МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 июня 2017 г. N 311
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ,
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ
КАРАНТИНА И ИНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИЮ ОЧАГОВ САПА
В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 29; N 30, ст. 3805; 2008, N 24, ст. 2801; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2010, N 50, ст. 6614; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4339, ст. 4359, ст. 4369; 2016, N 27, ст. 4160) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 150; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119, ст. 1121; N 27, ст. 3364; N 33, ст. 4088; 2010, N 4, ст. 394; N 5, ст. 538; N 16, ст. 1917; N 23, ст. 2833; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, 4262; N 32, ст. 4330; N 40, ст. 5068; 2011, N 6, ст. 888; N 7, ст. 983; N 12, ст. 1652; N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2649; N 22, ст. 3179; N 36, ст. 5154; 2012, N 28, ст. 3900; N 32, ст. 4561; N 37, ст. 5001; 2013, N 10, ст. 1038; N 29, ст. 3969; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 4, ст. 382; N 10, ст. 1035; N 12, ст. 1297; N 28, ст. 4068; 2015, N 2, ст. 491; N 11, ст. 1611, N 26, ст. 3900; N 35, ст. 4981; N 38, ст. 5297; N 47, ст. 6603; 2016, N 2, ст. 325; N 28, ст. 4741; N 33, ст. 5188; N 35, ст. 5349; N 47, ст. 6650; N 49, ст. 6909, ст. 6910), приказываю:
Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сапа.
Министр
А.Н.ТКАЧЕВ
Утверждены
приказом Минсельхоза России
от 28 июня 2017 г. N 311
ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ,
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ
КАРАНТИНА И ИНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИЮ ОЧАГОВ САПА
I. Область применения
1. Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сапа (далее - Правила), устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сапа.
Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации сапа, предотвращению его возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотологического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.
II. Общая характеристика сапа
2. Сап - инфекционная болезнь лошадей, ослов, мулов и других однокопытных семейства лошадиных, а также семейства верблюжьих (далее - восприимчивые животные).
Сап у ослов и мулов протекает в острой форме, сопровождающейся лихорадкой, затрудненным дыханием, одышкой, эмфиземой легких, пневмонией. Исход болезни чаще всего летальный.
У лошадей заболевание протекает, как правило, в хронической форме и может длиться до нескольких лет. В зависимости от локализации патологического процесса сап условно подразделяют на носовую, легочную и кожную формы.
При остром течении отмечается септицемия, длительные и односторонние носовые истечения, опухание лимфатических сосудов, подчелюстных, паховых, подкожных лимфатических узлов с образованием узелков, а затем язв.
При хроническом течении наблюдаются клинические признаки различной интенсивности, включающие поражения легких, слизистой оболочки носа и кожи. Восприимчивые животные худеют, кашляют, у них наблюдаются слизисто-гнойные истечения из носа.
Инкубационный период при сапе составляет до 6 месяцев.
3. Возбудитель сапа - бактерия Burkholderia mallei, относящаяся к роду Burkholderia, семейству Burkholderiaceae (далее - возбудитель).
Возбудитель устойчив во внешней среде. В воде и гниющем материале гибнет через 14 - 30 суток, при нагревании до 80 °С - через 5 минут.
4. Основной источник инфекции - клинически и бессимптомно больные сапом восприимчивые животные.
5. Во внешнюю среду возбудитель из организма восприимчивого животного выделяется с истечениями из носовой полости, с мокротой при кашле и гноем кожных язв, с экскрементами. Передача возбудителя осуществляется алиментарно, аэрогенно, через прямой контакт с больными восприимчивыми животными, а также контаминированными предметами и оборудованием.
III. Профилактические мероприятия
6. В целях предотвращения возникновения и распространения сапа физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее - владельцы восприимчивых животных), обязаны:
не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
предоставлять по требованиям специалистов органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;
в течение 24 часов извещать специалистов госветслужбы о случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;
до прибытия специалистов госветслужбы принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также иных животных, находившихся в одном помещении с подозреваемыми в заболевании восприимчивыми животными, которые могли контактировать с ними, обеспечить изоляцию трупов павших восприимчивых животных в том же помещении, в котором они находились;
выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, в учреждениях и организациях и их обособленных подразделениях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных Правилами;
соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по сапу в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508).
