6.1. Спортивная дисциплина N 1 (навигация)
6.1.1. Описание спортивной дисциплины.
Упражнение объединяет два элемента: навигацию и прибытие по времени со сбросом груза.
Упражнение включает в себя: маршрут, зону поиска на 2-ом или 3-ем отрезке маршрута, место сброса грузов между исполнительным стартом и MFO1 или на первом отрезке "коробочки", точное прибытие по времени на линию "A", пролет по "коробочке" между линиями "A" и "F", сброс кегли на линии "C" и зону посадки в конце дисциплины.
6.1.2. Маршрут (Приложение N 1).
Маршрут состоит из шести отрезков с тремя поворотными пунктами и двумя пунктами обязательного пролета (MFO1, MFO2) (Таблица N 3).
Таблица N 3
Маршрут
Этап
|
Поворотный пункт
(начало)
|
Поворотный пункт
(окончание)
|
1 отрезок
|
Линия "D"
|
MFO1
|
2 отрезок
|
MFO1
|
TP1
|
3 отрезок
|
TP1
|
TP2
|
4 отрезок
|
TP2
|
TP3
|
5 отрезок
|
TP3
|
MFO2
|
6 отрезок
|
MFO2
|
Линия "A"
|
Поворотные пункты TP1, TP2, TP3 будут обозначены на земле треугольными полотнищами размером 3 x 3 x 3 м оранжевого цвета с обозначенными на них цифрами черного цвета. Участники должны будут распознать знаки строго в местах их размещения. Время пролета поворотных пунктов будет засекаться исключительно в целях контроля.
Длина маршрута, включая облет целей, составляет 70 - 90 км. Длина маршрута и место сброса грузов объявляется на брифинге по упражнению.
6.1.3. Высота полета.
Высота полета по маршруту и над пунктами обязательного пролета MFO1, MFO2 составляет около 250 м +/- 100 м над уровнем земли.
6.1.4. Время полета.
Время полета одинаково для всех участников, выступающих на вертолетах одного типа. Время полета рассчитывается Организатором, исходя из скоростей по типам вертолетов (Таблица N 4).
Таблица N 4
Скорости вертолетов для расчета времени полета по маршруту
Тип вертолета
|
Скорость на соревнованиях
|
Крейсерская скорость
|
|
Узлы
|
км/час
|
Узлы
|
|
Robinson R22 - Alpha или Beta
|
64
|
118
|
80
|
Robinson R22 - Mariner
|
56
|
104
|
70
|
Robinson R22 - Astro
|
80
|
148
|
100
|
Robinson R44 - Astro
|
80
|
148
|
100
|
Robinson R44 - Raven
|
90
|
166
|
113
|
Bell 47
|
56
|
104
|
70
|
Bell 205 (UN-1H)
|
80
|
148
|
100
|
Bell 206 I Jet Ranger
|
80
|
148
|
100
|
Bell 206 II Jet Ranger
|
80
|
148
|
100
|
Bell III Jet Ranger
|
80
|
148
|
100
|
Bell 206 Long Ranger
|
80
|
148
|
100
|
Bell 212
|
80
|
148
|
100
|
Bell 214
|
90
|
166
|
115
|
Hughes 300A или 300B или 300C
|
60
|
111
|
75
|
Schweizer 300
|
60
|
111
|
75
|
Schweizer 300CB
|
56
|
104
|
70
|
Schweizer 330
|
72
|
133
|
90
|
Hughes 500HS, 500C
|
80
|
148
|
100
|
Hughes 500D или MDHC 500D
|
90
|
166
|
120
|
Hughes 500 или MDHC 500E или F
|
90
|
166
|
120
|
Hughes 500 или MDHC 530N или F
|
90
|
166
|
120
|
Aerospatiale Gazelle
|
90
|
166
|
140
|
Aerospatiale Ecureuil или ASTAR AS350B
|
90
|
166
|
115
|
Aerospatiale Ecureuil или ASTAR AS350B2
|
90
|
166
|
120
|
Aerospatiale Dauphin (HH-65)
|
90
|
166
|
140
|
Ми - 2
|
72
|
133
|
90
|
Enstrom F28A
|
56
|
104
|
70
|
Enstrom F28C или F
|
64
|
118
|
80
|
Enstrom F280C
|
64
|
118
|
80
|
Enstrom 280 FX
|
72
|
133
|
90
|
Alouette II
|
64
|
118
|
80
|
Alouette III
|
72
|
133
|
90
|
Eurocopter EC 120
|
80
|
148
|
100
|
BO-105
|
90
|
166
|
120
|
В целях безопасности и принимая во внимание различные погодные условия, к расчетному времени для каждого участника будет добавлено не менее 3-х минут дополнительного времени.
