МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 июля 2020 г. N 376

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 13/ш "Об утверждении структуры Министерства просвещения Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 августа 2018 г. N 29 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения Российской Федерации".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Глушко Д.Е.

Министр
С.С.КРАВЦОВ

Приложение

Утверждено
приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 31 июля 2020 г. N 376

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство).

2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (далее - Положение о Министерстве), нормативными правовыми актами Министерства и настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства (далее - структурные подразделения), подведомственными Министерству организации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Задачи

4. Основными задачами Департамента являются:

4.1. Обеспечение осуществления функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения (за исключением профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью);

4.2. Обеспечение деятельности Министерства по вопросам планирования и реализации национального проекта "Образование" и входящих в его состав федеральных проектов в установленной сфере деятельности.

III. Полномочия

5. Департамент осуществляет следующие полномочия:

5.1. Подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента.

5.2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положения о Министерстве обеспечивает подготовку следующих проектов нормативных правовых актов:

5.2.1. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней;

5.2.2. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации;

5.2.3. Соответствие отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в новых перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, указанным в предыдущих перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования;

5.2.4. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

5.2.5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, по основным программам профессионального обучения;

5.2.6. Порядок разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности;

5.2.7. Положение о практической подготовке обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, и примерная форма договора о такой подготовке, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы;

5.2.8. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования;

5.2.9. Образцы студенческого билета и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования;

5.2.10. Порядок перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу среднего профессионального образования;

5.2.11. Порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по образовательной программе среднего профессионального образования или истечения срока действия государственной аккредитации по образовательной программе среднего профессионального образования в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

5.2.12. Порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении укрупненных групп профессий и специальностей среднего профессионального образования в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования;

5.2.13. Порядок применения к обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся;

5.2.14. Примерные формы договоров об образовании по образовательным программам среднего профессионального образования;

5.2.15. Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства);

5.2.16. Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования;

5.2.17. Перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств;

5.2.18. Формы и порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования;

5.2.19. Образцы документов об образовании и о квалификации (диплом о среднем профессиональном образовании) и приложений к ним, описание, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов, приложений к ним и их дубликатов;

5.2.20. Федеральные государственные образовательные стандарты по образовательным программам среднего профессионального образования;

5.2.21. Федеральные государственные образовательные стандарты по образовательным программам среднего профессионального образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой (по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации).

5.3. Проводит мониторинг и анализ реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения.

5.4. Разрабатывает предложения в план деятельности Министерства, осуществляет выполнение плана и подготовку отчета о его выполнении по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента.

5.5. Осуществляет разработку совместно с другими структурными подразделениями Министерства предложений в проекты планов действий Правительства Российской Федерации на соответствующий период и по реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации.

5.6. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, проводит анализ реализации государственной политики и готовит предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента.

5.7. Обеспечивает совместно с другими структурными подразделениями Министерства подготовку проектов заключений, официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, поступивших в установленном порядке в Министерство, предложений по согласованию и разработке концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов.

5.8. Проводит совместно с другими структурными подразделениями Министерства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, мониторинг правоприменения в сфере среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения.

5.9. Ежеквартально готовит информацию о деятельности Министерства в части среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения.

5.10. Участвует в рассмотрении и согласовании проектов нормативных правовых актов, подготовленных другими федеральными органами исполнительной власти, и в разработке нормативных правовых актов, проекты которых готовятся другими структурными подразделениями Министерства.

5.11. Участвует в разработке методических рекомендаций и иных документов методического (информационно-методического) характера, проводимой другими структурными подразделениями Министерства.

5.12. Осуществляет:

5.12.1. Установление организаций, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования;

5.12.2. Организацию мониторинга системы образования в подведомственных Министерству организациях в установленной сфере деятельности Департамента;

5.12.3. Координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов в установленной сфере деятельности Департамента;

5.12.4. Анализ деятельности подведомственных организаций и утверждение показателей их деятельности в установленной сфере деятельности Департамента;

5.13. Организует конгрессы, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.

5.14. Обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на федеральном уровне в установленной сфере деятельности Департамента.

5.15. Разрабатывает и реализует меры по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности Департамента.

5.16. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Департамента.

5.17. Участвует в создании условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в установленной сфере деятельности Министерства.

5.18. Разрабатывает прогнозы подготовки кадров, требования к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда в установленной сфере деятельности Департамента.

5.19. Осуществляет взаимодействие с общественно-профессиональными организациями, работодателями, в том числе в части компетенции по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, общественно-профессиональной оценки качества среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, профессионально-общественной аккредитации.

5.20. Обеспечивает внедрение новых технологий в среднем профессиональном образовании, соответствующем дополнительном профессиональном образовании и профессиональном обучении, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

5.21. Обеспечивает осуществление Министерством полномочий и функций учредителя в отношении подведомственных организаций, относящихся к сфере деятельности Департамента.

5.22. Обеспечивает формирование системы чемпионатов профессионального мастерства, олимпиад и конкурсов профессионального мастерства.

5.23. Обеспечивает нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение проведения региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

5.24. Обеспечивает установление на конкурсной основе организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям и специальностям для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, в том числе для оборонных отраслей промышленности.

5.25. Готовит аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации и иным мероприятиям в сфере деятельности Департамента.

5.26. Участвует в организации и формировании системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и руководителей образовательных организаций.

