3.6. Требования безопасности при обслуживании подъемных устройств
3.6.1. Лифты, установленные на мачтах и башнях РРС и подлежащие регистрации в территориальных органах Госгортехнадзора, могут быть пущены в работу лишь в строгом соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов.
Кабина лифта должна быть оборудована сигнализацией и связью с помещением аппаратной РРС, а для автоматизированных РРС - с опорной станцией.
3.6.2. Каждый лифт должен быть снабжен:
а) паспортом;
б) документацией, предусмотренной техническими условиями на изготовление и поставку;
в) инструкцией по монтажу и эксплуатации лифта.
3.6.3. В инструкции по эксплуатации лифта должны быть приведены все необходимые сведения и указания по обеспечению правильной и безопасной эксплуатации лифта с учетом его назначения и конструкции, методики, периодичности и объема проверки и смазки узлов, а также нормы износа деталей.
3.6.4. Организация, в ведении которой находятся лифты РРС, должна обеспечивать постоянное содержание их в исправном состоянии путем надлежащего обслуживания и надзора.
3.6.5. Руководство организации, эксплуатирующей РРЛ, обязано:
а) обеспечить эксплуатационный персонал РРС и электромехаников-лифтеров, осуществляющих технический надзор за лифтами, должностной инструкцией и инструкцией по охране труда;
б) разработать и утвердить правила пользования лифтом;
в) обеспечить периодический осмотр, проверку работы лифта, планово-предупредительный ремонт лифтов.
3.6.6. Осмотр лифтов должен производиться периодически, в соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов и осмотров.
3.6.7. Работник, которому поручено проведение ежемесячного осмотра лифта, обязан проверить:
а) исправность освещения кабины, шахты, машинного помещения и площадок перед дверями шахты;
б) действие замков дверей шахты, дверных контактов, системы управления и сигнализации, точность остановки лифта;
в) исправное действие связи из кабины лифта.
Результаты осмотра должны заноситься в журнал дежурств по лифту.
3.6.8. Периодический осмотр лифта должен производиться электромехаником по лифтам в объеме, предусмотренном инструкцией завода, изготовившего лифт. Результаты осмотра отмечаются в журнале периодических осмотров лифта.
3.6.9. В случае обнаружения при осмотре лифта или при его работе неисправности в предохранительных устройствах, сигнализации или освещении, а также других неисправностей, угрожающих безопасному пользованию лифтом или его обслуживанию, лифт должен быть остановлен. Лифт может быть включен только после устранения неисправности и письменного разрешения лица, ответственного за техническое состояние лифтов.
3.6.10. При эксплуатации лифтов запрещается:
а) подъем посторонних лиц без сопровождающего;
б) пользование лифтом персоналу, не прошедшему курс обучения и не имеющему удостоверения на право пользования лифтом;
в) перегрузка лифта;
г) пользование лифтом с истекшим сроком разрешения на его работу;
д) подъем на лифте во время грозы;
е) пуск лифта путем непосредственного воздействия на аппараты, подающие напряжение на электродвигатель;
ж) нарушение предохранительных и блокировочных устройств лифтов;
з) пользование в лифтах переносными лампами напряжением более 50 В;
и) подключение в цепи управления лифтом электрического инструмента, ламп освещения и других электрических приборов, за исключением измерительных;
к) подъем на крыше лифта, не имеющего специально огражденной площадки на крыше кабины или конструкции, обеспечивающей безопасность при подъеме;
л) пользование лифтом, который не эксплуатировался более 10 дней, без осмотра.
3.6.11. Требования к устройству, изготовлению, установке и эксплуатации лебедок для подъема грузов и людей устанавливаются Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98 (в государственной регистрации не нуждаются - письмо Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР).
