оценить работоспособность амортизаторов на транспортного средства с помощью стенда.
8.4.6.6. Экспертное углубленное исследование ходовой части транспортного средства следует проводить в следующем порядке:
а) первым этапом является исследование колес. Для этого необходимо снять колеса с транспортного средства и очистить их от грязи, проверить (при необходимости) величину дисбаланса колес на стенде. При наличии сквозных повреждений шин произвести демонтаж, зафиксировать характер и степень повреждений, наличие посторонних предметов;
б) вторым этапом является исследование передней и задней подвесок. Для этого необходимо снять подвеску с транспортного средства, провести визуальный осмотр, очистку и мойку подвески, обратить внимание на наличие (отсутствие) всех элементов и деталей, механических повреждений, состояние креплений, течь жидкостей из амортизаторов. Разобрать подвеску на элементы и детали в соответствии с технологией ремонта. Обратить внимание на состояние подшипников ступиц колес, сайлент-блоков, шаровых опор и шарниров. Замерить люфты в шаровых опорах и шаровых шарниров передней подвески. При необходимости разобрать шаровые опоры и шарниры, провести микрометраж деталей, замерить высоту пружин;
в) третьим этапом является исследование амортизаторов. Для этого необходимо установить соответствие установленных амортизаторов амортизаторам, предназначенным для данной модели автомобиля, снять характеристику на стенде, разобрать амортизатор, определить наличие и количество жидкости (газа). Обратить внимание на состояние деталей (риски, задиры на рабочих поверхностях цилиндра и штока, состояние уплотнителей).
8.4.7. При выявлении скрытых повреждений необходимо проведение осмотра с использованием средств технического диагностирования в соответствии с требованиями документа "Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта" РД 200-РСФСР-15-0150-81. При этом результаты диагностического исследования записываются в диагностическую карту, форма которой приведена в Приложении 5.
8.4.8. Применительно к задачам, стоящим перед экспертом-техником, проверить техническое состояние транспортного средства - это значит определить в первую очередь работоспособность систем, влияющих на безопасность движения. К основным системам автомобилей, влияющим на безопасность движения, относятся тормозная, рулевое управление, освещение и сигнализация, трансмиссия, ходовая часть. Проведение инструментального контроля (диагностики) транспортного средства позволяет более точно и полно оценить его техническое состояние по условиям безопасности дорожного движения. Инструментальный контроль целесообразно проводить у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых в установленном порядке на конкурсной основе к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880. Перечень технологических операций по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре приведен в Приложении 6.
8.4.9. Для повышения доказательности результатов осмотра рекомендуется проведение фотографирования (видеосъемки) поврежденного транспортного средства (транспортных средств). Должна быть проведена обзорная съемка общего вида транспортного средства (спереди, сзади, слева и справа, в том числе с государственными регистрационными знаками), а также фотографии зон повреждений или отдельных повреждений. Рекомендуется под каждой фотографией с повреждениями давать письменные пояснения.
Узловая фотосъемка показывает положение одного объекта относительно другого - положение одного повреждения относительно другого и элементов транспортного средства. Детальная фотосъемка проводится с масштабной линейкой. При этом продольная ось объектива должна быть перпендикулярна внешней плоскости снимаемого объекта. Рекомендуется делать фотографии одних и тех же повреждений с разных ракурсов, что позволит при необходимости определить недостающие размеры.
8.4.10. Результаты осмотра фиксируются в акте осмотра транспортного средства, форма которого приведена в Приложении 9. Факт присутствия на осмотре и ознакомления с содержанием акта осмотра заверяется подписями присутствовавших лиц. Сторона, не согласная с результатами осмотра, вправе опротестовать их в установленном законом порядке.
