МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 2017 г. N ПН-05-00/3720
Министерство спорта Российской Федерации направляет Методические рекомендации по предотвращению дискриминации, расизма и экстремизма в области физической культуры и спорта для дальнейшего их использования в работе.
П.В.НОВИКОВ
Приложение
Утверждаю
Заместитель Министра спорта
Российской Федерации
П.В.НОВИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ДИСКРИМИНАЦИИ, РАСИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Согласно положениям статьи 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, субъекты спорта (граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены, спортивные коллективы, физкультурно-спортивные организации) имеют равные возможности для реализации прав в области физической культуры и спорта. Настоящие Методические рекомендации по предотвращению дискриминации, расизма и экстремизма в области физической культуры и спорта (далее - Методические рекомендации) определяют рекомендуемые подходы к предотвращению дискриминации, расизма и экстремизма в области физической культуры и спорта.
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями и специалистами физкультурно-спортивных организаций.
Методические рекомендации являются основой для разработки локальных нормативных правовых актов физкультурно-спортивных организаций.
В целях борьбы с проявлениями дискриминации, расизма и экстремизма в области физической культуры и спорта всем заинтересованным сторонам рекомендуется различать следующие понятия и принимать их во внимание во время осуществления деятельности в области физической культуры и спорта:
прямая дискриминация - различное обращение организаторов спортивных соревнований к субъектам спорта, находящимся в равных правовых условиях, без законной на то цели либо без разумной соразмерности между используемыми средствами и преследуемой целью;
косвенная дискриминация - различное обращение организаторов спортивных соревнований к субъектам спорта в связи с принятием и применением нормативных актов органов государственной власти и/или регламентов организаторов спортивных соревнований, которые создают неравные условия для определенных групп субъектов спорта;
равные возможности - практическое обеспечение равных условий для реализации гражданами права на занятие физической культурой и спортом, спортсменам, спортивным коллективам, физкультурно-спортивным организациям права на участие в спортивных соревнованиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права.
Кроме того, представляется, что в каждом виде спорта могут быть сформулированы свои дискриминационные признаки нарушения прав спортсмена. Следует предложить каждой общероссийской спортивной федерации сформулировать перечень дискриминационных нарушений работодателей в этой области.
Однако необходимо принимать во внимание, что не являются дискриминацией установление различий, которые определяются свойственными данному виду деятельности требований, а также самой спецификой спорта, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и международным договорам (например, спортивные критерии отбора).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и физкультурно-спортивным организациям рекомендуется учитывать в разрабатываемых документах единый подход по координации организационной, профилактической работы, направленный на противодействие криминальному поведению фанатов.
I. Общие подходы к предотвращению дискриминации, расизма
и экстремизма в области физической культуры и спорта
Основные подходы к предотвращению дискриминации, расизма и экстремизма в области физической культуры и спорта рекомендуется отражать в локальных нормативных актах:
- использовать согласованные, устойчивые и комплексные стратегии и программы в области спорта в интересах поощрения прав человека и содействия делу мира и развития, утверждения принципов многообразия, терпимости, справедливости, взаимного уважения, человеческого взаимопонимания, диалога, примирения, укрепления духа соперничества и гендерного равенства и борьбы с дискриминацией, расизмом, социальным отчуждением и маргинализацией;
- разрабатывать программы организации спортивных мероприятий и досуга с упором на пропаганду важности этических и нравственных ценностей и повышение уровня осознания и понимания прав человека и олимпийских идеалов в качестве инструмента защиты дела мира, содействия развитию и борьбы со всеми формами дискриминации;
- проанализировать построение моделей сотрудничества с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом и другими заинтересованными сторонами на предмет использования спорта в качестве инструмента поощрения мира, диалога и примирения в районах конфликтов или беспорядков, в особенности во время и после проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, в частности, посредством соблюдения олимпийского перемирия;
- рассматривать возможность выработки нормативных рамок по вопросам "спорта в аспекте прав человека", которые охватывали бы, среди прочего, крупные спортивные мероприятия, опираясь при этом на опыт составления рамочной основы в области предпринимательства в аспекте прав человека;