7. Все восприимчивые животные, достигшие 18-месячного возраста, на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с неблагополучными по сапу территориями, обследуются специалистами госветслужбы на сап не менее двух раз в год - весной и осенью - путем клинического осмотра, глазной маллеиновой пробы или исследования сыворотки крови в реакции агглютинации (РА) или в реакции связывания комплемента (РСК).
На территории других субъектов Российской Федерации обследования восприимчивых животных на сап проводятся один раз в год.
IV. Мероприятия при подозрении на сап
8. Основаниями для подозрения на сап являются:
наличие у восприимчивых животных клинических признаков, перечисленных в пункте 2 Правил;
получение положительных результатов лабораторных исследований в РА или в РСК, или глазной маллеиновой пробы;
выявление сапа в хозяйстве, из которого ввезены восприимчивые животные, в течение 30 дней после осуществления их ввоза.
9. При наличии оснований для подозрения на сап владельцы восприимчивых животных обязаны:
в течение 24 часов сообщить любым доступным способом о подозрении на сап должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого содержатся восприимчивые животные), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения;
содействовать специалистам госветслужбы в проведении обследования восприимчивых животных с использованием метода подкожной маллеинизации и в отборе проб патологического материала павших восприимчивых животных и направлении этих проб в лабораторию (испытательный центр) органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на сап (далее - лаборатория);
предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) в хозяйстве восприимчивых животных с указанием количества павших восприимчивых животных за последние 30 дней.
10. До получения результатов диагностических исследований на сап владельцы восприимчивых животных обязаны:
прекратить убой и реализацию восприимчивых животных и продуктов их убоя;
прекратить все передвижения и перегруппировки восприимчивых животных;
запретить посещение хозяйства физическими лицами, кроме обслуживающего персонала и специалистов госветслужбы.
11. При возникновении подозрения на заболевание сапом на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов:
в течение 24 часов должны сообщить любым доступным способом о подозрении на сап должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий объект, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения;
должны провести подкожную маллеинизацию восприимчивых животных и отбор проб патологического материала павших восприимчивых животных и направление указанных проб в лабораторию.
В случае невозможности проведения подкожной маллеинизации восприимчивых животных и отбора проб патологического материала должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов должны оказывать содействие иным специалистам госветслужбы в проведении подкожной маллеинизации восприимчивых животных, отборе проб патологического материала и направлении этих проб в лабораторию.
12. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии или подведомственного ему учреждения, в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 9 и 11 Правил, должно сообщить о подозрении на сап и принятых мерах руководителю указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случае угрозы распространения возбудителя на территории иных субъектов Российской Федерации должен сообщить руководителям органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии.
13. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении им информации о возникновении подозрения на сап в течение 24 часов должен обеспечить направление в хозяйство, в котором владельцы восприимчивых животных осуществляют их содержание (далее - предполагаемый эпизоотический очаг) специалистов госветслужбы для:
осмотра восприимчивых животных;
определения вероятных источников, путей и предположительного времени заноса возбудителя;
определения границ предполагаемого эпизоотического очага и возможных путей распространения сапа, в том числе с реализованными (вывезенными) восприимчивыми животными и (или) полученной от них продукцией животноводства в течение не менее 30 дней до получения информации о подозрении на сап;
проведения подкожной маллеинизации восприимчивых животных и отбора проб патологического материала павших восприимчивых животных и направления указанных проб в лабораторию.
14. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии или подведомственного ему учреждения, в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 9 и 11 Правил, должно:
проинформировать о подозрении на сап руководителя органа местного самоуправления муниципального образования и население муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, и владельцев восприимчивых животных о требованиях Правил;
определить количество восприимчивых животных в хозяйствах, расположенных на территории муниципального образования, а также места и порядок уничтожения трупов павших восприимчивых животных на территории муниципального образования.
V. Диагностические мероприятия
15. При возникновении подозрения на сап специалистами госветслужбы должна проводиться подкожная маллеинизация восприимчивых животных и отбор проб патологического материала трупов павших восприимчивых животных.
