МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2013 г. N 6244-СВ/05
Министерством регионального развития Российской Федерации во исполнение пунктов 7 и 8 Плана мероприятий по устранению условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком 29 февраля 2012 г. N 868п-П9, разработаны и направляются для использования в работе рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг, и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан, а также методические рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг.
И.о. Министра
С.В.ВЕРЕЩАГИН
Приложение
к письму Минрегиона России
от 5 апреля 2013 г. N ____
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МОНИТОРИНГА СИТУАЦИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ,
ВКЛЮЧАЯ ПРОВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ГРАЖДАНАМИ ПО ВОПРОСАМ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, И СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ С УЧАСТИЕМ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ,
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
Данные рекомендации разработаны Министерством регионального развития Российской Федерации на основании анализа практики применения законодательства Российской Федерации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг, и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан.
В целях устранения условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, работу по реализации рекомендаций рекомендуется осуществлять по следующим направлениям.
1. Создание интерактивного ресурса мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве
Формирование муниципального информационного ресурса жилищно-коммунального хозяйства и мониторинг ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве проводится органами местного самоуправления на основании информации, предоставляемой в органы местного самоуправления организациями и лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и поставке ресурсов в многоквартирные дома, а также посредством организации "горячей линии", анкетирования населения.
Информация предоставляется в электронной форме и дублируется путем письменного заполнения соответствующих разделов электронного документа о состоянии расположенных на территории муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры и ситуации в отношении субъекта правонарушения и преступления (юридических или их должностных лиц).
Регламент предоставления информации и электронные формы ее предоставления утверждаются муниципальным правовым актом.
Перечень информации для мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве включает следующие данные:
об организациях, осуществляющих поставки ресурсов и (или) оказание услуг в многоквартирных домах (карточка предприятия);
о состоянии расположенных на территории муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, находящихся в собственности или пользовании организаций, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
о жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома;
о техническом состоянии многоквартирного дома (о ремонтах многоквартирного дома и расположенных в нем помещений);
о земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства;
о размерах оплаты потребителями услуг в соответствии с установленными ценами (тарифами) и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома;
о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг;
о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг с поставщиками энергоресурсов;
о соблюдении установленных параметров качества предоставляемых услуг;
о качестве управления жилищным фондом;
о проведении информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг;
о создании системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан.
Информационный ресурс субъекта Российской Федерации формируется на основании информации органов местного самоуправления.
Информация предоставляется в электронной форме и дублируется путем письменного заполнения соответствующих разделов электронного документа о состоянии жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.
Регламент предоставления информации и электронные формы ее предоставления утверждаются правовым актом субъекта Российской Федерации.
2. Создание системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, НП "ЖКХ Развитие" и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан по возникающим проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.
Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона, предполагающий внесение изменений в жилищное законодательство, который позволит создать дополнительные условия для формирования и деятельности общественных объединений потребителей в жилищно-коммунальной сфере (их ассоциаций, союзов), что в конечном итоге усилит контроль за качеством предоставления жилищных и коммунальных услуг в Российской Федерации.
НП "ЖКХ-Развитие" при поддержке государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Счетной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации ведет работу по созданию в субъектах Российской Федерации сети региональных центров общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - региональные центры), деятельность которых будет координировать созданное при партнерстве НП "ЖКХ-Развитие" и Общественной палаты Российской Федерации НП "Национальный центр жилищного контроля".
Определяются следующие приоритеты деятельности региональных центров:
реализация мероприятий в сфере жилищного просвещения;
защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и повышение эффективности правоприменительной практики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
мониторинг исполнения законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и выявление системных проблем, требующих решения;
разработка предложений, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и апробирование предлагаемых инициатив.
В рамках работы по созданию сети региональных центров НП "ЖКХ-Развитие" проводятся мероприятия по заключению соглашений с субъектами Российской Федерации о взаимодействии по вопросам создания региональных центров, по активизации работы по взаимодействию с НП "ЖКХ-Развитие" в части вопросов создания региональных центров, а также по обеспечению деятельности в муниципальных образованиях приемных регионального центра, с оказанием представителям региональных и местных некоммерческих организаций, ведущих работу по приему обращений граждан, материально-технической, организационной и информационной поддержки.
3. Проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг
Данное направление реализовывается путем организации взаимодействия со средствами массовой информации и проведения встреч представителей региональных государственных жилищных инспекций с населением, общественными и некоммерческими организациями.
Рекомендуется подготовка информационно-разъяснительных и тематических материалов по следующим темам:
реализация в субъекте Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600;
организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
организация управления многоквартирными домами в соответствии с изменениями жилищного законодательства;
правила предоставления коммунальных услуг и основное об изменении условий предоставления и расчетов за коммунальные услуги;
плата за жилищные услуги;
тарифы и оплата коммунальных услуг.
В указанных тематических материалах освещаются вопросы рационального использования коммунальных ресурсов, оснащения приборами учета таких ресурсов, а также предоставляется контактная информация исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.
При необходимости для подготовки информационно-разъяснительных материалов используется информация, размещенная на официальном сайте Минрегиона России в сети Интернет (www.minregion.ru).
Приложение
к письму Минрегиона России
от 5 апреля 2013 г. N ____
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ГРАЖДАНАМИ ПО ВОПРОСАМ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
В целях устранения негативных явлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания помощи исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке планов мероприятий информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг, Министерством регионального развития Российской Федерации разработаны настоящие методические рекомендации.
В вышеуказанные планы рекомендуется включать следующие мероприятия по:
1) разъяснению законодательства Российской Федерации о правах и обязанностях потребителей и поставщиков коммунальных услуг, в том числе о реализации:
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в части организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354;
постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
приказа Минрегиона России от 26 июня 2009 г. N 239 "Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации";
иных нормативных актов по вопросам предоставления жилищных и коммунальных услуг;
2) обучению руководителей советов домов, кооперативов, товариществ собственников жилья по вопросам взаимодействия с поставщиками коммунальных услуг, повышению уровня знаний о своих правах и обязанностях в соответствии с законодательством Российской Федерации, региональными и муниципальными нормативными и правовыми актами;
3) проведению общих собраний жителей многоквартирных домов с участием представителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных жилищных инспекций;
4) информированию потребителей коммунальных услуг об изменениях тарифов на коммунальные услуги;
5) информированию представителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных жилищных инспекций потребителей коммунальных услуг об исполнении управляющими компаниями, кооперативами, товариществами собственников жилья, поставщиками коммунальных услуг своих обязанностей;
6) проведению организационных и информационно-разъяснительных мероприятий (семинары, совещания, "круглые столы") по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг;
7) организации и проведению Дней открытых дверей в организациях-поставщиках коммунальных услуг;
8) организации и проведению пресс-конференций, интервью, презентаций, созданию информационных поводов для публикаций в печатных периодических изданиях, подготовке новостных сюжетов в телепрограммах (телепередачах) и радиопрограммах (радиопередачах), посвященных вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а также использованию специально подготовленных тематических брошюр;
9) проведению социологических опросов по вопросам, связанным с обеспечением населения коммунальными услугами;
10) организации работы "горячей линии" с представителями руководства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам нарушений в поставках коммунальных услуг.
Для подготовки информационно-разъяснительных материалов предлагается использовать информацию, размещенную на едином информационном портале "Реформа ЖКХ" в сети Интернет (www.reformagkh.ru).