6.1.5. Время старта.
Стартовое время дается точно в минутах и секундах. За ранний и поздний вылет начисляются штрафные очки. Во время брифинга перед выполнением упражнения каждому участнику будет сообщено точное время прибытия его вертолета на линию предварительного старта (линию "P") и точное время вылета вертолета с линии исполнительного старта (линии "D"), т.е. пересечения вертолетом линии "D". Стартовое время будет рассчитано таким образом, чтобы обеспечить безопасные интервалы между вертолетами.
6.1.6. Линия предварительного старта "P".
За 10 минут до момента вылета участник должен прибыть на предварительный старт (линию "P"). На предварительном старте лицо, уполномоченное Организатором, выдает участникам кеглю с привязанным к ней фалом, два пронумерованных тканых мешка (наполненных рисом или песком, весом 1 кг каждый) и логгер для измерения высоты полета, скорости и местоположения относительно обоих MFO1, MFO2, поворотных пунктов, а также входных и выходных ворот из зоны поиска.
Главный судья должен обеспечить проверку вертолета и экипажа на предмет наличия запрещенных предметов (например, мобильных телефонов или других средств связи), которые должны быть либо изъяты, либо, в случае их необходимости с точки зрения безопасности, находиться в вертолете в опечатанном конверте или коробке. Печати проверяются после посадки. Нарушение карается дисквалификацией.
6.1.7. Исполнительный старт "D".
После этого вертолет перемещается вперед и производит посадку перед линией исполнительного старта (линия "D"). Точно за 5 минут до момента старта согласно плановой таблице члену экипажа выдается на линии "D" заклеенный конверт с полетной картой и инструкциями.
Конверт сохраняется для вложения в него выполненного задания по окончании упражнения. Все двери должны быть установлены на вертолет.
6.1.8. В конверте будет содержаться следующая информация:
6.1.8.1. Полетное время между линиями "D" и "A" и номер участника будут указаны на внешней стороне конверта.
6.1.8.2. Время полета от старта до выхода из зоны поиска, рассчитанное в соответствии с пунктом 6.1.4 настоящих правил и расстоянием.
6.1.8.3. Направление полета от линии исполнительного старта до MFO1.
6.1.8.4. Географические координаты TP1 и TP3, широта и долгота.
6.1.8.5. Схема зоны поиска.
6.1.8.6. Полетная карта, на которой обозначены:
а) местоположение MFO1 и MFO2 - обозначены квадратом с точкой в центре;
б) местоположение TP2 - обозначен треугольником с точкой в центре;
в) зона поиска;
г) ворота входа и выхода из зоны поиска;
д) расположение полотнищ-целей.
Во время выполнения упражнения не разрешается иметь на борту никаких карт, кроме карты для выполнения упражнения, выданной организатором. Другие карты должны быть сданы. За нарушение начисляется штраф в размере 100 штрафных очков. В целях безопасности на борту в опечатанном конверте или коробке разрешается иметь карту 1:500 000 стандарта ИКАО.
6.1.8. Вылет.
Вертолет стартует с линии "D" в заданное время. Ранний и поздний старт - штрафуются.
6.1.9. Зона поиска (Приложение N 2).
В зоне поиска расположены десять целей - оранжевых полотнищ размером 3 x 2 м с нанесенными на них черными буквами и/или знаками (Приложение N 3). Входные и выходные ворота зоны поиска обозначаются на земле двумя белыми полотнищами размером 15 x 1 м с промежутком между ними в 5 м, в центре которого выкладывается оранжевое полотнище с буквой "I" (вход) и "O" (выход).
Участники должны будут распознать цели строго в местах их размещения. Время полета от старта до выхода из зоны поиска будет указано в конверте с целью обеспечения безопасного интервала между вертолетами.
Штрафные очки будут начисляться в случае, если вертолет не покинет зону поиска вовремя, а также за неправильные вход в зону поиска и выход из нее через входные и выходные 35-метровые ворота. Полотнища целей должны быть расположены таким образом, чтобы расстояние, которое вертолет пролетает для "обхода" всех целей, было не более 18,5 км (10 морских миль).
6.1.10. Отрезок между TP3 и MFO2.
Полет между TP3 и MFO2 выполняется по прямой линии.
6.1.11. Зона сброса мешков.
В обозначенной зоне сброса, участник должен сбросить мешки с рисом в каждую из двух мишеней диаметром 5 м, обозначенных на земле и отстоящих друг от друга на расстоянии 100 м точно по направлению полета.