16. Диагностические исследования на сап, включая подкожную маллеинизацию восприимчивых животных и отбор проб патологического материала, осуществляются в следующем порядке:
подозреваемые в заболевании восприимчивые животные обследуются с применением подкожной маллеиновой пробы. При отрицательном результате подкожной маллеиновой пробы восприимчивые животные признаются здоровыми.
Положительно реагирующее на подкожную маллеиновую пробу восприимчивое животное подвергается диагностическому убою и патологоанатомическому исследованию на сап без снятия шкуры.
При отсутствии во время вскрытия трупа восприимчивого животного характерных для сапа изменений отбираются пробы патологического материала: подчелюстные, заглоточные, бронхиальные, средостенные лимфатические узлы, носовая перегородка, гортань, глотка, трахея.
При наличии во время вскрытия трупа восприимчивого животного характерных для сапа изменений отбираются измененные участки легкого, печени, селезенки, кожи с подкожной клетчаткой - для гистологических исследований, гной из закрытых абсцессов - для бактериологических исследований.
17. Вскрытие трупов животных должно проводиться в защитной одежде, очках, респираторе, клеенчатом фартуке и резиновых перчатках.
18. Упаковка патологического материала и его транспортирование должны обеспечивать его сохранность и пригодность для исследований в течение срока транспортировки от момента отбора до места исследования (пробы патологического материала охлаждаются, а на период транспортирования помещаются в термос со льдом или охладителем).
Утечка (рассеивание) материала во внешнюю среду не допускается.
Контейнеры, пакеты, емкости с патологическим материалом упаковываются и опечатываются.
В сопроводительном письме указываются дата, время отбора проб, адрес места отбора проб, их перечень, основания для подозрения на сап, адрес и контактные телефоны специалиста госветслужбы, осуществившего отбор проб.
Пробы патологического материала доставляются в лабораторию специалистом госветслужбы. Запрещается пересылать пробы по почте или любым иным способом.
19. Диагноз считается установленным:
при выделении культуры возбудителя из патологического материала;
при получении положительных результатов биопробы, даже если культура возбудителя из исходного материала не выделена.
20. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, специалиста госветслужбы, направившего патологический материал на исследования, о полученных результатах.
В случае установления диагноза руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать также федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
21. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после установления диагноза должен направить в письменной форме информацию о возникновении сапа на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.
22. При установлении диагноза на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны взаимодействовать с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения и чрезвычайной противоэпизоотической комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления на подведомственных объектах мероприятий, предусмотренных пунктами 11, 15, 25, 31, 35, 36 Правил.
23. В случае если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз не был установлен, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов должен проинформировать об этом федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.
24. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственного ему учреждения должно проинформировать о неустановлении диагноза владельцев восприимчивых животных органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагался предполагаемый эпизоотический очаг, в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.
VI. Установление карантина, ограничительные и иные
мероприятия, направленные на ликвидацию сапа, а также
на предотвращение его распространения
25. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза в течение 24 часов с момента его установления должен:
направить на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);
направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;
в случае установления диагноза у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, копию представления направить также должностным лицам указанных органов или подведомственных им учреждений;
инициировать проведение заседания чрезвычайной противоэпизоотической комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации;
разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить их на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации эпизоотических очагов сапа и предотвращения распространения возбудителя, направить проекты указанных документов на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
26. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
27. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть определены хозяйство, в котором содержатся больные сапом восприимчивые животные (далее - эпизоотический очаг), населенный пункт, на территории которого установлен эпизоотический очаг (далее - неблагополучный пункт) и указан перечень вводимых ограничительных мероприятий, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия.
28. Должностное лицо учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и орган местного самоуправления муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.
29. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте.
