МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 августа 2023 г. N АБ-3386/07
О НАПРАВЛЕНИИ АЛГОРИТМА
В целях оказания психолого-педагогической помощи обучающимся из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России направляет алгоритм сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, обучающихся в соответствующих организациях (далее - Алгоритм).
Он включает в себя рекомендации для администрации, педагогических работников (воспитателей дошкольных образовательных организаций, классных руководителей, кураторов групп, заместителей деканов по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов [психологов]) и иных специалистов образовательных организаций.
Просим организовать внедрение Алгоритма в образовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации.
Первый заместитель
министра просвещения РФ
А.В.БУГАЕВ
Заместитель министра
науки и высшего образования РФ
О.В.ПЕТРОВА
АЛГОРИТМ
СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВЕТЕРАНОВ (УЧАСТНИКОВ) СПЕЦИАЛЬНОЙ
ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ ТАКИМ ДЕТЯМ
НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
I. Общие положения
Алгоритм сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, обучающихся в соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической (далее - Алгоритм), разработан в целях оказания психолого-педагогической помощи обучающимся из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (далее - СВО).
Настоящий Алгоритм включает в себя рекомендации для администрации, педагогических работников (воспитателей дошкольных образовательных организаций, классных руководителей, кураторов групп, заместителей деканов по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов [психологов]) и иных специалистов дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Он может быть использован образовательными организациями в качестве основы для разработки порядка взаимодействия педагогических работников и иных специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО.
Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье (ранение, травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.
К категории "дети ветеранов (участников) специальной военной операции" применительно к настоящему Алгоритму относятся как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, нуждающиеся в сопровождении.
Настоящий Алгоритм включает в себя рекомендации по следующим направлениям:
- по проведению мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО;
- по реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения;
- по организации и проведению мероприятий, направленных на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
- по оказанию экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме;
- по организации сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;
- по обеспечению информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
Решение вопросов, связанных с организаций межведомственного взаимодействия при оказании иных видов помощи, в том числе по передаче сведений в образовательные организации об участии родителей обучающихся в СВО, рекомендуется закрепить нормативными актами (регламентами, порядками, алгоритмами) на уровне субъекта Российской Федерации самостоятельно.
II. О проведении мониторинга психологического состояния
детей ветеранов (участников) СВО
В отношении обучающихся, чьи родители (законные представители) являются ветеранами (участниками) СВО, в образовательной организации рекомендуется воспитателям дошкольных образовательных организаций, классным руководителям, кураторам групп, заместителям деканов по воспитательной работе на постоянной основе проводить мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО.
При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у обучающихся, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее - ПППВ), целесообразно организовать взаимодействие с педагогами-психологами (психологами), а также родителем (законным представителем), не участвующим в СВО.
Для осуществления мониторинга и контроля динамики состояния, а также организации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется учитывать основания для отнесения данной целевой группы обучающихся к группе ПППВ (причины для отнесения обучающихся к группе ПППВ и источники сведений) согласно таблице 1 настоящего Алгоритма.
Наряду с предложенным перечнем в качестве источников сведений могут выступать психологические заключения (справки) (их составление рекомендуется педагогу-психологу [психологу]), а в случае, если это несовершеннолетний, то дополнительно - результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося, а также справки (заключения) профильных специалистов (при наличии).
К настоящему Алгоритму прилагается форма Примерного протокола стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО (далее - Примерный протокол), который может применяться в образовательных организациях при осуществлении мониторинга состояния детей ветеранов (участников) СВО.
Примерный протокол рекомендуется к заполнению на обучающегося из семьи ветерана (участника) СВО воспитателями дошкольных образовательных организаций или классными руководителями, или кураторами групп, или заместителями декана по воспитательной работе совместно или на основе наблюдений родителей (законных представителей) обучающихся, не участвующих в СВО (приложение 1).
Работа с обучающимися, включенными в группу ПППВ, осуществляется командой педагогического коллектива образовательной организации, в которой педагог-психолог (психолог) может выступать организатором взаимодействия; также при необходимости рекомендуется привлекать других специалистов в рамках межотраслевого и межведомственного взаимодействия по вопросу сопровождения семей ветеранов (участников) СВО.