5.27. Участвует в координации деятельности подведомственных Министерству образовательных организаций, относящихся к сфере деятельности Департамента.

5.28. Участвует в организации мероприятий по развитию международного сотрудничества.

5.29. Участвует в формировании перечня тем научно-исследовательских работ, выполняемых по заказу Министерства.

5.30. Готовит предложения в сводный план деятельности Министерства и отчет о его выполнении в установленной сфере деятельности.

5.31. Готовит предложения в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования.

5.32. Участвует в подготовке предложений по совершенствованию форм статистической отчетности в системе среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.

5.33. Участвует в определении объемов финансирования на реализацию приоритетных направлений развития образования.

5.34. Участвует в определении потребности в финансовых ресурсах для финансово-экономических обоснований к проектам федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5.35. Участвует в формировании информационной политики Министерства, приоритетных направлений и координации реализации мероприятий в области развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий.

5.36. Участвует в формировании прогноза подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда в установленной сфере ведения Департамента.

5.37. Участвует в согласовании схем территориального планирования муниципальных образований в части профессионального обучения, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

5.38. Формирует предложения по распределению между образовательными организациями профессионального образования квот на стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные именные стипендии, а также организует распределение квот на указанные стипендии и обеспечивает назначение их в установленном порядке.

5.39. Обеспечивает сбор и анализ информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг, оказываемых образовательными и научными организациями, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

5.40. Участвует в разработке порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству, в пределах компетенции Департамента.

5.41. Участвует в разработке положения о психолого-медико-педагогической комиссии.

5.42. Организует работу, связанную с формированием у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремистской и террористической направленности, посредством обеспечения реализации учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в рамках образовательных программ среднего профессионального образования, включения в перечень рекомендуемых направлений повышения квалификации в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству, направления, связанного с решением задач противодействия экстремизму.

5.43. Готовит предложения в сводный план деятельности Министерства и отчет о его выполнении в установленной сфере деятельности.

5.44. Принимает участие совместно со структурными подразделениями Министерства в подготовке предложений по формированию федерального бюджета в части, касающейся деятельности Департамента.

5.45. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента.

5.46. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

5.47. Участвует в работе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

5.48. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке сотрудников Департамента.

5.49. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

5.50. В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Департамент в установленной сфере деятельности:

готовит предложения в план-график закупок Министерства, предложения по формированию тематик и объемам финансирования закупок, в том числе обоснование начальных (максимальных) цен государственных контрактов, формирует задание (техническое задание) на выполнение работ (оказание услуг);

участвует в согласовании извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, организации и подготовке разъяснений участникам закупки, рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы, участвует в организации (в случае необходимости на стадии планирования закупок) консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных нужд, в заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров о поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для иных государственных нужд, в подготовке сводных отчетов, справок и аналитических материалов по государственным программам Российской Федерации, федеральным и межгосударственным целевым программам, ведомственным программам и внепрограммным мероприятиям;

осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, обеспечивает приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по государственным контрактам, а также осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью Департамента по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

5.51. Организует совещания, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Департамента.

5.52. Осуществляет другие полномочия по вопросам, относящимся к сфере деятельности Департамента.

IV. Права Департамента

6. Департамент в целях осуществления своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

2) создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов;

4) проводить совещания с участием представителей структурных подразделений Министерства, организаций, находящихся в ведении Министерства, руководителей образовательных организаций и иных заинтересованных организаций;

5) вносить предложения руководству Министерства по проведению совещаний с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

6) вести в установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

7) пользоваться в установленном порядке информационными системами и ресурсами Министерства, а также базами данных иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;

8) в установленном порядке создавать информационные системы и информационные ресурсы в целях реализации полномочий Министерства;

9) давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Департамента.

7. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору за деятельностью организаций в сфере образования.

V. Организация деятельности

8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Министром.

10. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.

11. Структура и численность сотрудников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.

12. Директор Департамента:

1) руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;

2) обеспечивает организацию качественного выполнения возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;

3) определяет функции отделов Департамента и распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов;

4) представляет Министру предложения по вопросам структуры и штатного расписанию отделов Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и численности сотрудников Департамента;

5) утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты сотрудников Департамента;

6) представляет предложения о назначении и освобождении от должности сотрудников Департамента в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) представляет руководству Министерства предложения о поощрении сотрудников Департамента;

8) отдает в пределах своей компетенции распоряжения сотрудникам Департамента, подписывает и визирует документы, ведет переписку по вопросам, касающимся деятельности Департамента;

9) участвует в проводимых руководством Министерства совещаниях;

10) на основании выданных Министром просвещения Российской Федерации доверенностей подписывает в установленном порядке от имени Министерства договоры и другие документы гражданско-правового характера;

11) осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения Департаментом возложенных на него задач и функций.

13. Директор Департамента непосредственно подчиняется Министру, а в части, касающейся сферы ведения Департамента, заместителю Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра.

14. Документы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, подписываются Директором или по его поручению заместителем Директора Департамента.

15. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций и полномочий Департамента в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденными директором Департамента должностными регламентами;

16. В случае временного отсутствия директора Департамента исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается Министром или лицом, исполняющим его обязанности, на одного из заместителей директора Департамента или в случае временного отсутствия заместителей директора Департамента - на иного работника.

17. Департамент может иметь печати, штампы и бланки со своим названием установленного образца.