- разрабатывать специальные программы с целью создания дополнительных возможностей, позволяющих инвалидам вносить свой вклад в расширение массовой спортивной деятельности на низовом уровне, поощрять достижение высоких результатов в ходе спортивных состязаний, привлекать к занятию спортом все большее число людей, включая детей и молодежь, женщин и девочек, пожилых лиц, создавать условия для всеобщего и беспрепятственного доступа к спорту;
- содействовать интеграции инвалидов с помощью демонстрации их возможностей и укрепления их роли и прав в обществе;
- включать в реализуемые в настоящее время спортивные программы практические положения, предусматривающие использование существующих и создание новых союзов с участием гражданского общества, частных предприятий, национальных учреждений и международных организаций в интересах поощрения прав человека с помощью спорта и оздоровительной физической культуры;
- увеличивать долю женщин на директивном уровне в спортивных организациях, борясь тем самым с недостаточной представленностью женщин на руководящих и управленческих должностях в таких органах;
- значительно расширять масштабы участия женщин во всех спортивных областях, включая большой спорт;
- пропагандировать и поощрять занятия спортом и физическую активность на основе принципов гендерного равенства, в полной мере принимая во внимание различные потребности мужчин и женщин;
- распространять новые виды коллективного и инклюзивного спорта;
- контролировать места проведения спортивных мероприятий и применять кодексы поведения болельщиков во время матчей и/или при высказывании замечаний по поводу матчей;
- организовывать информационно-просветительские кампании для пропаганды ценностей спорта, прав человека и идеалов олимпийского движения;
- проводить программы профессиональной подготовки среди различных заинтересованных сторон в области спорта с тем, чтобы приобщить их к идеалам поощрения и защиты прав в ходе спортивных мероприятий;
- разрабатывать согласованную и комплексную политику по предупреждению и пресечению торговли детьми в наименее развитых странах, вандализма и насилия во время спортивных мероприятий, неуважительного отношения к правам человека, в том числе праву женщин на занятия спортом и физкультурно-оздоровительную деятельность;
- привлекать ключевых участников, как-то международные спортивные организации, включая Международный олимпийский комитет и Международный паралимпийский комитет, и принимающие страны, и укреплять партнерские отношения с ними в интересах осуществления стратегий защиты детей и активизации сотрудничества широкого круга заинтересованных сторон в целях смягчения вредных последствий;
- смягчать влияние факторов риска и развивать спорт на основе принципов этики, ответственности и защиты детей посредством реализации согласованных, устойчивых и комплексных стратегий защиты детей;
- рассматривать возможность того, чтобы организаторы крупных спортивных мероприятий при определении условий конкурсных заявок систематически включали в число критериев обязательную оценку воздействия на детей и на права человека;
- разрабатывать и внедрять на национальном и местном уровнях новые программы образования и подготовки для детей и молодежи, с тем, чтобы развивать у них чувство собственного достоинства и другие важные жизненные навыки и ценности;
- расширять потенциал спортивных программ в плане создания для детей стимулов к поступлению в школу, посещению занятий и повышению успеваемости;
- поощрять практики, направленные на сокращение влияния компьютеризации на детей и молодых людей за счет повышения привлекательности спортивных планов и программ спортивной подготовки для детей и молодежи, с тем, чтобы переключить их внимание с компьютеров и других информационных технологий на более физически активные виды деятельности;
- прививать такие ценности, как дружба, честность в игре, солидарность, профессиональное мастерство и дисциплина;
- целенаправленным образом организовывать специальные состязания по традиционным видам спорта для демонстрации этнических традиций, практики и обычаев;
- разрабатывать проекты, призванные прививать навыки самостоятельной жизни и воспитывать ценности, уделяя при этом особое внимание такому важному их аспекту, как формирование конструктивных моделей поведения и содействие уважению прав человека;
- содействовать социализации и интеграции маргинализированных групп;
- пропагандировать принципы всеобщности и единства людей на основе культуры мира, налаживая доверительные отношения между враждующими группами;
- использовать спортивные программы с целью создания рабочих мест и приобретения профессиональных навыков;
- принимать во внимание потребности социально-экономического развития общин при планировании спортивных мероприятий и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- содействовать налаживанию связей с помощью специальных спортивных программ, в частности, в интересах укрепления отношений между различными общинами и этническими группами.