О результатах мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО, включенных в группу ПППВ, педагогу-психологу (психологу) рекомендуется еженедельно докладывать своему непосредственному руководителю в образовательной организации.
Проблема оценки актуального психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО приобретает особую важность для качественного проведения ранней диагностики признаков стресса обучающихся, который отражается, прежде всего, на физиологическом состоянии (психосоматические проявления), когнитивных процессах (внимание, память, мышление), и психическом состоянии (раздражительность, апатия, усталость, чувство тревоги и т.д.), поведенческих проявлениях (агрессия, снижение активности, вызывающее поведение).
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
оснований для отнесения детей ветеранов (участников) СВО
в группу ПППВ
N п/п
|
Причины отнесения обучающихся в группу ПППВ
|
Источники сведений
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Сниженные адаптационные способности (проблемы социальной адаптации)
|
Психологические заключения (справки).
В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) <1> обучающегося
|
2.
|
Неудовлетворительное психологическое состояние, в том числе, обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников или близких лиц, ИЛИ кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирующей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др.
|
Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.
В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося
|
3.
|
Склонность к аддиктивному поведению
|
Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.
В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося
|
4.
|
Склонность к девиантному поведению
|
Психологические заключения (справки).
В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников
|
5.
|
Склонность к суицидальному поведению
|
Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.
В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося
|
6.
|
Нарушения в развитии <1>
|
Медицинское заключение (справка), заключение ППк/ПМПК/ ЦПМПК <2>
|
7.
|
Сниженная самооценка
|
Информация от педагога-психолога (психолога).
В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося
|
8.
|
Проявления депрессивного состояния
|
Информация от педагога-психолога (психолога).
В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося
|
9.
|
Посттравматическое стрессовое расстройство
|
Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.
В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося
|
--------------------------------
<1> Форма Примерного протокола стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения прилагается к настоящему Алгоритму (приложение 1).
<1> В случае если это несовершеннолетний.
<2> ППк - психолого-педагогический консилиум образовательной организации; ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия; ЦПМПК - центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.
Выявленные трудности и психологические проявления переживаний детей ветеранов (участников) СВО свидетельствуют о необходимости своевременной адресной, индивидуально ориентированной психологической помощи, организации превентивных действий в формате адресных психолого-педагогических программ и технологий (профилактические, просветительские, развивающие, коррекционно-развивающие).
III. Основные направления психолого-педагогического
сопровождения обучающихся - детей ветеранов (участников) СВО
и их родителей
Детям ветеранов (участников) СВО в образовательных организациях, в которых обучаются лица указанной категории, обеспечены их психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе, индивидуальное консультирование и педагогическая поддержка. В своей профессиональной деятельности педагоги-психологи руководствуются положениями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н.
Деятельность педагога-психолога (психолога) по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО осуществляется по следующим направлениям:
- комплексная психологическая диагностика обучающихся (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния, углубленная психодиагностика) (при необходимости);
- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;
- психологическое консультирование участников образовательных отношений;
- психологическое просвещение (повышение психологической компетентности родителей [законных представителей] обучающихся, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие);
- психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе в части формирования в образовательных организациях необходимого психологического климата для сохранения и [или] восстановления психологического здоровья);
- психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды (консультирование педагогов образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся, психологическая экспертиза программы развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды);
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ обучающимися целевой группы (разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся; разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей).
Рекомендуется в индивидуальных учебных планах <1> предусматривать сроки реализации психологического сопровождения обучающихся с учетом их психологического состояния и индивидуальных потребностей.
--------------------------------
<1> Термин "индивидуальный учебный план" определен в пункте 22 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании): "индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося".
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Согласно части 4 статьи 42 Федерального закона об образовании центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению.
Работу педагогов-психологов (психологов) по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется выстраивать в зависимости от статуса пребывания обучающегося в образовательной организации (см. рис. 1).
