МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2021 г. N ОЛ-21-27/16116
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по вопросу применения стандартов на винодельческую продукцию при ее производстве и обороте, а также особенностей формирования надписей при маркировке винодельческой продукции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (далее - Положение), Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере виноградарства и виноделия, предусмотренной Федеральным законом "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (за исключением вопросов лицензирования, оказания государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора), регулируемых законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Согласно Положению, Минсельхоз России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативных правовых актов.
В связи с этим Минсельхоз России может высказать мнение по рассматриваемым вопросам, которое не носит нормативного характера.
26 июня 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 468-ФЗ), установивший виды винодельческой продукции и требования к ее производству.
2 июля 2021 г. принят и вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 345-ФЗ), которым положения Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в части винодельческой продукции приводятся в соответствие с положениями Федерального закона N 468-ФЗ.
Работа по стандартизации в сфере виноградарства и виноделия осуществляется Техническим комитетом по стандартизации ТК N 162 "Виноградарство и виноделие" (далее - ТК N 162), созданным в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 августа 2018 г. N 1654 "О создании технического комитета по стандартизации "Виноградарство и виноделие".
Функции по ведению дел секретариата ТК N 162 осуществляет некоммерческая организация "Союз виноградарей и виноделов России" (г. Москва, Хамовники, Зубовский бульвар, 4 стр. 1, 119034).
В настоящее время Росстандартом приняты поправки к ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия", ГОСТ 32715-2014 "Вина ликерные, вина ликерные с защищенным географическим указанием, вина ликерные с защищенным наименованием места происхождения. Общие технические условия", ГОСТ Р 55242-2012 "Вина с защищенным географическим указанием, вина с защищенным наименованием места происхождения. Общие технические условия", ГОСТ 33336-2015 "Вина игристые. Общие технические условия" и размещены на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://protect.gost.ru.
Поправки указанных стандартов предусматривают приведение терминов на винодельческую продукцию в соответствие с понятиями, установленными статьей 3 Федерального закона N 468-ФЗ, и не затрагивают физико-химические и иные показатели, технологические процессы производства и классификацию.
При этом ТК N 162 продолжает работу по подготовке очередных поправок в документы по стандартизации в части приведения физико-химических и иных показателей, технологических процессов производства, классификации винодельческой продукции в соответствии с положениями Федерального закона N 468-ФЗ.
До утверждения Росстандартом данных поправок при производстве и реализации винодельческой продукции целесообразно руководствоваться непосредственно положениями Федерального закона N 468-ФЗ.
По вопросу об использовании слов, характеризующих классификацию винодельческой продукции в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 468-ФЗ, при формировании надписей на этикетке (контрэтикетке, кольеретке) сообщаем.
Особенности маркировки и розничной продажи винодельческой продукции установлены статьей 26 Федерального закона N 468-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 468-ФЗ установлено, что производителями и лицами, осуществляющими розничную продажу винодельческой продукции, должно быть обеспечено доведение до сведения потребителя информации о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда, используемого при производстве реализуемой винодельческой продукции, независимо от места ее производства.
Кроме того, требования к пищевой продукции в части ее маркировки установлены положениями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881 (далее - Технический регламент).
В соответствии с пунктом 1 части 4.3 статьи 4 Технического регламента наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.
Исходя из понятий, установленных статьей 3 Федерального закона N 468-ФЗ для винодельческой продукции, информация объемной доле содержания этилового спирта (крепости) и массовой концентрации сахаров (сухие, полусухие, полусладкие, сладкие, экстра брют, брют) является обязательной.
При этом информация об отличительных признаках винодельческой продукции, таких как период выдержки, способ технологической обработки, возможно отнести к дополнительной, которая в соответствии с пунктом 1 части 4.10 статьи 4 Технического регламента указывается в маркировке на добровольной основе.
Таким образом, нанесение информации на этикетку (контрэтикетку, кольеретку) о классификации винодельческой продукции по периоду выдержки, установленной в статье 18 Федерального закона N 468-ФЗ, в виде части названия или отдельной характеристики является допустимым, но необязательным.
Например, возможными вариантами нанесения информации на этикетку (контрэтикетку, кольеретку) являются: "Сухое вино белое" ("Сухое вино белое ординарное"); "Крепленое (ликерное) вино" ("Крепленое (ликерное) десертное выдержанное"); "Игристое вино" ("Игристое вино выдержанное"); "Российское крепленое вино с защищенным географическим указанием" ("Российское крепленое вино с защищенным географическим указанием крепленое выдержанное"); "Российское вино с защищенным географическим указанием красное" ("Российское вино с защищенным географическим указанием белое ординарное").
При этом, информация, нанесенная на этикетку (контрэтикетку, кольеретку), предусматривающая классификацию винодельческой продукции по периоду выдержки (например: "молодое", "ординарное", "марочное", "выдержанное", "коллекционное", "крепкое", "десертное"), должна соответствовать технологическому процессу производства, предусмотренному технологической документацией для каждого конкретного вида винодельческой продукции.
О.Н.ЛУТ