30. В эпизоотическом очаге:
запрещается:
ввод (ввоз) на территорию эпизоотического очага и вывод (вывоз) с его территории восприимчивых животных;
пастьба, перемещение, перегруппировка восприимчивых животных;
посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;
реализация восприимчивых животных и продуктов их убоя;
вывоз кормов, с которыми могли иметь контакт больные восприимчивые животные;
снятие шкур с павших восприимчивых животных;
проведение случки и искусственного осеменения восприимчивых животных;
вывоз молока и спермы, полученных от восприимчивых животных;
осуществляется:
осмотр, термометрия всего поголовья восприимчивых животных;
подкожная маллеинизация клинически здоровых восприимчивых животных;
изъятие восприимчивых животных с клиническими признаками сапа и положительно реагирующих на подкожное введение маллеина в соответствии с правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 310 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2502). Изъятие и убой бескровным методом восприимчивых животных осуществляется под контролем специалистов госветслужбы;
оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;
дезинфекционная обработка одежды и обуви парами формальдегида в пароформалиновой камере в течение 1 часа при температуре 57 - 60 °С, расходе формалина 75 см3/м3 водного раствора формалина с содержанием 1,5% формальдегида при выходе с территории эпизоотического очага;
дезинфекционная обработка любых транспортных средств при их выезде с территории эпизоотического очага. Для дезинфекции транспортных средств должны применяться 1,5%-ный формальдегид или 3%-ный фоспар, или 3%-ный парасод, или 1,5%-ный параформ, приготовленный на 0,5%-ном растворе едкого натра, или 5%-ный хлорамин, или другие дезинфицирующие растворы с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя (согласно инструкции по применению);
обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага безнадзорных животных;
проведение дератизации.
Клинически здоровые восприимчивые животные каждые 7 - 8 суток подвергаются клиническому осмотру, сыворотку крови исследуют в РА и/или в РСК. Восприимчивые животные с положительным результатом исследований признаются больными и подвергаются отчуждению.
Трупы павших и убитых бескровным методом восприимчивых животных уничтожаются в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом России от 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 (зарегистрирован Минюстом России 5 января 1996 г., регистрационный N 1005), с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 16 августа 2007 г. N 400 (зарегистрирован Минюстом России 14 сентября 2007 г., регистрационный N 10132).
Молоко, полученное от восприимчивых животных, уничтожается.
31. Дезинфекции подлежат территории хозяйств, помещения по содержанию восприимчивых животных, транспортные средства, используемые для перевозки восприимчивых животных, и другие объекты, с которыми контактировали больные восприимчивые животные.
Дезинфекция помещений и других мест, где содержались больные восприимчивые животные, проводится специалистами госветслужбы в три этапа: первый - сразу после изоляции больных восприимчивых животных, второй - после проведения механической очистки, третий - перед отменой карантина.
Для дезинфекции должны применяться 4%-ный горячий едкий натр или 3%-ная хлорная известь, или 3%-ный нейтральный гипохлорит кальция, или 1%-ный глутаровый альдегид, или 5%-ный однохлористый йод, или 2%-ные формалин (параформальдегид), или хлорамин из расчета 0,3 - 0,5 дм3/м2 или другие дезинфицирующие растворы с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя (согласно инструкции по применению).
32. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области ветеринарии, организует на территории, прилегающей к эпизоотическому очагу, выставление на въезде в эпизоотический очаг необходимого количества круглосуточных контрольно-пропускных постов, оборудованных дезинфекционными барьерами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды и дезинфекционными установками, с круглосуточным дежурством.
33. В неблагополучном пункте:
запрещается:
ввод (ввоз) на территорию неблагополучного пункта, вывод (вывоз) за его пределы восприимчивых животных (за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою или оборудованные для этих целей убойные пункты);
пастьба, перемещение и перегруппировка восприимчивых животных;
проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением восприимчивых животных.
осуществляется:
клинический осмотр, термометрия восприимчивых животных;
обеспечение дезинфекционной обработки любых транспортных средств при их выезде с территории неблагополучного пункта;
обеспечение отсутствия на территории неблагополучного пункта безнадзорных животных.
34. Лица, имеющие поражения и ссадины на открытых частях тела, к работе с больными и подозреваемыми в заболевании сапом восприимчивыми животными не допускаются.
VII. Отмена карантина
35. Отмена карантина осуществляется через 60 дней после изъятия и убоя больных восприимчивых животных и проведения других мероприятий, предусмотренных Правилами.
36. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, заключения о выполнении мероприятий, предусмотренных Правилами, в течение 24 часов должен направить представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, где был зарегистрирован эпизоотический очаг.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение дня принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, где был зарегистрирован эпизоотический очаг.