МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО
от 31 марта 2020 г. N 07-2477

О НАПРАВЛЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ ПО АКТУАЛЬНЫМ
ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В рамках реализации Плана мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р <1>, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет разработанные ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" методические рекомендации по развитию деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для использования в работе.

--------------------------------

<1> См. Образование в Документах. - 2017. - N 6. - С. 73 - 88. - Ред.

И.о. директора Департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ

Приложение
к письму Минпросвещения России
от 31.03.2020 N 07-2477

ФГБУ "ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ
ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация

Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 33 Плана мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р, и с учетом результатов мониторинга реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года в субъектах РФ, проведенного ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей".

Методические рекомендации содержат сведения о современном состоянии и тенденциях развития педагогических сообществ, направлениях деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в контексте реализации национальных проектов, реализуемых с участием педагогических сообществ.

Методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования, и образовательных организаций.

Введение

Целью Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р (далее - Концепция), является создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и(или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (Федеральный закон N 120-ФЗ, ст. 2 <1>).

--------------------------------

<1> См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 31, 32. - Ред.

Важнейшую роль в деятельности по разработке, внедрению и продвижении эффективных технологий и методов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышении профессиональных компетенций педагогических работников и развитии информационно-методического обеспечения системы профилактики играют профессиональные педагогические сообщества.

Методические рекомендации содержат сведения о современном состоянии и тенденциях развития педагогических сообществ, актуальных направлениях деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в контексте реализации национальных проектов, реализуемых с участием педагогических сообществ.

Настоящие методические рекомендации направлены на совершенствование и развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях, повышение эффективности профилактической работы с несовершеннолетними.

Методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования, и образовательных организаций.

В настоящих методических рекомендациях использованы следующие ключевые понятия:

Профессиональное сообщество - это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности.

Педагогическое сообщество - это группа людей педагогической профессии, объединенная определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между ее членами.

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Социализация - процесс и результат усвоения человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

1. Краткая информация о современном состоянии и развитии
педагогических сообществ

Современное состояние педагогических сообществ характеризуется появлением новых типов образовательных сообществ, институций и научно-педагогических сообществ с целью поиска эффективных средств и технологий для применения в образовательной среде, развития и поддержки педагогических инициатив, способствует переводу накопленных инноваций в режим постоянно действующих. Формирование педагогических сообществ осуществляется на добровольной основе. Деятельность педагога в качестве члена педагогического объединения (сообщества) обеспечивает продуктивность его индивидуального профессионального развития и профессиональный рост.

Педагогические сообщества можно классифицировать следующим образом (классификация условная):

- по организационно-правовым формам - методические объединения, ассоциации, лаборатории, методические кабинеты, учебные методические объединения, интернет-сообщества и другие);

- по профилю деятельности - на основе отнесения к определенной предметной области или направлению (проблематике) профессиональной деятельности;

- по юридическому статусу - имеющие государственную регистрацию (юридические лица) и функционирующие в соответствии с законодательством без оформления государственной регистрации;

- по территориальной сфере деятельности - всероссийские, международные, региональные, межрегиональные, муниципальные (районные, городские межшкольные методические объединения, местные отделения общероссийских или региональных ассоциаций) методические объединения, внутришкольные (школьные творческие (проектные) группы, клубы, методические объединения и другие);

- по численности - от нескольких участников объединений до сотен и тысяч участников.

В последние годы наиболее активно развиваются педагогические сообщества, деятельность которых строится на основе информационных технологий и сетевого взаимодействия (сетевые педагогические сообщества, интерактивные (виртуальные) методические кабинеты, другое).

В рамках деятельности сетевого педагогического сообщества осуществляется создание единого информационного пространства (профессиональной среды), доступного для каждого члена сообщества, организация профессионального общения и обмена опытом (форумы, чаты, видеоконференции, комментарии и консультации), проводится дистанционное обучение, профессиональные конкурсы, обеспечивается создание методической библиотеки и распространение эффективных практик.

Сетевое взаимодействие - это такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообращения друг к другу в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети другими единицами. Нововведения при сетевой организации распространяются более быстро и носят эволюционный характер, что связано с индивидуальными интересами участников, непрерывным обменом информацией и опытом, и управление происходит не директивно, а конвенционально.

