МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 марта 2022 г. N 107
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56), пунктом 1 и подпунктом 4.2.1 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации о признании утратившими силу приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059 "Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2013 г., регистрационный N 30088) и от 18 декабря 2013 г. N 1363 "О внесении изменений в Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31401).
Министр
С.С.КРАВЦОВ
Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 марта 2022 г. N 107
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования (далее - перечни) формируются в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства в кадрах, в том числе потребностью в кадрах для обеспечения обороны и безопасности государства, в соответствии с национальными целями, приоритетами развития образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы, в том числе с учетом международных тенденций развития.
2. Внесение изменений в перечни осуществляется на основании принятого Советом Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и среднего профессионального образования решения о рекомендации к утверждению проекта соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС).
3. Перечни содержат:
наименования областей образования;
коды и наименования укрупненных групп;
коды и наименования профессий (специальностей);
коды и наименования квалификаций, присваиваемых лицам, освоившим образовательные программы по профессиям, специальностям (далее - квалификации).
4. Каждый из перечней оформляется в виде таблицы из 5 граф:
графа 1 содержит порядковый номер;
графа 2 содержит наименования областей образования;
графа 3 содержит коды и наименования укрупненных групп;
графа 4 содержит коды и наименования профессий (специальностей);
графа 5 содержит коды квалификаций;
графа 6 содержит наименования квалификаций.
5. Наименования областей образования, коды и наименования укрупненных групп являются одинаковыми для перечней. В перечни включаются области образования и укрупненные группы, в которые входят профессии и (или) специальности, отнесенные к данному перечню.
6. Область образования объединяет укрупненные группы, относящиеся к одной или нескольким сходным областям профессиональной деятельности.
Для перечней устанавливаются следующие области образования:
"Математические и естественные науки";
"Гуманитарные науки и языки";
"Образование и педагогические науки";
"Науки об обществе и человеке";
"Инженерное дело, технологии и технические науки";
"Здравоохранение и медицинские науки";
"Информационно-коммуникационные технологии, информационная безопасность и компьютерные науки";
"Транспорт";
"Сельское, лесное, рыбное хозяйство и ветеринария";
"Социальная сфера и сфера услуг";
"Искусство и культура";
"Оборона и безопасность государства. Военные науки".
7. Областям образования коды не присваиваются.
8. Профессии и специальности, относящиеся к одной области профессиональной деятельности, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы.
В случае если профессия или специальность ориентированы на две или более области профессиональной деятельности, относящиеся к различным укрупненным группам, профессия или специальность включается в укрупненную группу, к которой относится наибольшее количество результатов освоения образовательных программ, устанавливаемых ФГОС.
9. Код укрупненной группы представляет собой двузначный порядковый номер укрупненной группы в пределах перечней.
10. Код профессии или специальности включает в себя 6 знаков:
1) четырехзначный основной код профессии или специальности, включающий в себя код укрупненной группы (1-й и 2-й знаки кода профессии или специальности) и порядковый номер профессии или специальности в пределах укрупненной группы (3-й и 4-й знаки кода профессии или специальности);
2) двузначный код квалификации, включающий в себя код уровня квалификации, соответствующий уровню среднего профессионального образования (далее - код уровня квалификации) (5-й знак кода профессии или специальности), и код вида образовательных программ в пределах уровня среднего профессионального образования (далее - код вида образовательных программ) (6-й знак кода профессии или специальности).
11. Код уровня квалификации (5-й знак кода профессии или специальности) устанавливается в соответствии с разделом II уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный N 28534):
среднее профессиональное образование - 5.
12. Код вида образовательных программ (6-й знак кода профессии и специальности) имеет следующие значения:
для программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 1;
программ подготовки специалистов среднего звена - 2.
13. Код уровня квалификации (5-й знак кода профессии и специальности) и код вида образовательных программ (6-й знак кода профессии и специальности) разделяются знаком ".".
14. Наименование квалификации по профессии или специальности устанавливается в соответствии с уровнем образования, с областью профессиональной деятельности и (или) видом (видами) профессиональной деятельности.
15. По профессии или специальности может устанавливаться одна или несколько квалификаций. При установлении нескольких квалификаций наименование квалификации может состоять из нескольких частей, разделяемых знаком ".".