Обучающиеся, вновь зачисленные в образовательную организацию
|
Обучающиеся образовательной организации
|
|
|
|
|
Собеседование (на момент поступления) - оценка эмоциональной уравновешенности и устойчивости
|
Психологическое консультирование - оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО
|
|
|
|
|
Наблюдение, диагностика - мониторинг актуального психического состояния в период адаптации, в том числе выявление признаков деструктивного переживания горя (утраты) (первые две недели)
|
Наблюдение, психологическая диагностика в соответствии с планом мониторинга - отслеживание актуального психического состояния, особенностей взаимодействия со сверстниками и взрослыми (в течение триместра/четверти/полугодия)
|
|
|
|
|
Психологическое консультирование - оказание психологической помощи обучающийся, пережившим травматическое событие
|
Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери
|
Рис. 1. Схема выстраивания работы педагогов-психологов
(психологов) по психологическому сопровождению детей
ветеранов (участников) СВО в зависимости от статуса
пребывания обучающегося в образовательной организации
Каждое направление деятельности педагога-психолога (психолога) включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение в форме программ адресной помощи (далее - психолого-педагогические программы) с учетом выявленных психолого-педагогических проблем, рисков и трудностей обучающихся целевой группы.
При необходимости педагогом-психологом (психологом) осуществляются коррекция психолого-педагогических рисков, трудностей в проявлении состояний, поведении, адаптации и содействие социально-психологической реабилитации детей участников СВО.
Рекомендуемые программы психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развивающие, профилактические программы, а также перечень диагностического инструментария подробно представлены в методических рекомендациях по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, с учетом возрастных особенностей и категорий обучающихся.
Содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимися целевой группы, в том числе работа по восстановлению и реабилитации, предполагает:
- разработку и реализацию планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении;
- организацию и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации;
- формирование и реализацию планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.
Вместе с тем, обращается внимание на необходимость наличия согласия родителей (законных представителей) обучающихся на проведение психодиагностической, коррекционной и развивающей работы (всего комплекса работ, включенных в психолого-педагогическое сопровождение). В случаях, когда таковое согласие не было получено ранее, предлагается провести работу с родителями (законными представителями) обучающихся для получения такого согласия. Кроме того, важным фактором эффективности всей работы является тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся целевой группы.
В то же время, самим родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставляется возможность получения консультации специалистов психолого-педагогического сопровождения службы консультирования родителей в очной форме, а также посредством телефонной связи или видеосвязи.
IV. Организация и проведение мероприятий,
направленных на формирование в образовательной организации
необходимого психологического климата для сохранения
и (или) восстановления психологического здоровья
детей ветеранов (участников) СВО
В план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних/совершеннолетних в условиях современных вызовов, психологической поддержки обучающихся и их родителей (законных представителей), оказанию психологической помощи несовершеннолетним, прибывающим с новых территорий субъектов Российской Федерации, рекомендуется включить мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО.
Рекомендуется проводимые мероприятия направить в том числе на формирование благоприятного психологического климата, необходимого для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО. Психологический климат предполагает создание условий, при которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.
Для того чтобы создать благоприятный психологический климат в образовательной организации, воспитателю, классному руководителю, куратору группы, заместителю декана по воспитательной работе совместно с педагогом-психологом (психологом), социальным педагогом и иными педагогическими работниками важно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к учебному процессу, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки. Вышеперечисленные меры помогают обучающимся развивать способность к сопереживанию, уважению и принятию других людей. Включение таких тем в классные часы, беседы с обучающимися может также способствовать формированию уважительных отношений между обучающимися и педагогами.
Кроме того, важно, чтобы обучающиеся учились самопознанию и взаимопониманию в первую очередь. Этого можно достичь путем разработки и реализации программ психологического сопровождения (коррекционно-развивающих программ, профилактических и просветительских программ, общеразвивающих программ дополнительного образования и т.д.), направленных на формирование коммуникативных навыков и развитие эмоционального и социального интеллекта. На таких занятиях педагоги могут ставить вопросы эффективного общения, выражения чувств, умения справляться с негативными эмоциями, навыков самоконтроля и саморегуляции, управления своим поведением, способов разрешения конфликтов, организации взаимодействия, понимания и принятия индивидуальных и культурных различий.
Однако сам факт проведения мероприятий остается даже менее важным, чем особенности их проведения - уровень эмоциональной близости и теплоты общения педагогов с обучающимися.