Сетевое взаимодействие осуществляется на основе принципов взаимности, равноправия участников сети, доверия, сетевой культуры, самоорганизации, самоопределения, ответственности и позволяет участникам реализовывать предоставляемые возможности в рамках общего информационного пространства на основе механизмов сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие содержит в себе огромный потенциал для обобщения, систематизации и реализации ресурсов коллективной профессиональной деятельности, дает возможность использовать преимущества сети в повышении эффективности специалистов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Внедрение в современное образование информационно-коммуникационных технологий как необходимого инструмента развития механизмов формирования доступности и открытости образовательной среды, повышения эффективности оценки качества образования и действенности институтов общественно-государственного управления образовательными организациями позволяет расширить возможности распространения позитивных моделей профилактики правонарушений обучающихся, в том числе с привлечением родителей (законных представителей).

Механизм сетевого взаимодействия позволяет открыть свои наработки широкой общественности, ознакомить профессиональное сообщество, родителей (законных представителей) обучающихся с научной и инновационной работой образовательной организации, найти единомышленников, что будет способствовать распространению инноваций и поможет приобщить к практической деятельности широкие круги общественности.

При сетевом взаимодействии особо значимым является создание продуктов как результата деятельности субъектов педагогического сетевого сообщества. Эти продукты могут быть различны по своей форме, содержанию, направленности (проект, программа, пакет методических материалов, образовательный кейс (case-study), тематический сайт и другое).

В качестве критериев оценивания продуктов могут стать такие, как возможность использования продукта самим разработчиком или участниками сетевого взаимодействия, новизна предложенного методического материала (продукта); соответствие требованиям, доказанная эффективность, новые знания и технологии, которые были применены и другое.

Основными факторами, способствующими развитию деятельности сетевых педагогических сообществ, являются:

- актуальная проблематика, совместный поиск и представление новых эффективных решений;

- использование удобных сервисов (популярных, зарекомендовавших себя);

- наличие возможностей для представления и продвижения инициатив, новых методических разработок.

Можно выделить следующие направления совершенствования сетевого взаимодействия педагогических сообществ:

- развитие проектной культуры педагогических работников образовательных организаций в части разработки научно-методических и информационных ресурсов по вопросам разработки образовательных программ внеурочной деятельности обучающихся на основе сетевого взаимодействия педагогов образовательных организаций;

- формирование и постоянное пополнение банка нормативно-правовых, научно-методических (методических) материалов по вопросам сопровождения и поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- представление педагогическими работниками образовательных организаций результатов научно-прикладных проектов в рамках научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов, интернет-конференций и др.) по вопросам профилактики правонарушений развития системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с участием их родителей (законных представителей), в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий;

- организацию стажировок педагогических работников;

- распространение эффективного опыта работы педагогов через публикацию методических материалов, учебных пособий, рекомендаций по вопросу профилактики правонарушений несовершеннолетних, развития системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с участием их родителей (законных представителей), в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.

В качестве примера устойчивой деятельности профессионального сообщества можно привести опыт Всероссийской ассоциации восстановительной медиации (далее - Ассоциация ВМ). Ассоциация ВМ действует более 10 лет, развивает в России идеи и технологии восстановительного правосудия, осуществляя поддержку специалистов, работающих в рамках восстановительного подхода, а также территориальных и школьных служб примирения. Ассоциация объединяет команды специалистов более чем 25 регионов.

Информационным органом Ассоциации ВМ является журнал "Вестник восстановительной юстиции", входящий в РИНЦ. Ассоциация ВМ с 2009 года ежегодно проводит Мониторинг деятельности школьных и территориальных служб примирения, включающий количественные данные, качественные данные (в том числе описание кейсов), обратную связь от участников и описания организационных моделей служб примирения (данные по годам представлены по ссылке www.8-926-145-87-01.ru/метод/мониторинг-и-исследования).

Ежегодно Ассоциация ВМ проводит семинар по традиционным практикам примирения, семинар по анализу кейсов, ежегодную конференцию по восстановительному правосудию и службам примирения и другие мероприятия. Ассоциация помогает участникам и региональным командам самоопределяться в рамках восстановительного подхода в уголовной, социальной и образовательной сфере, развивать свои проекты и направления деятельности, организовывать взаимодействие с государственными органами (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних, региональные органы образования и другие) в формате региональных алгоритмов работы.

2. Актуальные вопросы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, решаемые с участием
педагогических сообществ

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ).

В Концепции выделяется три этапа предупреждения правонарушений несовершеннолетних в зависимости от момента начала мер осуществления профилактического воздействия:

- раннее предупреждение правонарушений;

- непосредственное предупреждение правонарушений;

- предупреждение рецидива.

При этом важнейшую роль в профилактической работе играет раннее предупреждение, так как оно предполагает создание социальной ситуации развития несовершеннолетнего в направлении нормы, социально-психологического заслона на пути к отрицательным импульсам и устремлениям в его поведении, совершения им правонарушений.