3.6.12. В подъемных устройствах используются лебедки с ручным или электрическим приводом. Лебедка должна устанавливаться на горизонтальной поверхности и закрепляться на усилие не менее двойной максимальной рабочей нагрузки. Лебедки и отводные блоки должны крепиться к постоянным (эксплуатационным) или монтажным якорям. Использование старых якорей с канатными тягами запрещается. Для обслуживания нескольких близко расположенных опор можно использовать передвижные лебедки, установленные на салазках или колесах с соответствующим креплением к свае-якорю.
3.6.13. Лебедки с ручным приводом, предназначенные для подъема людей, должны быть снабжены безопасными рукоятками, конструкция которых допускает подъем или опускание только путем непрерывного вращения рукоятки; при этом скорость опускания не должна превышать 0,33 м/с.
3.6.14. Связь вала электродвигателя электролебедки с валом барабана должна осуществляться с помощью зубчатой или червячной передачи. Использование лебедок с ременными и фрикционными передачами, фрикционными и кулачковыми муфтами не допускается. Допустимые выработки деталей лебедки определяются в соответствии с паспортом и инструкцией по монтажу и эксплуатации этого механизма.
3.6.15. Пульт управления электролебедкой должен устанавливаться на расстоянии не более 3 м от нее. Подключение пульта к линии электроснабжения должно осуществляться через разъем, который закрепляется с внешней стороны пульта, в доступном месте для экстренного обесточивания электродвигателя при "залипании" кнопки управления.
3.6.16. Все нетоковедущие части электролебедок должны быть заземлены.
3.6.17. Задевание люльки, предназначенной для подъема и спуска антеннщиков-мачтовиков, за выступающие части антенного сооружения должно быть исключено. Это достигается установкой оттяжечного каната или направляющих (гибких или жестких) и принятием мер по защите поднимаемых людей от возможного их задевания за выступающие части сооружения. Гибкие направляющие могут быть установлены горизонтально, наклонно или вертикально, а концы их должны быть надежно закреплены к конструкции.
3.6.18. Люлька, предназначенная для подъема и опускания антеннщиков-мачтовиков на АМС РРС, должна быть освидетельствована.
3.6.19. Запрещается:
применять монтажные блоки на втулках в системе с электромеханическим приводом;
применять люльки из лесоматериалов для подъема и опускания антеннщиков-мачтовиков с помощью электролебедки;
подвешивать к люльке кабели, шланги и др. предметы, кроме инструмента и запасных деталей;
устанавливать рядом с лебедками подъемных устройств механизмы и другие предметы, не имеющие к ним прямого отношения.
3.6.20. Сцепка каретки с люлькой должна исключать возможность самопроизвольного расцепления.
Допускается применение канатов крестовой свивки.
3.6.21. Крепление каната к барабану лебедки должно быть надежным, доступным для осмотра и производиться в соответствии с заводской инструкцией. При многослойной навивке каната на барабан необходима правильная укладка каждого слоя. Конец каната должен так прикрепляться к барабану лебедки, чтобы он не вырывался, не перетирался и не заедал.
3.6.22. Допускается счалка только горизонтально несущего каната в месте крепления каретки при кольцевой запасовке. Допускается производить осмотр несущего каната с люльки. Сращивание тяговых и страховочных канатов не разрешается.
3.6.23. Канаты для подъема людей, не эксплуатируемые в данный момент, должны быть смазаны, аккуратно навиты на барабаны и храниться в помещении. Через блок должен быть пропущен нерабочий трос.
3.6.24. При полностью навитом на барабан канате реборды должны возвышаться над верхним слоем каната не менее чем на один диаметр каната.
3.6.25. Для правильной укладки каждого слоя каната на барабан лебедка должна находиться на расстоянии не менее 20 длин барабана от ближайшего отводного блока.
3.6.26. Для подъема людей на АМС должны применяться блоки грузоподъемностью не менее 1 т. Грузовые скобы или крюки должны быть изготовлены ковкой или штамповкой. Применение литых или сварных скоб или крюков не допускается. Конструкция блоков должна исключать возможность спадания каната с ролика, а также заклинивание ролика. Ширина канавки ролика должна быть не менее чем на 1 - 1,5 мм больше диаметра каната.
