3. Методология оценки социально-экономического развития и принципы построения генерального рейтинга привлекательности российских городов

3. Методология оценки социально-экономического
развития и принципы построения генерального рейтинга
привлекательности российских городов

В качестве ключевого метода расчета свойства привлекательности городов используется методика оценки качества, заимствованная из квалиметрии, где разработано несколько подходов к количественной оценке качества. Использованный в работе метод базируется на следующих принципах:

1. Привлекательность представляет собой совокупность только тех свойств объекта, которые связаны с достигаемым с его помощью результатом (но не с понесенными при этом затратами) и которые проявляются в процессе хозяйствования объекта в соответствии с его назначением.

2. Некоторые сложные и любые простые свойства могут быть измерены с помощью абсолютного показателя свойства , (i = 1, n, где n - количество свойств оцениваемого объекта). Полученные значения показателя Q выражаются в специфических для каждого свойства единицах. Для измерений могут использоваться метрологические, экспертные, аналитические методы.

3. Все свойства, формирующие качество, образуют иерархическую структуру в виде дерева свойств. Низший ярус этого дерева (корень дерева) представляет самое сложное свойство - качество объекта, а ветви высшего яруса представляют простые и квазипростые свойства.

Для сопоставления различных свойств, измеряемых в разных по диапазону и размерности шкалах, используется относительный безразмерный показатель , отражающий степень приближения абсолютного показателя свойства к максимальному и минимальному показателям. Относительный показатель описывается зависимостью, , которая может быть представлена нормирующей функцией:

Для сопоставления по относительной важности всех свойств, входящих в "дерево свойств", используются безразмерные коэффициенты весомости . Для удобства обычно принимается 0 < < 1, а = 1.

Значения коэффициентов весомости определяются с привлечением разновидностей экспертного и неэкспертного (аналитического) методов. В данной работе использовались оба приема. Для определения относительного веса использовался метод экспертного опроса 50 специалистов различных отраслей и сфер деятельности, различных социальных и профессиональных положений.

Таким образом, количественная оценка качества выражается с помощью следующей формулы:

, где = 1 для всех индексов, образующих итоговый генеральный индекс привлекательности городов.

Непосредственно генеральный индекс привлекательности городов (ГИПГ) рассчитывается как среднегеометрическое всех характеристик.

Ключевая проблема отбора минимальной совокупности свойств (показателей), которые образуют качество объекта, решается за счет функционально-типологического анализа, основанного на рассмотрении качества как системы объективных свойств, а также исходя из объема исходной информации (статистической и открытых источников).

Таким образом, группы показателей, образующие индексы, полностью удовлетворяют требованиям достаточности и независимости.

Оценка городов осуществлялась по следующим направлениям: динамика численности населения демографические характеристики населения, социальные параметры общества, благосостояние граждан, социальная инфраструктура, экономика городов, развитие жилищного сектора, доступность жилья, инновационная активность, транспортная инфраструктура, инженерная инфраструктура, кадровый потенциал, природно-экологическая ситуация.

Для оценки качества городской среды проживания отобран 41 показатель, который в свою очередь объединен в блоки по направлениям, образующие 13 индексов, на основе которых получен ГИПГ.

Индексы, отражающие основные направления в оценки качества городской среды проживания