При ведении образовательной деятельности важно предпринимать усилия по созданию безопасной атмосферы для обучающихся, где они могут свободно высказывать свои мысли и выражать чувства, не боясь осуждения со стороны своих одноклассников (одногруппников) или учителей (преподавателей). Важны работа с переживаниями обучающихся, помощь им в выражении эмоций, понимание того, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации.
Педагог-психолог (психолог) как непосредственный участник школьной (педагогической) команды, осуществляя психолого-педагогическое сопровождение и выстраивая взаимоотношения между всеми участниками образовательных отношений, сможет эффективно реализовать поставленную задачу.
Организация помощи обучающимся силами сверстников может помочь обучающемуся справиться с переживаниями и вложить в сознание мысль о том, что его чувства ценятся другими людьми.
При проведении мероприятий каждому педагогу рекомендуется учитывать следующие особенности.
1. Все участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к СВО, включая родственников жертв военных действий, родственников людей, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), граждан, выехавших из зоны проведения СВО и приграничных территорий, причем со всех сторон конфликта.
2. Необходимо помнить, что обсуждение СВО и любых связанных с ней тем может вызывать у обучающихся сильные эмоциональные реакции (тревога, гнев, страх и иные), и эти реакции надо учитывать при планировании любых воспитательных, профилактических и иных мероприятий.
3. Педагогический коллектив образовательной организации должен быть готов к тому, чтобы помочь обучающимся справиться с эмоциональными реакциями и ответить на их вопросы. Важно при этом проявлять уважение ко всем точкам зрения, предоставить обучающимся право высказываться и быть выслушанным.
4. Эффективнее любых слов часто оказывается активное слушание. Важнее пытаться понять обучающегося и дать ему понимание, что принимают его чувства, а не донести ему какую-то мысль. Эмпатическое и терпеливое слушание лучше всего позволяет создать атмосферу доверия в процессе общения.
5. Важно не навредить обучающемуся, и без того переживающему тяжелейшие стрессогенные ситуации. Целесообразно рассматривать агрессивное поведение детей ветеранов (участников) СВО в контексте проблемы, избегать стереотипов. Важно выказывать заботу о состоянии обучающегося, при этом не переусердствовать, не поспешить, не перейти к ложным выводам и интерпретациям.
6. Педагогу-психологу (психологу) важно проводить психологическое просвещение среди детей ветеранов (участников) СВО, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Как в индивидуальном, так и в групповом обсуждении рекомендуется освещать вопросы психологии горя, конструктивного преодоления скорби, способов совладания и психологической самопомощи.
В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:
- уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
- создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют; возможно прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события, где пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой ситуации, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся целевой группы, находящихся в кризисных состояниях, предполагает соблюдение организационных требований к проведению профилактических, диагностических и консультационных мероприятий, следование принципам деятельности педагога-психолога (психолога) в кризисной ситуации, алгоритмам оказания психологической помощи с учетом эмоционального состояния участников образовательных отношений.
В целом создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
V. Оказание экстренной психологической помощи,
психологической коррекции и поддержки детям ветеранов
(участников) СВО и членам их семей в очном
и дистанционном режимах
В случае гибели ветерана (участника) СВО возможен следующий алгоритм сопровождения обучающегося.
1. Информирование детей ветеранов (участников) СВО о гибели (смерти) родителя (законного представителя).
Следует отметить, что в зависимости от обстоятельств детям ветеранов (участников) СВО о смерти родителя (родственника) могут сообщать значимые взрослые: воспитатель, классный руководитель, куратор группы, педагог-психолог (психолог), социальный педагог и т.д. Ключевым критерием выбора человека, сообщающего обучающемуся о смерти родителя (законного представителя), должна быть степень эмоциональной близости, взаимного доверия. Также сообщение обучающемуся о смерти родителя (законного представителя) должно происходить лично, и ни в коем случае не в дистанционном режиме - это необходимо в целях заботы о жизни и здоровье ребенка, которые подвержены опасности из-за возможной сильной эмоциональной реакции.
2. Формирование отношения обучающегося к утрате.