При подъеме люльки с помощью ручной лебедки разрешается использовать грузовые блоки при условии установки предохранительных устройств в виде двойной канатной петли или стальной скобы.
3.6.27. Каждый блок, скоба или крюк, применяемые для подъема людей, должны быть снабжены заводским паспортом или протоколом испытания в установленном порядке.
3.6.28. Нижний отводной блок должен быть закреплен к специальному якорю или к конструкциям опоры таким образом, чтобы исключалась возможность его опрокидывания или отсоединения при ослаблении натяжения каната.
3.6.29. При горизонтальном подходе каната к лебедке он должен навиваться на барабан электролебедки сверху, а ручной лебедки - снизу.
3.6.30. Подъемные устройства и вспомогательные приспособления к ним, предназначенные для подъема людей и грузов на АМС, перед пуском в эксплуатацию, а также периодически каждые 12 месяцев (весной) должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией организации, эксплуатирующей данные устройства, в составе руководителя антенной группы, общественного инспектора по охране труда и антеннщика-мачтовика.
Если в процессе освидетельствования выявятся опасные дефекты, то эксплуатировать подъемное устройство или вспомогательное приспособление запрещается.
Осенью подъемные устройства и вспомогательные приспособления осматриваются (без испытаний) комиссией в прежнем составе.
Результаты освидетельствования и осмотра заносятся в акт, утверждаемый техническим руководителем организации.
Подъемное устройство может быть допущено к эксплуатации только после испытания в течение 60 мин. статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность устройства в 1,5 раза, и динамической - на 10%.
3.6.31. Подъемные устройства должны иметь:
журнал периодических осмотров;
паспорт лебедки с указанием типа, назначения, завода-изготовителя, года изготовления, заводского номера, грузоподъемности, типа тормозов, данных электродвигателя, диаметров барабана, принципиальной схемы электропривода (для лебедок с электроприводом) и т.п.;
паспорта блоков;
установочный чертеж с указанием расположения оттяжек, подъемных и направляющих канатов, а также чертежи крепления блоков.
3.6.32. При подъеме антеннщика-мачтовика на АМС лебедку с ручным приводом должны обслуживать два обученных и проинструктированных работника. Лебедку с электрическим приводом может обслуживать одно лицо. Лицам, обслуживающим лебедку, запрещается отлучаться от нее, когда антеннщик-мачтовик находится на опоре.
3.6.33. Управление электроприводом лебедки должно производиться путем непрерывного нажатия на одну из двух кнопок "подъем" или "спуск" без фиксации. При отпускании кнопки электропривод должен выключаться.
3.6.34. Подъем или спуск должен быть приостановлен при сигнале любого участника работ, заметившего опасность.
3.6.35. Запрещается:
производить подъем-спуск людей без команд из люльки;
производить ремонт или отключение пульта во время нахождения людей в люльке;
направлять канат руками;
стоять над канатом, идущим на барабан;
производить чистку, смазку или ремонт лебедки во время ее работы;
поднимать в люльке более 2 человек;
снимать защелку храпового колеса ручной лебедки.
3.6.36. Во избежание травм у обслуживающего персонала при падении предметов из люльки лебедку нужно устанавливать за пределами опасной зоны. Если это невозможно, то место работы у лебедки должно быть защищено от падающих сверху предметов.
3.6.37. Перед каждым подъемом на АМС необходимо осматривать:
подъемную лебедку, проверяя состояние храпового механизма, шестерен, защелки, крепления лебедки к раме и рамы к якорю;
подъемный канат во время его запасовки.
При осмотре следует обращать особое внимание на состояние подъемных канатов, которые могут быть повреждены не только коррозией и обрывами проволок, но и искровыми разрядами.