8.5. Экспертное заключение составляется в письменной форме. В экспертном заключении должны быть указаны:
- полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, фамилия, инициалы, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководителем этой организации было поручено проведение независимой технической экспертизы, либо фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный реестровый номер эксперта-техника (в случае, если договор на проведение независимой технической экспертизы был заключен непосредственно с экспертом-техником);
- дата составления и порядковый номер экспертного заключения;
- основание для проведения независимой технической экспертизы;
- полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
- фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность потерпевшего - физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;
- перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком или потерпевшим для исследования и оценки в ходе независимой технической экспертизы;
- нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении независимой технической экспертизы;
- сведения о документах, в том числе о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности, рассмотренных в процессе независимой технической экспертизы;
- описание проведенных исследований (осмотров, измерений, анализов, расчетов и др.);
- обоснование результатов независимой технической экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;
- выводы по каждому из поставленных вопросов.
Выводы независимой технической экспертизы должны быть четкие, понятные и не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование. Величина стоимости ремонта транспортного средства должна указываться в рублях по курсу ЦБ РФ на дату страхового случая.
Рекомендуемая форма экспертного заключения приведена в Приложении 10. Экспертное заключение, выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим независимую техническую экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение, выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью. Фотографии поврежденного транспортного средства, прикладываемые к экспертному заключению, подписываются и заверяются аналогично экспертным заключениям.
Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику или потерпевшему под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении. Экспертное заключение с приложениями к нему составляется в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а другой остается в экспертной организации (у эксперта-техника).
Экспертная организация (эксперт-техник) обязаны вести регистрацию и учет всех выданных экспертных заключений.
8.6. Оплата стоимости услуг исполнителя, а также возмещение иных расходов, понесенных в связи с проведением независимой технической экспертизы, производится за счет заказчика в соответствии с заключенным договором. Размер денежного вознаграждения исполнителя за проведение независимой технической экспертизы не может быть обусловлен итоговыми результатами данной экспертизы.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
2. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.
3. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. N 4015-1.
4. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ.
5. Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ.
6. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ.
7. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ.
8. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства".
9. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".
10. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 482 "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков".
11. Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290.
12. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263.
13. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации N 171/183/590 от 30 июля 2003 г. "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств".
14. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".
15. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 "О порядке регистрации транспортных средств".
16. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 июля 1998 г. N 410 "Об утверждении инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах".
17. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 марта 2002 г. N 282 "О государственных регистрационных знаках транспортных средств".
18. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73.
19. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. Утверждена Минтрансом России по согласованию с МВД России и ФАДС России 27 мая 1996 г.
20. Инструкция о размещении и распространении рекламы на транспортных средствах. Утверждена Приказом МВД России от 7 июля 1998 г. N 410.
21. Правила применения типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределения ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред. Утверждены Решением Президиума Российского союза автостраховщиков и Совета Ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта 22 октября 2002 г. Согласованы Главным управлением ГИБДД СОБ МВД России 20 декабря 2002 г. N 13/4-5393 // Информационный бюллетень Российского союза автостраховщиков. 2003. N 2.
22. ОСТ 37.001.267-83. Автомобили легковые. Типы кузовов. Основные термины и определения.
23. ГОСТ Р 50577-93. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования.
24. ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.
25. ИСО 3779-83. Дорожный транспорт. Идентификационный номер автомобилей (VIN). Содержание и структура.
26. ИСО 3780-83. Автомобили. Международный идентификационный код изготовителей (WMI).
27. ИСО 4030-83. Идентификационный номер транспортного средства (VIN). Место расположения и способ нанесения.
28. ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка.
29. ГОСТ 26828-86. Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка.
30. ГОСТ Р 50574-93. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.
31. ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.
32. ГОСТ 9.105-80. Покрытия лакокрасочные. Классификация и основные параметры методов окрашивания.
33. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
34. ГОСТ 9.402-80. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием.
35. ГОСТ 9.032-74. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.
36. Надежность изделий автомобилестроения. Система сбора и обработки информации. Единый классификатор неисправностей изделий автомобилестроения (классификация и кодирование неисправностей). РТМ 37.031.004-78.
37. Инструкция о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования и автомобилей. Р 3012185-12-0163-83. М.: Министерство автомобильного транспорта РСФСР, 1984.