К1 - Динамика численности населения

К2 - Транспортная инфраструктура

К3 - Природно-экологическая ситуация

К4 - Доступность жилья

К5 - Развитие жилищного сектора 1

К6 - Демографические характеристики населения

К7 - Инновационная активность

К8 - Инженерная инфраструктура

К9 - Кадровый потенциал

К10 - Социальная инфраструктура

К11 - Социальные параметры общества

К12 - Благосостояние граждан

К13 - Экономика города

Рисунок 1                                                              ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Основные направления                                                   │         ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ          │
Рейтинга                                                               └───────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┘
                                                                                                           │
                                                                                                           \/
     ┌──────────────────┬──────────────────┬─────────────────┬───────────────────┬───────────────────┬──────────────────┬────────────────┬─────────────────┬─────────────────┬─────────────────────┬─────────────────┬────────────────┐
     \/                 \/                 \/                \/                  \/                  \/                 \/               \/                \/                \/                    \/                \/               \/
┌────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌───────────────┐ ┌────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌─────────────┐ ┌─────────────────┐
│  Динамика  │ │                  │ │  Социальные  │ │Благосостояние │ │     Социальная      │ │  Экономика  │ │    Развитие     │ │ Доступность  │ │ Инновационная │ │  Транспортная  │ │    Инженерная    │ │  Кадровый   │ │    Природно-    │
│численности │ │                  │ │  параметры   │ │    граждан    │ │   инфраструктура    │ │   города    │ │    жилищного    │ │    жилья     │ │  активность   │ │ инфраструктура │ │  инфраструктура  │ │  потенциал  │ │  экологическая  │
│            │ │                  │ │   общества   │ │               │ │                     │ │             │ │     сектора     │ │              │ │               │ │                │ │                  │ │             │ │    ситуация     │
└─────┬──────┘ └────────┬─────────┘ └──────┬───────┘ └──────┬────────┘ └─────────┬───────────┘ └─────┬───────┘ └────────┬────────┘ └──────┬───────┘ └───────┬───────┘ └───────┬────────┘ └─────────┬────────┘ └──────┬──────┘ └────────┬────────┘
      │                 │                  │                │                    │                   │                  │                 │                 │                 │                    │                 │                 │
      \/                \/                 \/               \/                   \/                  \/                 \/                \/                \/                \/                   \/                \/                \/
┌────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌───────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌───────────────┐ ┌────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌─────────────┐ ┌─────────────────┐
│- Динамика  │ │- Плотность       │ │- Уровень     │ │- Доходы       │ │- Обеспеченность     │ │- Объем      │ │- Обеспеченность │ │- Доступность │ │- Количество   │ │- Плотность     │ │- Обеспеченность  │ │- Количество │ │- Угроза         │
│численности │ │населения         │ │преступности  │ │населения      │ │детскими дошкольными │ │отгруженных  │ │жилищным фондом  │ │содержания    │ │организаций,   │ │внутригородской │ │газовыми сетями   │ │учащихся в   │ │возникновения    │
│населения   │ │- Коэффициент     │ │- Занятость и │ │- Величина     │ │учреждениями         │ │товаров      │ │- Ветхость и     │ │жилья         │ │выполняющих    │ │дорожной сети   │ │- Износ газовых   │ │вузах        │ │чрезвычайных     │
│            │ │демографической   │ │безработица   │ │прожиточного   │ │- Обеспеченность     │ │- Удельный   │ │аварийность      │ │- Доступность │ │научные        │ │- Удаленность от│ │сетей             │ │             │ │ситуаций         │
│            │ │нагрузки          │ │              │ │минимума       │ │общеобразовательными │ │вес          │ │жилищного фонда  │ │приобретения  │ │исследования и │ │федеральных     │ │Обеспеченность    │ │             │ │природного       │
│            │ │- Показатель      │ │              │ │               │ │учреждениями         │ │убыточных    │ │- Ввод жилья     │ │жилья         │ │разработки     │ │центров         │ │теплосетями       │ │             │ │характера        │
│            │ │ожидаемой         │ │              │ │               │ │- Обеспеченность     │ │организаций  │ │                 │ │              │ │- Патенты на   │ │- Внешняя       │ │- Износ теплосетей│ │             │ │- Выбросы в      │
│            │ │продолжительности │ │              │ │               │ │врачами              │ │- Инвестиции │ │                 │ │              │ │изобретения и  │ │транспортная    │ │- Обеспеченность  │ │             │ │атмосферу        │
│            │ │жизни населения   │ │              │ │               │ │- Обеспеченность     │ │в основной   │ │                 │ │              │ │полезные       │ │инфраструктура  │ │водопроводными    │ │             │ │загрязняющих     │
│            │ │- Отношение       │ │              │ │               │ │больничными койками  │ │капитал      │ │                 │ │              │ │модели         │ │                │ │сетями            │ │             │ │веществ          │
│            │ │численности лиц в │ │              │ │               │ │- Мощность           │ │- Расходы    │ │                 │ │              │ │               │ │                │ │- Износ           │ │             │ │- Среднегодовая  │
│            │ │возрасте моложе   │ │              │ │               │ │амбулаторно-         │ │бюджета      │ │                 │ │              │ │               │ │                │ │водопроводных     │ │             │ │температура      │
│            │ │трудоспособного к │ │              │ │               │ │поликлинических      │ │             │ │                 │ │              │ │               │ │                │ │сетей             │ │             │ │                 │
│            │ │численности       │ │              │ │               │ │учреждений (АПУ)     │ │             │ │                 │ │              │ │               │ │                │ │- Обеспеченность  │ │             │ │                 │
│            │ │населения в       │ │              │ │               │ │                     │ │             │ │                 │ │              │ │               │ │                │ │канализационными  │ │             │ │                 │
│            │ │возрасте старше   │ │              │ │               │ │                     │ │             │ │                 │ │              │ │               │ │                │ │сетями            │ │             │ │                 │
│            │ │трудоспособного   │ │              │ │               │ │                     │ │             │ │                 │ │              │ │               │ │                │ │- Износ           │ │             │ │                 │
│            │ │- Заболеваемость  │ │              │ │               │ │                     │ │             │ │                 │ │              │ │               │ │                │ │канализационных   │ │             │ │                 │
│            │ │населения         │ │              │ │               │ │                     │ │             │ │                 │ │              │ │               │ │                │ │сетей             │ │             │ │                 │
└────────────┘ └──────────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └─────────────────────┘ └─────────────┘ └─────────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └────────────────┘ └──────────────────┘ └─────────────┘ └─────────────────┘

