1.9. Постановка дистанции "ПСР в условиях ЧС техногенного характера"
В качестве основы спортивной базы дистанции могут служить брошенные и полуразрушенные цеха, шахты, насосные станции, жилые дома и другие объекты, которые соответствующим образом дополняются различными устройствами и сооружениями. Все это оформляется в виде специально подготовленной зоны, именуемой "зоной чрезвычайной ситуации", образовавшейся на территории населенного пункта в результате "техногенной или природной катастрофы". На территории "зоны ЧС" в зданиях и сооружениях, под завалами, а также в элементах транспортных средств находятся "пострадавшие" (манекены, статисты) - до 25 ед. Помимо оформленных этапов (упражнений) на дистанции подготавливаются площадки старта-финиша, места для судей, тенты (палатки) для снаряжения и т.д.
На дистанции подготавливаются 25 - 30 упражнений, в перечень которых входят:
- поиск, деблокирование пострадавших, оказание им помощи и эвакуация их из зданий и сооружений, из колодцев, водотоков, вентиляционных коробов, бойлерных, электрощитовых, лифтовых шахт, из подвалов, с верхних этажей здания, с балконов, со стен, с линий электропередачи, со стрелы башенного крана, из загазованных помещений, затопленных емкостей, подвалов, лабиринтов, гаражей;
- ликвидация очагов возгорания, в том числе образуемых при разрыве газопровода, в гараже, в подвальных и других помещениях;
- ликвидация последствий транспортных происшествий по видам транспорта:
- автомобильного (автобус, грузовые и легковые автомобили);
- авиационного (самолет, вертолет);
- железнодорожного (пассажирский, грузовой вагон, цистерна);
- морского (речного);
- наложение пластыря на аварийную цистерну с АХОВ.
Каждое упражнение - другая технология, другой инструмент.
Упражнения объединяются в этапы: "ПСР в завалах", "ПСР с применением технологий промышленного альпинизма", "ПСР в условиях АХОВ", "ПСР в условиях ДТП", "ПСР на территории объекта" и другие.
Места и типы применяемых технических средств спасения, АСИ на конкретных этапах дистанции оговариваются Условиями проведения соревнований.
Применяемые типы средств малой механизации, АСИ, оборудования, приборов, снаряжения и приспособлений должны быть одинаковы для всех команд.
Интересные, зрелищные и технически сложные этапы лучше ставить так, чтобы болельщики хорошо видели действия работающей команды. Это дает возможность приобретения опыта другими, не соревнующимися в этот день командами и интересное зрелище для зрителей.
По возможности старт и финиш лучше совместить, хотя это требование и не является обязательным.
Большую роль играет четкая разметка дистанции. Цветной лентой надо обозначить старт и финиш, этапы и упражнения дистанции, проходы между ними, зоны для зрителей, представителей СМИ. В начале каждого этапа необходимо устанавливать транспарант с его названием.
Щит с информацией по дистанции, расписанием старта команд, предварительными результатами выступлений команд и др. не должен находиться в зоне старта-финиша. Его располагают в таком месте, чтобы к нему могли свободно подойти участники, представители команд, не мешая работе судей.
На территории этапов не должно быть ничего лишнего, мешающего участникам, отвлекающего их внимание. Надо позаботиться о надежной радиосвязи с базовым лагерем и другими абонентами, еще одна задача - расстановка и мобильное перемещение судей (со старта - на финиш, с первых этапов - на последние), а также доставка на этапы судейского оборудования и снаряжения.
Врач соревнований и машина скорой помощи (или заменяющее ее приспособленное транспортное средство) чаще всего располагаются в непосредственной близости от финиша.
Судьям старта необходимо иметь в своем распоряжении мегафон и радиосвязь с этапами (особенно наиболее сложными).
Все этапы и упражнения дистанции должны иметь четкие видимые границы, т.е. обозначены цветной лентой. Контрольные линии границ этапа (упражнения) отмечаются по земле или на стене, на веревке и т.д. яркими лентами, шнурами. На некоторых этапах (упражнениях) дополнительно обозначают зону работы команды, за границы которой участники не должны выходить.
Начальнику дистанции необходимо выбирать места для постановки этапов и упражнений с учетом соблюдения мер безопасности. Участники на соревнованиях демонстрируют свое умение преодолевать препятствия, решать задачи по обеспечению своей личной и коллективной безопасности. Постановщики трассы и судьи, готовя дистанцию, должны заложить в ее содержание только то, что указано в Условиях проведения данного вида соревнований, исключив при этом возникновение случайной, непредусмотренной опасности.