Отношение как несовершеннолетнего, так и совершеннолетнего лица к утрате должно сложиться из трех компонентов - когнитивного, аффективного и поведенческого:
- обучающемуся важно понять, что люди вокруг него разделяют его эмоции и готовы поддержать его:
- обучающемуся важно почувствовать, что он продолжает быть значимым для оставшихся членов семьи;
- обучающегося важно сориентировать на дальнейшую деятельность и составить вместе с план действий на ближайшее будущее.
3. Педагогу-психологу (психологу) рекомендуется довести до педагогических работников рекомендации об особенностях взаимодействия с детьми ветеранов (участников) СВО при пережитой ими острой фазе утраты на разных возрастных этапах (приложение 2).
4. Педагогическим работникам рекомендуется применять данные педагогом-психологом (психологом) рекомендации в учебной деятельности и в воспитательном процессе.
5. При возникновении кризисной ситуации у обучающихся целевой группы предлагается руководствоваться алгоритмами, приведенными в рекомендациях педагогу в ситуации кризисного состояния обучающегося (приложение 3).
6. Педагогу-психологу (психологу) рекомендуется разработать и (или) применять специальные программы кризисного сопровождения детей ветеранов (участников) СВО, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы) и осуществлять коррекционную работу по переживанию горя с обучающимися, находящимися в состоянии утраты родителя - участника СВО, в очном и дистанционном режимах.
7. С целью совершенствования психолого-педагогических компетенций педагогических работников при оказании психологической помощи и поддержки детям ветеранов (участников) СВО педагогам рекомендуется освоить дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, направленные на формирование психологических компетенций в области оказания помощи обучающимся в стрессовых состояниях, состоянии утраты и при психоэмоциональных нарушениях вследствие переживания психотравмирующих событий.
8. Для того чтобы оперативно преодолеть тревожное состояние у обучающегося, предлагаются следующие приемы:
- "Контроль дыхания". Уменьшение физиологических симптомов тревоги возможно путем регулирования дыхания. Сделайте вместе с обучающимся глубокий вдох животом на четыре счета и выдох на шесть счетов. Повторяйте в течение нескольких минут;
- "5-4-3-2-1". В состоянии острой тревоги человек, как правило, зацикливается на предмете переживаний и почти не способен отвлечься от него. Для снятия остроты состояния может быть полезно расширить восприятие, это поможет взглянуть на свое нынешнее положение более объективно. Попросите обучающегося перечислить: пять вещей, которые он может видеть, четыре вещи, которые он может потрогать, три вещи, которые он может услышать, две вещи, которые он может обонять, и одну вещь, которую он может попробовать на вкус;
- "Проговаривание собственных эмоций". Осознанное проговаривание собственных эмоций - действенный способ нейтрализации отрицательных эмоций, так как в это время происходит торможение механизмов нервной системы, ввергающих людей в состояние аффекта. Попросите обучающегося как можно более четко обозначить и назвать эмоции, которые он испытывает. Вербализованные эмоции и чувства обучающегося должны получить принятие со стороны взрослого.
Эти приемы могут помочь взрослому установить контакт и начать разговор с детьми ветеранов (участников) СВО. Постарайтесь не слишком часто заверять их, что "все хорошо": избыточное количество заверений (особенно если они не вполне уместны) на самом деле может усугубить тревогу в долгосрочной перспективе. Вместо того, чтобы голословно подбадривать, вы можете помочь обучающимся справиться с тревогой, разъясняя им, что испытывать тревогу в некоторых ситуациях - это нормально, а также делясь своим личным опытом преодоления тревожности.
VI. Организация сетевого и межведомственного взаимодействия
для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов
(участников) СВО
Оказание адресной психологической помощи детям ветеранов (участников) СВО, обучающихся в общеобразовательных организациях, при отсутствии педагога-психолога (психолога) в образовательной организации или в случаях, когда необходима специализированная психологическая помощь, возможно в муниципальных и (или) региональных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (региональных ресурсных центрах развития психологической службы).
Положения статьи 42 Федерального закона об образовании устанавливают основы организации психологического сопровождения в сфере образования:
- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, в том числе испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывается в образовательных организациях педагогами-психологами (психологами), а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.
На базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (региональных ресурсных центрах развития психологической службы) функционируют (создаются) в субъектах Российской Федерации службы экстренного реагирования и оказания кризисной психологической помощи.