Сброс мешков с рисом производится на высоте не менее 10 м над уровнем земли при минимальной скорости относительно земли - 30 км/час.
Правильный порядок сброса: сначала "Мишень 1", затем "Мишень 2".
Точкой попадания (для подсчета очков) считается точка остановки мешка. Если мешок падает вне круга, расстояние между ним и кругом замеряется как наикратчайшее от любой части мешка до внешней границы круга.
6.1.12. Отрезок между MFO2 и линией "A".
Полет между MFO2 и линией "A" выполняется по прямой линии.
Снижение должно быть постепенным на протяжении последних 3 км с тем, чтобы пересечь линию "A" на высоте 30 +/- 15 м над уровнем земли.
За любое изменение курса более чем на 30°, и/или снижение скорости относительно земли до значения меньшего, чем 30 км/час, на протяжении последних 2 км до линии прибытия "A" начисляются штрафные очки (за каждое нарушение).
Посадочные огни должны быть включены на протяжении двух последних километров.
6.1.13. Линия прибытия "A".
Линия прибытия "A" будет обозначена на земле двумя полотнищами 15 x 1 м желтого цвета с расстоянием между ними 5 м.
6.1.14. Определение времени прибытия.
Отсечка общего времени полета производится по моменту пересечения носом вертолета линии прибытия "A" или ее продолжения с левой или правой стороны. Время прибытия должно соответствовать заданному времени полета, определенному (до начала упражнения) для данного типа вертолета.
6.1.15. "Коробочка" между линиями "A" и "F".
После пересечения линии "A" вертолет выполняет полет по коробочке.
Все участники выполняют развороты на "коробочке" в направлении, которое уточняется на брифинге перед выполнением упражнения.
Полет по "коробочке" выполняется с отсечкой времени. Заданное время полета между линиями "A" и "F" составляет 1 минуту. Отсечка времени производится при пересечении линий "A" и "F" носом вертолета.
Полет по коробочке, включающий 3 разворота на угол около 90°, выполняется со снижением. Каждое зависание между линиями "A" и "F" будет штрафоваться.
6.1.16. Линия "F".
Вертолет проходит линию "F" на высоте 15 +/- 5 м. Пройдя над линией "F", участник продолжает двигаться по прямой, пока не достигнет крыши, установленной на расстоянии 50 м от линии "F", где производит сброс груза.
6.1.17. Крыша и сброс груза (Приложение N 4).
Крыша состоит из двух белых панелей 2 x 2 м, установленных под углом 90° друг к другу, стоящих на земле и образующих два ската крыши под углом 45° к земле. Отверстие для сброса груза представляет собой квадрат размером 0,4 x 0,4 м, центр которого находится на расстоянии 1 м от земли. Правильным для сброса считается отверстие, обращенное в сторону, с которой подлетает вертолет.
После пролета линии "F" член экипажа стравливает с противоположной от пилота стороны фал длиной 7 м, к концу которого прикреплен груз - кегля.
Сброс груза выполняется с отсечкой времени. Заданное время между линией "F" и сбросом фала - 20 с.
Фал должен быть выпущен полностью и свободен от узлов до пересечения линии, расположенной за 5 м до крыши. Зависание между линиями "F" и "C" разрешается.
Член экипажа держит фал за скобу, при этом обе его руки должны быть видны.
Разрешается манипулирование фалом при условии, что его не разрешается укорачивать ниже верхнего шарика никакой частью тела.
Член экипажа должен постоянно сидеть на своем месте, пристегнутый привязными страховочными ремнями.
Член экипажа должен опустить кеглю в квадратное отверстие крыши, не касаясь ее поверхности, и сбросить фал сразу же после выполнения упражнения. Кромки отверстий и крыши не считаются частью крыши. Отсечка времени производится по моменту сброса фала.
Если кегля сброшена в отверстие крыши, штрафные очки начисляются за каждую десятую секунды свыше 20 с, от момента пересечения линии "F". За кеглю, сброшенную вне крыши, начисляется штраф в размере 200 очков.
6.1.18. Зона посадки.
За крышей расположена 10-метровая зона посадки, где участник должен передать свой конверт с заданием.
Зона посадки расположена на безопасном расстоянии от крыши (примерно в 25 - 30 м). Участники, которые не произведут посадку в 10-метровой посадочной зоне, получат 30 штрафных очков.
Немедленно после посадки в зоне посадки член экипажа должен передать судье конверт, в котором должны находиться карточка с опознанными 10 целями и поворотными пунктами и полетная карта участника. Номер и фамилия участника должны быть четко обозначены на наружной стороне конверта, на карте и на карточке с целями.
6.1.19. Черный флаг.