Профилактическая работа должна способствовать повышению уровня жизни, формированию окружения, которое обеспечивает развитие нравственных ценностей, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию несовершеннолетних.

Развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних тесно связано с задачами, решаемыми в соответствии с федеральными стратегическими документами.

Значимость развития системы профилактики безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), в том числе повторной, отражена в национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации.

Приоритетными направлениями в работе с детьми и подростками в рамках национальных проектов являются:

- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;

- внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей;

- продвижение традиционных семейных ценностей;

- снижение влияния бедности семей на детей, содействие сокращению воспроизведения детского неблагополучия;

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);

- формирование здорового образа жизни, преодоление жизненных ограничений, асоциального поведения, детских суицидов и других причин потери детского населения.

Ряд из перечисленных направлений имеет непосредственное отношение к деятельности образовательных организаций и акцентируют внимание на наиболее сущностных моментах построения содержания учебно-воспитательного процесса.

Практика показывает, что профилактическая деятельность в образовательных организациях в большей мере направлена на детей и подростков, которые уже вступали в конфликт с законом, которые уже состоят на различных видах учета, или по решению суда обучаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого/открытого типа или отбыли (отбывают) наказание в местах лишения свободы.

С точки зрения профилактической деятельности, педагоги уделяют внимание, в основном, так называемым "трудным" подросткам или детям, находящимся в социально опасном положении.

Между тем выделение категории детей с трудностями в социальной адаптации (иначе дезадаптированных) является очень сложной задачей, поскольку критерии их определения в научной среде неоднозначны. Более того, грань между "трудными" и "обычными" подростками постепенно становится все более условной.

Поскольку образовательные организации являются одним из важнейших социальных институтов воспитания детей и молодежи, необходимо создание и развитие в них образовательной (воспитывающей) среды, предполагающей:

- разработку и реализацию программы развития воспитательной компоненты в образовательной организации на основе требований федеральных государственных стандартов;

- активное вовлечение детей в культурную и общественную жизнь;

- поиск и применение эффективных средств и способов разрешения различных конфликтов, возникающих в образовательной среде;

- внедрение технологий и практик на основе восстановительного подхода;

- обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ, создание условий в образовательных организациях для работы творческих объединений по интересам для несовершеннолетних, в том числе учащихся с трудностями в социальной адаптации;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- осуществление мер по профилактике употребления наркотических веществ, профилактике деструктивного (саморазрушающего) поведения и другое.

3. Направления деятельности педагогических сообществ
по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и механизмы поддержки

В качестве перспективных направлений деятельности профильных педагогических сообществ (с учетом особенностей их создания и функционирования) в части развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно выделить следующие:

- определение методологических основ развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом текущей ситуации, актуальных задач, действующих концепций и нормативных документов;

- анализ и определение проблематики, дефицитов, ресурсов и информационно-методического обеспечения профилактической деятельности непосредственно в образовательных организациях, а также на различных уровнях профилактики (в том числе формирование запроса на обучение специалистов; разработка программ обучения);

- развитие профессиональных коммуникаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- разработка и реализация эффективных моделей взаимодействия, в том числе межведомственного в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- развитие социального проектирования и оценки результатов проектной деятельности, в том числе в части определения наиболее эффективных профилактических программ и технологий;

- создание информационно-методических баз (библиотек, банков данных, реестры практик и технологий, информационно-образовательных ресурсов), включающих наиболее востребованные педагогическими работниками материалы и разработки в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- участие в междисциплинарных научных проектах, научных исследованиях с участием субъектов профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних.

При этом важнейшими механизмами поддержки развития деятельности профессиональных педагогических сообществ являются:

- организация научно-методического, экспертного и образовательного сопровождения педагогических сообществ (осуществляют ресурсные центры, стажировочные площадки, экспериментально-методические площадки, опорные площадки (специально созданные или действующие, наделенные соответствующим функционалом);

- поддержка совместных проектов педагогических сообществ и других организаций (междисциплинарные проекты);

- поддержка межведомственных объединений специалистов образования и представителей других структур системы профилактики (например, в формате научно-методических и исследовательских коллективов, в процессе взаимодействия с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в рамках реализации мероприятий и программ профилактики муниципального и регионального уровня);

- создание (совершенствование) информационных ресурсов (порталов, сайтов) для аккумулирования и распространения перспективных практик, оказания информационной, методической и иной поддержки педагогическим сообществам.