В некоторых образовательных организациях высшего образования медицинского профиля создаются медико-социально-реабилитационные центры.
В целях оказания содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников в образовательных организациях высшего образования действуют структурные подразделения ("Центры карьеры"), основной задачей которых является сопровождение обучающихся в вопросах выстраивания их карьерных траекторий и содействие трудоустройству выпускников, в первую очередь детей ветеранов (участников) СВО.
В связи с необходимостью оказания психологической помощи в случаях экстренного реагирования пострадавшим в результате чрезвычайных и экстремальных ситуаций, таких как проявления агрессии, насилия, скулшутинга, травли, суицидального, аддиктивного, девиантного и противоправного поведения, команды экстренного реагирования и оказания кризисной психологической помощи обучающимся продолжают работу с охватом детей ветеранов (участников) СВО.
Так как дети ветеранов (участников) СВО отнесены к уязвимой категории обучающихся, им требуется комплексная помощь в социально-психологической адаптации. В зависимости от поведенческих реакций обучающихся, а также от формы проявления переживаний по поводу утраты родителя - участника СВО, которые могут перейти в отклоняющееся поведение, возможно привлекать специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся "Навигатор профилактики" (далее - Навигатор профилактики) направлены Минпросвещения России для использования в работе руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минпросвещения России от 13 декабря 2022 г. N 07-8351), и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 27 декабря 2022 г. N 07-8747).
Указанные актуализированные материалы разработаны подведомственным Минпросвещения России ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (далее - МГППУ) и включают в себя комплект памяток для педагогических работников по различным видам девиантного поведения обучающихся, в том числе рекомендации по выявлению признаков и профилактике общественно опасного поведения несовершеннолетних.
Навигатор профилактики логически связан с памятками по видам отклоняющегося поведения:
1) социально-психологическая дезадаптация;
2) раннее проблемное (отклоняющееся) поведение;
3) агрессивное поведение;
4) суицидальное, самоповреждающее поведение;
5) риск нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния);
6) делинквентное поведение;
7) аддиктивное (зависимое) поведение;
8) рискованное поведение.
При актуализации в 2022 году Навигатора профилактики указанные памятки дополнены признаками рискованного поведения онлайн, несуицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимися на образовательную организацию (признаками риска совершения особо опасного деяния и специальным алгоритмом действий).
Навигатор профилактики опубликован на официальном сайте МГППУ и доступен по ссылке: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour.
При подозрении на психические расстройства, связанные с воздействием травматического события (посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия), требуется незамедлительная организация консультаций обучающегося и его родителей (законных представителей) у профильных специалистов организаций системы здравоохранения.
В случае выраженных признаков развивающегося депрессивного состояния педагог-психолог (психолог) рекомендует родителю (законному представителю) обучающегося обратиться за консультацией к врачу-психиатру. В случае если врач-психиатр не выявил нарушений психической деятельности, обучающийся исключается из группы ПППВ. При отсутствии положительной динамики или при отрицательной динамике в мониторинге у обучающегося за следующий учебный триместр (четверть, полугодие) педагогу-психологу (психологу) рекомендуется предложить родителю (законному представителю) несовершеннолетнего повторно обратиться в врачу-психиатру за консультацией.
Для образовательной организации, в которой обучаются дети целевой группы, пережившие психотравмирующее событие, рекомендуется применить трехуровневую модель адаптации, структурными компонентами которой являются учебная, социально-психологическая и культурная адаптация.
Учебная адаптация детей осуществляется с помощью включения обучающихся во внутришкольную жизнь, в том числе оказания дополнительной помощи в освоении образовательной программы и др.
Социально-психологическая адаптация обучающегося направлена на повышение качества социального взаимодействия участников образовательных отношений, помощь в установлении обучающимся конструктивных взаимоотношений с одноклассниками (одногруппниками), педагогическими работниками образовательной организации.
На уровне социокультурной адаптации обучающегося рекомендуется привлекать к культурно-просветительским мероприятиям.
Работа по включению обучающегося в культурно-образовательное пространство и благоприятный микросоциум позволят существенно снизить риск развития дезадаптационных тенденций и оказать ему содействие в расширении социальных связей, укреплении чувства значимости и формировании стрессоустойчивости.