Участнику будет показан черный флаг в процессе выполнения упражнения, если возникнет одна из следующих ситуаций:
а) участнику будет показан черный флаг на линии "A", если он превысил предел в 200 секунд, прибыв раньше или позже назначенного времени. В этом случае участнику будет дан знак удалиться, и он должен немедленно освободить зону линии прибытия "A" во избежание столкновения со следующим вертолетом и направиться напрямую в зону посадки;
б) если фал после сброса цепляется за вертолет, и вертолет, отходя от крыши, тащит крышу за собой, это будет расцениваться как нарушение безопасности полета;
в) любое нарушение безопасности полета и/или небезопасный маневр/действие в процессе выполнения упражнения, включая движение вертолета в сторону стоянки или от стоянки, то есть от стоянки к линии предварительного старта или от зоны посадки в сторону стоянки.
6.1.20. Одинаковые результаты.
Если несколько экипажей имеют одинаковый результат, лучшее место будет у экипажа, показавшего более точное время прибытия на линию "A". В случае если и это время у экипажей одинаковое, тогда лучшее место определяется по меньшему времени между линиями "F" и "C".
6.1.21. Подсчет результатов.
300 очков - штраф = результат. Результат определяется вычитанием штрафа из 300 очков. Минимальный результат - 0 очков за упражнение.
6.1.22. Оценка спортивной дисциплины N 1 (Таблица N 5).
Таблица N 5
Нарушения и штрафные очки
Нарушения
|
Штрафные очки
|
Ранний вылет с линии "D"
|
100
|
Невылет с линии "D" в пределах 15 секунд от назначенного времени
|
50
|
Каждый пропущенный или неопознанный поворотный пункт
|
20 <**>
|
Непроход поворотного пункта, MFO в радиусе 500 м
|
20 <**>
|
Непроход MFO в радиусе 250 м
|
10
|
Непроход входных ворот в зону поиска шириной 500 м
|
10
|
Окончательный выход из зоны поиска вне выходных ворот шириной 500 м
|
10 <*>
|
Каждая неопознанная или неправильно опознанная цель в зоне поиска
|
10
|
За каждую 0,1 сек опоздания на выходе из зоны поиска (макс. 50 очков)
|
0,1 <*>
|
Ранний выход из зоны поиска - более чем на 5 минут (300 сек)
|
50
|
Непопадание мешка в мишень
|
5
|
Нарушение минимальной высоты при сбросе мешка
|
10
|
Нарушение минимальной скорости при сбросе мешка.
Более 12 секунд между касаниями мешков
|
10
|
Мешки сброшены в обратном порядке
|
5
|
Отклонение от прямолинейной линии пути между MFO2 и линией "A" (+/- 30°)
|
10
|
Скорость относительно земли менее 30 км/ч на последних 2 км
|
10
|
Непроход линии "A" (пересечение ее за пределами 35 м, обозначенной на земле)
|
10
|
Невключение огней на последних 2 км до линии "A"
|
5
|
Зависание на последних 2 км до линии "A" (отсутствие видимого или измеримого движения вперед)
|
30
|
За каждую десятую секунды опережения или опоздания на линии "A"
|
0,1
|
Раннее или позднее прибытие на линию "A" (более 200 сек) (дисквалификация)
|
300
|
Пропуск любого маневра после пересечения линии "A"
|
30
|
За каждую десятую секунды опережения или опоздания на линии "F"
|
0,1
|
За каждую десятую секунды более 20 секунд между линиями "F" и "C"
|
0,1
|
Каждое зависание (отсутствие видимого или измеримого движения вперед) между линиями "A" и "F"
|
30
|
Каждое касание кеглей земли между линиями "F" и "C"
|
5
|
Члены экипажа не сидят или не пристегнуты (обе руки и ноги не видны)
|
30
|
Фал укорочен или имеет узлы или удерживается ниже красного флажка
|
30
|
Фал не выпущен полностью за 5 м до крыши
|
10
|
Каждое касание кегли о поверхность крыши
|
2
|
Кегля сброшена вне крыши
|
30
|
Небезопасный маневр, нарушение или действие до, во время и после выполнения упражнения
|
300
|
Посадка вне 10-метровой зоны посадки
|
30
|
Не подписаны схема зоны поиска и/или карта
|
5
|
--------------------------------
<*> Если судьи видят вертолет, пролетающий вне 500-метровой зоны выходных ворот, они останавливают часы, когда вертолет пересекает продолжение линии ворот с левой или правой стороны. Если судьи не видят вертолет, вылетающий из зоны поиска, участник штрафуется 50 очками.
<**> Максимальный штраф за один поворотный пункт 20 очков.