38. Технические вопросы расследования дорожно-транспортных происшествий: Учеб.-метод. пособие. Казань: КАМЮ "Право и практика", 1996.
39. Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях. Тверь: Российский федеральный центр судебной экспертизы, 2004.
40. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования): Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. М.: ВНИИСЭ, 1988.
41. Диагностическое исследование систем и агрегатов автомобилей семейства "Москвич-1500": Методическое пособие для экспертов. М.: ВНИИСЭ. 1986.
42. Методическое письмо "Экспертное исследование следов на транспортных средствах, возникших при дорожно-транспортном происшествии". М.: ВНИИСЭ, 1994.
43. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. РД 200-РСФСР-15-0150-81, РД 200-УССР-90-82. М., 1982.
44. Требования к технологии работ по проверке транспортных средств при государственном техническом осмотре с использованием средств технического диагностирования. Утверждены Министерством внутренних дел Российской Федерации 19 мая 1999 г. Согласованы Министерством транспорта Российской Федерации.
45. Руководства (инструкции) по эксплуатации транспортных средств, издаваемые предприятиями-изготовителями.
46. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Р 3112199-0240-84. Министерство автомобильного транспорта РСФСР. М.: Транспорт, 1986.
47. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Части вторые (нормативные).
48. РД 37.009.024-92. Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания.
49. ТУ 37.101.0167-97. Приемка, ремонт и выпуск из ремонта автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания "АвтоВАЗ-техобслуживание". М., 1997.
50. ТУ 4538-140-00232934-98. Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания "АвтоВАЗтехобслуживание". М., 1998.
51. РТМ 37.001.050-78. Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания.
52. Правила эксплуатации автомобильных шин. Утверждены 1 июля 1997 г. Минпромом России и Минтрансом России по согласованию с МВД России.
53. Табель гаражного и технологического оборудования для автотранспортных предприятий. М: Центроргтрудавтотранс: Минтранс России, 2000.
54. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2110, -2111, -2112. Тольятти, 2001.
55. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -21099, -2115. Тольятти, 2002.
56. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2121, -21213, -21214. Тольятти, 2000.
57. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2123, -21234. Тольятти, 2000.
58. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2120. Тольятти, 2001.
59. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-1111. Тольятти, 1997.
60. Сборник нормативов трудоемкостей на техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. РД 37.009.027-93. Утвержден Комитетом Российской Федерации по машиностроению 31 мая 1993 г. (Часть I: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ЗАЗ и ЛуАЗ; Часть II: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ВАЗ; Часть III: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей АЗЛК и ИЖ; Часть IV: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ и УАЗ).
61. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов. РД 3112178-0189-95. М.: Центроргтрудавтотранс: Минтранс России, 1995.
62. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Т. 1. РД 03112178-99. М.: ГУП "Центроргтрудавтотранс": Минтранса России, 2001.
63. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей марки ВАЗ-2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 2110, ВАЗ-21213, 2119, 2131 и их модификации. Т. 2. М.: ГУП "Центроргтрудавтотранс": Минтранса России, 2001.
64. Сборник нормативов трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт автомобилей семейства ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110.
65. Сборник нормативов трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт автомобилей семейства ГАЗ-3111.
66. Сборник нормативов трудоемкости на предпродажную подготовку, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей производства "ГАЗ", 1999 г.
67. Сборник нормативов трудоемкости на техобслуживание и ремонт автомобилей "Газель" (1998 г.).
68. Сборник нормативов трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт автомобилей семейства "Газель" (вводятся с 1 июля 2003 г.).
69. Сборник нормативов трудоемкости по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей "СОБОЛЬ" (1999 г.).
70. Методика нормирования расхода материалов на капитальный и текущий ремонт автомобилей. М.: Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) 1989.
71. Перечень приборов и электротехнических изделий, изготовленных с применением серебра. М.: Министерство автомобильного транспорта РСФСР, 1985.
72. Нормы расхода основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ. М.: АвтоВАЗтехобслуживание, 2002.