Исходя из экспертного опроса 50 респондентов, представляющих различные социальные круги и возрастные группы, получено следующее распределение коэффициентов весомости.

Таблица 1

Распределение коэффициентов весомости

Вес
Индекс
0,15
Динамика численности населения
0,1
Благосостояние граждан
0,1
Доступность жилья
0,1
Экономика города
0,1
Развитие жилищного сектора
0,08
Социальные параметры общества
0,08
Социальная инфраструктура
0,05
Природно-экологическая ситуация
0,05
Транспортная инфраструктура
0,05
Инженерная инфраструктура
0,05
Инновационная активность
0,05
Кадровый потенциал
0,04
Демографические характеристики населения

Таким образом, важнейшей характеристикой при определении степени привлекательности города является фактическая динамика численности населения, наглядно показывающая истинные предпочтения людей и объективные факторы развития городов. С одной стороны, люди устремляются в высокоразвитые города с хорошими условиями для жизни, с другой, приток населения способствует экономическому развитию. Данный тезис подтверждает общероссийская тенденция роста большинства городов-миллионеров и деградации малых населенных пунктов. Поэтому значимость индекса "динамика численности населения" самая высокая.

Экономическое развитие и уровень доходов населения являются базовыми характеристиками привлекательности города. Финансовая самостоятельность городской экономики и наличие денежных средств у населения приводит к развитию потребительского сектора, социальной сферы, сферы услуг и улучшает качество жизни населения.

Социальные параметры общества, как результирующие показателей, имеют наименьший вес в общем рейтинге, так как являются, скорее, результатом происходящих в обществе процессов, нежели факторами, определяющими развитее территории. При этом возможно косвенное влияние данных факторов.

Доступность жилья является результирующим показателей роста доходов населения, спроса на жилье и развития рынка недвижимости.

Развитие путей сообщения исторически являлось главным фактором экономического и культурного развития городов. Подъем СССР характеризовался значительным развитием транспортной инфраструктуры. И в современной России сообщение между городами постоянно модернизируется. Поэтому транспортная инфраструктура имеет высокую значимость в общей оценке города.

Также существенную роль при выборе города играют природно-экологические условия. Только возможность большого заработка может заставить человека жить в экстремальных природно-климатических условиях. Отчасти именно этот фактор препятствует развитию большей части сибирского региона России.