Приложение 11. Нумерация зацепов в лазании на трудность
Постановщик трассы составляет схему трассы и отмечает на ней зацепы, которые, по его мнению, будут использованы участниками на трассе, и последовательность их использования. Зацеп - это элемент рельефа, который может быть использован для лазания. Один объект (большой зацеп или рельеф) может иметь несколько мест для хвата, отмеченных в схеме трассы, как отдельные зацепы.
Каждый зацеп, предназначенный для использования рукой, нумеруется в соответствии с его расположением вдоль линии трассы. Иная последовательность зацепов, расцениваемая постановщиком трассы, как лучшая, не принимается во внимание, кроме случая определения парного зацепа. Зацепы, не предназначенные для использования руками, но необходимые для постановки ног, не нумеруются. Вместо номера рядом с таким зацепом в схеме можно указать букву "н". Зацепам, одинаково удаленным от старта (по линии трассы), для которых последовательность и необходимость использования не очевидна (то есть прохождение возможно с использованием одной из них), присваиваются одинаковые номера. Когда участник удерживает рукой элемент рельефа, который не был определен в схеме трассы, как зацеп для использования рукой, и, используя его, делает полезное движение (то есть реальную попытку достичь следующего зацепа) то он незамедлительно вносится в схему с присвоением ему номера. Присвоенный номер может совпадать с номером другого зацепа, расположенного на таком же расстоянии от начала трассы.
Виды парных зацепов
Внесение в трассу парных зацепов является скорее исключением, нежели обычной практикой нумерации зацепов. Постановщики и судьи должны тщательно все взвесить, прежде чем вносить такую нумерацию в схему трассы, поскольку на практике это может привести к необъективному судейству.
1. Зацеп для смены рук.
Большой зацеп может быть определен как парный (или как пара), если он должен быть использован для лазания обеими руками. Если возможно использование этого зацепа только одной рукой, то он не может быть отмечен как парный. Для введения двойной нумерации смена рук на таком зацепе должна быть необходимой для прохождения данного участка и сопряжена с действиями участника, которые явно относятся к продвижению по трассе, а не просто к смене рук.
2. Два зацепа, расположенные на одном уровне.
Этот вид парных зацепов может быть определен только в том случае, когда два различных зацепа расположены на одном расстоянии вдоль линии трассы и должны использоваться совместно для прохождения этого участка трассы, то есть когда невозможно пройти этот участок, используя только один из них. Например, два небольших, близко расположенных зацепа и перехват на следующий можно сделать лишь удерживаясь руками за оба зацепа.
3. Два зацепа, расположенные на разных уровнях.
Этот вид парных зацепов может быть определен только при одновременном выполнении двух условий:
а) два зацепа расположены близко друг к другу и участнику для прохождения этого участка трассы необходимо использовать руками оба этих зацепа, одновременно удерживаясь за них руками;
б) существует большая вероятность того (или это доказано на практике), что некоторые участники будут успешно использовать эти зацепы в порядке, противоречащем нумерации, основанной на удаленности зацепов по ходу трассы (например, сначала будет использован зацеп, расположенный дальше, а затем зацеп, расположенный ближе по ходу трассы).
В схеме трассы парному зацепу (паре или одному большому) присваивается двойной номер (номера разделяются дробной чертой). Первый номер дается за удержание одной рукой любого из двух зацепов пары, либо большого зацепа, определенного как парный. Второй номер дается, если участник, держась одной рукой за парный зацеп, взял другой рукой второй зацеп этой пары или большой парный зацеп.
Если во время соревнований становится очевидным, что некоторые участники используют иную последовательность использования зацепов, чем предполагалось перед началом раунда, то определение парных зацепов должно быть пересмотрено. Соответственно, может быть изменена нумерация этих зацепов.