IV. Предпосылки создания Системы
К началу 2021 года в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" достигнуты существенные результаты в формировании материально-технической базы ОО.
Однако организация образовательной деятельности с использованием цифрового образовательного контента и применением образовательных сервисов осуществляется преимущественно на уровне субъектов, муниципалитетов и конкретных ОО. Подходы к применению дистанционного образования и подходы к используемым сервисам также отличаются. Отсутствие единых подходов к формированию цифрового портфолио обучающегося, и как следствие - отсутствие достоверной информации об обучающихся разных возрастов, проживающих на различных территориях и нуждающихся в образовательных услугах, негативно сказывается на решении задачи реализации прав граждан на обучение с применением дистанционных технологий на всей территории Российской Федерации, предоставления гражданам стандартизированных централизованных цифровых сервисов.
Важной задачей является поддержание в актуальном состоянии реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. с учетом создания новых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также реорганизаций и ликвидаций существующих организаций для целей оказания государственных услуг в сфере образования.
Отдельный интерес для граждан представляет получение сведений об обучении своих детей, в частности данные о прохождении обучения в различных ОО, осуществляющих образовательную деятельность, включающие в себя общую информацию об ОО, о периодах обучения, об освоенных и осваиваемых образовательных программах, об успеваемости, при этом у граждан отсутствует возможность работы с единым цифровым портфолио обучающегося.
Минпросвещения России уже реализованы шаги по созданию элементов цифровой образовательной среды и предоставлению педагогическим работникам и обучающимся доступа к цифровому образовательному контенту и образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации. Созданы различные информационные системы Минпросвещения России, в частности, государственная информационная система "Российская электронная школа", автоматизированная информационная система "Маркетплейс образовательного контента и услуг", федеральный портал "Российское образование", Единая государственная информационная система "Информационно-аналитическая платформа" Министерства просвещения Российской Федерации (далее - ЕП МПС), и ряд других.
На уровне субъектов Российской Федерации также создавались различные информационные системы в сфере образования для предоставления цифровых образовательных сервисов. Разнородность ИТ-ландшафта систем, используемых моделей предоставления данных и цифровых сервисов - не позволяют говорить о единстве технологических и методологических подходов, что создает значительные сложности для граждан, организаторов образования, органов власти и участников рынка.
В ОО активно используются коммерческие образовательные сервисы, однако механизмы доступа к внешним сервисам и их учета централизованно не решены.
Используемые в настоящее время информационные системы не позволяют в полной мере обеспечить решение задач в рамках Эксперимента, однако ключевые функциональные возможности существующих систем должны быть интегрированы или переиспользованы при создании Системы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году в рамках национальной цели "Цифровая трансформация", является достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы.
Создание Системы должно обеспечить выработку единых подходов к взаимодействию образовательных систем, формирование инструментария для применения в ОО электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и унификации учета фактов для автоматического формирования форм статистического наблюдения за образовательной деятельностью.