МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2020 г. N 24882-ИТ/09
Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение Ассоциации "Национальное объединение строителей" от 20 мая 2020 г. N 09-01-1542/20 и сообщает.
Порядок составления сметной документации для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ, осуществляемого на территории Российской Федерации установлен Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее - МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 года N 15/1, сведения о которой включены в федеральный реестр сметных нормативов, и применяемой в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.
Пунктом 9.6 приложения 8 МДС 81-35.2004 установлено, что затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства (далее - ССР) на основании ПОС, исходя из положений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
Если перевозка работников осуществляется собственным или арендованным транспортом строительной организации, затраты на проезд в командировочные расходы не включаются, а учитываются в соответствии с пунктом 9.3 Приложения 8 МДС 81-35.2004.
Следует отметить, что при разработке МДС 81-35.2004 действовала редакция постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729, которая регламентировала порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
В результате внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2014 г. N 1088 изменений предметом регулирования постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 стал порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений.
Особенности порядка направления работников, не являющихся работниками, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работниками государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749.
Согласно пункту 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, не являющимися работниками, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работниками государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работниками территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицами, работающим в органах местного самоуправления, работниками муниципальных учреждений определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Одновременно сообщается, что в настоящее время приказом Минстроя России от 26 июня 2020 г. N 344/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия) на территории Российской Федерации (далее - Методика), которая направлена на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.4 приложения N 9 Методики расходы на командировки рабочих и пусконаладочного персонала, привлекаемых для выполнения строительства, от места, определенного в проектной документации, до территории строительства и обратно учитываются в главе 9 "Прочие работы и затраты" ССР стоимости строительства и определяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор
Департамента ценообразования
и градостроительного зонирования
И.В.ТЮТЬМИНА