73. Сборник норм расхода ремонтно-эксплуатационных материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей. РД 3112178-0190-95. М.: Центроргтрудавтотранс: Минтранс России, 1995.
74. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния. Р 03112194-0376-98. Утверждена Министерством транспорта РФ 10 декабря 1998 г.
75. Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения. Р 03112194-0377-98. Утверждена Министерством транспорта РФ 15 декабря 1998 г.
76. Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств: Методическое руководство для экспертов. СПб.: СЗРЦСЭ: РФЦСЭ, 2001.
77. Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Утверждены Приказом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 26 октября 1993 г. N 112.
78. Краткий автомобильный справочник/А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др. М.: АО "Трансконсалтинг"; НИИАТ, 1994.
79. Краткий автомобильный справочник. Т. 1: Автобусы/Б.В. Кисуленко и др. М.: НПСТ "Трансконсалтинг", 2002.
80. Краткий автомобильный справочник. Т. 2: Грузовые автомобили/Б.В. Кисуленко и др. М.: ИПЦ "Финпол", 2004.
81. Краткий автомобильный справочник. Т. 3: Легковые автомобили. Ч. 1/Б.В. Кисуленко и др. М.: НПСТ "Трансконсалтинг", 2004.
82. Краткий автомобильный справочник. Т. 3: Легковые автомобили. Ч. 2/Б.В. Кисуленко и др. М.: НПСТ "Трансконсалтинг", 2004.
83. Строительная, дорожная и специальная техника: Краткий справочник/А.А. Глазов, Н.А. Манаков, А.В. Понкратов. М.: АО "Профтехника", 1998.
84. Современные грузовые автотранспортные средства: Справочник/В.В. Пойченко, П.В. Кондрашов, С.В. Потемкин, В.А. Мазуров. М.: Агентство "Доринформсервис", 1997.
85. Газобаллонные автомобили: Справочник/А.И. Морев, В.И. Ерохов, Б.А. Бекетов и др. М.: Транспорт, 1992.
86. Российская энциклопедия самоходной техники: Справочное и учебное пособие для специалистов отрасли "Самоходные машины и механизмы". Т. 1. М.: Просвещение, 2001.
87. Российская энциклопедия самоходной техники: Справочное и учебное пособие для специалистов отрасли "Самоходные машины и механизмы". Т. 2. М.: Просвещение, 2001.
88. Андрианов Ю.В. Оценка автотранспортных средств. М.: Дело, 2003.
89. Андрианов Ю.В. Оценка стоимости подвижного состава автомобильного транспорта: Учеб. пособие. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2003.
90. Бирюков Б.М. Интернет-справочник автомобилиста. М.: Экзамен, 2001.
91. Автоэксперт. 2002. N 2.
92. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт, 1989.
93. Кузова легковых автомобилей: Обслуживание и ремонт / А.Ф. Синельников, Ю.Л. Штоль, С.А. Скрипников. М.: Транспорт, 1995.
94. Майлис Н.П. Судебная трасология. М.: Экзамен, 2003.
95. Нагайцев А.А. Исследование маркировочных обозначений легковых автомобилей зарубежного производства: Учеб. пособие. М.: ЭКЦ МВД России: БИНОМ, 1999.
96. Проблемы судебной автотехнической экспертизы. М.: ВНИИСЭ. 1984.
97. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Справочно-методическое пособие/Н.А. Селиванов, А.И. Дворкин, Б.Д. Завидов и др. М.: Лига Разум, 1998.
98. Расследование дорожно-транспортных происшествий (Вопросы безопасности движения, порядок возмещения материального ущерба и морального вреда)/Под ред. В.А. Алферова и В.А. Федорова. М.: Лига Разум, 1998.
99. Совершенствование производства судебных автотехнических экспертиз: Сборник научных трудов. М.: ВНИИСЭ, 1989.
100. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Технико-юридический анализ причин ДТП и причинно-действующих факторов: Учеб. пособие. М.: ПРИОР, 1998.