Для борьбы с дискриминационными и иными пагубными и несправедливыми видами деятельности в спорте необходимо:
- предотвращать дискриминацию по любым признакам, в том числе по признаку расы, цвета кожи, пола, гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, языка, происхождения или вероисповедания;
- обеспечивать защиту прав спортсменов и тренеров с помощью универсального письменного кодекса поведения, в котором их права будут четко изложены во избежание всякой эксплуатации;
- добиваться справедливого и равного с гендерной точки зрения распределения спонсорской поддержки в спорте;
- бороться с использованием устаревших методов тренерской работы;
- добиваться запрещения практики обмена спортсменами, в условиях которой с ними обращаются как с товаром;
- шире использовать антикоррупционные правила применительно ко всем аспектам, связанным со спортивными мероприятиями;
- решать проблему отсутствия у всех равного доступа к сооружениям для занятий спортом и физкультурно-оздоровительной деятельностью и выбору времени тренировок.
Органам государственной власти, совместно с иными субъектами физической культуры и спорта, в частности, физкультурно-спортивными организациями, также необходимо привлекать средства массовой информации, которые могут стать очень важным связующим элементом для уменьшения дискриминационного давления на личность. В связи с этим необходимо рассмотреть следующие возможности:
- принять необходимые шаги для обеспечения свободы средств массовой информации и свободы выражения мнений в целом;
- распространять среди населения информацию о времени и местах проведения спортивных матчей;
- содействовать более широкому освещению в СМИ менее популярных спортивных дисциплин, например женских видов спорта, программ "Спорт для всех" и инвалидного спорта (как указывалось ранее);
- содействовать повышению прозрачности в сфере спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- способствовать повышению мотивации спортсменов, тренеров и всех лиц, связанных со спортом;
- мобилизовывать усилия всех заинтересованных сторон для борьбы с расистскими и политизированными замечаниями и клеветническими высказываниями, которые широко распространены во время спортивных матчей, а порой и на Олимпийских играх, и которые дискредитируют ценности спорта, в том числе такие, как профессиональная этика, коллективизм, высокое мастерство, взаимное уважение, терпимость, честная игра и дружба.
II. Образовательные подходы к предотвращению дискриминации,
расизма и экстремизма в области физической
культуры и спорта
Образование является одним из важных аспектов противодействия дискриминации и расизма. Рекомендуется:
- принимать меры для того, чтобы воспитание ценностей являлось частью подготовки спортсменов, тренеров и других чиновников, и обеспечивать, чтобы воспитание таких ценностей, как понимание того, что участие важнее победы, уважительное отношение к соперникам, пунктуальность и солидарность, стало неотъемлемой частью всех образовательных программ и курсов обучения;
- использовать планирование учебного процесса для обеспечения того, чтобы образовательные программы подкрепляли право заниматься спортом за счет пропаганды в них принципов дружбы, взаимного уважения, солидарности и честной игры;
- включать качественную физическую подготовку в курс спортивного обучения в виде инструмента, позволяющего внести существенный вклад в пропаганду прав человека и ценностей спорта, включая олимпийские ценности и идеалы, среди молодежи и детей;
- поощрять создание и развитие национальных и международных систем прав человека и олимпийского образования на основе моделей передовой практики.
III. Реализация при трудоустройстве подходов
к предотвращению дискриминации, расизма и экстремизма
в области физической культуры и спорта
При приеме на работу физкультурно-спортивными организациями спортсменов должны учитываться требования трудового законодательства Российской Федерации относительно прав и гарантий для всех лиц вне зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами спортсмена, с учетом свойственных труду спортсменов требований, предусмотренных в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".