В случае необходимости принятия дополнительных социальных мер поддержки рекомендуется направить обучающегося для обращения в органы социальной защиты субъекта Российской Федерации.
VII. Об информировании детей ветеранов
(участников) СВО, членов их семей, педагогических работников
образовательной организации о возможности и ресурсах
получения психологической помощи,
психолого-педагогической поддержки
Предоставление экстренной анонимной кризисной помощи осуществляется по телефону 8 (800) 600-31-14 в круглосуточном режиме. Круглосуточная горячая линия функционирует на базе Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ. Психологическая помощь и поддержка оказываются бесплатно, анонимно, конфиденциально.
Основными задачами сектора экстренного реагирования и психологического консультирования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ являются:
- оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии эмоциональной дезадаптации и испытывающим высокий уровень психологического стресса;
- профилактика состояний эмоциональной дезадаптации;
- развитие устойчивости к стрессу и формирование конструктивных навыков совладания с ним;
- повышение социальной компетентности в проблемных и кризисных жизненных ситуациях;
- развитие способности к саморазвитию и самоопределению;
- профилактика и преодоление отклонений в личностном развитии.
В случае возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений, травли в образовательной среде на фоне предвзятого отношения к особому статусу детей ветеранов (участников) СВО с целью урегулирования отношений можно воспользоваться практикой медиативных технологий.
На базе подведомственного Минпросвещения России ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" организована горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях.
Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (мск) по телефону 8 (800) 222-34-17. Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму обращения на специализированной странице официального сайта ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" https://fcprc.ru.
При организации дополнительных мер поддержки обучающихся и их родителей (законных представителей) семей ветеранов (участников) СВО можно воспользоваться ресурсами государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", созданного Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 232 (далее - Фонд). Маршрутизация сопровождения участников СВО и членов их семей, контакты Фонда и филиалов Фонда размещены на сайте Фонда в сети Интернет и на официальных страницах Фонда в социальных сетях, куда можно обратиться по вопросам в рамках компетенции Фонда, установленной законодательством Российской Федерации.
В помощь педагогам-психологам (психологам), социальным педагогам и другим педагогическим работникам, а также обучающимся и их родителям (законным представителям) из числа семей ветеранов (участников) СВО предоставляются дополнительные онлайн-ресурсы для обращения за психологической помощью (см. таблицу 2).
Таблица 2
Дополнительные ресурсы для обращения
за психологической помощью
Сервисы по оказанию психологической помощи, номер телефона
|
Время работы
|
Целевая аудитория
|
1
|
2
|
3
|
Горячая линия кризисной психологической помощи,
8 (800) 600-31-14
|
Круглосуточно
|
Экстренная психологическая помощь детям, подросткам и их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии
|
Общероссийская горячая линия детского телефона доверия,
8(800) 2000-122
|
Круглосуточно
|
Психологическая помощь несовершеннолетним, а также их родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения
|
Круглосуточная экстренная психологическая помощь МЧС России,
8 (495) 989-50-50
|
Круглосуточно
|
Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии, в том числе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
|
Анонимный телефон доверия ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России,
8 (495) 637-70-70
|
Круглосуточно
|
Психиатрическая помощь
|
Горячая линия по вопросам домашнего насилия,
8 (495) 637-22-20
|
Круглосуточно
|
Психологическая, социальная, юридическая помощь
|
Горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи,
8 (800) 222-55-71
|
Круглосуточно
|
Психологическая помощь студенческой молодежи
|
Горячая линия Российского Красного Креста,
8 (800) 700 44 50
|
Круглосуточно
|
Психологическая помощь семьям мобилизованных и военнослужащих
|
Горячая линия помощи родителям проекта бытьродителем.рф,
8(800) 444-22-32 (доб. 714)
|
С 9.00 до 21.00 (по мск) в будни
|
Психологическая помощь родителям по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения с детьми
|
Чат-бот по оказанию психологической помощи.
Ссылка для входа: https://vk.com/psy_myvmeste
|
С 09:00 до 00:00 (по мск)
|
Сервис по оказанию бесплатной психологической поддержки населению
|