11.3. Художественные требования

11.3. Художественные требования

11.3.1. Основные принципы

Художественные требования к композиции определяются единством формы и содержания, соответствием идейного замысла и средств для его воплощения. К общим художественным требованиям относятся оригинальность замысла, вариантность игры, экономичность внешней формы и игры, чистота решения, красота решения. Ко всем основным жанрам композиции предъявляются также дополнительные художественные требования.

11.3.2. Оригинальность замысла

Оригинальность замысла заключается не только в идейной или тематической новизне. Новое, красивое, более удачное оформление известных идей, тем и финалов в той или иной степени тоже относится к оригинальности.

11.3.3. Вариантность игры

Количество и качество тематических вариантов, "ложных следов" характеризуют основное содержание композиции. Чем больше выбор продолжений у черных и чем чаще задание выполняется художественным способом, тем богаче, как правило, произведение. Заманчивые, но неудачные попытки белых ("ложные следы") позволяют лучше подчеркнуть авторский замысел.

К достоинству одновариантной проблемы могут быть отнесены и дополнительные комбинационные варианты (с неэкономичными финалами, неточностями в игре), если они достаточно интересны по содержанию.

В некоторых проблемах возможен синтез разных по характеру игры вариантов (например, комбинационных и позиционных). В таких случаях авторам следует помнить, что комбинационная игра должна быть наиболее зрелищной частью решения.

11.3.4. Экономичность внешней формы и игры

Легкая и естественная расстановка шашек делает композицию более привлекательной, а ее решение - более доступным для всех любителей шашечной игры. Поэтому миниатюра при прочих равных условиях лучше громоздкой позиции.

Экономичность игры предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие вступительных ходов, не несущих идейной нагрузки. Надставка в начале решения (размен для передачи хода черным) снижает впечатление от композиции и должна быть оправдана обогащением содержания.

Следует избегать по мере возможности пассивных шашек (даже тогда, когда они кажутся необходимыми для соблюдения формальных требований).

11.3.5. Чистота решения

Чистота решения подразумевает отсутствие допустимых неточностей игры в тематических вариантах и их финальных позициях.

Наиболее типичной неточностью игры является перестановка ходов. Перестановка отдаленных от начала решения и смежных ходов (например, 5-го и 6-го) считается меньшим недостатком, чем перестановка ближних и несмежных ходов (например, 3-го и 5-го). Однако в любом случае автор должен стараться устранить этот изъян.

В проблемах и этюдах большое значение придается чистоте игры в финалах.

11.3.6. Красота решения

Красота решения достигается неочевидным вступлением, скрытыми, трудно находимыми жертвами или ходами (маневрами), эффектными заключительными ударами и финалами.

В этюдах тонкие маневры впечатляют гораздо больше, чем форсированная игра. Желательно, чтобы исход борьбы сторон в большинстве вариантов не был ясен до самого конца, а решение сопровождалось "ложными следами".

В проблемах на стоклеточной доске важным элементом красоты решения являются экономичные жертвы на правило большинства.

Дополнительные, второстепенные варианты не должны затемнять тематическую игру в проблемах и этюдах. Если начало решения в них приводит к появлению продолжений с невыразительной и затяжной игрой, с неэкономичными и громоздкими финалами, то такое вступление не оправдано.

11.3.7. Дополнительные художественные требования к проблемам

11.3.7.1. Степень оригинальности замысла в проблеме, определяемая:

- новизной комбинационной темы, идеи или их сочетания;

- новизной оформления темы, идеи или их сочетания;

- новизной контригры черных и ее опровержения;

- новым или редким финалом (финальным мотивом).

11.3.7.2. Естественность расстановки, логичность последнего хода черных, равенство сил.

Наличие в исходной позиции белой простой g1 при черной простой h2 (и соответственно белой 50 или черной 45).

11.3.7.3. Активность всех шашек в комбинации.

11.3.7.4. Оптимальное (лучшее для выражения авторского замысла) расположение шашек - на строго определенных местах.

11.3.7.5. В проблемах на 64-клеточной доске - отсутствие перестановок ходов, четкость заключительного удара, в проблемах на 100-клеточной доске - отсутствие альтернативных ходов и ударов, частного побочного решений в финале.

11.3.7.6. В проблемах (стоклеточные шашки) желательно избегать неэкономичных жертв. Жертва двух или более белых шашек одним ходом в одном направлении считается неэкономичной и грубой (исключение - жертва двух единиц, после которой черная шашка, пройдя через дамочное поле, остается простой).

При жертве белых шашек на правило большинства черные имеют иллюзорный выбор удара в двух или нескольких направлениях. Если в каком-то направлении отдается на одну шашку меньше, чем для обязательного удара, то жертва признается экономичной (примеры - 1:2, 1:3:4, 2:2:4:5). Отклонения от этого условия (например, 1:3 или 1:2:4) являются случаями неэкономичных жертв и снижают оценку проблемы. Идеальной жертвой считается такая, которая создает иллюзорный выбор боя, типа 1:2, 1:1:2, 2:3:4 и т.п.

11.3.8. Дополнительные художественные требования к этюдам

11.3.8.1. Степень оригинальности замысла в этюде определяется:

- новизной схем, финалов, мотивов и их сочетаний;

- новизной игровых приемов и их сочетаний;

- новым сочетанием композиционных разветвлений;

- тематическими повторениями (эхо-финалы, эхо-мотивы и т.д.) и наличием "ложных следов".

11.3.8.2. Надставка и готовый удар (нападение черных в начальной позиции) - серьезные недостатки этюдов.

11.3.8.3. Роль "ложных следов" в этюдах зависит от их качества. Они могут влиять на вариантность игры, если отвечают требованиям, предъявляемым к композиционному разветвлению решения. Тематический (т.е. подчеркивающий основной замысел) "ложный след" приравнивается к композиционному варианту решения.

11.3.8.4. Финалом композиционного разветвления считаются:

- финальная позиция с одной единицей у белых;

- финальный мотив (прием), в котором участвуют все белые шашки.

11.3.8.5. В композиционном разветвлении допустима одна неточность, не приводящая к частному побочному решению:

- перестановка ходов;

- движение простой дамки через соседние поля доски;

- ход или удар дамкой на разные поля одной диагонали;

- удлинения решения на один ход без повторения позиции;

- затяжка решения с повторением позиции.

11.3.9. Дополнительные художественные требования к задачам

11.3.9.1. Степень оригинальности замысла в задаче определяются:

- новыми или редкими финалами;

- новизной сочетания финалов;

- новизной игровых приемов и их сочетанием.

11.3.9.2. Отсутствие готовых ударов и финалов в начальной позиции.

11.3.9.3. Отсутствие "мертвых" (неподвижных, но косвенно играющих) и пассивных шашек.

11.3.9.4. Устранение в отдельных вариантах перестановок ходов и двойственности игры (возможности выполнить задание разными способами, хотя и близкими к авторскому).

11.3.9.5. Различие финалов (запирание шашек на разных полях доски).